Новости
Подробно


«Нужно полгода-год продержаться в этих санкциях»

02.03.2022, 20:21

«Нужно включать мозги и стелить соломку, чтобы было мягче падать», - говорят аналитики о ситуации, в которой оказалась экономика Набережных Челнов. Ситуация, как никогда, вскрыла зависимость города от «КАМАЗа» - не только финансовую, но и эмоциональную. Экономики высказались о рисках для бюджета города, мерах поддержки бизнеса, путях выхода из кризиса. «КАМАЗу», по прогнозам, потребуется с полгода, чтобы приспособиться к жизни в санкциях. Остальным - больше. Автогигант сегодня, наконец, ответил на санкции - рассказал, как собирается выплывать сам и тянуть экономику Челнов.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

«ДУМАЮ, ЗА ПОЛГОДА «КАМАЗ» СПРАВИТСЯ, И КАТАСТРОФИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕ БУДЕТ НИ ДЛЯ НЕГО, НИ ДЛЯ ГОРОДА»

Потери от текущей ситуации несут все сферы промышленности, все сектора бизнеса потрясены и мерами Запада, и курсами валют. Прямой санкционный удар пришелся по «КАМАЗу», чего в прошлые кризисы еще не бывало. И главным вопросом для города в последние дни стало: как поведет себя автогигант, какие выходы найдет команда Сергея Когогина? Найдет ли вообще и не рухнет ли весь бизнес по цепочке? Ситуация, как никогда, вскрыла зависимость города от «КАМАЗа» - не только экономическую, но и эмоциональную.

Главные текущие проблемы для челнинского автопроизводителя и многих других отраслей - поставки комплектующих и логистика, отмечает экономист Евгений Гольдфайн, бывший главный бухгалтер «КАМАЗа».

«Нужно полгода-год продержаться в этих санкциях»

- Логистические компании, которые боятся санкций за непонятно что, замедляют, удорожают поставки комплектующих из-за границы. Они просто боятся. Если в их отправках (в одном контейнере) обнаружится какая-то санкционная продукция, условно электроника, то к ним, как пособникам, тоже будут применять санкции. Они все очень крупные, планетарные, и им размениваться ради какой-то мелочи в Российской Федерации не хочется, - объясняет эксперт. - Поэтому они просто перестраховываются и под любым предлогом отказываются от своих функций и даже от контрактов. Штрафные санкции для них менее значимы, чем попасть в «черный список» сотрудничающих с Россией по санкционной продукции.

По мнению Евгения Гольдфайна, «КАМАЗу» потребуется минимум полгода, чтобы преодолеть эти проблемы и перенастроить процессы.

- Может быть, нужно перейти на комплектующие старых модификаций, может быть, найти новых поставщиков, особенно по электронике. Определить какие-нибудь обходные пути, когда через подставные фирмы идут непрямые поставки, - рассуждает собеседник редакции. - Думаю, за полгода «КАМАЗ» справится, и катастрофических последствий не наступит ни для него, ни для города. Простаивать компания точно не будет. У него остались старые модификации автомобилей с двигателями Евро-4, Евро-3 и комплектующими российского производства. Возможно, «КАМАЗ» пролоббирует снижение экологического порога с тем, чтобы можно было нашему рынку предлагать автомобили с отечественными комплектующими. Не до жиру, быть бы живу. «КАМАЗу», так и всем его потребителям, которым нужно полгода-год продержаться в этих санкционных условиях.

«Нужно полгода-год продержаться в этих санкциях»

Не случайно удар нанесен по «КАМАЗу». Одна из его миссий – обеспечение транспортной безопасности страны, обращает внимание Евгений Гольдфайн. Он проводит аналогию с ситуацией в Чили во второй половине XX века:

- Глобалисты во время чилийского конфликта, когда нужно было свалить Сальвадора Альенде, взяли и перекрыли доставку запчастей к грузовикам, которые работали на медных карьерах, и к автобусам. Транспорт в Чили через несколько недель встал. Перевозки прекратились. Я не раз пытался донести до руководства завода, что санкции рано или поздно будут. И все иномарки подвержены им. Если санкции дойдут до автозапчастей для иномарок, то год-два наши умельцы смогут в гаражах делать какие-то мерседесовские запчасти. Но это не поможет по электронике, сервису, техобслуживанию.

