В Набережных Челнах сегодня отмечается заметный рост числа пивных магазинов – они буквально на каждом шагу. По запросу «пиво» на карте города появляется более 200 точек продажи разливного пенного напитка – как сетевых магазинов, которые выходят фасадами на центральные проспекты, так и маленьких пивнушек в подворотне. Почему этот рынок так активно развивается именно сегодня? Эксперты Chelny-biz.ru утверждают, что главная причина роста пивного бизнеса – неблагополучная социально-экономическая ситуация в городе и растущий спрос на алкоголь. В то же время представители рынка, прогнозируют значительное снижение числа специализированных магазинов к концу года. А представители учреждений здравоохранения, в свою очередь, бьют тревогу – жителям грозит пивной алкоголизм.
«ОДНИ ЗАЛИВАЮТ ПРОБЛЕМЫ, А ДРУГИЕ НА ЭТОМ НАЖИВАЮТСЯ»
Директор Центра маркетинговых исследований, кандидат экономических наук Елена Машкова считает, что спрос на услуги точек, торгующих спиртными напитками в розлив – это признак обеднения населения и депрессивного состояния в обществе.
– В ряде исследований, которые проводил наш центр, мы просили людей назвать самые сложные проблемы текущего дня, и они отмечали, что сейчас у них достаточно тяжелое материальное положение, – говорит она. – За последнее время произошло значительное обеднение населения. Люди из среднего класса смещаются в бедный слой. Произошло снижение покупательской способности, снижение уровня жизни, а это всегда влечет депрессивное состояние. Когда люди теряют работу, когда у них низкий доход, невозможно делать значительные жизненно важные покупки (например, квартиру), они не видят перспектив, ломаются, причем мужчины чаще, чем женщины. А пивные заведения ориентированы все-таки на мужчин. Это своеобразный уход от проблем.
По мнению Елены Машковой, несколько лет назад в Набережных Челнах, когда был экономический подъем, наблюдался подъем спорта, велодвижения, здорового образа жизни и рассвета «безалкогольных зон» в Челнах.
– С другой стороны, обратите внимание, государство планирует понизить акцизы и цены на водку. Почему? Хотят, чтобы люди ушли от домашнего самогоноварения, виноделия. Чтобы на этом можно было зарабатывать, – считает Машкова. – Конечно, и дельцы всякого рода пользуются возможностью получить доход на слабостях людей. Потому что на небольшие дозы спиртного, которые продают в розлив, деньги найдутся. И этот поток потребителей увеличивается. Такие заведения ориентированы на определенный круг людей – низкодоходных, малообразованных, попавших под сокращение, зачастую отчаявшихся. Одни заливают проблемы, а другие на этом наживаются.
Таким образом, получается, что открытие магазинов разливного пива – это движение со стороны бизнеса навстречу депрессивному состоянию населения.
«ПИВО – ЖИВОЙ ПРОДУКТ, ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЙ, ЗА НИМ НУЖЕН ОСОБЫЙ УХОД»
Представители рынка, в свою очередь, говорят, что число пивных магазинов увеличилось не из-за социально-экономических сложностей, а в связи с сезонностью. Их стало больше именно этим летом.
– Была жара, был спрос. Предприниматели подумали, что можно получить большую прибыль, и начали открывать. Предполагается, что до начала следующего года где-то треть магазинов закроется. Роста спроса сейчас нет, идет падение, – отмечает руководитель сети магазинов разливного пива «ПивовароФФ» Руслан Вильданов. – Мы, например, расширяемся для удобства нашего потребителя, который у нас уже сформировался: создаем магазины в формате «у дома» – там, где их хотят видеть.
В городе разрослись сети разливных «Бавария» (восемь филиалов), «МюнхеН» (пять), «Изба» (четыре), «Янтарная капля» (четыре), «ПивБерри» (три), «Хмельная лавка» (три филиала) и другие. Всего сервис «2GIS» выдает порядка 212 пивных магазинов в Челнах. А вместе с соседними Елабугой и Нижнекамском – и все 300.
У представителя пивоваров другой взгляд на тему. Он утверждает, что работает не ради прибыли, а чтобы воспитать у челнинцев пивную культуру: научить отличать качественные напитки от некачественных, разбираться во вкусах, а также объяснить, как правильно выбирать напиток в магазине и как правильно выбрать сам магазин.
– Наша задача – показать, что «в закоулках» пиво брать вообще не стоит. Непонятно, что продают, непонятно, как продают. Пиво – живой продукт, очень сложный, за ним нужен особый уход. Необходима постоянная промывка оборудования. Санитарно-гигиеническое отношение очень строгим должно быть, – говорит Вильданов. – Необходимо обращать внимание на то, как продукт хранится, как его подают. По этому показателю можно судить, как относится руководство магазина к данному бизнесу – оно работает на потребителя, либо оно работает на карман. Такие сетевые магазины, как наши созданы, как показательный пример того, как должно быть. Наша позиция – не гнаться за прибылью и не спаивать население, а предоставлять услугу в комфортных условиях.
У компании на сегодня 12 филиалов по городу. Это одна из самых крупных сетей магазинов разливного пива в Челнах. Планов по расширению пока нет, но продумывают открытие специализированных магазинов в другом формате.
На сторону легального бизнеса встают и депутаты комиссии по регламенту, правопорядку и вопросам обеспечения безопасности населения.
– Если все работает в рамках закона – магазины реализуют алкоголь в установленные часы, их расположение не противоречит установленным нормам – то почему нет? – считает депутат Сергей Яковлев. – Сервис развивается. И будет развиваться, я думаю, пока будет спрос.
