, 24 Мая
Новости
Подробно


«Мы по-хорошему завидуем Челнам, но, объективно, они быстрее пришли к этому из-за проблем»

24.10.2016, 18:41

«Мы хотим знать весь местный бизнес в лицо» – эти слова экс-чиновника исполкома Челнов и нового замруководителя исполкома Нижнекамска стали, пожалуй, определяющими в сегодняшней встрече власти и бизнеса в соседнем Нижнекамске. Поводом собраться для предпринимателей стали сразу два значимых события – встреча с министром промышленности и торговли РТ Альбертом Каримовым в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор» и первое выездное совещание Совета по предпринимательству при президенте РТ. Чиновники выслушали сегодня массу вопросов от представителей бизнеса. А с ними и корреспондент Chelny-biz.ru, который узнал, зачем республике еще один бизнес-омбудсмен, кто построит заправки для электромобилей «КАМАЗа», и почему дальнобойщики стараются объезжать Татарстан стороной.

«НА 80% ТЕМАТИКА ВСТРЕЧ СОВПАДАЕТ, ПОТОМУ ЧТО ЕСТЬ ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ, ВОПРОСЫ И ИНТЕРЕСЫ»

Встреча с бизнес-сообществом прошла в Доме народного творчества Нижнекамска. Стулья расположили прямо в холле на первом этаже, при входе. И хотя свободных мест осталось мало, оказалось, что многие иногородние предприниматели не смогли приехать из-за плохой погоды, которая спровоцировала не одну аварию на дорогах. Поэтому здесь сконцентрировался в основном местный бизнес.

Второй визит делегации бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова с проектом «Бизнес и власть» в Нижнекамск, как он сам пояснил в начале встречи, был организован «по многочисленным заявкам». Первый «Откровенный разговор» здесь, напомним, был с министром экономики РТ Артемом Здуновым. Теперь приехал министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов, для которого эта встреча также стала второй в рамках проекта (первая была в Казани). Он заранее примерно представлял себе круг вопросов, которые волнуют бизнес республики, о чем признался журналистам.

– На 80% тематика встреч совпадает, потому что есть общие проблемы, общие вопросы и общие интересы, которые касаются всего бизнеса. Взаимодействие малого бизнеса и крупного бизнеса, участие в государственных закупках и меры господдержки – вот тройка основных вопросов, – рассказал Каримов.

«МЕНЯ ПОВЕСЕЛИЛО ВАШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОТДЕЛЬНО ОМБУДСМЕНА ПО ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ТОВАРАМ СОЗДАТЬ, ОТДЕЛЬНО – ПО ИМПОРТНЫМ…»

Не прибегая к длинным вступлениям, Нагуманов и Каримов перешли к вопросам, чтобы успеть как можно больше. Основная их часть, как и предрекал министр, была связана с господдержкой. В частности, в импортозамещении.

– Несмотря на стратегический курс развития Российской Федерации по импортозамещению, многие компании закладывают в проекты импортное оборудование, – описал проблему Вадим Шурупов, руководитель компании «Теплолюкс-Нижнекамск».Например, «ТАНЕКО» и «ТАИФ». Мы с ними встречались, и они провели замену оборудования на российское. Но на объектах Министерства промышленности продолжают закладывать импортное оборудование. Как можно стимулировать их заменить его?

– Здесь вопрос делится на два блока: импортозамещение в государственных закупках и в закупках крупных компаний. Если говорить о поставках по государственным заявкам, то буквально в течение последнего месяца вышло постановление РФ, которое дает преференцию в 15% отечественным производителям перед импортными, – поделился хорошими новостями Каримов. – То есть если поступают две одинаковые заявки от российского производителя и от иностранного, то заявка зарубежного автоматически считается на 15% дороже. Это постановление пока на стадии внедрения. Кроме того, для ряда отраслей есть порядок «третий лишний» – если есть два российских производителя, они конкурируют уже между собой.

По закупкам крупных корпораций – надо постоянно системно общаться с ними напрямую. Но нужно иметь в виду один нюанс – если компания, которая реализует контракт – иностранная, она включают в свои требования иностранные комплектующие.

– Мы так и не отрегулировали до конца норматив, чтобы в проект закладывали изначально наши, российские, решения, – признал проблему Нагуманов. – Для этого нужна более эффективная коммуникация. Мы с этим постоянно сталкиваемся. Не хватает площадки коммуникации крупного бизнеса со средним и малым бизнесом.

Тему подхватил Константин Антонов, гендиректор компании «ДорХан-Казань»:

– Мы производим автоматические ворота. Часто сталкиваемся с тем, что на объектах с государственным финансированием лица, принимающие решение, выбирают аналогичную продукцию европейских производителей, не смотря на высокую цену и отсутствие сервисной базы. Эту тему не пробить. Предложение такое – нужен омбудсмен, который будет защищать отечественных производителей, отстаивать интересы, – высказался предприниматель, вызвав улыбку на лице Нагуманова.

