, 15 Мая
Новости
Подробно


«Наши взаимоотношения с Daimler изменились»

27.06.2014, 21:13

«КАМАЗ» пересматривает базовые условия акционерного соглашения с немецким партнером Daimler AG и активизирует передачу технологий. Об этом сегодня сообщил на годовом общем собрании акционеров гендиректор компании Сергей Когогин. Затрагивая вопрос сотрудничества с концерном, который, как оказалось, волнует на данный момент большинство акционеров автогиганта, Когогин напомнил о принятом решении: контроль над «КАМАЗом» не может перейти к иностранному резиденту. Президент Татарстана Рустам Минниханов, находящийся в президиуме собрания, высказал свою точку зрения на данную проблему и подчеркнул необходимость реализовать в ближайшее время проект создания Инжинирингового центра автомобилестроения в Набережных Челнах, разработанный правительством РФ совместно с «КАМАЗом» . Отметим, что, помимо главы республики, в собрании приняли участие глава Ростеха Сергей Чемезов, руководитель компании «Тройка Диалог» Рубен Варданян и ряд других крупнейших акционеров «КАМАЗа».

«Я ПРОТИВ ТОГО, ЧТОБЫ НАШЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПРОДАЛИ ИНОСТРАННЫМ КОМПАНИЯМ»

Тема несостоявшейся сделки немецкого автоконцерна Daimler, владеющего 11% ОАО «КАМАЗ», и госкорпорации Ростех (держатель 49,9% акций) по продаже акций челнинского автогиганта красной нитью проходила через все годовое собрание акционеров компании. К этому вопросу возвращались не один раз. Напомним, что стороны не смогли договориться по цене. Согласно информации в федеральных СМИ, Daimler настаивал на приобретении контрольного пакета, в противном случае, требовал снизить цену – она составляла около 2,5 млрд. долларов за весь пакет «КАМАЗа». Однако Ростех не согласился.

- Так как было принято решение, что контроль над нашей компанией не может перейти к иностранном резиденту, наши взаимоотношения с Daimler изменились, - сообщил гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. – Сейчас мы пересматриваем базовые условия акционерного соглашения и увеличиваем активность по технологическому партнерству. Мы занимаемся подписанием соглашений о передаче технологий, касающихся производства кабин. Отмечу, что взаимодействие с компанией Daimler на данном этапе никак не связано с ее долей присутствия в уставном капитале «КАМАЗа». Когда стало понятно, что изменение доли невозможно, компании перешли на новый уровень сотрудничества, который подразумевает расширение наших совместных предприятий по производству автомобилей Mercedes в России и автокомпонентов.

Решение концерна Daimler не увеличивать далее свою долю в акционерном капитале «КАМАЗа» прокомментировал президент: по его мнению, для республики важно сохранить «КАМАЗ», и обеспечить его стабильную деятельность.

- Нам важно сохранить «КАМАЗ» российским, татарстанским, - отметил президент. - Я против того, чтобы наше предприятие продали иностранным компаниям. Мы ведь на «КАМАЗе» переживали разные времена. Вспомнить хотя бы кризисный 2008 год, когда мы участвовали во всех федеральных программах, пытаясь сохранить завод. Я сюда привожу министров и показываю, как должно быть организовано эффективное производство. Республика должна приложить все усилия для дальнейшего развития предприятия. Мы будем максимально отстаивать интересы «КАМАЗа» на федеральном уровне и выводить его на новые рынки.

Говоря о дальнейшем развитии «КАМАЗа», президент акцентировал внимание на том, что в ближайшее время необходимо завершить реализацию проекта отраслевого Инжинирингового центра «Моделирование конструкций и технологий автомобильной промышленности» в Казани с автополигоном в Набережных Челнах. Он должен обеспечить проведение лабораторно-дорожных испытаний и исследований образцов автомобильной техники (включая спецтехнику, создаваемую в интересах государственных структур) с целью перехода на полноценное виртуальное проектирование, где будут использоваться современные суперкомпьютерные технологии. Реализацией этого проекта занялся «КАМАЗ» совместно с правительством РФ.

- Развитие инжинирингового рынка услуг – стратегическое направление республики Татарстан, - отметил Минниханов. – В ближайшем будущем правительству с «КАМАЗом» необходимо завершить работу по созданию отраслевого инжинирингового центра. Мы этот вопрос неоднократно поднимали и считаем, что к нему необходимо вернуться. Этот центр позволить осуществлять разработку и постановку на производство новых конкурентоспособных изделий, сократить техническое, технологическое и научное отставание от ведущих мировых автопроизводителей.

Сергей Когогин отметил, что ведутся переговоры о государственно-частном партнерстве по реализации данного проекта. «КАМАЗ» готов взять часть финансирования на себя, однако, по словам главы компании, на данный момент не самая лучшая политическая и экономическая ситуация для осуществления задуманного.

