Игроки цветочного рынка в Набережных Челнах сейчас работают в поте лица: до 8 марта, к которому бизнесмены готовятся еще с самой осени, остались считанные часы. За красочной картинкой скрывается совсем не глянцевый труд (зачастую женский) и глубокие проблемы отрасли, которые ежедневно преодолевают игроки. Сейчас «нежный» бизнес справляется с последствиями санкционного кризиса и объясняет, как ограничения поставок российского газа сказывается на делах в Челнах. Цветочники работают с тем, что есть на руках – из-за специфичности рынка доверять можно только проверенным поставщикам. Можно, конечно, растить своих собственных в пределах Татарстана. На этот счет предприниматели рассуждают по-разному: взращивать теплицы в регионе пока нерентабельно, но вполне возможно, что они могут появиться уже в обозримом будущем. Вероятно, что некоторые – руками и капиталом челнинских бизнесменов.
В преддверии 8 марта Chelny-biz.ru поговорил с тремя игроками городской бизнес-оранжереи: самым масштабным, самым люксовым и самым «зеленым». О сложностях в отрасли, поставщиках, проблемах, которые остаются в самом центре «луковицы» бизнеса, и о том, почему с цветами не работают математические формулы – в материале.
ЛИЛИЯ ГАРАЕВА, «ЦВЕТОЧНЫЙ ВАЛЬС»
«ПОМНИТЕ ПЕСНЮ ПРО МИЛЛИОН АЛЫХ РОЗ? СТОЛЬКО СТЕБЛЕЙ ПОМЕЩАЕТСЯ В БОИНГ-747. ЕСЛИ РАНЬШЕ СНЯТЬ БОРТ ВЫХОДИЛО 700-800 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ, ТО СЕЙЧАС 1,5 МЛН!»
«Цветочный вальс» - проект известной в Набережных Челнах семьи Гараевых. Открылся больше 15 лет назад и стал одним из первых магазинов в городе, который предложил рынку luxury-флористику. Гараевы занимаются поставками цветов, флористикой разных направлений, цветочным сопровождением мероприятий. Среди клиентов – челнинский бомонд, известные компании Челнов и Татарстана. Сеть оформляет крупнейшие городские, корпоративные и частные торжества. У «Цветочного вальса» три площадки в городе, одна из самых посещаемых –на остановке Центр. Пару лет назад салон открылся в Казани, развитием проекта в столице занимается Алина Гараева.
Ранее Лилия Гараева, владелица салона, делилась с Chelny-biz.ru опасениями на счет недопоставки цветов из Голландии. Предприниматели переживали, что в связи с санкциями и геополитической обстановкой будут проблемы с зарубежными производителями. Речь шла о пересмотре поставщиков и импортозамещении тюльпанов, ирисов и нарциссов.
- К счастью, все удалось решить. Сейчас основная проблема – стоимость цветка. Здесь три причины: удорожание логистики, рост валюты и закупочных цен. Из-за введенных санкций ограничились поставки газа и энергоносителей в Европу. В частности, в Голландию, которая в первую очередь славится своими огромными цветочными биржами. Очень многие голландские теплицы просто перестали существовать. Из-за отсутствия газа их стало нерентабельно обогревать. Многие теплицы из-за проблем с энергоносителями просто закрылись, потому что дальше продолжать бизнес было уже невыгодно, - пояснила Лилия Гараева. – Опять же - повышение стоимости транспортных расходов. Да, цветы из Голландии продолжают поступать, но поставки намного дороже по уже озвученным причинам. А если мы не берем Голландию, то начинаем идти за цветами за океан. Это Кения, Эквадор, Колумбия. Но чем дальше мы едем, тем дороже. Плюс отсутствие авиабортов. Я слышала интересное сравнение в федеральных новостях. Помните песню про миллион алых роз Аллы Пугачевой? Именно столько стеблей помещается в Боинг-747. Представители отрасли рассказывали, что если раньше снять борт вместе со всеми затратами выходило 700-800 тысяч долларов, то сейчас 1,5 млн! Когда мы смотрим телевизор, слушаем новости, нам кажется, что это где-то далеко, и это нас не касается. Но когда мы стали разбираться, поняли, что все происходящее за тысячи километров напрямую отражается на нашем бизнесе в Челнах.
На фоне активной тряски мирового цветочного рынка челнинские бизнесмены делают ставки на российских поставщиков. Но и тут сталкиваются с возросшей ценой – производители, конечно, закрыли зарубежные недопоставки тюльпанов, ирисов, нарциссов, но, воспользовавшись ситуацией, подняли цены. Но это нормальное явление на рынке, смягчает Гараева. К тому же, местные поставщики показывают себя с лучшей стороны. Предпринимательница все же делает ремарку: несмотря на это, производитель производителю рознь, поэтому работать пока предпочитают с проверенными партнерами.
