, 9 Декабря
Коронавирус. Заражено: 267 578 014 человек. В России: 9 895 597. В Татарстане: 39 850. В Челнах: 5 351
Новости
Подробно


«Есть отдельные субъекты, где как дед на телеге возил эти отходы, так и будет возить»

29.10.2014, 19:40

 Сегодня Набережные Челны посетили министр экологии и природных ресурсов РТ Артем Сидоров и глава Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РТ Фарит Хайрутдинов. Они стали участниками встречи, организованной Порталом Предпринимателей и бизнес-обмудсменом Тимуром Нагумановым, на которую были приглашены собственники крупнейших предприятий автограда. Для чиновников, по их признанию, встреча прошла в неожиданном формате: в процессе двухчасового откровенного разговора «без галстуков» были подняты самые острые проблемы экологии в Челнах -  увеличение количества предприятий, негативно воздействующих на окружающую среду, административные барьеры в оформлении разрешительной документации, недешевые тарифы на захоронение ТБО, строительство в Челнах объекта масштабного проекта межмуниципального полигона и т.д.

Отметим, что партнером встречи стал Jam Cafe. В мероприятии приняли участие Евгений Вайнер («Аква-Регион»), Нафис Нагимов («Татлед»), Татьяна Дербенева («Аудит ТД»), Ришат Шайхулов (фабрика «Акульчев»), Юрий Мочалин «(Домкор»), Вадим Зарухович («Ньютон», «Бош автосервис Автозаводский»), Дмитрий Калачев («ВПРОК»), Марат Гаралев («Ока-Чаллы», «Деловая Россия»), Николай Атласов («ПромИндустрия», Общественная палата РТ) и другие. Также на встречу в Jam Cafe пришел ряд незарегистрированных участников, которые воспользовались возможностью, чтобы задать вопрос высоким гостям и даже пожаловаться на местную власть.

Портал Предпринимателей приводит часть разговора.

«ПО ЧЕЛНАМ ОБСТАНОВКА НЕ ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ: КОЛИЧЕСТВО ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ, НО СУММА ПЛАТЕЖЕЙ УМЕНЬШАЕТСЯ»

Николай Атласов:

- Артем Георгиевич, президентом и правительством республики поставлена задача наращивать малый бизнес в Набережных Челнах. У меня предложение по введению добровольной экологической сертификации на те товары и услуги, которые производятся в Татарстане. Всем известно, что сертификация по ISO для малого и среднего бизнеса дороговата. Вы согласны с этим?

Артем Сидоров:

- Однозначно продукция должна быть сертифицирована. И я соглашусь с тем, что сертификация по стандартам ISO действительно непростая и недешевая. Мы готовы обсуждать эту тему, если есть конкретные предложения и наработки, вынести их на обсуждение на уровне Общественной палаты, где работает комиссия по экологии.

Николай Атласов:

- Фарит Юсупович, вопрос к вам. Камский промышленный кластер объединяет множество предприятий, доля МСБ в Челнах неизбежно будет расти. Есть ли возможность в связи с этим часть полномочий в виде выдачи нормативно-разрешительной документации передать на места, в районы? Можно ли организовать у нас пункты консультаций в целях ликвидации экологической безграмотности?

Фарит Хайрутдинов:

- Скажу прямо, у нас нет таких полномочий. С 2015 года в законодательстве грядет ряд изменений. Уже сейчас вступило в силу 712-е постановление, согласно которому все предприятия будут менять экологические паспорта в зависимости от класса опасности отходов. Кроме того, полигоны будут ставиться в Государственный реестр объектов размещения отходов, идет серьезное ужесточение законов. Нужно сказать, что со следующего года, согласно закону №219-ФЗ, предприятия будут делиться на 4 категории по степени негативного воздействия на природу. Самое главное – компании, относящиеся к 4 категории, не будут оформлять нормативную документацию и вносить платежи, это серьезное послабление. Мы думаем, что основную часть составит как раз малый и средний бизнес. Всю эту информацию нам надо довести до предприятий.

Тимур Нагуманов:

- Те новшества в законодательстве, о которых вы сейчас рассказываете, многие предприятия, думаю, не знают. Как вы смотрите на то, чтобы ваши специалисты провели здесь обучение, рассказали челнинским предпринимателям об изменениях?