Из-за проблем с запчастями через полгода, по мнению эксперта, российский рынок грузовиков сам переориентируется на отечественный транспорт.

- Дай бог, чтобы «КАМАЗ» смог откликнуться на этот спрос и выпускать достаточно автомобилей. Потому что ниша, занимаемая сейчас иномарками, должна освободиться, - уверен эксперт.

«КАМАЗ»

«РАБОТАЕМ, КАК РАБОТАЛИ, БЕЗ СУЕТЫ – ПРОСТО ИЗМЕНИМ МОДЕЛЬНЫЙ РЯД»

В подтверждение этих прогнозов сегодня «КАМАЗ», наконец, рассказал, чем и как ответит на санкции. Первый заместитель гендиректора Юрий Герасимова объявил: простоев не будет. Первую половину марта заводы отработают в плановом режиме, а потом скорректируют модельный ряд выпускаемых грузовиков с учетом санкций и поставок комплектующих. Автогигант перестроит производственные планы под российский рынок и его запросы. Собственно то, о чем было сказано выше.

«Нужно полгода-год продержаться в этих санкциях»

Запас и оперативная реакция на европейские санкции позволят «КАМАЗу» придерживаться квартального плана с некоторыми изменениями до конца марта, считает Герасимов. Менеджмент уже формирует заказ комплектующих на второй квартал и определяет альтернативных европейцам поставщиков с упором на отечественное производство. Темп сборки автомобилей К5 временно снизится в пользу поколения К3.

Компания оперативно подтянет всю возможную номенклатуру на территорию России – многие альтернативные поставщики для этого уже определены.

- Поставки из Европы, на которые завязана наша компания, остановились, но «КАМАЗ» не останавливается, - подчеркнул Юрий Герасимов. - Определенные стабилизирующие меры нами были предприняты заранее: прежде всего, был сформирован четкий заказ поставок на март.

По спросу расчет - на внутренний рынок, который обеспечивает львиную долю продаж. Автомобили поколения К3 с экологическим стандартом Евро-5 возвращаются на первый план, поскольку не опираются на международную логистику. Таким образом, в части продаж закрытие границ «КАМАЗу» только на руку, подчеркивают в компании. Европейские конкуренты давно уступили автогиганту крупнейшую долю рынка, а теперь и вовсе уйдут из России.

«Нужно полгода-год продержаться в этих санкциях»

- На рынке сейчас важен другой процесс – формируется понимание потребителя того факта, что модельный ряд «КАМАЗа» изменится. Основную массу составят грузовики поколения К3 класса Евро-5, однако мы не останавливаем ни одну программу, – пояснил Герасимов. - Работаем, как работали, без суеты – просто изменим модельный ряд.

БИЗНЕС

«НУЖНЫ МАССОВО БЕСПРОЦЕНТНЫЕ КРЕДИТЫ НА ПОПОЛНЕНИЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ»

Аналогичная ситуация по логистике и в других бизнесах. Существенно выросли транспортные расходы, которые в России и так достигали 20% в себестоимости товаров. Оснований для их снижения не видится, пока не будут налажены конкурирующие логистические потоки.

Другая проблема - денежный голод в стране.