- Если не берем зарубежных поставщиков, то начинаем искать у местных или из ближнего зарубежья. Сейчас цветы стала поставлять Белоруссия. Если ранее доля их поставок на российский рынок составляла 5%, то сейчас они выросли до 12%. Но пока наш основной поставщик – Москва. В частности, компания «7ЦВЕТОВ». Это огромная цветочная биржа, охватывает всю Россию. Есть, конечно, республиканские, челнинские поставщики. Тот же «Горзеленхоз» под руководством Азамата Вильданова в этом году вырастил очень хорошие тюльпаны достойного качества. Молодцы! Девочки здесь много и качественно работают, хотя это очень тяжелый труд. Цветок подошел - его надо успеть подрезать здесь и сейчас. Представляете какой объем работы? На их примере в этом году могу сказать, что местный производитель растет. У нас есть мелкие производители цветов – слышала, что есть теплицы под Челнами, в Заинске. Но мы не берем у таких, предпочитаем проверенных. Это не прихоть, а предпринимательский здравый смысл. Например, большие заказы на тюльпаны на 8 марта формируются уже с осени. Предоплаты проходят в сентябре-октябре. И столько месяцев переживать, что тебе недопоставят цветы малые производители, не хочется. Не дай бог у них срывы, пропадет урожай… Я не могу таким образом подвести покупателей.
Семья Гараевых, кстати, ранее рассматривала возможность строительства и запуска своих собственных теплиц. Об этом в интервью изданию говорила Алина Гараева.
- У Алины эти планы есть. Но сейчас она, будучи молодой мамой, совмещает семью и бизнес в Казани. Это тяжело, работа у них интенсивная. Многие челнинцы в Казани, кстати, заказывают букеты именно у нее, это очень приятно. Все еще впереди, Алла бирса. Но открыть большую теплицу – это огромные вложения и готовность. Думаю, что такие инициативы могут появиться и у других молодых предпринимателей. К этому неизбежно приведет развитие рынка. Потому что раньше было удобно закупать у зарубежных производителей из-за лайтовой цены. Но видите, как развивается ситуация с февраля прошлого года? Сейчас, как сказал наш президент, будут мощные открытия новых производств. И я уверенна, что это затронет и цветочный бизнес. Почему? По простой логике – раньше мы рассчитывали, что цветы нам привезут зарубежные производители, а сейчас мы можем надеяться только на себя, если хотим, чтобы наши деньги и налоги остались непосредственно в России и Татарстане. Хочется доказать, что мы все-таки булдырабыз! Я думаю, что молодое поколение сейчас будет этим заниматься. Посмотрите, сколько молодых ребят пошли в сельское хозяйство? Насколько я знаю, они успешно работают. Думаю, что запуск масштабных теплиц в Татарстане - это просто дело времени.
ВЛАДИМИР СТАРОСТЕНКО, «ПЛАНЕТА ЦВЕТОВ»
«В ТЕПЛИЧНОМ БИЗНЕСЕ ОГРОМНЫЕ РИСКИ, МАЛО КТО ХОЧЕТ ИМ ЗАНИМАТЬСЯ. ДАЖЕ ПРИ НАЛИЧИИ БОЛЬШОГО КАПИТАЛА. ПОТОМУ ЧТО ЕСТЬ ШАНС ЭТОТ КАПИТАЛ БЫСТРО ПОТЕРЯТЬ»
«Планета цветов» - самая крупная цветочная компания в Закамском регионе. Присутствует на рынке как розничная торговая сеть с 2008 года. Магазины работают в Набережных Челнах, Нижнекамске, Елабуге и Альметьевске. В свое время компания стала пионером в запуске торговых павильонов на остановках – в «десятых» предприниматели начали поднимать бизнес из подземок на городские проспекты, открывая современные цветочные павильоны. Управляют компанией супруги Старостенко. За долгие годы бизнесмены глубоко изучили местный рынок и прочно заняли свою нишу – выдают на рынок качественный продукт по демократичным ценам.
На фоне санкций компанию штормило так же, как и других игроков рынка. Но с проблемами удалось справиться, говорит владелец сети Владимир Старостенко.
- С апреля в шестой пакет санкций вошел цветок и посадочный материал, в том числе луковичные – они теперь не имеют право отгружаться в Россию. Проблемы с поставками были, в том числе незначительные с ассортиментом, но потом все вопросы решились. Бизнес всегда найдет возможность решить проблемы с другим бизнесом. Когда за плечами большой опыт, варианты всегда находятся, - отметил предприниматель. - Цены у поставщиков повышаются каждый год. Текущая ситуация кардинально на этот процесс не повлияла. Причем в том году цены были выше, но в этом уже снизились. Когда началась СВО, рынок был в мандраже. Производители начали массово повышать цены. В этом году вроде все спокойно в плане настроений – и цены ниже. Но мы стараемся не поднимать стоимость цветов. В том году в два раза уменьшили свой процент, чтобы не пугать людей ценниками. В подземках роза стоила 500 рублей, у нас - 300 рублей. В убытки не ушли, просто получили меньше прибыли. В дальнейшем прогнозировать тоже сложно – развитие рынка в плане ценообразования зависит от курса валюты.