Фарит Хайрутдинов:

- Я согласен. Особенно, я думаю актуально обсудить и довести до сведения закон №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который будет действовать с 2015 по 2025 годы.

Дмитрий Калачев:

- У меня есть вопрос относительно этого закона. Пока непонятно, как будут вводиться категории для предприятий, и нас как собственников и управляющих компаний интересует карательная функция надзорных органов в связи с этим. Будет ли какой-то переходный период, в который бизнес сможет рассчитывать на лояльное отношение?

Фарит Хайрутдинов:

- Законодателями это предусмотрено, переходный период будет. Закон начинает действовать в 2015 году, но санкции будут вводиться только в 2017 году. Со стороны федералов жестко будут контролироваться предприятия, их обяжут входить в реестр. Не вошел – штраф от 50 до 100 тысяч. Раньше этого в административном кодексе не было. Во-вторых, изменились коэффициенты по платежам – от 25 до 100 тысяч.

Артем Сидоров:

- Я добавлю, что экологическое законодательство РФ в настоящее время претерпевает достаточно серьезные изменения. Оно формировалось еще в 1980-х годах, и сейчас по многим направлениям применяется современный подход, в том числе дифференциация предприятий по степени негативного воздействия на окружающую среду. Жестко контролируются те, кто загрязняют природу, зеленый свет дают тем, кто делает это в минимальной степени. Безусловно, нам нужно будет по всей республике провести ликбез, в первую очередь это касается крупных населенных пунктов, таких как Челны.

Фарит Хайрутдинов:

- Нужно отметить, что по Набережным Челнам обстановка не очень хорошая. Количество плательщиков за негативное воздействие увеличивается, но при этом сумма платежей почему-то уменьшается. Если в 2013 году по Челнам было собрано 88,6 млн., на 1 октября этого года – всего 55 млн. Почему-то уменьшилась сумма платежей по КБК «Отходы», практически на 9 млн.

«ПЭК ПОДАЛА ДОКУМЕНТЫ, ЧТОБЫ ВОЙТИ В РОССИЙСКИЙ РЕЕСТР ПОЛИГОНОВ. МЫ ДОКУМЕНТЫ ОБРАБАТЫВАЕМ, ВОЗВРАЩАЕМ, ПОКА ОНИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НЕ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ»

Фарит Хайрутдинов:

- Отдельно нужно сказать о тех изменениях, которые коснутся полигонов ТБО. Раньше мы вели реестр таких объектов только у себя, с этого года был введено ГРОРО в центральном аппарате. На данный момент из 108 предприятий только 11 встали в российский реестр. Зная о таком требовании, такие крупные компании, как «Татнефть», РЖД интересуются, занесены ли те или иные полигоны в ГРОРО? Ели нет, то эти предприятия будут нести ответственность за то, что разместили там отходы.

Ришат Шайхулов:

- Фарит Юсупович, мы не такая крупная компания, как «Татнефть», мы вместе с Эдуардом Юнусовым только ваниль выпускаем в воздух вокруг Челнов, в меньшей степени загрязняем нашу экологию. Тем не менее у меня вопрос. В случае внесения челнинского полигона в этот реестр будем ли мы платить меньше за услуги соответствующей компании? По нашим данным, плата за услуги по захоронению на нижнекамском полигоне, после внесения его в реестр, уменьшилась на 20%...

Фарит Хайрутдинов:

- Поволжская экологическая компания, занимающая захоронением отходов Челнов, подала документы, чтобы войти в реестр. Мы информацию обрабатываем, обратно возвращаем, пока компания полностью необходимые документы нам не предоставила. По поводу цен мне сложно ответить, но очевидно: чем больше в этот полигон будут захоронять ТБО, чем больше у компании будет договоров, тем меньше будут тарифы.

Ролан Шамсутдинов («Мехуборка»):

- Внесение ПЭКовского полигона в реестр – это вопрос времени, на это может уйти и полгода, и год. И все это время платежи будут приниматься. И как их будут принимать - в пятикратном размере или не в пятикратном? Отсрочка будет предпринимателю на этот момент?

