, 6 Июля
Новости
Подробно


Воспитание культуры

22.05.2014, 09:55

По роду своей деятельности мне приходилось встречаться с различными группами людей и говорить с ними о культуре. Традиционно задаю аудитории вопрос «Считаете ли себя культурными людьми?» и обязательно спрашиваю «Хотите ли вы, чтобы ваши дети были культурными людьми?». Первый вопрос задаю в начале беседы и в конце. Второй вопрос необходимости повторять нет, результату опроса позавидовала бы любая партия, редкие 100 %.

То есть, мы все хотим иметь культурных людей в лице своих детишек. А как воспитать культурного человека? Давайте попробуем поразмышлять. Так как понятие культуры очень обширно, то давайте уточним, что именно мы хотим видеть. Вежливость? Знание этикета? В принципе, в какой-то степени это осуществимо: можно ввести предмет этикета в детских садах, школах и необходимые знания передать. Будут ли соблюдать – это другой вопрос, но передать можно. Мы столкнемся с определенным сопротивлением со стороны управления образования, нет, не потому что они враги культуры как таковой, в целом, может, они и «за», но система обычно сопротивляется любым нововведениям, даже не столь важно каким, система устаканена и любит работать всегда по привычной схеме. За культуру с них не спрашивают, обычно спрашивают за ЕГЭ, вот они и натаскают всех на сдачу экзамена, замечательно, если кто-то в процессе случайно получит и знания. А культура? О нет, это что-то гипотетическое и аморфное, пусть семья этим занимается.

Вот мы и коснулись впервые и семьи. Может ли семья воспитать культуру в человеке? Еще как может. Вспоминается документальный фильм «Подстрочник» (не удержусь, выражу огромную симпатию этому фильму), кажется, именно в нем у героини спросили, как им удалось воспитать таких интеллигентных детей. На что героиня призналась, что вовсе не занималась воспитанием как неким процессом, дети просто видели, как ведут себя родители и стремились вести себя также. Чувствуете к чему я клоню? Вот она – это огромная проблема: воспитать культурного ребенка может только культурный родитель. Глупо выглядят нравоучения родителя о вреде курения или вреде пива, если родитель при этом пьет или курит. Но ведь родитель – это уже взрослый, сформированный человек, как ты его перевоспитаешь. Да и семья – это достаточно закрытая ячейка общества, как туда проникнешь? Получается даже некий замкнутый круг: недостаточно культурные родители не воспитают достаточно культурных детей.

Культура - это в современном обществе некая второстепенная ценность. Приоритеты: здоровье, материальное благополучие, карьерный рост, семья. Родители, вероятно, и хотят культурных детей, но как-то так, не надрываясь, в конце списка. Сама область культуры, если брать как сферу деятельности, малопрестижна, денег мало, статуса нет. Моя мама до сих пор категорически против моих культурных трудодней, искренне считает, что на свете есть только три профессии: юрист, врач и бухгалтер, ну разве что еще есть работа «большой начальник». Ну обо мне конкретно не столь интересно, там-то как раз все было больше не «благодаря», а «вопреки», поэтому вернусь к общим рассуждениям.

Многие уже знают, что в числе моих образований есть и психологическое, поэтому затрону вскользь и область психологии. Если верить гуманитарным психологам (есть такое целое направление в психологии), то человек рождается «чистым», даже добрым, можно так сказать. Всю гадость, которая потом у него проявляется в жизни, он набирает из самой этой жизни: от родителей, среды, телевидения. Вот, коснулись пропаганды. В противовес не самой благополучной среде, существуют и явления некого контр-влияния для детей: мультфильмы, где добро побеждает зло, детские театры, кинофильмы, книжки и так далее. Их сейчас гораздо меньше чем раньше, но они есть. С мультфильмами проще благодаря телевидению, а в театр ребенка еще надо отвести, с ним вместе посидеть и обязательно потом поговорить. Культура требует терпения, не всегда оно есть и непросто иногда ребенку объяснять, почему в мультиках добро побеждает зло, а в жизни не всегда. У нас родители часто очень занятые, зарабатывают деньги и благополучие детей видят в их обеспечении игрушками, одеждами и прочими благами. Есть и разведенные родители. Что делает такой приходящий папа? Дарит игрушки, сводит на карусель и отбывает, вот он – хороший папа (про тех, кто совсем не приходит, совсем и умолчу).

Как-то довелось мне побеседовать с девушкой-убийцей. 18 лет, вполне симпатичная, родители все давали. Спрашиваю: «Что в жизни не хватало?» Признается, что не хватало внимания. Кстати, переизбыток внимания тоже грозит своими последствиями: инфантилизм, эгоизм…

Что нам делать с культурой? Надо ли что-то делать или все само потом срастется? Вытянем ли мы на мультиках? Индустрия мультипликации и детского кино переживает не лучшие времена. Что делать с недостаточно культурными родителями? С учителями, которые уже не в состоянии нести культуру (есть, есть еще хорошие учителя, я о системе в целом). Что нам делать?

Максим Федоров как-то поделился со мной идеей, мол, давайте сделаем школу, где будут работать только молодые учителя, которых еще не сожрала система. Давайте попробуем.

И давайте введем этикет в школах и садах. Пусть управление образования сопротивляется, а мы тихо-тихо продавим. На культуру, пусть и не в гигантской степени, но это повлияет.

Какие еще предложения?

Только, пожалуйста, реалистичные, которые мы сможем сделать, пусть не масштабные, но сможем. Не нужно писать кто виноват. Лучше писать что делать.