Сегодня в Набережных Челнах прошла вторая всероссийская Ярмарка франшиз. Мероприятие не оправдало ожиданий ни участников, ни гостей. На выставке были представлены 4 франшизы, а посетило ее менее 100 человек. Организаторы в раздумье: стоит ли еще проводить подобные мероприятия в Набережных Челнах?
НЕ ХВАТАЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
Проверенная бизнес-система, наименьший риск «наступить на грабли» и всего лишь 10 процентов вероятности прогореть – статистика, которую приводят исследователи бизнеса по франшизе. Челнинцы интересуются этой моделью, но говорить о том, что активность ее приобретения велика – все же не следует.
Предприниматели Набережных Челнов, по словам организаторов, не понимают, что такое франчайзинг. В столице Татарстана ситуация полностью противоположная - Казань входит в число городов, где подобные выставки проходят наиболее успешно. И вот вам еще один показатель предпринимательской безграмотности в автограде.
- Может быть, Набережные Челны просто не доросли до уровня, где можно развивать бизнес таким образом? - говорит Марсель Гиниатуллин, руководитель отдела выставки «Франчайзинг5.рф». - У людей не хватает образования понять, что такое франшиза. Теперь мы думаем, стоит ли еще организовывать здесь подобные мероприятия. Наверное, мы будем, но предварительно проводя какую-то более масштабную подготовку предпринимателей.
Сегодняшняя выставка по сравнению с последними, организатором которых выступила казанская компания «Франчайзинг5.рф», привлекла наименьшее количество посетителей.
ФРАНЧАЙЗЕРЫ ОТКАЗАЛИСЬ ЕХАТЬ В ЧЕЛНЫ
Франчайзеры, судя по всему, незрелость рынка чувствуют, а потому выставляться в Челнах не желают. Изначально сообщалось, что участвовать в выставке будут более 30 франчайзеров, потом 10. Но в итоге доехали до ИТ-парка 4 участника: «Дубли» (интернет-франшизы), Infolife (тестирование способностей по отпечаткам пальцев), Апельс (фруктовый бар) и Finans Geschaft (микрофинансирование).
- Участников здесь мало, - говорит Айгуль Тухбатуллина, директор по маркетингу «Франчайзинг5.рф». - Большинство франчайзеров отказалось ехать в Набережные Челны, а некоторые присутствуют здесь на бесплатной основе. Хотя обычно стоимость участия в аналогичных выставках в Татарстане составляет от 20 до 40 тысяч рублей.
- Три дня назад мы проводили выставку в Казани, - рассказывает Марсель Гиниатуллин, руководитель отдела выставки «франчайзинг5.рф». - Там мероприятие прошло на ура. Представлено было более 10 брендов, ознакомились с ними более 500 человек. На прошлой выставке в Казани участвовало более 30 франчайзеров.
Еще 3 франчайзера - Finn Flare (обувь и аксессуары), «Эрудит» (газета-сканворды) и Lime (магазин одежды) – не успели к основной части мероприятия. Организаторы поспешили заверить, что они еще подъедут, но смысла в этом, скорее, уже не было. Основная масса на подобные мероприятия приходит к открытию.
ИЗ ТОГО ЧТО ЕСТЬ
Из того, что удалось увидеть, наибольший интерес у посетителей вызвал аппарат кировской компании InfoLife. Техника, внешне похожая на обычный терминал, позволяет выявить способности человека по отпечаткам пальцев. Стоимость услуги – от 100 рублей, стоимость франшизы - от 20 до 88 тысяч рублей.
- В Татарстане у нас имеется 8 партнеров, - говорит Анастасия Юрина, директор представительства «InfoLife» в Татарстане. - Наше тестирование проходят по всей России, например, за прошлый месяц системой воспользовались 15 тысяч человек. Сегодня 4 человека заинтересовались приобретением франшизы и у троих загорелись глаза. В Набережных Челнах у нас уже имеется один представитель.
Отметим, что 52 бренда в рамках выставки презентовал челнинский филиал Сбербанка, который год назад презентовал кредитный продукт для покупателей франшиз «Бизнес-Старт». За это время, к слову, ни один предприниматель из Набережных Челнов не воспользовался программой. Однако в Сбербанке говорят, что рынок вот-вот созреет, и говорить о безграмотности местного бизнеса вряд ли стоит.
- На сегодняшний день три предпринимателя из Набережных Челнов рассматривают возможности программы, -Любовь Грачева, начальник отдела продаж малому бизнесу набережночелнинского отделения Сбербанка. - Самыми популярными франшизами являются «220В» (магазин по продаже электроинструментов), мужчины его просто обожают, также «Тайрай» (салон тайского массажа и Спа процедур), «Робин Гуд» (арбалетно-лучный тир), Subway (ресторан быстрого обслуживания), Jenavi (магазин по торговле бижутерией), «Бегемотик» (магазин игрушек), «Буду мамой» (магазин для будущих мам).
В ближайшее время компания «Франчайзинг5.рф» проведет всероссийские ярмарки франшиз в Казани, Ростове-на-Дону, Самаре, Нижнем Новогороде, Уфе, Екатеринбурге, Челябинске и Красноярске. А вот выставки в Челнах теперь под большим вопросом…
Юлия Зайнуллина