09:31, 18 Июня
Новости
Подробно


«Список будет неограниченным. Главное - быть зарегистрированным в границах города»

12.10.2015, 18:05

Набережных Челны оказались в списке городов, который Минэкономразвития РФ одобрил на получение статуса территории опережающего развития. Первыми резидентами ТОР рассчитывают стать порядка 30 компаний, среди которых предприятия по переработке сельхозпродукции, производству пищевых продуктов, техники и холодильников. В эксклюзивном интервью Chelny-biz.ru министр экономики Артем Здунов рассказал, как будет проходить отбор резидентов, кто может рассчитывать на льготы и что ждать городу к 2025 году.

– Артем Алексеевич, на днях Минэкономразвития РФ отобрало моногорода для создания территорий опережающего развития. В списке оказались и Набережные Челны. Что даст городу статус?

– Основная цель опережающего социально-экономического развития – создание новых производств, проектов, рабочих мест, которые не связаны с градообразующим, якорным предприятием, в данном случае – «КАМАЗом». Хотя, не исключается, что доля связи во взаимоотношениях может быть. В нашей заявке мы перечислили практически все отрасли экономики – вплоть до швейного производства и производства медицинских товаров. У нас было порядка 30 заявок, но они все-таки больше связаны с машиностроением, производством холодильной техники, товаров специального назначения. Мы бы не хотели сужать этот перечень.

– Свою заявку на получение статуса подавал Зеленодольск, однако она не была одобрена. У Набережных Челнов есть какое-то преимущество или, напротив, ситуация здесь более сложная?

– Дело не в этом. Наверное, у Челнов в заявке было больше проектов, в том числе и компании Haier, к примеру.

– От каких компаний еще поступили заявки?

– Есть компании по переработке сельхозпродукции, производства пищевых продуктов, отдельных видов техники.

– Как можно стать резидентом территории опережающего развития?

– Мы создадим специальную группу, которая будет рассматривать проекты, претендующие на получение статуса резидента, потом они будут направлены на утверждение в Москву. Основным условиям для получения статуса является объем инвестиций, который по Набережным Челнам за время существования проекта должен быть не менее 50 млн рублей. При этом нужно создать некоторое количество рабочих мест и произвести определенное количество налоговых отчислений.

– Может ли стать резидентом действующее предприятие, которое открывает новый проект?

– Да. Он имеет право. Но заявиться по старому проекту нельзя, потому что рабочие места уже созданы, инвестиции уже осуществлены, политика выстроена.

– А компании, каким-либо образом связанные с «КАМАЗом», могут рассчитывать на преференции?

– Проект не может быть полностью завязан на градообразующем предприятии, но иметь с ним контакты и контракты он имеет право, но только этого недостаточно. А процентное соотношение в каждом отдельном случае будет определяться индивидуально. Ну не может, например, компания производить только на внешний рынок, когда у нее под боком находится такое мощное предприятие. Но и не должен поставлять продукцию только сюда.

– Артем Алексеевич, каковы основные льготы, которые будут представлены участникам территории опережающего развития?

– Резидентам ТОР (я считаю это самым главным завоеванием) будут предоставляться эксклюзивные налоговые преференции по социальному блоку: Медстрах, Соцстрах и Пенсионный фонд снижают ставки практически в четыре раза. Это самое важное.

Мы считаем, что это значительно активизирует работу в Челнах (надеюсь, будет принято положительное решение и по Зеленодольску), что будет способствовать привлечению новых инвесторов, которых до сих пор в городе не было. Ну, и, конечно, появятся новые проекты на тех предприятиях, которые уже работают в Челнах.

– Список резидентов будет ограниченный?

– Нет. Список будет неограниченным, и это тоже большой плюс. В особой экономической зоне есть определенная территория, и когда она заканчивается, соответственно, заканчиваются и места для резидентов. Здесь территорией является весь город, главное - быть зарегистрированным в границах Набережных Челнов.

– Насколько мне известно, на Дальнем Востоке есть управляющая компания, которая контролирует ТОР. На кого будут возложены эти функции у нас?

– Думаю, пока мы не будем создавать какие-то управленческие надстройки. Наша задача – помочь резидентам выполнить условия, потому что мы (президент республики, правительство) несем за это солидарную ответственность, потому что мы получаем эксклюзивные налоговые и социальные льготы. Решение будет принимать президент, но пока этим занимается министерство экономики как орган, ответственный за реализацию программы ТОР.

– В каких случаях статус резидента может быть прекращен?

– ТОР – это взаимные обязательства, при невыполнении которых резиденты могут быть лишены статуса. Однако будет предоставлено определенное время, чтобы исправить ситуацию. Мы все-таки будем давать возможность развиваться.

– Челны получили статус ТОР на 10 лет, резидентом можно быть на протяжении всего этого времени?

– На данный момент есть условия, позже, возможно, их поменяют. В течение трех лет после получения статуса мы должны набрать резидентскую базу, все участники проекта должны пройти регистрацию. После этого мы уже не будем отбирать резидентов, они будут развивать город, вкладывать инвестиции, создавать рабочие места. Но, возможно, когда эти три года пройдут, и если будет наблюдаться инвестиционный бунт, инвесторы захотят вкладывать, мы выйдем с инициативой продлить срок. Неужели мы будем отнимать эту возможность? Конечно же, нам интересно, чтобы резиденты появлялись и на четвертый, и на пятый год.

– Какие прогнозы вы строите к 2025 году?