- Весь торговый сектор сейчас очень нуждается в оборотке. У меня предложение - выйти на руководство Татарстана и страны с обращением, - говорит Евгений Гольдфайн. - При такой 20-процентной ключевой ставке Центробанка нужно запустить массово беспроцентные кредиты на пополнение оборотных средств. Если этого не сделать, все без исключения присядут. Потому что процент неподъемный. При таком можно закрывать бизнес. Сейчас очень нужна подпитка оборотными средствами. Особенно для тех, кто пострадает от санкций. Для этого не страшно и печатный станок запустить. Наша страна 15 лет копила деньги во всевозможных фондах благосостояния на «черный» день. Он наступил, а половина денег оказалась заморожена на зарубежных счетах. Их по факту - отобрали. Сейчас именно эти деньги нужны отечественному производителю, чтобы он мог заменить санкционные товары своими.

«Нужно полгода-год продержаться в этих санкциях»

Практически в любой отрасли есть зависимость от импортного сырья или компонентов. Условно, из-за одного ингредиента в стиральном порошке, который попадет под запрет, может встать вся «цивилизация стиральных машинок», рассуждает собеседник редакции.

- Отдельно нужно смотреть по технике, где есть электронная составляющая. На нее сейчас будут особенно давить. По ней давят и на Китай, - отмечает Гольдфайн. - В мире и так дефицит чипов, отчего автопром и производители гаджетов простаивают. А сейчас, мне кажется, попытаются этот дефицит уменьшить за счет российских потребителей. Производители будут перестраховываться: им проще вообще не отправлять товар на нашу территорию (не такой уж большой рынок), чем подвергаться риску. Полгода-год, думаю, ситуация будет острой. Потом наши мозги научатся ее обходить. Через «прокладки», через уменьшение дефицита на планете. Новые заводы должны вступить в строй.

В заключение эксперт замечает:

- Наша страна была в глобальной системе разделения труда. Сейчас нас оттуда выкинули. Нужно включать мозги и стелить соломку, чтобы было мягче падать.

БЮДЖЕТ ГОРОДА

«ГЛАВНОЕ - ПОДДЕРЖАТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ, ЧТОБЫ ОНИ НЕ СОКРАЩАЛИ ЗАНЯТОСТЬ»

Если ситуация обернется затяжным экономическим кризисом, то последствия неминуемо отразятся и на бюджете Набережных Челнов. Для понимания рисков, стоит взглянуть на структуру городской казны. Из каких источников бюджет пополняется, и какие из них могут сократиться, Chelny-biz.ru прокомментировал Анатолий Макаров, заведующий кафедрой экономической теории и экономической политики Набережночелнинского института КФУ, профессор, доктор экономических наук. Он ежегодно со своей командой проводит оценку главного финансового документа города.

«Нужно полгода-год продержаться в этих санкциях»

- Около 50% бюджета – это субвенции, субсидии из республиканского и федерального бюджетов. По меньшей мере, эта половина гарантированно обеспечена целевыми поступлениями, - отмечает Анатолий Макаров. – Вторая часть – налоги, доходы от использования и реализации муниципального имущества. Она будет зависеть от того, как будут работать экономика, бизнес. Бюджет города социально ориентированный. Эти статьи расходов защищены.

Что касается налоговых доходов, то наибольшую долю приносит НДФЛ. Он напрямую отражает происходящее в экономике.

- Все будет зависеть от количества рабочих мест. Если они сократятся и заработные платы упадут, то соответственно поступления в бюджет сократятся. Кроме того, есть риск, что зарплаты могут в тень уйти, - предупреждает собеседник редакции. - Работа на дому, онлайн – предприниматели могут найти пути, чтобы не платить налоги. Главное сейчас - поддержать работодателей, чтобы они не сокращали занятость. И сохранить подоходный налог как основной источник пополнения бюджета. Земельные и имущественные налоги с работающего бизнеса в любом случае будут взиматься.

Анатолий Макаров обращает внимание, что перед администрацией Челнов вновь встанет вопрос эффективного использования городского имущества. Экономисты КФУ ежегодно высказывают такие предложения при анализе бюджета.  

- В прошлом году все муниципальные бюджеты в Татарстане были профицитными. Республика специально сделала так, а ее собственный бюджет был дефицитным. Потому что сам Татарстан находит иные пути пополнения. В текущей ситуации вопросов много, они усложняют положение, - говорит завкафедрой филиала КФУ.

