Глава холдинга «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев рассчитывает, что нашумевшее на этой неделе уголовное дело о мошенничестве бывшего менеджера МВД будет доведено до логического конца. В интервью Chelny-biz.ru он заявил, что ситуация не повлияет на планы построить в Татарстане масштабный центр по продаже авто с пробегом. Кроме того, Зубарев оценил итоги 2018 года для российского авторынка и ТТС, а также озвучил два прогноза на год 2019-й. Где холдинг планирует развиваться в ближайшие годы, почему концентрируется на внутренней эффективности, как шли переговоры с мэром Набережных Челнов по передаче здания на проспекте Чулман, как ТТС изменил отношения с банками, потеряв в ТФБ 20 млн и многое другое - в интервью Вячеслава Зубарева Chelny-biz.ru.
«ВСЕГДА НАХОДЯТСЯ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ «ЗАРАБОТАТЬ» ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ. И ГОТОВЫ РИСКНУТЬ НЕ ТОЛЬКО СВОЕЙ ЧЕСТЬЮ, НО И СВОБОДОЙ»
- Вячеслав Викторович, с начала недели республика обсуждает уголовное дело в отношении бывшего сотрудника компании «ТрансТехСервис». Как вы объясняете появление мошеннической схемы с подержанными автомобилями?
- Подобная мошенническая схема объясняется тем, что всегда находятся люди, которые хотят «заработать» любой ценой. И они готовы рискнуть ради этого не только своей честью, но и свободой. Есть люди, которые хотят получить большую выгоду и считают, что работать официально с юридическими лицами в этих вопросах - не самый лучший вариант. Для них выгодней договариваться в частном порядке с кем-то лично. Но при этом они не всегда правильно оценивают все риски такого способа. А этим, как правило, часто пользуются мошенники. К сожалению, этот инцидент произошел с участием нашего бывшего сотрудника.
Сейчас делом занимаются и структуры МВД, и наша служба безопасности. Мы будем проводить досконально свою внутреннюю проверку. Я думаю, что уголовное дело будет доведено до логического конца. Каждый получит по заслугам.
- В прошлом году компания уже пережила одно уголовное дело на сотрудников по землям под автосалонами. В вашем офисе прошли обыски, но в тот же день постановление о возбуждении дела было отменено прокуратурой. Как вы реагировали на те события?
- Я считаю, что это было недоразумение. По каким причинам это получилось, мне уже не интересно. Хорошо, что недоразумение было быстро выяснено, и дело исчерпано. Я уже официально и неофициально заявлял, что не вижу там никаких даже возможных нарушений закона. А криминальная составляющая вообще исключена. Это дело уже столько раз рассматривалось в различных судебных инстанциях, что у меня не осталось сомнений. Что еще нужно, чтобы убедиться?
- Сам земельный вопрос закрыт?
- Для меня он закрыт давно. Насколько я понимаю, следователи искали какие-то спекуляции с землей. Ну, это вообще не про нас. Мы взяли землю в аренду, построили автосалоны, выкупили участки. В чем может быть криминал или нарушение? Столько раз с увеличительной лупой проверяли эти земли, что давно бы выявили нарушения, если бы были!
– Наша встреча проходит в обновленном офисе компании на проспекте Чулман. После реконструкции вы передаете часть здания городу. Почему? Много домыслов относительно добровольности вашего решения.
- Уже отдали, оформили передачу. Это не спонтанное решение, не под давлением каких-то событий. Я даже не помню, когда этот разговор с новым главой города начался. Дело в том, что у нас не было конкретных планов по использованию здания для ТТС. Оно изначально проектировалось как спортивный объект для города. Но в дальнейшем все изменилось, городу оно было не нужно, и мы выкупили на свой баланс. Для чего оно нам нужно – мы за эти годы так и не определились. Когда я предложил мэру выкупить это здание обратно, он сказал, что иметь здание было бы неплохо, но покупать отказался (смеется). Предложил подарить. Я сначала подумал, что это чересчур. Конечно, можно было бы приспособить помещения под какие-то офисные… Но это отдельный бизнес, не привычный для нас и достаточно хлопотный, поэтому мы решили сделать доброе дело.
- Какова стоимость здания?
