«Нужно включать мозги и стелить соломку, чтобы было мягче падать», - говорят аналитики о ситуации, в которой оказалась экономика Набережных Челнов. Ситуация, как никогда, вскрыла зависимость города от «КАМАЗа» - не только финансовую, но и эмоциональную. Экономики высказались о рисках для бюджета города, мерах поддержки бизнеса, путях выхода из кризиса. «КАМАЗу», по прогнозам, потребуется с полгода, чтобы приспособиться к жизни в санкциях. Остальным - больше. Автогигант сегодня, наконец, ответил на санкции - рассказал, как собирается выплывать сам и тянуть экономику Челнов.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
«ДУМАЮ, ЗА ПОЛГОДА «КАМАЗ» СПРАВИТСЯ, И КАТАСТРОФИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕ БУДЕТ НИ ДЛЯ НЕГО, НИ ДЛЯ ГОРОДА»
Потери от текущей ситуации несут все сферы промышленности, все сектора бизнеса потрясены и мерами Запада, и курсами валют. Прямой санкционный удар пришелся по «КАМАЗу», чего в прошлые кризисы еще не бывало. И главным вопросом для города в последние дни стало: как поведет себя автогигант, какие выходы найдет команда Сергея Когогина? Найдет ли вообще и не рухнет ли весь бизнес по цепочке? Ситуация, как никогда, вскрыла зависимость города от «КАМАЗа» - не только экономическую, но и эмоциональную.
Главные текущие проблемы для челнинского автопроизводителя и многих других отраслей - поставки комплектующих и логистика, отмечает экономист Евгений Гольдфайн, бывший главный бухгалтер «КАМАЗа».
- Логистические компании, которые боятся санкций за непонятно что, замедляют, удорожают поставки комплектующих из-за границы. Они просто боятся. Если в их отправках (в одном контейнере) обнаружится какая-то санкционная продукция, условно электроника, то к ним, как пособникам, тоже будут применять санкции. Они все очень крупные, планетарные, и им размениваться ради какой-то мелочи в Российской Федерации не хочется, - объясняет эксперт. - Поэтому они просто перестраховываются и под любым предлогом отказываются от своих функций и даже от контрактов. Штрафные санкции для них менее значимы, чем попасть в «черный список» сотрудничающих с Россией по санкционной продукции.
По мнению Евгения Гольдфайна, «КАМАЗу» потребуется минимум полгода, чтобы преодолеть эти проблемы и перенастроить процессы.
- Может быть, нужно перейти на комплектующие старых модификаций, может быть, найти новых поставщиков, особенно по электронике. Определить какие-нибудь обходные пути, когда через подставные фирмы идут непрямые поставки, - рассуждает собеседник редакции. - Думаю, за полгода «КАМАЗ» справится, и катастрофических последствий не наступит ни для него, ни для города. Простаивать компания точно не будет. У него остались старые модификации автомобилей с двигателями Евро-4, Евро-3 и комплектующими российского производства. Возможно, «КАМАЗ» пролоббирует снижение экологического порога с тем, чтобы можно было нашему рынку предлагать автомобили с отечественными комплектующими. Не до жиру, быть бы живу. «КАМАЗу», так и всем его потребителям, которым нужно полгода-год продержаться в этих санкционных условиях.
Не случайно удар нанесен по «КАМАЗу». Одна из его миссий – обеспечение транспортной безопасности страны, обращает внимание Евгений Гольдфайн. Он проводит аналогию с ситуацией в Чили во второй половине XX века:
- Глобалисты во время чилийского конфликта, когда нужно было свалить Сальвадора Альенде, взяли и перекрыли доставку запчастей к грузовикам, которые работали на медных карьерах, и к автобусам. Транспорт в Чили через несколько недель встал. Перевозки прекратились. Я не раз пытался донести до руководства завода, что санкции рано или поздно будут. И все иномарки подвержены им. Если санкции дойдут до автозапчастей для иномарок, то год-два наши умельцы смогут в гаражах делать какие-то мерседесовские запчасти. Но это не поможет по электронике, сервису, техобслуживанию.
Из-за проблем с запчастями через полгода, по мнению эксперта, российский рынок грузовиков сам переориентируется на отечественный транспорт.
- Дай бог, чтобы «КАМАЗ» смог откликнуться на этот спрос и выпускать достаточно автомобилей. Потому что ниша, занимаемая сейчас иномарками, должна освободиться, - уверен эксперт.
«КАМАЗ»
«РАБОТАЕМ, КАК РАБОТАЛИ, БЕЗ СУЕТЫ – ПРОСТО ИЗМЕНИМ МОДЕЛЬНЫЙ РЯД»
В подтверждение этих прогнозов сегодня «КАМАЗ», наконец, рассказал, чем и как ответит на санкции. Первый заместитель гендиректора Юрий Герасимова объявил: простоев не будет. Первую половину марта заводы отработают в плановом режиме, а потом скорректируют модельный ряд выпускаемых грузовиков с учетом санкций и поставок комплектующих. Автогигант перестроит производственные планы под российский рынок и его запросы. Собственно то, о чем было сказано выше.
Запас и оперативная реакция на европейские санкции позволят «КАМАЗу» придерживаться квартального плана с некоторыми изменениями до конца марта, считает Герасимов. Менеджмент уже формирует заказ комплектующих на второй квартал и определяет альтернативных европейцам поставщиков с упором на отечественное производство. Темп сборки автомобилей К5 временно снизится в пользу поколения К3.
Компания оперативно подтянет всю возможную номенклатуру на территорию России – многие альтернативные поставщики для этого уже определены.
- Поставки из Европы, на которые завязана наша компания, остановились, но «КАМАЗ» не останавливается, - подчеркнул Юрий Герасимов. - Определенные стабилизирующие меры нами были предприняты заранее: прежде всего, был сформирован четкий заказ поставок на март.
