Бизнесмен Дамир Бибишев, застройщик скандального выставочного центра, решил выйти в публичное поле. С предложением обозначить свою позицию глава холдинговой компании «Союз» обратился в редакцию Chelny-biz.ru. Он заявил, что отсутствие с его стороны комментариев многие расценивают, как отсутствие у него аргументов. Вероятно, последней каплей для предпринимателя стал недавний митинг противников его стройки в 17-м комплексе. На просьбу жильцов дома отреагировал сам президент Татарстана и прислал своих проверяющих. О том, как Бибишев получил земельный участок, какую гарантию дал главе республики, и почему считает, что экс-руководитель исполкома Челнов Фархад Латыпов должен быть наказан – в интервью Chelny-biz.ru.
«ОТСУТСТВИЕ МОИХ ИНТЕРВЬЮ ИЛИ КОММЕНТАРИЕВ ЛЮДИ РАСЦЕНИВАЮТ, КАК ОТСУТСТВИЕ У МЕНЯ АРГУМЕНТОВ»
– Дамир Маратович, с чем связан ваш выход в публичное пространство, что сподвигло дать интервью? Долгое время вы предпочитали не комментировать события вокруг выставочного центра.
– Да, я обычно не даю интервью. Но когда началось строительство выставочного центра, появились спорные моменты, и они стали освещаться в СМИ, конечно же, мне задавали вопросы, и я на них отвечал. Однако я видел, что СМИ не совсем точно формулируют мои ответы и теряются многие смыслы, я решил не общаться со СМИ вообще. А сегодня люди отсутствие моих комментариев по событиям, связанным с этим делом, расценивают, как отсутствие у меня аргументов. Поэтому я решил, что настало время объяснить.
– На протяжении нескольких лет общественность бурно обсуждает законность выделения вам земельного участка в самом центре города.
– Я готов вам передать ряд документов. Их у меня крайне много, которые могли бы вызвать интерес у общественности. Я готов частью поделиться и с вами. В 2012 году я обратился в администрацию города с целью инвестирования строительства выставочного центра. В то время был спад в экономике, и везде шла агитация за привлечение любых инвесторов. Я решил им выступить. Василь Гаязович Шайхразиев, будучи мэром города, это поддержал, но поставил условие: во-первых, учесть пожелания жителей соседних домов, во-вторых – решение окончательное будет приниматься на публичных слушаниях. Я начал работать с жильцами, прорабатывать вопросы экологии, сетей и формировать земельный участок. За время этой работы я познакомился, нашел координаты, встречался с жителями дома и с Умеркаевой Ларисой Гавриловной, она тогда была старшей по дому. Мы с ней начали работать по условиям, которые бы удовлетворили стороны. Она, надо сказать, Лариса Гавриловна, находка для этого дома. Четко отстаивала интересы всех жителей, потребовала не только оплатить компенсацию за вырубленные 269 деревьев в бюджет города (администрация города насчитала 841 тысячу рублей), но и настояла на строительстве скверов. Чтобы эти деньги, перечисленые городу, не могли раствориться в бюджете. Внимательно следила за соблюдением санитарных норм между домами и выставочным центром. Настояла на том, чтобы были парковочные места для жильцов. Мы работали на эту тему и даже пытались запроектировать парковку внутри двора, но там оказалось проблематичным, и я дал добро, письменную гарантию, что готов предоставить 100 машиномест в подземном паркинге выставочного центра для жителей дома 17/03. Таким образом, мы нашли консенсус с большинством жителей, и слушания, которые прошли в мае 2013 года, комиссия одобрила. Василь Гаязович говорил мне о возможности получить участок по акту выбора, но если во время публичных слушаний появится иной претендент, тогда обязательно должен быть аукцион. Я с этим согласился, спокойно пошел на слушания. На них был полный зал, большинство поддержали мой проект, иных предложений не было (имеется видеозапись).
«ЕСТЬ НЕБОЛЬШАЯ ГРУППА ЖИТЕЛЕЙ, ОРГАНИЗОВАННАЯ ГРУППА. Я ПОЛАГАЮ, ИХ ЧЕЛОВЕК ПЯТЬ»
– Много вопросов возникло у жильцов по поводу публичных слушаний.