Компания закупает цветы у поставщиков из Эквадора, Колумбии, Африки, Турции, из местных поставщиков - в Сарапуле, Ижевске и Казани. В целом мощностей для российских потребителей достаточно, отмечает собеседник издания. Из местных есть большие теплицы в Удмуртии, в Калуге, Димитровграде, в Краснодарском крае выращивают определенные сорта роз, хризантем, зелени. Но, несмотря на насыщенность рынка поставщиков, цветочники предпочитают держаться за «своих». Новеньким игрокам пробиться сложно.
- Специфика бизнеса требует регулярные поставки. Если их нет, то розница с тобой работать не будет. Сегодня цветок от тебя есть, а завтра у тебя урожай погиб, и все твои покупатели сидят без продукции, торговать нечем, а аренду и зарплату им надо платить всегда. Поэтому любой цветочный магазин ориентируется на поставщика, который стабилен. Причем из года в год. Даже если появляются новенькие, которые пытаются войти в рынок на дисконте, к ним очень долго присматриваются. Потому что невыгодно отказываться от старых поставщиков, с которыми уже наработали сотрудничество по времени и опыту. Пусть у них и дороже. Уходить к тем, кто совсем дешево отдает цветок, рискованно – неизвестно, сколько они еще будут стабильны. Сегодня выиграешь по цене, а завтра проиграешь из-за качества и недопоставок. Очень сложный рынок. Вот «Горзеленхоз» был прекрасный семь-восемь лет назад! Там были прекрасные тюльпаны, розы, каллы, много овощей. К сожалению, большие объемы предприятие уже не выращивает. Сейчас растят тюльпаны и рассаду преимущественно для своих нужд.
Идею строительства новых теплиц в Татарстане, которые могли бы оптимизировать расходы на той же самой логистике и закрепиться «на доверии», предприниматель оценивает скептически. Проект изначально провальный из-за «нежности» цветочного рынка и долгой окупаемости, говорит он.
- В среднем строительство теплицы на одном гектаре земли для выращивания хороших роз стоит 1 млн евро. Но один га невыгоден и нерентабелен. В Сарапуле, например, построили шесть га в 2005-2007 годах, и только в 2011-м проект начал приносить прибыль. То есть очень большие вложения, а получение прибыли - далеко не факт. Дело в специфике бизнеса. Цветок - скоропортящийся продукт. Живет неделю. И если его не продать, то придется выбрасывать. Очень много рисков! Цветочный бизнес – как продажа, так и выращивание - это один из самых рискованных бизнесов в нашей стране, да и в целом в мире. Джинсы, автокомпоненты, даже продукты можно продать и через год, а срок для реализации цветов, повторюсь, несколько дней. За неделю не продали, через неделю вырастет или придет новая партия. Старая на выброс.
Заниматься импортозамещением и развивать в Татарстане соответствующую инфраструктуру под силу только крупному успешному бизнесу, уверен предприниматель. Малый и средний такую стройку и ожидание окупаемости точно не потянет.
- Да, можно открыть у себя в частном секторе небольшую теплицу, одну сотку – будете выращивать для бабушек, которые на дорогах сидят. Они будут ваш цветок продавать, если захотят. А маленькие промышленные теплицы вообще нет смысла открывать. Там так много нюансов и сложный уход за цветами. В Татарстане просто-напросто может быть мало солнца – тогда нужны большие деньги на электроэнергию, чтобы обогревать и освещать эти теплицы. Если взять малый бизнес, он не потянет даже гектар таких оранжерей. Надо привлекать для этого крупный. Но в цветочном тепличном бизнесе настолько огромные риски, что им мало кто хочет заниматься и вкладывать деньги. Даже при наличии большого капитала. Потому что есть шанс этот капитал быстро потерять. А рентабельность теплицы, как мы помним, как минимум пять лет. И даже это не факт, потому что математическими формулами тут не воспользуешься. Это не завод с производством деталей, где ты договариваешься со смежниками и партнерами, которые их будут покупать. Произвели, если не купили – на складе полежат, а потом найдем другие места сбыта и продадим. С цветами такие сценарии и математические формулы не работают, к сожалению.
