, 25 Мая
Новости
Подробно


«Если на федеральном уровне подпишут, это будет очень серьезный драйвер для развития Челнов»

20.08.2015, 18:40

В Набережных Челнах может быть сформирована территория опережающего развития (ТОР). Такую информацию озвучил накануне министр экономики РТ Артем Здунов, который с рабочим визитом посетил автоград. По его мнению, получив статус ТОР, Челны смогут составить здоровую конкуренцию елабужской особой экономической зоне – в город потянутся в том числе и иностранные инвесторы. Проект будет курировать лично Здунов. 

Создание территории по трафарету ОЭЗ «Алабуги» вполне может поспособствовать диверсификации экономики Набережных Челнов, ТОР в силах стабилизировать социально-экономическую ситуацию города, заявил накануне Артем Здунов, который с рабочим визитом находился в автограде. Согласно постановлению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, ТОРы создаются на 10 лет, а по истечению срока правительство может принять решение о продлении их существования еще на 5 лет. Заявка от Челнов уже подана в Минэкономразвития.

Первым важным шагом к созданию территории, по словам Здунова, послужит реконструкция и ремонт дорожного полотна около предприятий, которые связаны дорожной линией с трассой М7. Без этого говорить о развитии ТОР и привлечении иностранных инвесторов вряд ли можно будет.

– В связи с тем, что за мной и конкретно за министерством экономики РТ закрепили кураторство над Набережными Челнами, а раньше оно было закреплено за Елабугой, мы будем более внимательно заниматься вопросами экономического, социального развития и развития инфраструктуры города, – прокомментировал Артем Здунов. – Накануне в Челны приехали гости из Фонда развития моногородов: у нас есть ряд заявок, которые подали ряд предприятий города. Прежде всего, они касаются создания или улучшения дорожной инфраструктуры близ предприятий. Это «ТЭМПО», Камская Нива, промышленные парки «Развитие», «Челны», КИП «Мастер, «Кама Кристалл Технолоджи». В этом году мы приступим к реконструкции дорог, которые связаны с трассой М7. Именно улучшению и созданию дорожной инфраструктуры будет уделено большое внимание, так как приглашать инвесторов или развиваться самим с такими дорогами просто невозможно. Кроме того, ремонт дорожного полотна облегчит создание территории опережающего развития.

Условия для резидентов площадки будут более чем комфортные. Особый правовой режим заключается в предоставлении налоговых преференций: налог на прибыль 0 – 5%, на землю – 0%, на имущество организаций – 0%, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды – 7.6%.

– Те, кто регистрируется в качестве резидента, получают такие же льготы, как и в особой экономической зоне «Алабуга», – озвучил Артем Здунов. – По страховым и пенсионным выплатам, налогам на прибыль, имущество, по земельному налогу – это или освобождение, или максимальные преференции. Одно из требований к резидентам или предприятиям: необходимо в течение определенного периода создать как минимум 20 рабочих мест, проинвестировать определенную часть. Отчасти такие преференции получают у нас резиденты парков. Вы будете конкурировать напрямую с особой экономической зоной «Алабуга», в хорошем смысле этого слова, привлекать сюда инвесторов.

Вопрос о статусе будет решен в начале следующего года. Пока же конкретно о том, сколько предприятий войдет и какие именно, а также что будет представлять собой площадка (закрытая территория, как в «Алабуге», или иначе) не известно. Но факт, что в Челны должны потянуться иностранные инвесторы.

– Если на федеральном уровне подпишут решение по данному вопросу, это будет очень серьезный драйвер для развития малого и среднего бизнеса в нашем городе и промышленных предприятий, – отметил Радмир Беляев, начальник отдела по поддержке и развитию предпринимательства. – Территория опережающего развития – это инвестиционная территория, куда могут подключиться предприятия, которые создают свыше 20 рабочих мест, реализуя новые проекты. Данный проект вполне мог бы реализоваться и на БСИ, и на Лесоцехе, и на промзоне. На самом деле, это не так важно. Главное, чтобы предприятия были в границах моногорода. Далее мы будем приглашать сюда бизнесменов со всех регионов. Думаю, что активность увеличится, ведь ТОР позволит получить льготы. У нас есть парк «Развитие», КИП «Мастер», свободные участки в Промзоне. Созданы все условия для того, чтобы встречаться с инвесторами и показывать им на примерах всю выгоду участия в ТОР. Это очень серьезная привилегия и для наших предприятий, и для инвесторов, которые хотят работать в Набережных Челнах.

Отметим, что инвестиционные проекты резидентов ТОР не должны быть связаны с деятельностью градообразующего предприятия и любой другой, в которой заняты более 20% от численности населения моногорода. Поэтому проектам, которые связаны с КАМАЗом, не получится приобщиться к территории опережающего развития. В списках тех, кто не сможет стать резидентом ТОР и предприятия, которые занимаются добычей сырой нефти, природного газа, производством нефтепродуктов, оптовой и розничной торговлей, лесозаготовкой, операциями с недвижимым имуществом. Нельзя заниматься и производством подакцизных товаров, за исключением автомобилей и мотоциклов.