- Честно, даже не знаю. Вложения были сделаны в разное время. Рыночной цены нет, потому что сегодня нет рынка недостроенной недвижимости. И потом, даже когда дарят вещи из магазина, принято этикетки отрывать. Поэтому здесь я не стал озадачивать себя вопросом цены. Понятно, что здание площадью около 4 тыс. кв. м с коммуникациями стоило нам денег. Я взял на себя обязательство привести в порядок его, потому что мне за него было уже стыдно в последние годы, оно выглядело устаревшим. Две части мы перестроили. Ну и третья должна стать украшением.
- Даря муниципалитету, вы можете высказать свое пожелание по использованию здания. Какой объект вы здесь видите? Руководители города анонсировали, что здесь может появиться центр гимнастики.
- Мы планировали встретиться с мэром. Если ему будет интересно мое мнение, я выскажу. Но сейчас не готов. Городу много что нужно. Безусловно, это должен быть спортивный или развлекательный, но не коммерческий объект
- Здесь уже появился детский центр «Мозаика» вашей супруги. Связано ли оно с нехваткой детских учреждений в Набережных Челнах?
- Безусловно. Судя по тому, что центр так быстро заполнился, был дефицит. Мы как родители столкнулись с тем, что в городе не большой выбор мест, где можно провести время с детьми, отпраздновать день рождения и т.д. Идею реализовывала моя жена. Наше правило – бизнес должен быть полезным, и бизнес должен быть доходным. Или хорошо доходным, или хотя бы самоокупаемым. Так вот задача для детского центра - чтобы он обходился без дотаций. Хочется делать не просто социальный проект, но и бизнес, где в таблице приоритетов на первом месте – впечатления клиентов.
Моя задача была сделать комплекс зданий красивым привлекательным местом, вызывающим приятные ассоциации у горожан. Поэтому мы не стали открывать ресторан или коммерческий объект. Детский центр и семейное кафе – более позитивный бизнес.
«НАДЕЯТЬСЯ НА ТО, ЧТОБЫ СЕЙЧАС ПЕРЕЖДАТЬ, А ПОТОМ КУПИТЬ АВТОМОБИЛЬ ДЕШЕВЛЕ, ДУМАЮ, ОСНОВАНИЙ НЕТ»
- Первое полугодие 2018 года характеризовалось для рынка России ростом продаж легковых автомобилей на 18% (по данным Ассоциации европейского бизнеса). Как год завершился?
- Статистика АЕБ уже опубликована, год завершился с 13-процентным ростом рынка России. Это реализация наиболее оптимистичного сценария. Я и многие другие предполагали рост около 5%, получилось больше. Потому что многие ускорились с покупкой автомобиля. Причины понятны – увеличение НДС. Автоматически с нового года цены выросли на 2%. При покупке автомобиля 2% - это ощутимо. И второй фактор - неустойчивость курса рубля.
С одной стороны, для прошлого года рост продаж - это хорошо, с другой - для 2019-го не очень. Часть людей, которые приобретали бы автомобиль в этом году, поспешили купить в прошлом. Рост, полученный в 2018 году, на горизонте двух лет ничего не даст.
- Сейчас в автосалонах пусто?
- Слава богу, там никогда пусто не бывает. Другое дело, что пока динамика первой половины месяца похуже, чем в прошлом. Сложно говорить, как пойдет год. Не все же успели купить в 2018-м, а надеяться на то, чтобы сейчас переждать, а потом купить дешевле, думаю, оснований нет. Падение курса рубля ведь еще не отыграно, оно будет отыгрываться каждый месяц. Цены на автомобили и в конце прошлого года росли, и дальше будут расти. Для покупателей это будет заметно с опозданием, потому что есть старые складские запасы у дилеров. Но следующая партия уже будет более дорогая. Покупки все равно будут. А когда ты понимаешь, что, чем раньше купишь, тем больше шансов купить не так дорого (язык не поворачивается сказать дешевле) – это подстегивает. К тому же, люди понимают, что кредиты в ближайшее время могут стать только дороже.
- Какие бренды подорожали больше других?
- Бренды все растут. На сколько - это сложно отследить даже мне как эксперту. Иногда цена остается прежней, просто отменяется акция. Допустим, раньше вам при замене автомобиля давалась поддержка в 80 тыс. рублей, а сейчас только 40. Кто-то связывает рост цен с заменой модельного ряда, кто-то отменой акции, а кто-то просто повышает.
