Второй день в Челнах бастуют водители сервиса Яндекс Go. Сегодня даже более массово, чем вчера. Таксисты не выходят на линии в часы пик – утром и вечером. В качестве протеста предпочитают вместе пить кофе возле ТЦ «Эссен». Люди возмущены условиями работы, отношением к себе: «Водителей загоняют в жесткие рамки, водителей глушат!». Это первый бунт водителей «Яндекс.Такси» в автограде, который чреват остановкой движения. Поводом стали новые тарифы с 1 ноября. Таксисты обещают стоять, пока не достучатся до компании. Но «Яндекс Go» этих забастовок на своих картах не видит. Что не устраивает водителей в «Яндексе» и челнинских пассажирах – в эмоциях людей.
НОВЫЕ ТАРИФЫ: «НАС ПРОСТО СТАВЯТ НА КОЛЕНИ»
Условия работы в «Яндекс.Такси» челнинских водителей возмущают давно, но на открытый протест они решились только сейчас. Агрегатор, к которому таксисты в свое время ушли от местных игроков рынка, оказался вовсе не раем. Сейчас поводом для публичного выступления стали новые тарифы. С 1 ноября компания подняла комиссию – с 20 до 25%. Комиссию 20% сохраняют только для тех, кто готов ездить «вслепую», не видя «точку Б» - конечный пункт поездки. Хочешь знать и иметь возможность не брать заказ - плати больше.
– Раньше условия были такие: если ты накатал на «золото», «платину» (уровень – ред.), то тебе открывают конечную точку Б. Сейчас этого нет. С 1 ноября изменились условия. Я уже 11 дней не работаю, – говорит водитель со стажем Евгений Тимошенко. – Представьте, водитель приезжает на заказ, не видя точку Б. Ну не хочет он ехать 15 км ехать за 100 рублей. Это водителю не выгодно. Топливо подорожало, все подорожало, а нас просто ставят на колени. Мы пытаемся сейчас работать со своими местными агрегаторами.
– Нет альтернативы, и «Яндекс» нас начинает еще больше душить с каждым разом, – возмущен водитель Сергей (он, как и многие коллеги, просит не называть фамилию). – «Яндекс» уже задушил местные таксопарки и сейчас устанавливает новые условия. На водителях выезжает! Не на пассажирах! Это пассажирам кажется: ах, какие бешенные тарифы утром и вечером! Так, это бешеные тарифы час–полчаса, а все остальное водитель катается за копейки! Уходишь в минус. Мне, чтобы заработать, надо по 16–18 часов работать. А то и 20. Представляете? Днем человек садится за 49 рублей: «О, а че так дешево?!». Конечно, дешево, потому что не дают больше заработать.
ЗАРАБОТКИ: «НУЖНО ПО 20 ЧАСОВ БАРАНКУ КРУТИТЬ!»
– По сравнению с летом заработки упали на 1000 в день, – констатирует другой таксист по имени Сергей. – В связи с тем, что агрегатор DiDi свернул финансирование и расширение, конкуренция падает. Когда «Яндекс» становится монополистом на рынке (в любом регионе), он начинает выкручивать водителей. Сворачивает все свои бонусы, которыми привлекал изначально водителей. Делает скидки даже по тарифу «Эконом». Допустим, ты везешь человека по тарифу 50 рублей, «Яндекс» ему еще скидку делает – за 35 рублей человек едет. Тарифы реально неадекватные. Машины подорожали, топливо дорожает постоянно. Вместо того, чтобы сделать нагрузку на пассажира… Водителям, чтобы хоть что-то заработать на своих автомобилях (а они уже вложили по миллиону, чтобы начать работать), нужно по 20 часов баранку крутить!
– А потом удивляются: такси летают, бьются, – добавляет тезка. – А водителю куда деваться?! Ему надо семью кормить!
– «Яндекс» говорит: у вас, в Челнах, водители зарабатывают по 450–500 рублей в час. Было бы замечательно, если бы так. Но они считают валовую выручку, а в реальном исчислении даже близко нет таких сумм!
