Проблемы у всех одни и те же, и город вряд ли может глобально изменить ситуацию – к такому выводу можно прийти по итогам очередного заседания антикризисного штаба в ТПП Набережных Челнов. На этот раз на встречу с мэром Наилем Магдеевым собрали представителей пищевой промышленности. Позвали и гигантов («Агросила», «Челны-хлеб», «Челны Холод», «Булгарпиво» и др.), и микробизнес. Не пришли многие из списка, который увидел Chelny-biz.ru (штаб вновь проходил без СМИ, как в случае с рестораторами). Кто-то прислал представителей. Как говорят предприниматели, собрались просто пообщаться, послушать других, узнать, как у кого дела. Потому что на местном уровне мало какие вопросы реально можно решить. Chelny-biz.ru выслушал, что на самом деле сегодня волнует пищевиков.
ЦЕНЫ
«ОБОСНОВЫВАЛИ СУМАСШЕДШЕЕ ПОДОРОЖАНИЕ ВАЛЮТНЫМ КУРСОМ, А СЕЙЧАС НИ НА КОПЕЙКУ НЕ СНИЗИЛИ»
Несмотря на то, что курс доллара заметно упал по сравнению с началом этого кризиса, большинство поставщиков так и не скинули цены.
– В целом, с голоду мы не умрем. Ни город, ни Тукаевский район, ни Закамье. Проблемы у всех одинаковые: процентная ставка банков, снижение покупательской способности, подорожание сырья на 30-40%, – обозначил Руслан Якушев, гендиректор завода «Булгарпиво», который присутствовал на встрече. – Курс доллара сегодня 72 рубля, евро – 77 рублей. Но ни один из поставщиков, которые изначально обосновывали свое сумасшедшее подорожание валютным курсом, ни на копейку не снизил цены. Разумеется, город на это повлиять не сможет. Но мы же должны об этом говорить. Наиль Гамбарович пообещал, что поднимет вопросы на уровне республики. Нужна какая-то региональная программа не только для наших челнинских предприятий, но и в целом для татарстанских товаропроизводителей. Необходимы какие-то волевые решения для того, чтобы переломить ситуацию.
Предпринимателей беспокоит, что в один «прекрасный» день запасы сырья, на которых они пока сидят, закончатся. И что тогда?
– Мы пока работаем на тех запасах, которые есть. А так – ищем поставщиков с приемлемыми ценами. С теми, с кем работаем уже давно, стараемся договариваться, – прокомментировала Гузель Кулуева, юрист ООО «Шербетс».
На фоне подскочивших цен на продукцию встает вопрос обеспечения питанием детей в садиках и школах. На встрече, кстати, гендиректор «Челны Холод», руководитель комбината «Школьное питание» Газильян Шакирзянов заверил, что обеды не будут дорожать до конца учебного года, что «Агросила», «Челны-хлеб» и Набережночелнинский комбинат хлебопродуктов обеспечивают предприятие сырьем.
РАБОТА С СЕТЯМИ
«ПРОИЗВОДИТЕЛИ НЕ ВИНОВАТЫ В ТОМ, ЧТО ВСЕ ПОДОРОЖАЛО В ДВА РАЗА»
Вытекающая далее проблема – сотрудничество с федеральными сетями. Производители и продавцы не сходятся в вопросах ценообразования.
– У нас микропредприятие, но мы с каждым днем расширялись. Сейчас, конечно, темпы роста производства снизились, из-за того, что доллар в определенный период вырос, – говорит производитель хлеба, директор ООО «ТД Текоя» Семен Соловьев. – Мы брали, допустим, тыквенные семечки до повышения цен по 350 рублей, после – за 650–800 рублей. Это усложняет работу с торговыми сетями. Цена реализации у них не может повышаться более чем на 10% в квартал. Для нас 10% – это значит подорожание хлеба максимум 4 рубля. А у нас только тыквенные семечки в пересчете на булку дорожают примерно на 2 рубля, не учитывая другие компоненты. Исходя из наших объемов производства, мы не можем предложить такие цены, которые дают крупные производители. При этом выпускаем правильный здоровый продукт из пророщенного зерна.
Предприниматель отмечает, что его хлеб – уникальный, без иностранных добавок, влияющих на срок годности, с «чистым составом», на всевозможных выставках его высоко оценивают. Но для торговых сетей это далеко не определяющий фактор. При этом на какую-то ощутимую поддержку государства такое малое предприятие сегодня тоже рассчитывать не может.
– Крупные производства, которые выпускают социальный хлеб со сроком хранения до пяти дней, сегодня получают субсидию – две тысячи рублей за тонну. Мы под эту субсидию не попадаем, потому что храним продукцию в вакуумной упаковке, которая продлевает срок годности хлеба, – продолжает Соловьев. – Существующая мера поддержки, безусловно, поможет крупным хлебозаводам. Но надо обратить внимание на малые предприятия, которые, как известно, обеспечивают занятость большинства населения. А такое, как наше – еще и выпускает полезный для здоровья продукт. Ведь важна не только цена хлеба, но и его пищевая ценность. Хлеб из пророщенного зерна востребован, это доказывает и наше присутствие во многих крупных магазинах не только Набережных Челнов, но и Казани. И если сейчас не объединить усилия властей и бизнеса, и не дать толчок малым предприятиям, в итоге потеряет покупатель.
Проблема взаимоотношений с федеральными сетями беспокоит и более крупный бизнес.
