Новости
Подробно


«Объемы поставок на Украину столь незначительны, что даже называть их нет смысла»

20.03.2014, 16:31

Объемы внешнеэкономического оборота между челнинскими предприятиями и компаниями из Украины в последние месяцы значительно снизился. О конкретных цифрах пока говорить рано, но то, что имеет место значительное «ослабление» татарстанско-украинских связей – несомненно, сообщили Порталу Предпринимателей в Торгово-промышленной палате г. Набережные Челны и региона «Закамье». Основная причина – напряженные российско-украинские отношения, установившиеся в последние несколько месяцев, и в частности – инцидент с захватом 43 челнинских КАМАЗов бойцами Евромайдана на Украине. Мнения представителей предпринимательского сообщества Челнов, с которыми удалось поговорить нашему Порталу, разделились: «пищевики» и ритейлеры нисколько не обеспокоены обстановкой на Украине, в то время как участники отрасли машиностроения и автозапчастей всерьез опасаются, что политическая ситуация не лучшим образом скажется на их бизнесе.

«ЛЮДИ НАПРЯЖЕНЫ И НАПУГАНЫ, НО РАБОТА ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ «КАМАЗ» ПРОДОЛЖАЕТСЯ»

По словам генерального директора ТПП г. Набережные Челны и региона «Закамье» Юрия Петрушина, несмотря на сложную обстановку в соседнем государстве, челнинский бизнес вряд ли откажется от украинского рынка. Говорить о приостановке поставок со стороны обеих сторон нельзя, но то, что появились определенные проблемы на границе и участившиеся задержки – это факт.

- Активисты «Правого сектора», которые захватили КАМАЗы, своими действиями нарушили все договорные обязательства «КАМАЗа», - говорит Юрий Петрушин. – Тем самым они поставили в сложное положение как челнинское предприятие, так и казахстанские структуры, которые должны были получить автомобили. Более того, последствием стало заметное снижение товарооборота между Закамским регионом Татарстана и Украиной по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Если говорить в целом по Татарстану, то в 2013 году Украина вошла в тройку ведущих торговых партнеров республики при экспорте – удельный вес товаров составил 8,61% от общего внешнеторгового оборота в зоне деятельности татарстанской таможни. При импорте – Украина заняла 11 строчку с удельным весом 4,3%. Преобладающими товарами в экспорте являлись пластмассы, резина и изделия из них, при импорте – механические устройства и их части.

По данным ТПП, основные отрасли, в которых происходит активный товарооборот между Челнами и городами Украины, – это машиностроение, пищевая промышленность и сервисные услуги. В этом ряду самый большой кусок пирога принадлежит рынку производства автомобилей «КАМАЗ» и автозапчастей к ним. Челнинский автогигант сейчас в полной мере ощущает на себе влияние политической напряженности между Россией и Украиной. Захват 43 КАМАЗов активистами «Правого сектора», произошедший в минувшее воскресенье, а также их заявление о передаче автомобилей национальной гвардии стали серьезным потрясением для топ-менеджмента завода и сотрудников Торговой компании «КАМАЗ» в городе Чернигов.

- Работа наших сотрудников в городе Чернигов продолжается, насколько это возможно в таких напряженных условиях, - сообщил Порталу Предпринимателей директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев. – Конечно, люди напряжены и напуганы, но работа торговой компании продолжается, и вопрос о приостановке деятельности мы даже не обсуждаем. Сейчас мы всеми силами пытаемся решить вопрос с захваченными автомобилями. Наши запросы в МИД России и Казахстана пока остаются без ответа. А что касается высшего руководства Татарстана, которое первым узнало о нашей проблеме, то помощь с его стороны оказывается очень серьезная.

По словам Афанасьева, основную часть бизнеса «КАМАЗа» на Украине составляет производство и поставка запасных частей. В этом направлении никаких сложностей пока не наблюдается. Стоит сказать, что автозапчасти являются одним из основных рынков челнинско-украинского взаимодействия, его представители бдительно следят за происходящим в соседнем государстве и опасаются последствий для своего бизнеса. К примеру, компания «АСП Мастер», будучи единственным официальным дистрибьютором в России крупнейшего украинского производителя автокомпонентов, уже долгие годы импортирует его продукцию и поставляет ее отечественным предприятиям. Ситуация на Украине заставила понервничать челнинских предпринимателей.