Фарит Хайрутдинов:

- Мы будем наказывать те полигоны, которые вообще нам не сдают данные. С другими же мы работаем сообща. Есть полигоны, которые построены в 1990-е годы, они не прошли экологическую экспертизу или у них проект потерялся. Мы ждем, пока они доделают.

Тимур Нагуманов:

- И все-таки, вы можете назвать тот дедлайн, когда все – в пятикратном размере плати, если ты не в реестре? Можно попросить от лица бизнеса, чтобы вы предупредили об этом хотя бы за неделю?

Фарит Хайрутдинов:

- В 2014 году однозначно не будем требовать, с 1 января тоже. Это будет зависеть от того, как будет идти процесс внесения компаний в ГРОРО. Пока работа ведется активно.

Татьяна Дербенева:

- Состояние полигона в Челнах, это всем известно, никого не устраивает. Скажите, в республике планируется строительство новых объектов захоронения и утилизации ТБО?

Артем Сидоров:

- Республика планирует создавать межмуниципальный полигон с определенными точками. Их количество варьируется, возможно, будет порядка шести. Если говорить о Закамской зоне, то проект по созданию межмуниципальных комплексов уже начинает реализовываться на условиях концессионных соглашений. По Челнам предполагается два варианта: создание комплекса в городе, так как это крупнейший населенный пункт с большим объемом отходов. Либо есть другой вариант – Елабуга или Нижнекамск. В любом случае, это современный подход, который позволит нам обеспечить цивилизованный сбор, утилизацию и переработку отходов в соответствии со всеми требованиями. Это позволит продлить сроки эксплуатации самих полигонов. Но тут, конечно, большую роль сыграет то, какая позиция у самого города. Это будет обсуждаться на республиканском уровне в ближайшее время: насколько целесообразно с экономической и экологической точек зрения, насколько это нужно для города.

Фарит Хайрутдинов:

- Любой проект по созданию полигонов будет проходить экологическую экспертизу, а она предусматривает общественные слушания. Поэтому челнинцы будут вовлечены в это дело.

«ХОТЕЛОСЬ БЫ ПРИНИМАТЬ ВТОРСЫРЬЕ ОТ НАСЕЛЕНИЯ, НЕ ЗАКАПЫВАТЬ ЕГО В ЗЕМЛЮ, НО МЫ СТОЛКНУЛИСЬ С ПРОБЛЕМОЙ ОФОРМЛЕНИЯ УЧАСТКА В ИСПОЛКОМЕ»

Рафис Ахметшин («Брэнд»):

- Наша компания занимается приемом вторсырья от населения – макулатуры, бутылок, полимеров. Хотелось бы работать с населением, а не закапывать сырье в землю, но мы столкнулись с проблемой по оформлению земельного участка в исполкоме.

Тимур Нагуманов:

- Земля – это вопрос города…

Наталия Кропотова (замруководителя исполкома):

- Мы с этим предпринимателем работаем, посмотрели их пункты, там есть оборудование. Сейчас как раз вопрос решаем по размещению.       

Тимур Нагуманов:

- Но предприниматель то говорит, что есть проблема.

Рафис Ахметшин:

- Вопрос не сдвигается, прошло уже 7 месяцев, нет никакого развития.

Наталия Кропотова:

- Мы берем в работу этот вопрос.

Фарит Хайрутдинов:

- Это благое дело, надо поддерживать. Забирать вторсырье от дома – очень хорошо, это лучше, чем на полигоне копаться.

Наталия Кропотова:

- Да, социально незащищенные слои - бабушки, дедушки – туда приходят, они сортируют.

Тимур Нагуманов:

- Если такие проволочки возникли, у меня просьба к исполкому - коротко обозначить вопрос. Если появится необходимость, может быть, попросим Наиля Гамбаровича подключиться, чтобы в оперативном порядке разобрать. Наши гости поддерживают эту идею, две галочки есть, одобрили.

Наталия Кропотова:

- У предпринимателя даже есть планы расширить эту систему, количество точек увеличить.

Марат Гаралев:

- У меня вопрос к Артему Георгиевичу. У нас есть идея по развитию в Челнах парковочного пространства, создать бизнес на базе государственно-частного партнерства. Как вы на это смотрите?