– Меня много обвиняли в том, что слушаний вообще не было, или они прошли в каком-то секретном режиме. Вот вам документ, я вам его могу передать, а также заключение о результатах публичных слушаний. После этого мне был предоставлен участок. Я полностью оплатил проектирование скверов, посадку деревьев, кустарников, цветов, устройство дорожек, фонарей, детских площадок и т.д. Я являюсь членом комиссии: когда администрацией города будут выполнены работы по скверам, буду принимать эти работы в полном объеме. Также мной профинансирована реконструкция аварийной канализации дома 17/03. Кроме того, запроектирована и за мой счет ведется строительство трансформаторной подстанции большей мощности, чем необходимо для выставочного центра. И уже проложен кабель с 15-го комплекса для того, чтобы обеспечить энергобезопасность всех близлежащих домов (как аварийное обеспечение электроэнергии). Со стороны проспекта Мира мной была профинансирована установка канализационной насосной станции. Более того, я пошел навстречу жителям и решил установить чиллеры кондиционеров не на стенах (как обычно делают), а на крыше здания, чтобы не создавать жителям проблем, хотя это удорожание. Потом, например, освещение. Жители первых этажей попросили, чтобы светильники парковой зоны вдоль самого дома были невысокими, чтобы ночью свет от фонарей не попадал в окна первых этажей. Все это нами также было учтено, все по пожеланию жителей.
По просьбе администрации города мной построен подземный переход, соединяющий действующий на остановке «Райисполком» с подземным паркингом выставочного центра. Работы уже завершены, он сдан в эксплуатацию, но до пуска выставочного центра он пока закрыт. Вот я вам могу показать фотографии, плитку только не проложили. Более того, Ринат Абдуллин (руководитель исполкома Набережных Челнов – ред.) мне настоятельно предложил капитальный ремонт всего подземного перехода на остановке «Райисполком». Мы вступили в диалог, консенсус найден, мы пришли к взаимопониманию, но принятие окончательного решения отложили на момент сдачи моего объекта в эксплуатацию.
– Вы упомянули, что полностью оплатили проектирование сквера возле дома 17/03. Однако жители заявляют, что ничего восстановлено не было и во всех требованиях акцентируют внимание властей на его возрождение.
– Я – инвестор. Мне город сделал проект, посчитали смету на все работы и выставили мне счет, я в полном объеме его оплатил. Сейчас, конечно, администрации города проблематично выполнить все работы по скверам, потому что у меня идет строительство. Но скоро я уже выхожу на финишную прямую, и после окончания строительства выставочного центра исполком должен будет приступить к благоустройству скверов.
– Тем не менее, люди продолжают жаловаться, они недовольны сложившейся ситуацией.
– Есть небольшая группа жителей, организованная группа. Я полагаю, их человек пять. Публичные слушания прошли с успехом, есть видеосъемка, если кому это интересно. Но эти люди выбрали агрессивно-негативную позицию и всегда выступали против. Я старался встречаться с жителями и советом дома, в том числе и с активно протестующими. Но они никогда не шли со мной на контакт, просто из-за принципа. Они ни разу не обменялись со мной ни одной фразой, хотя я им всегда предлагал и сейчас предлагаю: «Давайте встречаться, обсуждать, мы с вами соседи и как-то должны искать консенсус и вести диалог». Но они категорически отказываются от диалога, писали в различные инстанции, подавали иски в суды. Вот один из них. Это требования жильцов: «О признании недействительным публичных слушаний 21 мая, о признании недействительным распоряжения исполнительного комитета, о признании недействительным постановления от 17 декабря, предоставление Бибишеву земельного участка, о признании недействительным договора аренды...» И вот уже решение суда, цитата (!): «Земельный участок под строительство предоставлен Дамиру Маратовичу Бибишеву, в установленном законом порядке с соблюдением процедуры такого предоставления, в том числе посредствам проведения публичных слушаний. Сам способ предоставления земельного участка в рассматриваемом деле отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу». Это уже решение суда от 7 мая 2015 года (по делу № 2-7428/2015), и оно вступило в законную силу 16 июня 2015 года. Какие еще могут быть вопросы по законности выделения земельного участка?!
Я вот передаю документы, протокол об исполнении инвестором договора инвестирования. Здесь написано: «Все условия и обязательства выполнены в полном объеме, заказчик к инвестору претензий не имеет». Это я полностью оплатил строительство скверов. Вот это акт последней сверки от 2013 года, потом уже от 2017 года. Я выполнил все условия перед администрацией города и жильцами, оплатил сквер, ко мне не должно быть никаких претензий. Я член комиссии по приемке выполненных работ по скверам и буду вместе с жильцами дома 17/03 наставать на выполнении всех работ от города.