– Омбудсмен у нас уже есть, и он достаточно эффективно работает, – ответил Альберт Каримов, вызвав сдержанный смех в зале. – Но этот вопрос может стать одной из тем для рабочей группы в рамках Совета по предпринимательству при президенте. Кстати, от вас был вопрос по поставкам на «КАМАЗ» для нового строящегося завода. Я проверил, заказчиком работ является немецкая компания Daimler, финансирование – немецкое. Пока они настаивают на том, чтобы сохранить своих проверенных поставщиков.

– Меня повеселило ваше предложение, Константин Владимирович, – признался уполномоченный по правам предпринимателей, обратившись к Антонову. – Можно отдельно омбудсмена по отечественным товарам создать, отдельно – по импортным… Это уж так, юмор. На самом деле вопрос есть. Нужно защищать права местных производителей, безусловно. Нужно ваше активное участие. Приглашаем вас стать инициатором проектной группы и принять участие в работе Совета.

«МЫ РАЗРАБАТЫВАЕМ СЕЛЬХОЗБЕСПИЛОТНИК. НО ЭТО НИКОМУ НЕ НУЖНО»

Айрат Гараев, директор компании «Техкомплект» (Азнакаево) поднял тему развития нового бизнеса – компания не прочь взяться за строительство инфраструктуры для электоромобилей в республике.

– Есть ли какие-то решения в Татарстане, направленные на развитие электромобилей? Нужна инфраструктура… – начал издалека предприниматель.

– Сегодня работа ведется. «КАМАЗ» разрабатывает автобусы на электрическом двигателе. В настоящее время решается вопрос о создании полигона для их испытания в рамках двух проектов – в Сколково и в Инноплисе. Кроме того, развивается инфраструктура электрических заправок. Одну из первых компания «Татнефть» поставила на территории испытательного полигона технополиса «Химград». Дальше эта сеть, я думаю, будет расширяться. Минский автомобильный завод также разрабатывает автобусы на электрической тяге. Это будущее, мы от этого никуда не уйдем, – описал ситуацию министр.

– Есть ли какой-то план по развитию инфраструктуры? Мы хотели бы этим заниматься. К кому мы можем обратиться? Должна быть программа, какая сеть должна быть, где установлены, – настойчиво продолжил Гараев.

– Этим будем заниматься мы совместно с «КАМАЗом». Предоставьте свои материалы, мы обязательно будем их использовать, – пообещал Каримов. – Естественно, с вашим участием.

Проблемами бизнеса будущего поделился и Андрей Болтакс, руководитель НПО «СтартПласт» (Набережные Челны):

– Мы занимаемся композитными материалами – высокопрочный пластик, который заменяет металл. Инновационная продукция, которую мы выпускаем, почему-то не востребована в Татарстане. Мы в машиностроительной отрасли заменяем бронзовые элементы пластмассовыми, уже работаем с итальянцами, а на наш рынок выйти не можем. Необходимо стимулировать потребителей, которые получают государственные субсидии, чтобы они развивались в инновационном ключе. Производители сельхозтехники например, не хотят внедрять новое. Они как делали раньше, так и делают. Мы разрабатываем сельхозбеспилотник. Но и это никому не нужно.

– Это общий вопрос, который касается всех инновационных разработок. Любая новинка в своем жизненном цикле проходит через этот этап – когда про нее никто не знает, и никому это не интересно. Единицы из тысяч инновационных идей выстреливают мгновенно и показывают результат, – констатировал Альберт Каримов.

– Государство не может взять на себя функцию стимулирования использования инноваций. Это сам рынок должен регулировать, – поддержал Тимур Нагуманов. – Есть предложение начать работу проектной группы Совета по предпринимательству по этой тематике.

«ЭТО ЗАДАЧА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ – НАХОДИТЬ РЫНКИ СБЫТА, ДОГОВАРИВАТЬСЯ, УЗНАВАТЬ, МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОВОДИТЬ…»

Не порадовали чиновники ответом и предпринимателя Салавата Гизатуллина, руководителя КИП «Сервис» (Нижнекамск).

– Мы производим весовое оборудование. Как бы встретиться с руководителями больших предприятий, чтобы узнать, есть ли у них потребность в нашей продукции? – спросил он.

– Это задача предпринимателя – находить рынки сбыта, договариваться, узнавать, маркетинговые исследования проводить… Государственный орган может создать площадку для обсуждения, а остальное зависит от ваших коммерческих директоров и агентов. Крупные компании проводят дни «дня поставщика». Отслеживайте эту информацию, – посоветовал Каримов. – Плюс крупные предприятия проводят закупки в электронном виде – тоже надо отслеживать.

– Когда вы ставите вопрос таким образом, он не имеет решения. «А нельзя ли организовать встречу?...». Нельзя, – отрезал Нагуманов. – Не будут встречаться руководители крупных компаний просто так ради того, чтобы обменяться информацией, что есть, и чего нет. У их коммерческих служб есть стандартные методы работы.

«ХОТИМ ЗНАТЬ БИЗНЕС НИЖНЕКАМСКОГО РАЙОНА В ЛИЦО, ЧТОБЫ МОГЛИ ВАС ПОДДЕРЖАТЬ»

Встреча с Альбертом Каримовым плавно перетекла во встречу с мэром Нижнекамска Айдаром Метшиным и представителем прокуратуры РТ – Ратмиром Шайдуллиным, руководителем управления по надзору за исполнением федерального законодательства. Состав предпринимателей на встрече практически не изменился, и сложно было почувствовать разницу между двумя разными мероприятиями.