– Мы должны создать как можно больше рабочих мест, причем обеспечить переток от «КАМАЗа». Челны уже сформированный город, и нам нужно, чтобы эти инженерные, технические кадры не уходили из своей отрасли и не переходили в другие. Поэтому основная наша задача – наполнить наши промышленные площадки, создать новые, увеличить ВТП, поднять налоговую базу, ну и благосостояние населения улучшить. Основная задача – снять зависимость. Я не вижу каких-либо эксклюзивных задач. Как у любой экономики любого города, руководство хочет, чтобы был наполнен бюджет, чтобы люди были заняты, чтобы было меньше социальных проблем, решались проблемы инфраструктуры. Я на все эти программы смотрю, в том числе, как на программы поддержки инфраструктуры, потому что, когда мы заводим сюда инвестора, с ним мы развиваем дороги, съезды, сети. Потому что они, создавая свой бизнес, начинают это все тянуть, а это развивает инфраструктуру города. В стратегии-2030 четко прослеживается задача: Челны – это один из флагманов развития Татарстана. Сейчас мы даем уникальную, преференциальную форму поддержки.

– Артем Алексеевич, вы являетесь куратором Набережных Челнов. Поступают ли к вам обращения и жалобы от челнинских предпринимателей?

– Поступают. Я стараюсь работать в том числе с ассоциациями и общественными объединениями, там какая-то консолидированная позиция появляется. Многие законодательные инициативы мы получаем от ассоциаций. В частности, по промышленным паркам. Субсидировать такие проекты в России никто не стремится, все считают, что они сами должны решать эти вопросы. Мы же считаем, что должна быть отдельная программа по ним, и не важно государственный это или частный парк. Ты создал условия для бизнеса – имеешь право на субсидии. И мы это реализовали, но инициатива шла от общественных объединений, причем именно Набережных Челнов.

– Жалуются ли челнинские предприниматели на работу исполкома, препоны со стороны власти?

– Таких жалоб не было. Но на встречах с предпринимателями поднимались вопросы по заявкам на получение субсидий, где нужна была позиция исполкома…. Считаю, что предпринимательский блок челнинской администрации очень мощный. Всегда вовремя образуется необходимая для нас обратная связь. Я всегда знаю информацию о Челнах из первых уст. Все зависит от активности глав муниципальных образований. Те главы, которые следят за развитием предпринимательства, очень быстро получают эффект. Посмотрите, ведь промышленные площадки работают еще не во всех районах, а только в 28. То же самое и по господдержкам. Я считаю, что у Челнов многие города еще должны поучиться, чтобы так работать с бизнесом в непростых экономических условиях.

– Насколько мне известно, в Челнах планируется создать еще один промышленный парк – татарстано-турецкий.

– Да. Турция – один из основных зарубежных инвесторов Татарстана, поэтому если это будет способствовать росту инвестиционного потенциала - надо поддерживать.

– Какие у вас еще планы относительно Набережных Челнов? В каком направлении вы намерены двигаться?

– В первую очередь – развитие инфраструктуры. Сейчас по программе моногородов проводим реконструкцию, строительство дорожной сети, ведущей на промплощадки. Дороги, сети – это основа, которая формирует бизнес, поэтому необходимо привлекать федеральные средства.

Создание уникальных производств на территории Челнов – еще один вопрос, который требует внимания. В пример могу привести промпарк «Челны»: здесь недавно разместился центр робототехники Татарстана, который был раньше в Казани. И это не случайно, мы посчитали, что его надо приблизить ближе к производителю.

Нужно работать также над промышленными площадками, привлекать зарубежных инвесторов, соответствовать их стандартам. Стоит завести одного иностранного якорного инвестора, потянутся и российские. Я работаю с ОЭЗ «Алабуга» и четко понимаю, как это происходит. Когда мы удовлетворяем условия Ford или Rockwool, то, конечно же, становимся привлекательными для ряда других инвесторов, они хотят размещаться на этой площадке. Я считаю, что Челны ничем не уступают алабужской зоне.

Лилия Хамитова 

Комментарии
12.10.2015, 19:16

очень интерсно про развитие инфраструктуры..говорили, что трамваи будут ходить до менделя, елабуги и нижнекамска..интересно, реализуют ли?
12.10.2015, 19:32

министр здунов не зря сидит в министерстве и курирует челны. статус ТОР вон получили
12.10.2015, 20:37

Кстати по поводу новых дорог !!! По ул.Моторная ложили и ложат асфальт прямо на снег. Работают при любой погоде - как итог он уже отслаивается во многих местах (напишите куда можно фотографии отправить - с удовольствием это сделаю). Уважаемый Министр экономики: будете в Челнах приезжайте на ул.Моторная и посмотрите как осваивают выделенные вами деньги. Уважаемый исполком г.Набережные Челны - вы куда смотрите и почему мер не предпринимаете ?
14.10.2015, 11:11

ХА-ХА Новая дорога уже вся разбита
13.10.2015, 10:08

"Но, возможно, когда эти три года пройдут, и если будет наблюдаться инвестиционный бунт..." Это что за зверь то, "инвестиционный бунт"? :))
13.10.2015, 10:29

а что будет с налогом на прибыль?
13.10.2015, 10:30

без управляющей компании будет не просто. начнутся бюрократические цепочки, игра в футбол и т.д. нужен один ответственный человек на месте
13.10.2015, 11:15

а что, алабужсая зона является примером инвестиционной привлекательности? там все так хорошо?
13.10.2015, 12:47

Кирон

Дай чиновнику площадку для разговора, он и не такую ахинею нести будет. Трамваи до Менделеевска... Сначала в городе трамвайные ветки сделайте, где они планировались. Потом мечтайте о междугородних трамваях...