«ЧТО ИМИ ДВИЖЕТ, И КТО ИМИ УПРАВЛЯЕТ? ВОЗМОЖНО, ЭТО ЧЬИ-ТО МАРИОНЕТКИ?»
– Но у жильцов дома 17/03 все же претензии остаются, доказательство этому митинг 7 мая. В очередной раз противники стройки вышли с просьбой к президенту Татарстана.
– Да, был митинг. Действительно он вызвал резонанс в СМИ, мне начали поступать звонки. Быстро отреагировал президент. Рустам Нургалиевич в очередной раз доказал, что он достоин огромного уважения. В сегодняшних трудных условиях, когда страна находится в сложной экономической ситуации, санкциях и прочем, находит время и реагирует на каждое обращение. Также он отреагировал, когда в 2014-м году одна из участниц агрессивно-негативной группы жильцов во время его визита в Челны подошла к нему с табличкой «Спасите наши скверы». Он тут же прислал своего помощника. Но отмечу, что она отказалась общаться с ним. Просто отказалась. Хотя президент отреагировал на ее же обращение. И сейчас она опять же призывает на митинги. Что касается президента – это все очень хорошо. Я очень рад, что присланные сотрудники аппарата президента мне задавали вопросы, и что в этих спорных моментах мне представилась возможность предоставить им документы, подтверждающие законность моих действий. Они интересовались всякими вопросами, в том числе и тем, будут ли исполнены мои обязательства по скверам. Я предоставил все необходимые документы, в том числе и те, которые подтверждают, что все свои обязательства по скверам я выполнил. Проверка проводилась не только по обращению этих митингующих, но и по всей ситуации вокруг этого объекта.
Но я посмотрел публикации в СМИ, там приведены фотографии, вызывают недоумение некоторые факты. Это одни и те же лица. Прошу обратить внимание на следующий факт: организаторы что в 2014-м, 2015-м году, что и сейчас – одни и те же лица. Активисты данного протестного движения – Жиденко с супругой, Жукова и другие. Что касается этих персонажей, ситуация заключается в следующем: Виталий Жиденко в мае 2014 года призывает к митингам, к протестному движению и подает в суд. Набережночелнинский суд он проигрывает, подает апелляцию в Верховный суд Татарстана, но на судебном заседании отказывается от своего иска. Затем в ноябре 2014 года появляется коллективный иск: Жиденко, Жукова, Леонова, Глоба – опять подают в суд с требованием признать незаконным выделение, восстановить, разогнать. Челнинский суд опять выносит для них отрицательное решение. Я понимаю, что каждый человек имеет право обратиться в суд, тут нет никаких претензий. Но вызывает недоумение другое – они подают жалобу в Верховный суд и опять все вместе, как по команде, едут и пишут отказы от исков, что претензий нет. Но они же опять 7-го числа организовывают митинг. Они ведь уже обращались в суд, чтобы остановить стройку, потом сами же отказались от исковых требований. Это та же активная группа – Жиденко с женой, Жукова и другие. Тут же приезжают корреспонденты, тут же резонанс, тут же идут письма президенту. Что ими движет, и кто ими управляет? Возможно, это чьи-то марионетки? Я, например, не знаю. Я уважаю людей и считаю, что каждый имеет право на свое мнение, но такие нелогичные поступки вызывают много вопросов и недоумение. Если с юридической точки зрения, как минимум, они «злоупотребляют своим правом».
– Противники стройки переживают из-за расстояния от стены дома до выставочного центра, боятся остаться «заживо сгоревшими». По их словам, они оказались лишены солнечного света, так как вы не выполнили обещания (по их словам, даже имеется решение суда), что высота объекта будет не выше второго этажа.
– У проекта есть технические параметры, где указана в том числе высота здания. Проект проходит государственную экспертизу, в том числе по инсоляции, пожарной, экологической безопасности и т.д. Контроль строительных работ ведется Государственным строительным надзором, а приниматься объект будет комиссией. Если проект уже утвержден, прошел государственную экспертизу и я начал строить, то не имею права отклониться, у меня просто не примут объект в эксплуатацию.