- Кто из производителей анонсирует дальнейшее подорожание?
- Все. Правда неофициально, дату не называют. Как правило, ставят перед фактом: с понедельника повысится. Мы говорим: «Давайте мы сегодня купим» - а уже нельзя.
- Аналитики PricewaterhouseCoopers не так давно озвучивали прогноз на 2019 год – замедление роста продаж легковых автомобилей. Каковы ваши прогнозы? Оптимистичный и пессимистичный сценарии.
- Реалистичный прогноз – этот год должен быть на уровне прошлого. Самый оптимистичный – рост на 5-7%. Если будут подстегивать какие-то факторы, то может быть выше, но менее 10%. А если будут факторы подавляющие, то падение – тоже в пределах 10%. Мы же не знаем, какие санкции будут, к каким последствиям они приведут. Все живут в условиях неопределенности. Крах и вход экономики в кризис, думаю, маловероятны.
- По прогнозам аналитиков, следующий кризисный цикл ожидается в 2020 году…
- Когда я слышу прогнозы аналитиков, то говорю: давайте посмотрим их прогнозы десятилетней давности, насколько они сбывались. По-моему, ни разу. По крайней мере, по автомобильному рынку. По прежним прогнозам таких крупных компаний, Ernst & Young, PwC, сейчас в России порядка четырех миллионов автомобилей должно продаваться. А продается полтора.
«СИТУАЦИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ БОЛЬШАЯ, МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ГОТОВЫ К ЛЮБОМУ РАЗВИТИЮ СЦЕНАРИЯ»
- Каким был 2018 год для компании «ТрансТехСервис»? Что удалось реализовать, что нет?
- Умеренно успешным. Почему успешным – потому что мы росли по всем показателям. Почему умеренно – потому что мы росли не быстрее рынка. Это был год без ярких прорывов. Но у нас начата большая работа по повышению внутренней эффективности. Все-таки очень важно иметь запас прочности. Ситуация неопределенности в экономике большая, мы должны быть готовы к любому развитию сценария. Мы умерили свои амбиции лидеров в погоне за количеством, умерили темпы роста.
- При этом у вас только в Набережных Челнах за прошлый год три автосалона открылось…
- В Челнах, наверное, самый большой прирост. В Ижевске мы один салон перепрофилировали - с Land Rover на Hyundai. В Оренбурге открыли новый автоцентр Mitsubishi. Но это точечные приобретения. Мы в былые годы по 15-20 салонов в год открывали. Рынок уже насытился, поэтому мы смотрим, где появляется вакансия. А просто приходить на какой-то рынок дополнительно - это и дистрибьюторам не нужно, и нам.
- В каких регионах еще планируете расширяться в ближайшие годы?
- У нас задача, прежде всего, повышения эффективности и лояльности. Что касается развития - это те же регионы Поволжья, Предуралья. У нас широкая география - от Йошкар-Олы до Оренбурга. Выходить на федеральный масштаб мы не планируем, потому что это будут большие затраты дополнительные - как финансовые, так и управленческие. Лично мне уже дорога снится в кошмарных снах, потому что слишком много поездок. Предполагаю, что и всем нашим топ-менеджерам дорога опостылела, а система управления у нас такая, что требует контакта с точками.
- Вы планируете построить в Высокогорском районе крупный логистический центр по продаже автомобилей с пробегом. Он преподносится как новинка для российского рынка. Чем вызвано решение?
- Мы в последнее время активно развиваем бизнес по продаже автомобилей с пробегом. Доходы населения не очень-то растут. Люди модель поведения меняют: сегодня экономить не зазорно. Если раньше этого стеснялись, то сегодня я мало знаю людей, которые показательно сорят деньгами. Мы ускоренными темпами развивали это направление. И те модели бизнеса, которые были, стали устаревать. Площадки не справляются с объемами продаж. Одно дело - продавать в городе 100 автомобилей в месяц, а другое - продавать в этом же городе 2 тысячи в месяц. Самый большой рынок - казанский.
Я как потребитель понимаю, что один из самых ценных ресурсов - время. Если мне надо сходить в магазин (купить костюм, рубашку), куда я иду? Туда, где собран самый большой выбор. Вот я представил себе человека, который хочет купить автомобиль. Если новый еще можно купить заочно, то автомобиль с пробегом - уникальный. Тут нет двух одинаковых. И поэтому необходимо создать условия, чтобы в одном месте собрать большое количество автомобилей. Мы планируем начинать с 2-3 тысяч. Я уверен, что любой приехавший найдет там свою машину. Так родилась идея.