По спросу расчет - на внутренний рынок, который обеспечивает львиную долю продаж. Автомобили поколения К3 с экологическим стандартом Евро-5 возвращаются на первый план, поскольку не опираются на международную логистику. Таким образом, в части продаж закрытие границ «КАМАЗу» только на руку, подчеркивают в компании. Европейские конкуренты давно уступили автогиганту крупнейшую долю рынка, а теперь и вовсе уйдут из России.
- На рынке сейчас важен другой процесс – формируется понимание потребителя того факта, что модельный ряд «КАМАЗа» изменится. Основную массу составят грузовики поколения К3 класса Евро-5, однако мы не останавливаем ни одну программу, – пояснил Герасимов. - Работаем, как работали, без суеты – просто изменим модельный ряд.
БИЗНЕС
«НУЖНЫ МАССОВО БЕСПРОЦЕНТНЫЕ КРЕДИТЫ НА ПОПОЛНЕНИЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ»
Аналогичная ситуация по логистике и в других бизнесах. Существенно выросли транспортные расходы, которые в России и так достигали 20% в себестоимости товаров. Оснований для их снижения не видится, пока не будут налажены конкурирующие логистические потоки.
Другая проблема - денежный голод в стране.
- Весь торговый сектор сейчас очень нуждается в оборотке. У меня предложение - выйти на руководство Татарстана и страны с обращением, - говорит Евгений Гольдфайн. - При такой 20-процентной ключевой ставке Центробанка нужно запустить массово беспроцентные кредиты на пополнение оборотных средств. Если этого не сделать, все без исключения присядут. Потому что процент неподъемный. При таком можно закрывать бизнес. Сейчас очень нужна подпитка оборотными средствами. Особенно для тех, кто пострадает от санкций. Для этого не страшно и печатный станок запустить. Наша страна 15 лет копила деньги во всевозможных фондах благосостояния на «черный» день. Он наступил, а половина денег оказалась заморожена на зарубежных счетах. Их по факту - отобрали. Сейчас именно эти деньги нужны отечественному производителю, чтобы он мог заменить санкционные товары своими.
Практически в любой отрасли есть зависимость от импортного сырья или компонентов. Условно, из-за одного ингредиента в стиральном порошке, который попадет под запрет, может встать вся «цивилизация стиральных машинок», рассуждает собеседник редакции.
- Отдельно нужно смотреть по технике, где есть электронная составляющая. На нее сейчас будут особенно давить. По ней давят и на Китай, - отмечает Гольдфайн. - В мире и так дефицит чипов, отчего автопром и производители гаджетов простаивают. А сейчас, мне кажется, попытаются этот дефицит уменьшить за счет российских потребителей. Производители будут перестраховываться: им проще вообще не отправлять товар на нашу территорию (не такой уж большой рынок), чем подвергаться риску. Полгода-год, думаю, ситуация будет острой. Потом наши мозги научатся ее обходить. Через «прокладки», через уменьшение дефицита на планете. Новые заводы должны вступить в строй.
В заключение эксперт замечает:
- Наша страна была в глобальной системе разделения труда. Сейчас нас оттуда выкинули. Нужно включать мозги и стелить соломку, чтобы было мягче падать.
БЮДЖЕТ ГОРОДА
«ГЛАВНОЕ - ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ, ЧТОБЫ ОНИ НЕ СОКРАЩАЛИ ЗАНЯТОСТЬ»
Если ситуация обернется затяжным экономическим кризисом, то последствия неминуемо отразятся и на бюджете Набережных Челнов. Для понимания рисков, стоит взглянуть на структуру городской казны. Из каких источников бюджет пополняется, и какие из них могут сократиться, Chelny-biz.ru прокомментировал Анатолий Макаров, заведующий кафедрой экономической теории и экономической политики Набережночелнинского института КФУ, профессор, доктор экономических наук. Он ежегодно со своей командой проводит оценку главного финансового документа города.
- Около 50% бюджета – это субвенции, субсидии из республиканского и федерального бюджетов. По меньшей мере, эта половина гарантированно обеспечена целевыми поступлениями, - отмечает Анатолий Макаров. – Вторая часть – налоги, доходы от использования и реализации муниципального имущества. Она будет зависеть от того, как будут работать экономика, бизнес. Бюджет города социально ориентированный. Эти статьи расходов защищены.
Что касается налоговых доходов, то наибольшую долю приносит НДФЛ. Он напрямую отражает происходящее в экономике.
- Все будет зависеть от количества рабочих мест. Если они сократятся и заработные платы упадут, то соответственно поступления в бюджет сократятся. Кроме того, есть риск, что зарплаты могут в тень уйти, - предупреждает собеседник редакции. - Работа на дому, онлайн – предприниматели могут найти пути, чтобы не платить налоги. Главное сейчас - поддержать работодателей, чтобы они не сокращали занятость. И сохранить подоходный налог как основной источник пополнения бюджета. Земельные и имущественные налоги с работающего бизнеса в любом случае будут взиматься.
Анатолий Макаров обращает внимание, что перед администрацией Челнов вновь встанет вопрос эффективного использования городского имущества. Экономисты КФУ ежегодно высказывают такие предложения при анализе бюджета.
- В прошлом году все муниципальные бюджеты в Татарстане были профицитными. Республика специально сделала так, а ее собственный бюджет был дефицитным. Потому что сам Татарстан находит иные пути пополнения. В текущей ситуации вопросов много, они усложняют положение, - говорит завкафедрой филиала КФУ.
Лилия Павлова
Фото: Chelny-biz.ru, riatauto.ru, business-gazeta.ru, kpfu.ru