«Нужно полгода-год продержаться в этих санкциях»

Лилия Павлова

Фото: Chelny-biz.ru, riatauto.ru, business-gazeta.ru, kpfu.ru

Комментарии
03.03.2022, 08:34

Наши власти задушили весь малый бизнесс. И это 100% их ответственность. Говорил я и сотрудникам налоговой и сотрудникам суд приставов и в судах, что вы перекручиваете с давлением на бизнес. Что все против самих себя делаете. Скоро всё развалится как карточный дом. Вот хавайте теперь баланду. Сами срубили сук на котором сидели. Всех теперь на место поставят. Будете нищими с зар платами в 250 долларов ну так то это будет 30 тыс руб., а может и даже 50 тыс. руб. (деревянных тугриков)
03.03.2022, 12:49

Вадим

Какой "весь малый бизнес зарубили"? Не нужно собственную несостоятельность как бизнесмена выдавать за глобальную проблему. Не умеете? Не беритесь!
03.03.2022, 14:53

Присоска завода?
03.03.2022, 14:55

Согласен! Явно что не вывез бизнес, возможно продажи.
05.03.2022, 17:15

Мирон

Остались только услуги, так думаю ваши клиенты за улыбаются, переплачивая 200-300%. Скатились в каменный век, импортозамещение
03.03.2022, 08:40

Ну давай давай держитесь, пыхтите, терпите, потом лет пять в себя будет приходить, лет пять будете восстанавливаться, лет пять раскачиваться и ещё через пять лет вернемся к все восстановится. Только пройдёт на всё это 20 лет. Это человеку которому сегодня 50 лет и вся жизнь впереди, через 20 лет будет 70 если доживёт. И что? 20 лет прошли на восстановление страны, которую угробили и унизили ниже плинтуса. Кому сейчас 30 будет 50
03.03.2022, 12:54

Вадим

Год будет не фонтан. За 3-5 лет все придет в норму. Скорей всего даже быстрее. У нас уже есть опыт борьбы с санкциями. Так что теперь пофиг. Тем более, что выбора не было. Санкции ввели бы вне зависимости от операции на Украине. Повод нашли бы. Любой! Абсолютно любой. Ибо цель санкций сразу была - ослабление и, в идеале, уничтожение России. Украина не в счет - пыль, мусор, инструмент борьбы с Росмией.
03.03.2022, 14:59

Татьяна

Вы все верно выразили.именно нашу страну хотят расчленить. Ничего. Выстоим
03.03.2022, 15:58

.

Бред сивой кобылы.
03.03.2022, 23:02

Фантазер)
05.03.2022, 17:16

Кадыр

Уничтожения тебя в первую очередь, под шконку и молчать в тряпку
03.03.2022, 19:26

Как вы правы,к сожалению. Посмотрим на оптимистов, которые год при баксе в 150р поживут, с зарплатами в 30ть деоевянных
03.03.2022, 22:22

Вадим

Видимо вы забыли 1998 год и черный вторник, когда доллар скакнул с 6 до 28 рублей (то есть в 4,5 раза). И ничего, выжили. А в 98 году экономика России и в подметки не годилась той, что сейчас! Да и в 2008-2010 годах (кризис), и в 2014...2015 годах выжили. И сейчас переживем. Россия всю историю переживает кризисы, войны, голод, восстания и прочее. И ничего, стояла, стоит и стоять будет.
06.03.2022, 14:25

Жить нормально не собираемся? Только выживать?
05.03.2022, 17:17

Просвет

Согласен
04.03.2022, 10:50

джеки

Если не считать начало 90-х, то у нас не было ни одного десятилетия без кризиса: 98, 08, 14, 22. И крайний будет похлеще начало 90-х. Думаю, лет 20 и начнется оно только вместе со смертью старой верхушки, которая удет по возратсу. Но и мы уже будемне молоды.
03.03.2022, 10:05