ПРО ЦЕЛИ: «ЧТОБЫ ЛЮДИ НЕ МОГЛИ НИКУДА УЕХАТЬ И ЖАЛОВАЛИСЬ НА «ЯНДЕКС»
Таксисты своими действиями пытаются достучаться до московского руководства. Сейчас они могут общаться только с техподдержкой.
– Цель наших забастовок – чтобы люди не могли никуда уехать в час пик, чтобы они жаловались на этот «Яндекс», – объясняет Сергей. – «Яндекс» говорит журналистам: нет никакой забастовки. Посмотрите, сколько людей! А сколько нас из дома поддерживает, просто не выходят! Или уходят к другим агрегаторам, местным компаниям. Чтобы был резонанс, потребуется не одна неделя.
– Наша первая цель – достучаться до руководства, – продолжает Евгений Тимошенко. – Может, увидят, что есть город Набережные Челны, и люди здесь не бестолковые. Люди с образованием, которые по разным причинам начали в такси работать. Мы же люди! Мы все в кредитах! У нас семьи! Будем стоять до победного конца, потому что дальше терпеть невозможно.
– Чтобы тарифы повысили хотя бы минимально. Ну, что такое 49 рублей?! – добавляют другие участники встречи. – Люди в лицо нам смеются. Ты их с остановки забрал, по подъездам развез – четыре человека за 49 рублей!
НАЛОГИ: «СВОЮ НАЛОГОВУЮ НАГРУЗКУ ПЕРЕКЛАДЫВАЕТ НА ВОДИТЕЛЯ»
В прошлом году часть челнинских таксистов легализовалась через режим самозанятости. Но теперь люди стали отказываться от своего статуса.
– Я был самозанятым, теперь не работаю вообще. Платил налог 6% от корпоративных заказов, 4% – от обычных клиентов, – говорит один из таксистов. – И это без учета комиссии самого «Яндекса». От трех заказов по 49 рублей тебе, может, остается рублей 20–30. Прибыль – это ведь доход минус расход. А «Яндекс» подает в налоговую твой валовый заработок как доход. И при этом списывает комиссию. Свою налоговую нагрузку перекладывает на водителя. С каждой поездки ты платишь 20% комиссии и свой налог. Твои расходы на топливо, амортизацию никого не интересуют. Вот если кратко, что такое работать самозанятым в «Яндексе».
ПРО ПОЕЗДКИ В ДОЛГ: «В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ ДНЕЙ ПЕРЕЧИСЛИМ»
Еще одна проблема – безналичный расчет, который выливается в поездки в долг. Живые деньги приходят не сразу. Если у клиента ноль на счету, то ждать три дня.
– Бывает, что катаем в долг. У человека недостаточно средств на карте, и сумма повисает. «Яндекс» со всеми его финансами не компенсирует нам эту сумму сразу, – удивляется Сергей. – «В течение трех дней перечислим». Как правило, как это бывает. Клиент захотел, закинул деньги – списалось. А может и не закинуть. Ты можешь уехать куда-то в межгород за две– три тысячи рублей, ты рассчитываешь на эти деньги, чтобы, например, заправиться, а у клиента средств недостаточно. Ты этого сразу не видишь. «Яндекс» говорит: мы тебе в течение трех дней компенсируем, если клиент не перечислит. Вот такая работа в долг.
ПРО НАГЛЫХ ПАССАЖИРОВ: «ДАЖЕ БАБУШКИ НАУЧИЛИСЬ ЖАЛОВАТЬСЯ!»
– Есть такие ребята, которые выбивают промокоды из «Яндекса», – продолжает Сергей. – К примеру, поездка может пройти замечательно, ты пожелал пассажиру всего доброго, а он выходит и пишет, что водитель его обматерил, что машина два раза чуть не врезалась. И «Яндекс», даже не уточняя у водителей (а бывает, что есть видеозапись), просто снижает рейтинг и выдает промокод клиенту на бесплатную поездку. Сплошь и рядом это!
– Молодежь такая! Даже бабушки уже научились! – добавляет его коллега. – Дети же их учат: «Жалуйся на водителя».