Артем Сидоров:

- Это социально значимый вопрос с точки зрения экологии. Мы готовы вас подержать. Если будет обсуждение в исполкоме, готовы принять участие.

Рустем Камалов (первый замминистра экологии и природных ресурсов РТ):

- Думаю, это вопрос муниципалов. Они должны решить для себя, нужно ли им это. Правильно Артем Георгиевич сказал, что с точки зрения экологии - это организованные возможности очистки ливнестоков, исключение стоянок на зеленых зонах, мы обеими руками «за». Вам нужно определиться, кто будет второй стороной в ГЧП.

Тимур Нагуманов:

- Думаю, мы инициируем встречу по этому вопросу в ближайшее время. Наталия Анатольевна, просим вас пригласить представителей министерства, предоставить им необходимую информацию.

Евгений Вайнер:

- По моим оценкам, порядка 10 тысяч тонн в год битумосодержащих отходов вывозятся на полигон и закапываются. Примерно 8 лет назад в Челнах открыли завод по переработке этих отходов с выделением полезного битума: порядка 50% можно было использовать. Этот вопрос заглох, ничего не делается. Прокомментируйте, пожалуйста.

Айрат Насыбуллин (руководитель Административно-технической инспекции):

- Действительно, такой завод мы запустили еще при Ильдаре Халикове, когда он был мэром Набережных Челнов. Мы начали производить битум из кровельных отходов. Сегодня такая проблема существует: кровельные отходы захороняются в карьерах, серьезно загрязняют окружающую среду. Думаю, необходимо вернуться к этому вопросу, тем более есть оборудование, которое сейчас законсервировано.

Николай Атласов:

- Я в курсе этой проблемы. Правильно сказали коллеги, в 2006 году Гай Клещев приобрел оборудование, и по договоренности все битумосодержащие отходы с кровель должны были туда привозиться. Но прошло время, отходы не везли. На сегодняшний день владельцем этого завода являюсь я. В ближайшее время, как получим документацию, этот вопрос будет решен. Оборудование есть, осталось только оформить документы.

«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВЫВОЗУ ОТХОДОВ С ПРЕДПРИЯТИЙ ДОЛЖНА БЫТЬ УПОРЯДОЧЕНА. ВОЗМОЖНО ПО ЧЕЛНАМ СДЕЛАЕМ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ»

Рафаэль Батыршин («РариТЭК»):

- Вопрос по транспортному налогу. Считаю несправедливым, что у нас, например, евро-0 тех же параметров, что и евро-5. Необходимо перераспределение, чтобы за евро-0 платить побольше… И еще на территории города Набережные Челны расположено производство грузовых автомобилей на метане. Как вы относитесь к данному виду топлива?

Артем Сидоров:

- Нами подготовлен ряд законодательных инициатив, в том числе касающихся транспортного налога. Мы рассчитываем рассмотреть их с новым составом Госсовета, дифференцировать налог в зависимости от класса двигателя. Работа ведется и на федеральном уровне: по экологической маркировке, по ограничению въезда в населенные пункты автомобилей не только по массе, но и в первую очередь по экологическому классу. Если говорить о состоянии нашего воздушного бассейна, то сегодня от автотранспорта мы выбросов больше имеем, чем от предприятий. В Челнах и Казани этот показатель превышает 70%. Это огромнейшая проблема. И тут особо актуальна программа перевода автотранспорта на газомоторное топливо. В 2015 году должно быть выпущено более 400 единиц автобусов и специализированной газомоторной техники. В целом программа предусматривает до 15 тысяч автомобилей. Есть понимание важности этих проблем, есть поддержка руководства республики, будем обсуждать. Баланс между интересами экологии и экономики нужно находить.

Фарит Хайрутдинов:

- Для сведения, по Набережным Челнам от стационарных источников выбрасывается в год 14,2 тыс. тонн, от автотранпорта 36,1 тыс. тонн - в 2,5 раза обольше. Проблему надо решать.

