, 23 Января
Коронавирус. Заражено: 343 387 829 человек. В России: 10 987 774. В Татарстане: 44 859. В Челнах: 5 871
Новости
Подробно


Зеленый «свет»?

04.07.2013, 16:54

Проблема с парковками существует в Набережных Челнах давно, нехватку машиномест во дворах ощущает едва ли не каждый автовладелец. Решить вопрос с помощью экопарковок предложили две местные компании - ООО «Стройбаланс» и ООО «ГлавСтрой». Насколько их предложение разрешит ситуацию, специалисты говорить не берутся, поскольку вопросов к авторам проекта пока больше, чем ответов.  

 

ПЕРВЫЙ «БЛИН»

Первые экопарковки появились В Набережных Челнах год назад. Компания ООО «Стройбаланс», привезла идею из зарубежа. Изначально специализированные стоянки представляли собой небольшую эстакаду, и заехать сюда было довольно проблематично. Поэтому жители дома 28/01, где были представлены пять таких пилотных установок, идею не восприняли.

Более того, экопарковками эти стоянки сложно было назвать, ведь об экологичности и речи не могло идти. Для таких парковок обычно применяются газонные решетки, которые заполняются природным грунтом и засеиваются травой. Тем не менее, авторы проекта называли свой продукт именно экопарковкой.

Позже компания все же решила модернизировать проект и попыталась привести в соответствие с названием. Теперь в 28/01 установлено 40 экомест и все они активно эксплуатируются используются.

Первое время экогазон сдавался в аренду, ежемесячно необходимо было платить одну тысячу рублей. Недавно представители компании «Стройбаланс» решили продавать экопарковки в собственность частным лицам. Стоимость машиноместа составляет 25 тысяч рублей, в то время как его себестоимость, по словам авторов проекта, - 22 тысячи рублей. Казалось бы, нет ничего удобнее: автовладельцам больше не придется воевать за квадратные метры асфальта, дворы станут свободнее и более эстетичными. Однако все ли так просто?

ЭКОЛОГИЯ БЕЗ ЭКОЛОГИИ?

- Я видел экопарковки в Казани, там повсюду грязь. Траву нужно регулярно поливать, а кто это будет делать? - говорит Максим Федоров, депутат Горсовета. - Если за ней никто не будет ухаживать, то смысла в ней вообще нет – трава погибнет.

Действительно, для того чтобы обеспечивать качественный уход, необходимо осуществлять своевременный полив, систематическую добавку удобрений и регулярно скашивать отросшую траву. Только так будет гарантирован приятный внешний вид «зеленой стоянки». Однако, как выяснилось, для уже эксплуатируемых экопарковок, никакой подобный уход на сегодняшний день не требуется. Пока здесь нет травы, и будет ли она вообще - неизвестно. Сейчас – это обычный асфальт с отверстиями в форме ромбиков.

- Мы решили, что новые места пока не будут засеиваться травой, - говорит Давид Абрамашвили, коммерческий директор ООО «Стройбаланс». - В 28/01 засеивать траву будет ТСЖ на средства жильцов, так как им мы продали экопарковки по цене ниже себестоимости. В будущем мы будем осуществлять посадку голландского газона. Особый уход за парковочными местами не требуется, так как вокруг мы будем высаживать газон, а его обслуживание, скорее всего, будет обязанностью управляющих компаний, то есть ЖЭКа. Сама брусчатка ухода не требует, может быть, если только краску подправить или ракушку.

Отметим, что параллельно с ООО «Стройбаланс» за установку экопарковок взялась и другая челнинская компания – ООО «ГлавСтрой». Стоимость их продукта «под ключ» составляет от 19 до 23 тысяч рублей. В компании утверждают, что их парковки, которые изготавливаются из пластика, больше соответствуют названию, нежели конкурентов.

- Площадь озеленения наших экопарковок составляет 90%, – утверждает Сергей Лопырев, генеральный директор ООО «ГлавСтрой». - Мы используем специальную травяную смесь, которая так и называется «Экопарковка», она газо- и -маслостойкая, поэтому никакой грязи здесь не бывает. В парковках из бетона трава не сможет расти. Летом асфальт нагревается, таким образом, угнетая траву. Тем более что при укладке бетона засыпается слой песка, гравия, щебня – все это достигает порядка40 см. Разве сможет в этой смеси вырасти трава? Поэтому их экопарковки – это просто название.

Однако сами представители «Стройбаланса» утверждают обратное.

- Брусчатка – это самый оптимальный вариант для экопарковки, а вот вариант из пластика имеет высокую себестоимость. Кроме того, учитывая наш суровый климат – минус 30 градусов зимой - возникает вопрос надежности. Повреждаются ребра, жесткость пластика. Требуется регулярный уход за травой, - говорит Давид Абрамашвили, коммерческий директор ООО «Стройбаланс».