– Вопрос №1 – непринятие цен, невозможность увеличения ассортимента и географии продаж, – говорит Руслан Якушев. – Производители не виноваты в том, что упаковка, сахар и прочее подорожали в два раза. Федеральные сети не принимают цены даже просто с учетом процента увеличения прямых затрат, не говоря уже об остальных затратах. Или затягивают принятие до двух-трех месяцев. А производителю нужно грузить уже сейчас. Эта проблема была всегда, но особо острой стала сейчас, когда все резко подорожало. Причем не планово, например, в течение квартала, а буквально за один-два дня.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
«ПОКА ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ САМИ, – ЭТО ЗАТАРКА СЫРЬЯ, ПРОРАБОТКА ПОСТАВОК ИЗ КИТАЯ, БЕЛОРУССИИ»
Тема импортозамещения стала актуальна не сегодня. Этот вопрос в пищевой промышленности постепенно решался. Но к новому кризису много чего еще не успели заменить.
– Наше основное сырье – мясо. Мясо – биржевой продукт. У него скачущая динамика спроса, поэтому цена то падает, то поднимается. Вопрос с курицей и свининой в России решен. Мы сами себя обеспечиваем. Есть проблемы с говядиной, так как ее не хватает. Мы не успели заменить ее на 100%, и все еще зависим от импорта, – говорит директор ООО «Любослава» Руфия Зарипова, переработчик мяса. – Например, корабли, которые шли из Южной Америки, очень долго досматривали, поэтому они застряли в европейских портах. Должны приплыть в Россию в конце апреля. Такая же ситуация со специями. Черный перец не растет в наших климатических условиях, его все равно придется покупать за валюту. Так было всю жизнь. Но кризиса со специями и ингредиентами как такового пока нет. Это продукты питания, они не попали под санкции. Единственное – поставщики говорят, что есть определенные логистические проблемы с доставкой из тех стран, где они растут: Южная Америка, Индия, Китай. Но тут сложилось несколько факторов – и пандемия, и геополитический кризис.
Есть вопросы и с упаковочным материалом. Какая-то часть – тоже импортная.
– Фиброзные колбасные оболочки, сделанные на основе целлюлозы, не производятся в России. Та же пленка – сырье для ее изготовления в России не делают. Как полиэтилен высокого давления, например. Но это, опять же, глобальный вопрос. Мир постепенно начал уходить от полиэтиленовых упаковок и разумно встал вопрос: а стоит ли в России делать такие производства, если дни этой упаковки сочтены? Мы бы все равно ушли от нее со временем, но пока она в ходу. Мы очень интегрированы в мировую экономику. Я не знаю, как ситуация будет развивать дальше. Не думаю, что она станет пагубной для нашей мясоперерабатывающей промышленности. Мы уже прошли импортозамещение в 2014 году. Львиная доля наших затрат – мясо. Сегодня мы покупаем все российское, и у нас, естественно, нет огромной зависимости от европейских стран.
Кстати, на антикризисном штабе Ильдар Галяутдинов, председатель правления ПАО «Акибанк», подробно обозначил проблему импортозамещения в сфере информационных технологий. С российского рынка уходят зарубежные производители компьютерной техники, разработчики программного обеспечения. Что повлечет за собой их уход – бизнес еще не понимает. Пройдет буквально полгода, и предприниматели столкнутся с серьезной проблемой.
– Пока выход, на мой взгляд, не найден. Наши производства тоже завязаны на этой технике и ПО, – прокомментировал тему Руслан Якушев. – Могут возникнуть трудности с замещением. Очевидно, что ни мы, ни город, не сможем повлиять на эту ситуацию. Но думаю, что протокольные итоги нашей встречи пойдут в антикризисный оперштаб республики, от них – в федеральный центр. Пока единственное, что мы можем сделать сами, – это закупка сырья, вспомогательных материалов, параллельная проработка поставок из Китая, Белоруссии. Логистика товаров из Европы через Турцию, ОАЭ и т.д. Пока, к сожалению, окончательные решения не найдены. Все в процессе разработки.
КТО ПОМОЖЕТ?
«ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ МОГЛИ БЫ РЕШИТЬСЯ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ, У НАС НЕТ»
В большинстве случаев проблемы, которые поднимает бизнес в пищевой промышленности, увы, не решаются на уровне города, говорят предприниматели. Так что и размусоливать их на встрече с мэром особой надобности не было. Большинство крупных производителей заверили, что все в порядке, что «народ без хлеба не останется», и рассказали о своих достижениях.
– Вопросов, которые могли бы решиться на местном уровне, у нас действительно нет. Нас волнуют более глобальные. В том числе те, которые надо решать на федеральном уровне, – поделилась Руфия Зарипова, которая отправила на встречу представителя. – Так, одна из главных проблем в нашей отрасли – процентные ставки. У нас были подписаны кредитные договоры, которые привязаны к ключевой ставке. Брали их на пополнение оборотных средств. Так как ставка выросла, кредиты подорожали. Это как раз и есть вопрос федерального значения. «Сбербанк» над этим работает, федеральные субсидии были выделены, но пока наглядных результатов как таковых не видим. По поводу инвестиций в оборудование проблем нет. Представители трех–четырех европейских производителей оборудования позвонили мне и сказали: «Руфия Киаметдиновна, мы остаемся на рынке». Они не ушли. Мы все же не машиностроение, а пищевая промышленность. Поэтому у отрасли нет таких критических проблем.
– Город еще не озвучил мер поддержки. Но думаю, что мы в рабочем порядке будем решать возникающие вопросы совместно с управлением торговли, с заместителем руководителя исполкома Наталией Кропотовой, – прокомментировал Руслан Якушев. – Встреча, в целом, прошла в положительном ключе.
Chelny-biz.ru
Фото: nabchelny.ru, пресс-служба президента РТ, Владимир Новиков / пресс-служба мэра и правительства Москвы
Марсель
саша
Тимур
Раушания
Эдуард
Раушания