Эльвира Абдуллина («Терра НК»):

- Татарстанские владельцы автозаправок по рекомендации правительства республики начали оборудовать свои АЗС экологическими системами улавливания паров бензина. Благодаря установкам, которые стоят от 1,5 до 7 млн рублей, вредные выбросы на заправках сокращаются в 80 раз, а запаха бензина не ощущается вовсе. Бизнесменов уговаривают оборудовать такими системами почти 300 заправок к 2015 году - компании начали готовить соответствующие инвестиционные планы. Мы сейчас переводим все станции на это оборудование.  Как решается эта проблема на заводах и нефтебазах?

Артем Сидоров:

- Согласно распоряжению правительства РТ, до 2015 года вводится эта программа в четырех городах республики. В Челнах 73 АЗС, уже порядка 29 автозаправок переведены. У нас 19 нефтебаз, и по всем объектам мы работаем, везде установки по рекуперации паров тоже внедряются. Сегодня активно этим занимается и челнинская нефтебаза.

Сергей Старооскольский (ПО «Начало»):

- Производственным промышленным предприятиям приходится нести большие расходы в части разработки экологических документов, это дорогостоящее занятие, особенно когда ты имеешь несколько юрлиц. Цены на оказание услуг растут даже быстрее, чем валюта. Как это регулируется, вы мониторите ценообразование? Тимур Дмитриевич, обсуждается ли на уровне аппарата президента вопрос о субсидировании мероприятий, в том числе связанных с экологией, в разработке данного вид разрешений?

Тимур Нагуманов:

- За выделение субсидий наше ведомство не отвечает. Тут инициатором может стать Минэкологии. Вообще мы сталкиваемся с предпринимателями двух видов: одни говорят, что государство обязано их поддержать, другие – не требует льгот, только просят создать условия для денег и больше условий для кокнуренции. Я за равные условия и отсутствие субсидирования. Тем не менее, мы готовы инициировать встречу по этому вопросу, если у вас есть желание.

Татьяна Кондратьева («Школьная мода»):

- Имеется необходимость в упрощении оформления вывоза ТБО и снижения ставок (на данный момент не каждый готов платить). Кроме того, как вы можете прокомментировать, что сегодня нет списка официально-работающих компаний по вывозу ТБО, работают неизвестные частники и появляются несанкционированные свалки?

Фарит Хайрутдинов:

- По поводу платы за вывоз ТБО с 2016 года будет упрощение: если сейчас вы платите раз квартал, в последующем – раз в год. Кроме того, будет минусоваться сумма расходов на природоохранные мероприятия. Что касается перевозчиков, то действительно сейчас этот вопрос мало контролируется. Появилось много частников, работающих с промышленными предприятиями, которые вывозят отходы, непонятно куда. В ГИБДД республики мы запросили список частных перевозчиков, чтобы взять их на контроль.

Наил Гарипов (начальник прикамского ТУ Минэкологии РТ):

- По «черным» перевозчикам мы работу ведем. Их в городе порядка 10, они все у нас на учете. Административно-техническая инспекция в этом году выявила порядка 500 нарушителей.

Артем Сидоров:

- Постоянный рост количества несанкционированных свалок подтверждает, что что-то надо менять. Отмененное лицензирование перевозки отходов в 2011 году отрицательно сказалось на этом вопросе. Мы пытались неоднократно поднимать его в Госдуме. На что нам отвечали: мол, в Татарстане вы продвинутые, но есть отдельные субъекты в РФ, где как дед на телеге возил эти отходы, так и будет возить. Если мы заставим еще и лицензироваться, там все перестанет двигаться. Нельзя не согласиться, но инициативы все же обсуждаются. Мы считаем, что деятельность по вывозу отходов с предприятий должна быть упорядочена. Возможно, по Челнам сделаем пилотный проект, поставим рамки для перевозчиков.

Тимур Нагуманов:

- Коллеги, я отмечу, что в адрес гостей поступил ряд вопросов от читателей Портала Предпринимателей, начинающих бизнесменов города. Но не все, к сожалению, были озвучены сегодня. Все они будут обрабатываться в заочном режиме. Через соответствующие службы и через Портал мы ответим на каждый запрос.

Артем Сидоров:

- В завершение я отмечу, что для нас этот формат новый, но было очень интересно. Были озвучены острые вопросы, интересные практические примеры. Хочу отметить, что ни один вопрос не останется без ответа. Большое спасибо за встречу!