– Бурное обсуждение вызывает и назначение объекта, который, по словам обеспокоенных жильцов, будет очередным торговым центром.
– Земельный участок выделен под выставочный центр. Я запроектировал выставочный центр, проект прошел экспертизу как выставочный центр. Вся технология - вентиляция, оборудование, пожаротушение – все под выставочный центр. Я дал президенту письменную гарантию, что построю, введу в эксплуатацию и буду эксплуатировать выставочный центр. Но если вдруг возникнет какая-то неординарная ситуация (возможно, лет через 10-15) и будет необходимость изменить целевое назначение, то я пройду все процедуры в строгом соответствии с законодательством.
«Я НЕ ХОЧУ ОСКОРБЛЯТЬ ЛАТЫПОВА, Я ПРОСТО ЕГО НЕ ЗНАЮ. НО РАЗ ОН ПРИЗНАЕТ ВИНУ, ПУСТЬ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
– Мы наблюдаем, что строительство объекта идет полным ходом. Еще прошлой осенью было возведено только правое крыло, а сейчас практически полностью подняли каркас здания. Следственный отдел Набережных Челнов через суд добился ареста на земельный участок, данный факт никак не повлиял на строительство?
– По поводу ареста земельного участка я узнал из вашей газеты. Меня никто не предупреждал, меня никто никуда не вызывал и не уведомлял о том, что идет какое-то следствие. Из вашей же газеты я узнал, что Фархад Латыпов (бывший руководитель исполкома автограда – ред.) признал свою вину, что он ущемил права некой женщины-предпринимательницы при оформлении земельного участка. Я с Латыповым не знаком, никогда с ним не разговаривал и тем более ни о чем не договаривался. И в чем он там признался – я не знаю. Но когда я из СМИ узнал, что, оказывается, у меня арестован земельный участок, попросил своих адвокатов сделать запросы, написать ходатайство об ознакомлении с делом. Я обратился в следственный комитет и получил ответ: «Мы тебе твое ходатайство не удовлетворим, потому что ты по этому делу не проходишь ни как свидетель, ни как обвиняемый, ни как потерпевший, ты - никто, поэтому мы тебя даже не ознакомим». Но арестовали по какому-то делу, по которому я не прохожу. Мое имущество арестовали! Абсурд?!
Также я из СМИ узнаю, что женщина-предпринимательница, права которой нарушил Латыпов, подала иск в суд на исполком о восстановлении ее прав. То есть следствие прекратило дело Латыпова, но признало вот эту женщину пострадавшей. Она - пострадавшая, Латыпов признал свою вину, что он ущемил ее права при оформлении мне земельного участка. Но по неизвестной мне причине она иск свой отозвала. И тут возникает вопрос. А если бы не отозвала? Тогда исполком понес бы некие материальные издержки, он должен был бы потратиться на восстановление ее прав. А в это время бывший руководитель исполкома, совершивший эти деяния и нанесший ущерб предпринимательнице, при этом, признавший свою вину, будет сидеть дома и пить чай.
– Вы считаете, что отвечать должен лично Фархад Латыпов?
– Да, он признал свою вину и с него все снято. А я, как налогоплательщик, и все мы с вами, должны пострадать (потому что, если исполком будет нести ответственность – это бюджет). Городской бюджет будет страдать, все горожане будут платить за совершившего противозаконные деяния чиновника, тем более признавшего свою вину. Вот тут я совершенно против. Я считаю, что, во-первых, если он нанес какой-либо ущерб (ему было оказано огромное доверие, он был руководителем исполкома, вершитель дел, бумаг и судеб, тем более что он признал вину), то и должен сам полностью компенсировать все эти издержки. Я не хочу оскорблять Латыпова, я просто его не знаю. Но раз он признает вину, пусть несет ответственность. Чтобы другим чиновникам было неповадно нарушать права граждан!
– Согласитесь, что судьба выставочного центра в связи с протестующими, уголовными делами, арестами – остается весьма туманной? В какие сроки вы все-таки планируете уложиться?
– Мной оплачены все строительные материалы и к концу лета я планировал завершить работы по возведению всего каркаса здания. По графику – сдача объекта зимой этого года. Давайте мы на этом пока завершим.
Олеся Аверьянова
Недовольный
Вася
Петр
Вася
Евгений
Вася
Чук
Вася
Вася
знахарь
Вася
Вася
Вася
Вася
Вася
Вася
Вася
Вася
Вася