Эксперты Chelny-biz.ru расходятся во мнении о целесообразности создания территории опережающего развития в Набережных Челнах, ведь сравнивать пока не с чем, аналогичных площадок в Росси еще нет (хотя они и будут работать по принципу ОЭЗ). К примеру, Борис Кузнецов, заслуженный экономист Татарстана, считает, что сегодня городу нужно развиваться в сторону научного сектора.

– Стремление влезть в число моногородов, как мне кажется, направление бесперспективное, демобилизующее, – высказал свое мнение Борис Кузнецов, профессор набережночелнинского института КФУ, заслуженный экономист Татарстана. – Нужно наоборот стремиться к инновационному развитию, создавать эффективные институты развития, это главная задача. Никто не спорит с тем, что она очень сложная. Она упрется и в инвестиции, и в кадры. Создание научного сектора экономики города решается очень медленно, на мой взгляд, эта проблема очень серьезная. Мы уже вступили в третью промышленную революцию, сейчас будут очень бурные изменения в технологиях, а наш город, честно говоря, к этому не подготовлен. Это исключительно моя точка зрения.

В свою очередь Борис Морозов, руководитель аналитического клуба «КАМАЗа», наоборот, видит толк в создании ТОР в Челнах, все ресурсы для этого уже есть, считает он. Необходимо только наладить цепочку «управления снизу».

– Мы куем транспортную безопасность страны, у нас самый лучший промпарк страны, наши студенты (МОК КАИ-КАМАЗ) прокладывают уникальную дорогу всей стране за пределы дуального, к триальному образованию, – поделился своим мнением Борис Морозов. – В рамках опережающего обучения отработаны методики системного наращивания производительности труда и сокращения длительности процессов. В разы, а не на проценты. Есть пакет уникальных больших проектов, таких, как, например, Каматейнер, которые, стартовав в Челнах, за пару лет могут вывести Россию в самые быстрорастущие страны мира. В целом, есть почти все необходимые для ТОР ресурсы. Только нет хорошего управления с обратной, как положено, связью. Если ТОР поможет выстраивать «управление снизу», Челны могут потащить за собой страну так, что нынешняя молодежь сможет гордиться свершениями не только старших поколений.

Отметим, что территория опережающего развития (ТОР) предусматривается исключительно в моногородах с наиболее сложным социально-экономическим положением. Набережные Челны, нампоним, вошли в «красную зону». Стало быть, шансы на одобрение этого мастабного проекта велики.

Для справки:

По сообщениям федеральным СМИ, в начале 90-х в правительстве был предложен перечень территорий опережающего развития. Однако разработанные программы так и не были до конца реализованы. В 1991 году был принят закон, регулирующий приток иностранных инвестиций в отечественную экономику. Его положения устанавливали для некоторых зарубежных предпринимателей определенные льготы. В частности, предполагалась упрощенная процедура регистрации, сниженные ставки налогообложения, долгосрочная аренда по невысокой цене, безвизовый режим и уменьшение таможенных пошлин. С 1996 года в стране стали создаваться ОЭЗ. К вопросу о ТОР вернулись в 2013 году. Из федерального бюджета на создание территорий опережающего развития предполагается выделить 42 млрд рублей. По некоторым данным, такие территории могут привлечь порядка 2,5 трлн рублей частных инвестиций, а также предоставят более 37 тыс. новых рабочих мест.

Закон о территориях опережающего развития устанавливает:

- Льготные ставки по арендной плате.
- Особый порядок пользования землей.
- Льготы по налогам и страховым выплатам.
- Особый порядок проведения государственного контроля, муниципального надзора.
- Льготный режим подключения к различным объектам инфраструктуры.
- Предоставление особых государственных услуг.
- Использование режима свободной таможенной территории.
- Возможность привлечения в льготном и ускоренном порядке иностранного квалифицированного персонала.
- Использование санитарных и технических регламентов по примеру наиболее развитых государств ОЭСР.

Особая экономическая зона «Алабуга» создана в 2006 году и предоставляет инвесторам полностью подготовленную промышленную, инженерную, транспортную и таможенную инфраструктуры, а также ряд налоговых и таможенных льгот. За время существования ОЭЗ «Алабуга» удалось привлечь ряд резидентов, среди которых такие известные компании мирового бизнеса как Ford-Sollers, Saint-Gobain, Air Liquide, Rockwool, Sisecam, Hayat Group и др.Общий объем инвестиций в проекты на территории ОЭЗ «Алабуга» превышает 3 млрд. долларов. Здесь создано более 5 тыс. рабочих мест.

ОЭЗ в отличие от ТОР создаются на более длительный период – 20 лет.

Фото: chelny-biz.ru, realnoevremya.ru, nabchelny.ru

Видео