В то же время, народный избранник согласен с тем, что отсутствие возможности контролировать сферу реализации пива – это проблема:
– Выглядит это как какая-то, возможно, лазейка для торговли слабоалкогольными напитками. Но бороться с нарушениями можно, в любом случае, только законными методами – контрольные закупки, «Народный контроль». Пока только так.
«ПОД ПРИЛАВКОМ МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ ВООБЩЕ ВСЕ, ЧТО УГОДНО. ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО, РАЗЛИВАЮТ СУРРОГАТЫ»
Как бы то ни было, определить, где продают качественный алкоголь, а где могут «набодяжить» – сложно. Реальная проблема – контроль качества в подобных заведениях. Все держится исключительно на совести владельца и продавца.
– Когда потоком идет алкоголь на розлив, как это можно контролировать? – задается вопросом Елена Машкова. – Под прилавком может находиться вообще все, что угодно. Вполне возможно, что разливают некачественные суррогаты. Из-за этого идет рост отравлений. В целом, по моему мнению, это явление негативное.
Как пояснили Chelny-biz.ru в Госалкогольинспекции, контроль реализации пива как таковой законодательно не предусмотрен.
– У нас берут разрешение только на розничную реализацию крепкой алкогольной продукции. Реализация пива не лицензируется, – поясняет и.о. начальника Набережночелнинского территориального органа Госалкогольинспекции Лилия Муллина. – Если жители жалуются, то в этом случае мы, конечно, выезжаем на объекты, проверяем их в рамках Закона Республики Татарстан №10.
В частности, речь идет о времени и месте продажи алкогольных напитков. Запрещена реализация с 22:00 до 10:00, если это не ресторан, бар или кафе.
На территории Татарстана нельзя торговать алкогольными напитками, включая пиво и сидр, на предприятиях общепита, расположенных в нестационарных объектах. В многоквартирных домах и пристроях к ним могут продавать только рестораны и кафе, и то не на вынос. Но если вход в такое заведение находится со стороны двора дома, им реализация алкоголя с десяти до десяти также запрещена.
В то же время многие магазины разливных напитков, открываясь после 10:00, работают до полуночи. Чем они торгуют после 22:00?
– Сопутствующие товары, табачные изделия, – говорит руководитель сети «ПивовароФФ». – У нас большой ассортимент рыбной продукции, безалкогольные напитки, лимонады – наши магазины позиционируются как семейные.
Сегодня в Набережных Челнах алкоголь продают, по данным инспекторов, в 491 торговом объекте. На начало сентября реализовано 481,2 тыс. декалитров, что на 7% больше аналогичного показателя 2015 года – люди стали пить больше. При этом по городу зарегистрировано 84 случая отравления алкоголем и его суррогатами, умерло 15 человек. Среди отравившихся есть несовершеннолетние: зарегистрировано 27 случаев отравления детей. Такую удручающую статистику привел заместитель начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора Марат Гирфанов на одной из депутатских комиссий в мэрии.
«НАСЕЛЕНИЕ ЛОЯЛЬНО К ПИВУ, НЕ СЧИТАЕТ ЕГО КРЕПКИМ АЛКОГОЛЬНЫМ НАПИТКОМ»
Пока мы рассматриваем социально-экономическую сторону вопроса (рост числа пивных магазинов – это показатель обеднения населения или же улучшения сервиса в этом бизнесе), местное здравоохранение свидетельствует о том, что город накрывает пивной алкоголизм.
– Количество пациентов, состоящих на учете с алкоголизмом, падает. Однако количество психозов растет. Это говорит о том, что люди алкоголизируются. Появился даже синдром пивного алкоголизма, – говорит заместитель главврача ГНД Аниса Гафарова. – Население лояльно к пиву, не считает его крепким алкогольным напитком. Сейчас часто поступают пациенты, которые говорят, что пьют до трех–четырех литров пива в день.
Врач наркодиспансера приводит простые расчеты: если взять пятипроцентное пиво, получается, что в 100 граммах – пять граммов чистого спирта, в литре – уже 50. Если перевести на коньяк, то каждый литр содержит 100 граммов коньяка, или 125 водки.
– Представляете?! Если человек выпивает три литра пива, то это равноценно примерно 400 граммам водки. И это изо дня в день, – говорит Гафарова. – Пиво дает такие же симптомы зависимости и признаки больных алкоголизмом, как и водка.
На первой стадии это развитие психической зависимости – люди употребляют пиво при каждом удобном случае. На второй стадии – рост потребления – если раньше пол-литра, то теперь литр для расслабления. Третья стадия – алкогольные заболевания – пивное сердце, поражения печени. Многолетний стаж употребления пива приводит к ожирению, нарушению гормонального фона.
– Особенность пива в том, что население относится к нему положительно, – считает замглавврача ГНД. – Это слабоалкогольный напиток, который якобы не несет вреда, на хлебе настоянный, обычный продукт питания. У людей притупляется отношение к пиву. Раз указаны маленькие градусы, они считают его безвредным, полезным для здоровья, повышающим аппетит. Побочные действия размыты, у людей нет четкого представления, что это такой же алкогольный напиток, как водка. Литр пива равняется 125 граммам водки, однако если человек выпьет столько водки, его будут осуждать, а если литр пива – то никто ничего не скажет.
Эта доступность пива служит плохую службу, считают врачи, очень многим горожанам уже можно поставить вторую стадию алкоголизма.
Chelny-biz.ru
Альберт
горожанин
Живу здесь