Осуществлять комплексное обслуживание газонов на своих объектах компания «ГлавСтрой» намерена по следующей схеме:

- Если мы сдаем места в аренду, то ухаживаем за травой сами. Если продаем в собственность какому-то частному объекту, то и уход остается за ним. Также мы рассматриваем возможность заключения с нами договора об обслуживании. Еще один вариант - договор с управляющими компаниями. Для жильцов дома - это будет отдельный пакет, по которому обслуживание будут оплачивать владельцы экопарковок, - говорит Сергей Лопырев, генеральный директор ООО «ГлавСтрой».

 

ЧТО ПРОДАЕМ: ЗЕМЛЮ ИЛИ МЕСТО?

Главным вопросом для многих - законность продажи парковочного места в собственность.

- Имеет ли компания правовое основание продавать эти места, вводя, таким образом, граждан в заблуждение, - говорит депутат Максим Федоров. – Это общедомовая земля и каждый житель имеет на нее право, а пользоваться ей будет только один человек. Поэтому необходимо проводить собрание жильцов и через протокол заверять продажу каждого места. Иначе я также сам могу поставить ракушку у себя во дворе.

- Ведь мы все жители дома, и каждому из нас принадлежит часть придомовой территории, за которую мы платим налог, - говорит Михаил Надеждин, учредитель-директор юридической компании «Надеждин и партнеры». - Сам факт продажи нужно оценить с юридической точки зрения: что они продают – землю или место? Даже если место, то ведь оно все равно на земельном участке находится. Мое отношение как автовладельца – я «за», но после решения всех этих юридических тонкостей. Я свой автомобиль оставляю на стоянке, до которой мне нужно идти полтора километра и плачу одну тысячу рублей в месяц.

Авторы проекта утверждают, что вопрос законности продажи вполне решаем.

- Мы провели опрос жильцов, которым было необходимо ответить: «за» или «против». Для осуществления продаж экопарковок в собственность нам нужно было набрать не менее 51% положительного ответа. Такой процент мы набрали. Поэтому протокол был подписан, - говорит Давид Абрамашвили, коммерческий директор ООО «Стройбаланс».

Аналогичным способом поступают и в «ГлавСтрой». А в случае если в качестве заказчика выступают, например, магазины, то и вовсе проблем нет – землю и без того они обслуживают.

В России экопарковки используются крайне редко. В Татарстане – в Казани и Набережных Челнах. Отсутствие опыта их эксплуатации и наглядности вызывает у челнинцев двоякие мнения. Одни считают, что решить проблему перегруженности автомобилей во дворах, таким образом нельзя, а другие - спешат делать заказы компаниям, которые начали осуществлять строительство экопарковок.

- Я считаю, что экопарковки не решат проблему. Машины как стояли, так и будут стоять, а кто-то на этом будет делать хорошие деньги. Дворы не разгрузятся, ведь у нас столько автомобилей, что на освободившуюся площадь придут другие машины. Например, в скором времени в 19 комплексе закроется автостоянка. Куда пойдут автовладельцы? – говорит Михаил Надеждин, учредитель-директор юридической компании «Надеждин и партнеры».

Безусловно, назвать установку экопарковок панацеей от всех бед нельзя. Но частичная разгрузка автомобилей в любом случае будет осуществлена. Поставить транспорт на освободившуюся площадь за машиной, которая оставлена на экопарковке будет невозможно, иначе другое авто просто не сможет выехать.

Сейчас обе организации, занимающиеся реализацией экопаровок, ведут переговоры с управляющими компаниями. «СтройБаланс» в ближайшее время планирует обустроить ими весь 28 комплекс. «Главстрой» сейчас заканчивает строительство экомест для торгового центра «Тулпар». Также уже заключен договор с ЗАО «Фон», на строительство экопарковки в микрорайоне «Яшьлек» и «Челны мясо». Кроме того, строительство будет вестись возле домов 65/13-А, 65/10, 65/19 и ряда других.

Лучшим способом решения проблемы парковочных мест в Набережных Челнах могло бы стать строительство подземных или многоуровневых парковок. Но, к сожалению, это удовольствие слишком дорогое. Если такие стоянки и будут появляться в автограде в жилых комплексах, то лишь в новых домах. Например, ООО «ЖИК» запланировало строительство многоуровневой парковки в одном из своих объектов. Однако проведенные компанией исследования показали, что проект в Набережных Челнах не будет пользоваться спросом. Стоимость одного машиноместа для частного покупателя при нынешних условиях будет стартовать от 350 тысяч рублей, что сопоставимо со стоимостью не только авто отечественного производства, но и недорогой иномарки. А вложения инвесторов, если такие найдутся, окупятся лишь через 20-30 лет.  

Возможно, город будет готов к таким затратам через несколько лет. На сегодняшний день вопрос для автовладельцев будет решаться наименее затратным способом – при помощи экопарковок.

 

Юлия Зайнуллина