АРТУР КОРОЛЕВ, «ТЕПЛИЦА.ДИ»
«ЦВЕТОЧНЫЙ БИЗНЕС КРАСИВ ТОЛЬКО СО СТОРОНЫ, НА САМОМ ДЕЛЕ ЭТО ТЯЖЕЛЫЙ ТРУД»
«Теплица.Ди» - «зеленый» игрок на челнинском цветочном рынке. Салон полтора года назад открыл вместе с супругой Дианой Артур Королев. Это небольшой салон, который позиционирует себя как семейный. Почти вся история проекта пришлась на сложный период в экономике. Ребята не могли ориентироваться на выбор больших сетевиков, которые работают с крупными производителями – магазину пока не нужны крупные поставки. Поэтому самостоятельно подбирали поставщиков, набивая свои «шишки». Остановили свой выбор на компании из Калуги.
- Цветочный бизнес работает в рамках рыночной экономики - каждый выбирает себе поставщиков по цене и качеству. Но наступать на грабли и экспериментировать никто не хочет. Доверяют проверенным, и знают, что придут нормальные цветы и при транспортировке с ними ничего не случится. Бывают, конечно, разные истории. Например, в прошлый сезон мы заказывали тюльпаны из Краснодара – пришли большие бутоны. Мы порадовались! Но они выгорели уже через неделю. Для понимания: тюльпаны приходят заранее, 28-29 февраля, а к 6-7 марта они выгорели и ты попал на бабки, - рассказывает Артур Королев. – В последний раз на 14 февраля мы заказывали 100 роз, а к нам пришло 20. Потому что местные теплицы не закрывали потребность по местной розе. Были риски, что закажешь много, а тебе придет минимум. Поэтому мы заказываем цветы в Калуге. Там работает оптовый поставщик, который сам выращивает цветы. Мы ему доверяем. Для нас это гарантия, потому что с крупными поставщиками мы еще не работаем, так как нам не нужны большие партии - мы не сетка и не оптово-розничный склад. Поэтому такие магазины, как мы, заказывают цветы либо напрямую из теплиц, либо покупают у местных торговых баз.
Как малый бизнес предприниматели сталкиваются с демпингом цен среди «жесткого» сегмента цветочного ритейла. Особенно в грядущий праздник. Это повсеместная продажа тюльпанов в гипермаркетах, оптовых базах и даже в фурах на первой дороге.
- Мы относимся к 8 марту как в проходящему празднику. Покупателям в этот день нужны просто тюльпаны. На рынок вываливается огромная масса цветов. Люди покупают там, где удобно. Если на 14 февраля брут букеты за 3,5,7, 10 тысяч рублей, то в тюльпанах нет такой потребности – здесь букет выйдет на 1,5 тысячи и т.д. Покупатели вообще зачастую не гонятся за оформлением и просто едут на оптово-розничные склады. Забрал охапку и ушел. Тут даже нет труда флориста. Это просто перепродажа без сервиса. Те же продавцы на первой дороге – они продают цветы по 40-50 рублей, купив за 30. Мы себе этого позволить не можем, так как платим зарплату (в салоне работает 17 человек), налоги, аренду и т.д. Растут объемы – покупаем оборудование и т.д.
В целом на цветочном рынке в Челнах нет конкурентного давления, а малый бизнес при должном усилии может комфортно развиваться, оценивает Королев. Все игроки больше зависят от событий на политической и экономической арене, отмечает он.
- Хочется больше предсказуемости в экономике. Если завтра власти сделают какое-либо заявление, люди первым делом пойдут покупать хлеб, молоко и т.д. Цветы - в последнюю очередь, так как это не товар первой необходимости. Если в стране все стабильно, люди хотят дарить цветы, покупают их сами себе. Цветы, учитывая то, что происходит в экономике, в зоне риска. Даже взглянуть на картину по городу – цветочных салонов, которые работают с 2014 года, по пальцам пересчитать. Их немного. Потому что люди, которые работают с цветами, выгорают. Если дальше не растут и не пускают корни, они просто увядают. Если не создаешь сетку, не пробиваешь потолок, риск выгореть очень высок. Цветочный бизнес красив только со стороны, на самом деле это тяжелый труд. Тем более он связан преимущественно с женским трудом, - отмечает Королев. – Но я считаю, что цветочный бизнес в России и Татарстане будет жить. У нас очень любят цветы. Мы живем в климате, когда осень и зима занимают большую часть года, а цветение только три-четыре месяца. И потребность в цветах всегда достаточно высокая. Даже в Европе к ним не относятся с таким спросом, как в России. Там не покупают миллион алых роз, это исключительно наша российская характерная черта. И поэтому число игроков на рынке будет расти, - спрогнозировал Королев.
Фото: Chelny-biz.ru, предоставлено А.Королевым
Юлия Шестакова
Оля
Оля