- Мы убеждены, что России необходима исследовательская база в области автокомпонентов, особенно двигателей и коробок передач, - отмечает Когогин. - Если будем затягивать, то это отрицательно скажется на всей стране, где сейчас нет такой базы. Например, испытания автомобилей на минную устойчивость в РФ проводят на свиньях и кроликах! Кроме смеха у меня это ничего не вызывает. Я был в нескольких федеральных испытательных центрах, и могу сказать, что мне, как производителю, усаженный в автомобильное кресло поросенок и гадания – выживет он или нет после испытаний – ничего не дает. Потому что мы хотим знать, как это скажется на шейных позвонках, на голеностопе, на коленях, нижней части позвоночника, правильно ли мы рассчитали ударное воздействие взрывной волны? Если мы ошиблись, то мы должны видеть где. Сейчас нам приходиться пользоваться чужой интеллектуальной собственностью и не иметь свою.

«ЕСЛИ СЕЙЧАС НА «КАМАЗЕ» НЕ БУДЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РЫВКА, ТО ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ КИТАЙ НАС РАЗДАВИТ!»

Единственным выступающим после рассмотрения всех 20 вопросов повестки собрания стал Сергей Еретнов – акционер «КАМАЗа» и депутат Городского совета.

- К сожалению, мне дали высказаться в конце, а не в ходе рассмотрения вопросов как было раньше, - отметил он после приветствия. - Но ничего страшного. Я могу все вопросы озвучить?

В своем выступлении Сергей Еретнов затронул несколько тем. В первую очередь как акционер он выразил свое отношение к несостоявшейся сделке с компанией Daimler. По мнению Еретнова, «КАМАЗ» упустил большие «возможности, которые открывались с приходом на «КАМАЗ» ведущего производителя грузовиков в мире». Под возможностями он имел в виду технологии.

- Нельзя не отметить большие достижения «КАМАЗа» за последние годы и в плане экономики, и в плане борьбы с коррупцией на предприятии, - заявил Еретнов. – «КАМАЗ» стал более-менее развиваться, в том числе благодаря компании Daimler, которая купила 10% и стала поставлять свои технологии. Не самые новые, но тем не менее. Если сейчас на «КАМАЗе» не будет технологического рывка, а за счет чего он может произойти, я не понимаю, то через 10 лет Китай нас раздавит! И черт с ним с «КАМАЗом»! Что будет с городом, который от него зависит? Непонятно. Я хотел бы знать внятный прогноз развития нашего города. В данном случае я выступаю не только как акционер «КАМАЗа», но и как депутат горсовета.

- Уважаемый господин Еретнов, - ответил выступающему глава Ростеха Сергей Чемезов. - Я хотел бы вам посоветовать уважительно относиться к предприятию, акционером которого вы являетесь. Говорить «черт с ним, с этим предприятием», неправильно. Поэтому я советую вести себя аккуратнее.

- После моего выступления на собрании два года назад впервые начали выплачивать дивиденды за всю историю «КАМАЗа», - поднял другой вопрос Еретнов. - Но выглядит это, как говорил Ленин, «по форме правильно, а по существу – издевательство». Мой отец передал мне в наследство 175 акций «КАМАЗа», он всю жизнь здесь проработал, приехал сюда молодым, поднимал завод, ушел отсюда на пенсию. Так вот за этот год ему начислили 78 рублей за все 175 акций. А меж тем гендиректор получил 1 миллион! В связи с этим у меня есть предложение: раз уж господин Чемезов решил выкупить пакет акций у держателей кипрского оффшора, о чем он публично заявил, то почему бы ему не выкупить акции у пенсионеров? Купите у них за 100 тысяч и пусть они хоть на старости лет почувствуют, что они от завода что-то получили!

- Я никому ничего не обещал! – парировал Чемезов. - Что касается приобретения акций Ростехом, то корпорации достаточно 49,9% акций, дополнительно она никогда ничего не будет покупать. Я не знаю где вы взяли эту информацию!

Отметим, что Сергей Когогин от комментариев выступления Еретнова воздержался. Он перешел к ответам на вопросы акционеров, поступившие из зала. Они касались оказания помощи по лечению пенсионеров, дотаций на питание, наследования акций, социальных программ, а также перехода автомобилей на газовое топливо, которое активно пропагандирует «КАМАЗ». Еще одна тема касалась того, насколько необходима интеграция автогиганта в глобальный автопром.

- Если бы мы этого не сделали, «КАМАЗ» вряд ли смог бы существовать, - ответил Когогин. - Мы разделили риски с рядом партнеров и добились, чтобы здесь появились поставщики мирового уровня. Могу сказать, что зачастую они предлагают нам продукцию лучшего качества по лучшим ценам, чем многие российские поставщики. Сейчас, конечно, мы видим отсутствие инвестиционной активности и самое страшное – падение розницы, ведь «КАМАЗ» всегда держался за счет дилерской сети. В экономике становится меньше денег, даже те, кто хочет купить машину сегодня не может найти финансирование. Здесь мы работаем через нашу лизинговую компанию.

