+ 2 или +3 - прогноз повышения стоимости проезда в общественном транспорте пока, как у синоптиков, приблизительный. Но одно известно точно – его не миновать. Сегодня председатель «Союза Камских Перевозчиков» Николай Тятюшкин подтвердил порталу предпринимателей, что документы направлены в Госкомитет по тарифам Республики Татарстан. Правда, не все тут гладко получилось. Челнинские предприниматели рассчитывали на сумму проезда в 18 рублей, а исполком стоит на 17. Впрочем, сегодня и это устраивает бизнесменов. Но вопросов меньше не стало, у исполкома в том числе. Что делать с «НЕФАЗами», от которых активно «отмахиваются» извозчики?
«ОНИ ВОЗЯТ ЖИВЫХ ЛЮДЕЙ, А НЕ ЖЕЛЕЗКИ КРУТЯТ»
Бухгалтеры перевозчиков подсчитали, почему цена проезда должна быть именно 18 рублей. К слову, тариф не изменялся уже 2 года (в последний раз цена выросла в 2011 – до 15 рублей, до этого в 2008 – до 13 рублей за поездку). Все это время стоимость расходных материалов, процентные ставки по налогам увеличивались. Кроме того, к тарифу привязан заработок не только предпринимателей (коих в городе 21), но и водителей (их штат исчисляется в сотнях).
- Мне предлагали сделать заработную плату водителя, как на заводе. То есть, условно, определить оклад и только премию иногда выписывать. Но я не считаю, что это правильно. Мои работники несут огромную ответственность: они возят живых людей, а не железки крутят, - поясняет перевозчик. – Соответственно, должны иметь возможность достойного заработка. А повышение тарифа влияет на это напрямую.
БОЛЬШИЕ АВТОБУСЫ, КАК ПОПЫТКА УБИТЬ БИЗНЕС?
Транспорт на газомоторном топливе – «НЕФАЗы» - как альтернативу предлагают перевозчикам власти. На обновку делаются огромные скидки, но почему-то город все равно наполнен автобусами малой вместимости. Упорство перевозчики объясняют просто – нерентабельно. И хоть выручка автомобилей приблизительно одинаковая - около 2,5 тысяч рублей после вычета расходов на заправку и в зависимости от маршрута в день - налицо разница в расходах: «НЕФАЗ», подсчитали перевозчики, с учетом вычета компенсации государства и наложенными процентами лизинга обойдется в 3 млн. рублей. Микроавтобус, даже в лизинг, будет 1,5 млн. рублей. Соответственно и ежемесячные взносы по кредиту разнятся значительно. Не говоря уже о площади парковки, налогах и обслуживании.
- Судя по расходам «НЕФАЗ» должен ежемесячно зарабатывать порядка 250 – 300 тыс. рублей, то есть в день приносить не менее 10 тысяч рублей – это только чтобы оправдать себя, не говоря уже о прибыли предприятия, - комментирует данные Николай Тятюшкин. – А люди в них не садятся, хоть опросы и выдают 90% за большие автобусы, на деле все иначе. Я сам стоял на остановке и наблюдал: 5 человек ожидают – одновременно подходят «НЕФАЗ» и Ford. Они все садятся в Ford, а «НЕФАЗ» так и идет полупустой. Понятно, что люди отвыкли от больших автобусов и со временем, лет эдак через 5, будут вновь садиться в «НЕФАЗ», но к тому времени от моего бизнеса ничего не останется. Зачем, спрашивается, я столько в него вкладывал? Другое дело микроавтобус.
Убить одним выстрелом двух зайцев пытался исполком. Чиновники предлагали оставить сумму проезда в 15 рублей на больших автобусах и увеличить тариф на автобусах малой вместимости. Так перед потребителем встанет выбор: проехать дешевле, но чуть медленнее на «НЕФАЗе» или быстрее, но выложить за поездку больше. Постепенно челнинцы бы пересели на крупный транспорт, от которого уже успели отвыкнуть, и рентабельность «НЕФАЗов» возросла бы, уверены в исполкоме. Поддержки у перевозчиков данное предложение пока не получило и даже удивило.
- Выше 17 рублей (когда это будет комитетом утверждено) мы не сможем поднять, а меньше – да ради Бога! Нам никто не запрещает – это по закону. Но кому это нужно? Я что, враг своему предприятию? Мы повышаем тарифы, потому что это необходимо. Я разговаривал с людьми, говорят, что зимой топливо будет стоить в пределах 31-32 рублей. Конечно, можно найти суррогат, но опять будут возмущаться: почему машины дымят? Да и сами автобусы от этого разрушаются. Впрочем, она и не пойдет зимой – просто солярка замерзать будет.
ЛЬГОТЫ - КОМОМ В ГОРЛЕ ДЛЯ ОБЕИХ СТОРОН
Уже больше года не решается проблема с компенсацией за перевозку льготной категории граждан. До сентября 2012 года все было нормально, говорят перевозчики. Льготники покупали бумажные проездные, им с этой суммы регулярно 2 раза в год перечисляли компенсации. Но в сентябре 2012-го вступили в силу электронные проездные.
- Тогда бюджет компенсаций разделился, условно на 2 «кармана»: первый - дотации от министерства транспорта республики Татарстан, а второй стал подконтрольным компании «Социальная карта». Те, кто сразу установил валидаторы, проблем не ощутили. Они заплатили положенные средства, а в ответ еще до января 2013 года регулярно получали компенсации с обоих «карманов». Кто не установил – не получает их и поныне. Как их теперь получить - не понятно, ведь напрямую договорных отношений у нас нет, стало быть и требовать от них какой-то отчетности мы не имеем права – пояснил Николай Тятюшкин.
Что касается первого «кармана» то он закрылся для всех с января 2013 года. Вчера предпринимателям удалось вытребовать деньги, но лишь за первые 3 месяца. Когда будет остальное – все еще не известно. Впрочем, пока эта проблема отходит на второй план – главное на сегодня – поднять тариф.
Катерина Карцева
ЛЬготник
Евгений Браентов
Эд
АнтиЛЬготник
Антильготнику