Новоиспеченный замруководителя исполкома Нижнекамска Радмир Белеяв рассказал о том, чем займется в ближайшее время, как всколыхнет местный бизнес. В скором времени будет создан промпарк «Нижнекамск» (уже имеются три потенциальных резидента). В функционирующем индустриальном парке «Камские Поляны» (250 га) работает один резидент, есть еще кандидаты. Шесть заявок – потенциальных резидентов ТОСЭР – находятся на рассмотрении. А уже в эту пятницу откроется центр по поддержке и развитию предпринимательства в районе.

– В России действует огромное количество программ, главное – правильно готовить документы и вовремя подавать заявки. Мы хотим, чтобы мы знали весь бизнес Нижнекамского муниципального района в лицо, чтобы мы владели информацией и могли вас поддержать, – отметил Беляев в ходе своего первого выступления перед нижнекамским бизнес-сообществом.

«ГОВОРЯТ, ЧЕРЕЗ НАШУ РЕСПУБЛИКУ ВОЗИТЬ ДОРОЖЕ. МОСКОВСКИЕ КОМПАНИИ СТАРАЮТСЯ ОБЪЕЗЖАТЬ ТАТАРСТАН…»

Возобновилась череда волнующих предпринимателей вопросов. Как оказалось, одной из наболевших тем для бизнеса стал весовой контроль.

– К нам приехал груз. При въезде в республику показал перевес – 400 килограммов, суть вопроса – 1400 рублей. Но кассы нет, она в Набережных Челнах. Машину отвезли в Мензелинск, поставили на штраф-стоянку, водитель добрался до Челнов. Касса закрыта, пятница, – рассказал свою историю Василь Шайдуллин, гендиректор челнинской инженерно-производственной фирмы «Краст». – Что будет человек делать три дня в Челнах, где жить, как добираться обратно? В понедельник водитель оплачивает, получает разрешение на автомобиль, едет в Мензелинск. В результате – три дня штраф-стоянки, 14 тысяч убытка. Что за беспредел? У меня есть два предложения. Первое – перенести кассу в Казань или в Москву и сделать так, чтобы она работала один день в неделю, тогда вы народу соберете больше, – саркастично высказался предприниматель, вызвав смех и аплодисменты в зале. – Либо на каждый весовой контроль установить кассу.

– Мы занимаемся этой темой. К сожалению, ситуация не простая. Я считаю, что это категорически неправильно, – поддержал Нагуманов. – Но грубого нарушения федерального закона в этом случае, как ни странно, нет. Мы с ГИБДД отрабатывали эту тему. Есть проект решения, но пока до конкретики дойти не удалось. В республике закуплены весы высокого качества, чтобы избежать ошибок. Но факт в том, что большинство перевозчиков говорят: «По всей России ездим, везде все нормально. К вам заезжаем – сразу перевес». Говорят, через нашу республику возить дороже. Московские компании, когда везут груз на Урал, стараются объезжать Татарстан…

– В любом случае, вы можете подать иск о взыскании убытков, – посоветовал бизнесмену Ратмир Шайдуллин. – Если вы считаете, что действие или бездействие органа государственной власти вам причинило ущерб, вы можете смело подавать и взыскивать все свои убытки. Я думаю, это ускорит решение вопроса. Когда такие заявления будут поступать, руководство этих учреждений задумается о том, что нужно усовершенствовать работу.

«МЫ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛНОВ ВИДИМ, НАСКОЛЬКО ЭФФЕКТИВНО ПОЛУЧЕНИЕ ЭТОГО СТАТУСА ДАЖЕ НА СТАРТЕ»

Естественно, на встрече в Нижнекамске прозвучал вопрос о создании здесь ТОР.

– Какая работа проводится, когда ожидать каких-то результатов? – поинтересовался заместитель генерального директора «Нижнекамскнефтехим» Игорь Ларионов.

– Для нас для всех это важная возможность, новый импульс развития предпринимательства, привлечение инвестиций на нашу территорию. Сейчас мы активно занимаемся подготовкой документации на заявку, и буквально до конца месяца сформируем ее и защитим в Минэкономики РТ, а затем – в Правительстве РФ, – рассказал Айдар Метшин. – В заявку пока входят шесть проектов потенциальных резидентов. Мы на примере Набережных Челнов видим, насколько эффективно получение этого статуса даже на старте. Мы в этом заинтересованы и делаем все, чтобы создать условия для мощного продвижения малого и среднего бизнеса. Мы по-хорошему завидуем Набережным Челнам и другим территориям, которые имеют больший объем МСБ в структуре экономики. Но если объективно, надо сказать, что те же Набережные Челны быстрее пришли к этому от проблем. У нас наличие больших диверсифицированных предприятий создало благоприятный климат, в котором мы не так активно этим занимались. Сейчас условия и возможности, которые возникли, обязывают нас двигаться в этом направлении.

Анна Перебаскина

Видео