Посмотрите на Северную Корею и Иран. 50 лет пытаются восстановить экономику. Как-то не очень выходит. Нельзя в глобальном мире развивать свой бизнес без иностранных технологий и сырья. Очнитесь, сейчас не Советский Союз.
03.03.2022, 12:57

Вадим

У СК и Ирана нет и 10-й доли того, что есть у России. Мы можем жить вообще в мире, где нет ничего, кроме территории России. И прекрасно жить. Да и санкции они сами долго не вынесут. Россия им нужна больше, чем они нужнв России.
03.03.2022, 15:58

.

Какая феерическая чушь.
03.03.2022, 17:00

А Вам не кажется Вадим, что они тоже не сидели сложа руки и решали вопросы независимости от России? Им Россия нужна исключительно как рынок сбыта - в этом плане платежеспособного населения с каждым годом было всё меньше. А ресурсов, ну сколько у нас тех ценных ресурсов? Маск уже ракеты многоразовые сделал, Теслу соорудил. ИТ-сфера вся создана не нами (нашими мозгами, но не Россией, как страной). Точно обойдёмся? Изложите подробнее хотя бы основные пункты этого плана, если не трудно. Очень любопытно узнать. А то вон на КАМАЗе даже с подшипниками говорят уже проблема. Я думал у них только с мозгами для машин будут проблемы, а тут даже обработанных металлических деталей нет оказывается.
03.03.2022, 21:18

VVP

Россия - 1.5-2% мирового ВВП Это в пределах статистической погрешности Причем в основном от экспорта ресурсов - сами мы ничего не производим, даже Боинги заменить нечем. Наглядно видно Сверхдержаву - когда наш фондовый рынок схлопнулся в ноль. А раньше был со всеми Газпромами, Роснефтью и Сбербанками тысячи компаний по капитализации меньше чем всего одна американская компания Apple.
03.03.2022, 23:03

У твоей россии 2% ввп, не неси пургу!
05.03.2022, 17:19

Просвет

Так мы вернулись в Советы. Будем строить коммунизм новыми бригадами, партию порадуем. Обнулились, проснулись в чудесном дивном мире
03.03.2022, 12:47

Это надрыв пупка...
03.03.2022, 12:59

Вадим

Терпилы - вы. А мы знаем, что если нельзя стоять на месте и вернуться назад, нужно идти вперед. Вперед мы и продолжим идти. Вам, нытикам, этого не понять.
03.03.2022, 16:45

Вадим не мы ли неслись сломя голову в это ВТО? Напринимали законов по которым ниже евро5 нельзя? А теперь что? Гордимся что можем ещё делать евро3! Ваши амбиции разбились в пыль, и теперь будем гордиться нарушению собственных правил, как называют таких людей , шулеры? Нытики против шулеров выходит
03.03.2022, 19:13

Вадим

Не вы ли неслись в коммунизм и иазбились в пыль. Кто темерь мы? Дураки? Да. Человеку свойственно учиться на своих и чужих ошибках. Обломились с идиализацией - с коммунизмом. Сделали выводы. Обломились с ВТО. Да, толку нам от него не много. Но при чем тут шулерство? А нытики - они и есть нытики. Чуть что случись, они панику поднимают, ныть начинают.
03.03.2022, 20:16

В том и дело что в коммунизм мы не неслись, и даже не наши родители, а более старшое поколение, которого уже совсем мало, это уже история. Вы думаете, что в масштабах страны ошибочный вектор развития можно просто списать на ошибку, типа с кем не бывает? Так страны и пропадают, упс, ошиблись. Шулерство заключается в том что это преподносится для блага страны, в конечном итоге те кто принимал ошибочные решения остаются с золотым парашютом, а разгребать остаётся другим. Проще говоря, обвели народ вокруг пальца и предлагается начать с начала с 1991 года.
03.03.2022, 21:14