«КАМАЗ» НЕИЗБЕЖНО БУДЕТ ДЕЛАТЬ КРЕН В СТОРОНУ РОБОТОТЕХНИИКИ, В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ МЫ НЕ ВЫДЕРЖИМ КОНКУРЕНЦИИ»

На годовом собрании акционеров глава компании Сергей Когогин подчеркнул, что в 2013 году одним из приоритетных направлений деятельности стало инвестирование в развитие. На модернизацию основных фондов было потрачено более 4,7 млрд рублей. Основные затраты были направлены на финансирование проектов по разработке и поставке на производство нового магистрального тягача КАМАЗ-5490 с кабиной, разработанной совместно с Daimler, нового семейства кабин, двигателя стандарта евро-5 и других проектов в рамках стратегии развития «КАМАЗа». Когогин отметил, что с помощью запуска серийного выпуска нового тягача доля автогиганта в этом сегменте российского рынка должна увеличиться с 3% до 25%. В течение 2014 года планируется выпустить более 1000 таких автомобилей.

- Обновление модельного ряда возможно только при технологической и организационной перестройке «КАМАЗа», - говорит Сергей Когогин. - Для этого мы начинаем реализацию крупнейшего в своей истории проекта по реинжинирингу парка производства, предназначенного для выпуска конкурентоспособных грузовых автомобилей широкого модельного ряда в объеме 80 тысяч в год. Мы намерены повысить производительность труда в 2,5 раза, сократить производственные площади, повысить энергоэффективность в 3 раза. Особо стоит отметить, что данный проект будет реализовываться в условиях действующего производства.

Камазовский «генерал» доложил акционерам, что в 2013 году автогигант продемонстрировал снижение продаж на 4% по сравнению с 2012 годом. По его словам, вопреки негативному настроению в мировой экономике и общему уменьшению объемов продаж грузовой техники всеми производителями, компании удалось отвоевать значительную долю рынка у конкурентов. Доля «КАМАЗа» на российском рынке выросла с 34%до 44%. В итоге челнинский автогигант реализовал в прошлом году 38,1 тысячи автомобилей в России, на экспорт ушло около 5700 автомобилей. Выручка по РСБУ составила 107,2 млрд., чистая прибыль – 2,1 млрд. На фоне этих показателей наблюдались и негативные тенденции, в том числе и по потере рынков сбыта. В первую очередь, это рынок Украины.

- Рынок Украины под большим вопросом не только из-за изменений во власти, там наблюдается экономический кризис, - сообщил журналистам Когогин. - В мае на территории страны было продано 20 грузовиков, из них 12 – КАМАЗы. Проблема возникшая с нашими активами на Украине уже решена, мы продали свой бизнес европейской компании. Мы планировали продать там 500-700 грузовиков за этот год, остатки – 300 машин – уже распроданы, у нас нет уверенности, что мы сможем туда отправлять автомобили в ближайшее время. Клиенты там у нас есть, работают дилерская и сервисная сети, однако с деньгами там совсем плохо.

Руководству «КАМАЗа» поступило от участвующих в собрании акционеров несколько вопросов, касающихся кадровой проблемы, а также оптимизации персонала. Опасения связаны с общим состоянием мировой экономики и показателями первого квартала нынешнего года, которые оказались, по признанию Когогина, «нехорошими».

- Мы уже полтора года не говорим о сокращениях на «КАМАЗе», - сказал Когогин. – Этот вопрос для нас не актуален. Оптимизация идет за счет естественной убыли работников, которые выходят на пенсию (таковых на данный момент около 15% - прим. ред.). С другой стороны, мы не стремимся к увеличению персонала, потому что программа реинжиниринга подразумевает приобретение большого количества высокотехнологичного оборудования, и для работы на нем нам необходимы более современные кадры. Часть разработок мы переместим на площадку «Сколково», там уже зарегистрирована компания. В связи с этим «КАМАЗ» неизбежно будет делать крен в сторону робототехники, в противном случае мы не выдержим конкуренции. Я выяснил, что самым крупным в мире покупателем роботов в прошлом году стал Китай. И это при их численности населения и высокой зарплате! Отмечу, что это не только вопрос рабочей силы, это еще и точность, качество работы. Мы впервые серьезно применили роботов на окраске в Челнах, и на сварке в Нефтекамске, туда мы поставили 12 роботов. Так вот такого качества шва человек обеспечить не может.

На собрании было отмечено, что через несколько лет «КАМАЗ» будет реализовывать только грузовики нового поколения, поскольку многочисленные требования в экологии делают невозможным производства старых автомобилей. Сергей Когогин, который был и модератором, и главным выступающим, заверил акционеров, что автогигант твердо стоит на ногах и, благодаря политике федерального центра, останется российским.

- Государство выразило свое мнение о «КАМАЗе», отнеся его к стратегическим предприятиям и ограничивая продажу акций, - подытожил Когогин. - Если бы у нас были проблемы, то ни один мировой производитель не сотрудничал бы с нами. Daimler никогда бы не имел дела с компанией, которая хромает на обе ноги. Так что у нас нет сомнений в хорошем и стабильном будущем. Есть четкая программа развития, от которой мы не отклоняемся. Мы должны развиваться быстро, не оглядываясь на прошлые проблемы.

Портал Предпринимателей

Видео