– Человек садится в машину с намерением нажаловаться и получить промокод. С тобой никто не считается! – поддерживает Евгений.
«ВЫСОКАЯ» КУЛЬТУРА: «ФУ, А ЧЕ, У ВАС ГРЯЗНО?»
– Воспитания у людей нет, – считает водитель Алексей. – Ноги не отряхивают. А потом другой садится и горит: «Фу, а че, у вас грязно, лужи?». Хотя этот же человек так же ноги не отряхивает. А от нас, водителей, требуют. За 49 рублей!
– Сел на днях мажорчик с пивом, – продолжает тему Евгений. – Я говорю: «У нас не столовая, доедете, попьете». Тогда он: «Можно я покурю «Айкос»?». Это мой личный автомобиль, я в нем не курю и другим не разрешаю. Какая у меня оценка будет?! Единица, конечно!
– Люди садятся в чистую машину за полтора миллиона и еще недовольны. Ставят плохие оценки. Претензия к запаху. Запах салона – это запах твоего города, – считает Сергей. – Привыкай!
МАМЫ С ДЕТЬМИ: «БЫВАЕТ ПОПАДАЛОВО!»
Проблемной категорией пассажиров стали мамы с детьми. Далеко не все заказывают детский тариф – выбирают «Эконом» без дополнительного кресла. Водитель, приехав на место, обнаруживает таких клиентов и обязан отказаться. Но деньги опять же теряет он.
– Отменять поездку приходится. Ты потратил время на подачу, но даже 49 рублей «Яндекс» у тебя отменяет, – жалуются водители. – Таких ситуаций в день две–три, а то и больше. Если у тебя их всего две, день прошел удачно. А бывает попадалово! Я один раз принципиально отстоял свои 59 рублей. На это ушло полчаса переписки, созвонов, нервов. «Яндекс» всегда на стороне клиентов. Водитель для них – рабсила.
ПРО АЛЬТЕРНАТИВУ: «ЯНДЕКС В СВОЕ ВРЕМЯ ВСЕХ ЗАДУШИЛ»
Прямой вопрос: «Почему вы терпите и не уходите к другим операторам?» – у таксистов вызывает затруднения. Люди не видят альтернативы. Некоторые возвращаются в местные таксопарки, которые, по словам водителей, на грани выживания.
– Яндекс всех душит, – считают таксисты. – Возможно, местные компании оживут, если мы вернемся. Но это долгосрочная перспектива, а мы живем сейчас. Допустим, все машины уйдут в «5 Девяток», и все мы будем сидеть по два часа в ожидании заявок. Толку от этого не будет!
ПОЗИЦИЯ ЯНДЕКС GO: «ИНФОРМАЦИЯ О НЕДОВОЛЬНЫХ НЕ ПОСТУПАЛА»
В Набережных Челнах Яндекс Go работает в обычном режиме, заявили редакции в пресс-службе сервиса. «Перевозчики (партнеры нашего сервиса) активно выполняют заказы, их количество растет», – уверяют в компании. Средний доход водителей, которые выполняют заказы Яндекс Go в Набережных Челнах, вырос на 20% за последний год, рассказали в пресс-службе. В том числе, благодаря системе мотивации. Водители в автограде сегодня зарабатывают в среднем около 400–460 рублей в час даже в тарифе «Эконом».
«Информация о водителях и парках, недовольных этими показателями, к нам не поступала», – отмечают в пресс-службе.
Услышит ли сервис своих партнеров, как он сам же их называет, в этот раз?
Лилия Павлова
Александр
Андрей
Карина
Александр
Серега
Стас
Ден
Петр
Серега
Олег
Сергей
Николай
антимагдеев13
13
Финик
Финик
Серега
Сергей
Антон
Рауфик
Раушания
Влад
Житель НЧ
Таксист
Таксист
Гость
Таксист
Рубик
Таксист
Да уж
Таксист
Таксист
Таксист
Таксист
Таксист
Анекдот про таксиста
Дмитрий
Валерий
Виталий