Вадимка изчезни это не твой город он иной.
03.03.2022, 21:31

Вадимка ты городу покажи где твое для него.
03.03.2022, 14:57

С 1917 года терпим, ну ещё потерпим. Сильный вывезет слабый скулить будет. Это закон!
03.03.2022, 19:15

Вадим

Да. Вытерпим, вынесем и победим. "На том стояла и стоять будет земля Русская"!
09.03.2022, 16:34

Zомби)
03.03.2022, 16:12

мне воообще удивительно, что человек уже давно не работающий с камазом, пожалуй, больше 10 лет, может прогнозировать что-то. он же давно уже не в системе и судит только по верхушкам. К Макарову вопросов нет, он реально в теме, каждый год изучает бюджет.
03.03.2022, 21:32

Все уже они никто для города.
03.03.2022, 16:41

Ифнс сливает в обэп неугодных ей, обэп просто инструмент
03.03.2022, 18:06

Хотелось бы услышать мнение генерального директора. А то, что весь бизнес города и следовательно бюджет города, сидит на камазовской игле мы и так знаем.
03.03.2022, 18:36

Все бедет хорошо, мы ведь 90е пережили и это переживем, а наш президент Путин молодец, давно пора америкосов на место поставить. У нас самый лучший президент и я уверена он семь раз подумал прежде чем все это организовать. Самое главное не ныть, а работать мы умеем, русский народ трудолюбивый.
03.03.2022, 20:19

Боязно, за то что решения принимались на основе воздушных достижений. Ложные ожидания в возможностях рушит намеченный план, и действовать приходится по обстоятельствам
03.03.2022, 22:26

Вадим

Кто сказал "на основе воздушных достижений"??? Что за ерунда! Вы в воздухе живете, или в реальном, строящемся, развивающемся городе?
04.03.2022, 10:31

Коллективный сабботаж скоро превратит в пепел все.
04.03.2022, 11:30

Когда поработаете в государственном учреждении 3 года поймёте. Кузница достижений. Вы по примеру 1 города судите о всей России? Я со своей стороны предложу посмотреть на Бугульму.
03.03.2022, 21:13

Nedopatriot

Что ты там умеешь? Кроме водяры и Калашникова больше нечего экспортировать. Заводы ГАЗ и КАМАЗ американцы нам спроектировали, оборудование поставили. Загугли. Завод АвтоВАЗ - итальянцы.
03.03.2022, 21:26

Дело же не в путине, есть рай оны где ты ночью в кураже врубишь музыку на полной тебе прилетит бутылка на крышу машины, вот где правда.
03.03.2022, 21:51

Александр

Комплектующие это только то, что на поверхности. Для нормальной работы нужны станки..порезали сдали в металлолом. Обрабатывающий-металлорежущий инструмент...РИЗа нет. Метизы ..автоматно токарного нет.. Наладчики слесаря...пенсионеры.. ПРЛ....нет. При всем уважении к КамАЗу...развалили братцы все что смогли.. Теперь героически будем все восстанавливать ...лет десять.
04.03.2022, 09:06

"Ситуация, как никогда, вскрыла зависимость города от «КАМАЗа» " ????? Зависимость от градообразующего предприятия КАМАЗ мы все ощутили еще в 90-е, причем сполна когда КАМАЗ не платил зарплату а страдали все, денег в городе не было ни у кого.
04.03.2022, 12:21

Лиевидация КАМАЗа нам поможет?

Из всего словоблудия сразу и красной нитью - это "зависимость города от КАМАЗа". Вот и определённого рода комментаторы не сразу, но подоспели. Ну что - значит надо (наконец-то - давние влажные мечты) ликвидировать КАМАЗ, правильно я понимаю?
04.03.2022, 23:09

Это у тебя такой IQ
14.03.2022, 09:12

Андрей

"Они все очень крупные, планетарные, и им размениваться ради какой-то мелочи в Российской Федерации не хочется, - объясняет эксперт." И этим всё сказано о нашем КамАЗе.