Строить такие большие площадки в городе неразумно. А если за городом, то там, куда удобно добраться из близлежащих городов и районов. Поэтому трасса М-7.
- В Телеграм-каналах появилась информация, что в связи с последним уголовным делом ТТС может приостановить проект в Высокогорском районе по авто с пробегом. Так ли это?
- Нет, проект будет реализован. Тем более в связи с последними событиями это актуально. Потому что необходимо продолжить работу по наведению порядка на рынке автомобилей с пробегом. И новый технологичный уровень логистического центра позволит нам сделать это лучше.
- Есть ли перспективы создания таких центров в Закамье?
- Думаю, это будет не единственный центр, но где они появятся - вопрос, который надо будет осмыслить. Все-таки это пробный шар, который не имеет аналогов в России. Да, есть крупные площадки в Европе, но они немножко другие. Есть гигантские в Америке, но они продают мелким оптом, а мы ориентированы на конечного покупателя.
«СГОРЕЛО 20 МЛН РУБЛЕЙ. ПРОСТО НА РАСЧЕТНОМ СЧЕТУ ЗАВИСЛО. НАС НЕ ОПОВЕСТИЛИ, ЧТО НАДО СНИМАТЬ»
- Рентабельность автомобильного бизнеса в России падает?
- У каждого она своя. В целом, думаю, снижается. Связано с тем, что люди меньше денег имеют. Салонов настроили много, а клиентов на всех не хватает. Все стремятся снизить цену для покупателя, вплоть до того, что кто-то продает себе в убыток, лишь бы перекрыть банковские разрывы.
- Раз уж упомянули банки… Наше интервью в декабре 2016 года мы начинали с вопроса о средствах компании, оставшихся на счетах в Татфондбанке. Насколько серьезной оказалась ситуация для ТТС? Изменили с тех пор политику по отношению к банкам?
- Мы пострадали, конечно, сгорело 20 млн рублей. Просто на расчетном счету зависло. Мы не успели ничего снять. Нас не оповестили, что надо снимать (смеется). Сегодня мы стремимся работать с самыми крупными надежными банками. Основные партнеры - Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк. Настороженность есть.
- В 2019 году завершается работа созыва Госсовета республики Татарстан. Вы планируете баллотироваться на следующий срок?
- Пока не планировал. Уже более чем достаточно, надо уступать дорогу тем, кто хочет себя попробовать. Наверняка, есть достойные кандидаты. Но моя гражданская позиция остается прежней: если где-то я могу принести пользу республике своими знаниями, я готов.
- Какие проблемы города и республики, на данный момент остаются не решенными. Что ваш беспокоит?
- Меня беспокоит, что в целом в стране всякий независимый бизнес чувствует дискомфорт. Мы много обсуждаем, как способствовать развитию страны, но фон, который создается в обществе по отношению к бизнесу, в том числе через СМИ, негативный. Я считаю это неправильно. Жулики есть везде - и среди бизнесменов, и среди политиков. Но мировой опыт показывает, что любая быстро развивающаяся страна возникала только там, где быстро развивался бизнес. Надо понимать, что все передовые страны развиваются за счет не государственного, а частного бизнеса. То, что у нас частный бизнес прозябает или чахнет - это надо менять. Уповать только на крупные государственные проекты нельзя. Если экономика будет расти, будут лучше решать и социальные вопросы, и вопросы дорог, и прочие. При этом я не говорю, что надо поощрять нарушение закона бизнесом. Закон должен быть един, но он должен применяться тогда, когда есть реальные нарушения, а не для устрашения.
Что касается нашей республики, города, то руководство, действительно, многое делает для развития экономики. Нам повезло, что наш президент такой энергичный, трудоспособный. При этом я тоже могу найти (просто не хочу) массу ошибок, упущений и где-то нарушений у любого руководителя. Они есть у каждого человека. Много проблем в городе, много чего надо построить, реорганизовать, так что работы всем хватит.
Лилия Павлова
Фото: Chelny-biz.ru, ТТС, 2gis.com, pushcar.ru, posredi.ru
Местный Олигарх
Алексей