- Мы принимаем со своей стороны меры для обеспечения безопасности наших грузов, - говорит директор компании «АСП Мастер» Наталья Набиева. - Поставки мы осуществляем каждые две недели – наша компания является эксклюзивным дистрибьютором в России Публичного акционерного общества «Полтавский автоагрегатный завод». С начала марта у нас пока без проблем доезжали машины и с Западной и с Восточной Украины.

«ЕСЛИ ПРОИЗОЙДЕТ ЗАДЕРЖКА ПОСТАВОК ИЗ УКРАИНЫ, ЭТУ НИШУ ЗАЙМУТ ДРУГИЕ КОМПАНИИ»

В отличие от машиностроительной отрасли представители торговли и пищевой промышленности Челнов международные политические потрясения не беспокоят. По крайней мере, они не переживают, что это каким-то образом повлияет на финансовые показатели компаний. В качестве примера можно привести кондитерскую фабрику «Акульчев», которая на данный момент является самым первым предприятием в России по производству венских вафель. Компания имеет официальных дистрибьюторов в России, Казахстане, Прибалтике, Белоруссии и Украине. Будучи самым крупным производителем мягких вафель в стране, в «Акульчеве» совсем не переживают о снижении объемов реализации продукции.

- Да, мы работаем с Украиной, в частности с Киевом, - говорит владелец фабрики Сергей Акульчев. - Но могу сказать, что на данный момент ситуация в этой стране на нас никак не влияет. На наш взгляд, сейчас ничто не может угрожать нашему сотрудничеству, о возможных рисках и потерях мы даже не задумываемся. Считаем, что пока все это не имеет под собой оснований. Кроме того, объемы поставок на Украину столь незначительны, что даже называть их не вижу смысла.

Похожего мнения придерживаются и ритейлеры. Представители торговых сетей считают, что в большей степени возможные задержки продукции коснутся тех компаний, которые активно работают с Украиной, однако эти проблемы не должны дать сбои в работе магазинов. На данный момент конкуренция на российскойм рынке поставок товаров и продуктов достаточно высокая, и можно с легкостью заменить украинского поставщика на другой, предлагающий аналогичный товар.

- Наша компания не испытывает беспокойства по поводу возможных затруднений с пересечением украино-российской границы, - рассказывает руководитель сети магазинов «ВПРОК» Дмитрий Калачев. - В нашем ассортименте доля товаров украинского производства составляет чуть более 1%. Если произойдет задержка поставок продукции из Украины, то эту нишу быстро займут другие компании, поскольку в сфере производства косметической продукции, бытовой химии и товаров для дома очень высокая конкуренция. Так что, я уверен, что наша сеть не пострадает.

Отметим, что, несмотря на все домыслы и опасения, которые ходят в предпринимательской среде, в Торгово-промышленных палатах и Челнов и Татарстана утверждают, что ни один из местных бизнесменов не изъявил желания уйти с украинского рынка. В ТПП считают, что экономические связи необходимо сохранить любыми способами, ведь Украина за долгие годы сотрудничества зарекомендовала себя как надежный и лояльный партнер.

- Терпение и время – вот единственные выходы из сложившейся ситуации, - говорит глава ТПП Челнов и региона «Закамье» Юрий Петрушин. – Больше ничего не поможет.

Портал Предпринимателей 

Комментарии
20.03.2014, 17:10

как всегда наши пищевики и Впрок не уязвимы. помните кризис 2008? мыло ведь никто не перестал покупать.
20.03.2014, 17:15

украина хороший рынок для наших запчастников. но это еще полбеды. если немцы перестанут возить и продавать здесь свои фольксвагены и бмв, вот тогда будет печально для некоторых. понятно что немцам хуже, но тем не менее
20.03.2014, 17:15

"Правый сектор" совсем не правый
20.03.2014, 17:16

читатель

а Акульчеву совсем по барабану на Украину. у него есть Х5. вот главное чтобы там войны не было.
20.03.2014, 17:29

и без них проживем
21.03.2014, 07:00

Когда уже закончится этот беспредел с камазами? Почему молчит МИД России? Такое ощущение, что всем наплевать..
21.03.2014, 11:12

читатель

поддерживаю. очень странна ситуация. официальные лица молчат. вот Афанасьев говрит, что правительство ТАтарстана что то там решает. а что именно? почему молчите?
21.03.2014, 20:12

Запчастники из АСП мастер говорят, что предпринимают меры, чтобы обезопасить грузы.интересно что это за меры? Коллеги поделитесь секретом))
24.03.2014, 15:55

все хорошо. не нагнетайте