, 19 Января
$ 69,4706
€ 79,4605
Предложения банков
Новости
Подробно


«Дело же не только в заработной плате! Где будем брать людей?»

17.12.2018, 13:49

«Где будем брать людей? Где их будем готовить?» – спрашивал мэр автограда Наиль Магдеев. На один только завод стиральных машин Haier нужно 400 человек уже в следующем году, и к мэру уже обратились за помощью. Градоначальник предложил предприятиям попытаться выбраться из кадровой ямы сообща. На начало 2019 года запланирована встреча, где, как предполагается, своим опытом поделятся КБК, «КАМАЗ», «Челны-холод» и другие. «Дело же не только в зарплате!» – предположил мэр. Хотя двумя неделями ранее посыл от мэра выглядел иначе: «С зарплатой 20 тысяч предприятия в городе не проживут! Как вы дальше будете работать при конкуренции?».

«ПО СПИСКАМ, ПОДАННЫМ В ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НА СОКРАЩЕНИЕ, ИЗ 979 РАБОТНИКОВ С ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДА ФАКТИЧЕСКИ БЫЛО ВЫСВОБОЖДЕНО 686 ЧЕЛОВЕК»

К концу года, отметила директор Центра занятости Татьяна Быданова, на рынке труда города «сложилась благополучная ситуация». В цифрах это – 930 стоящих на учете безработных и 0,33% зарегистрированной безработицы. В других моногородах республики эта цифра выше: в Нижнекамске – 0,74%, в Елабуге – 0,76%, в Зеленодольске – 0,65%. Средний уровень по России – 0,8%, а по Татарстану – 0,5%. Руководитель Центра занятости включила в доклад и показатели по соседним субъектам. Так, в Башкирии это 0,9%, в Мордовии – 0,8%, в Удмуртии – 0,7%, в Чувашии и Марий Эл – 0,6%.

– Стабильность рынка труда города обосновывается созданием новых рабочих мест, обеспечением эффективной деятельности предприятий, притоком инвестиций в город, принятием активного участия в федеральных и республиканских программах, – заметила Быданова и озвучила самые востребованные в городе профессии.

Среди квалифицированных рабочих это наладчики станков, слесари, токари, электрогазосварщики, которым предлагают зарплату 19–50 тысяч. Высокий спрос на водителей, ремонтников, дорожных рабочих, которым готовы платить 25–30 тысяч. Требуются работники сферы услуг – продавцы, повара, официанты, кухонные рабочие с заработной платой 12–32 тыс. рублей. Среди специалистов и служащих остается высоким спрос на врачей (предлагаемые зарплаты 17–50 тыс.), инженеров различных отраслей (17–40 тыс.), преподавателей (15–25 тыс.). Наиболее востребованными остаются подсобные рабочие, уборщики, дворники, грузчики и складские рабочие (12–20 тыс.). В целом с начала года работодатели заявили в службу занятости около 35 тыс. вакансий.

«Дело же не только в заработной плате! Где будем брать людей?»

В то же время предприятия заявили о сокращении почти тысячи работников. Наибольшее сокращение персонала – 147 человек – было в обанкротившейся страховой группе «АСКО». 86 сотрудников уволил Набережночелнинский институт КФУ, 42 человека – банки, 29 человек – компания «Челны-Лада». «КамгэсЗЯБ» сократил 12 человек, Набережночелнинский ЗУЭС – 11, ООО «Электротранспорт» – 23, ООО «Предприятие электрических сетей» – 61.

– Всего с начала года по спискам, поданным в центр занятости на сокращение, из 979 работников с предприятий города фактически было высвобождено 686 человек, из них обратились в центр занятости по вопросам трудоустройства 379, из которых более 40% составляют пенсионеры, – сообщила руководитель службы занятости.

Она напомнила, что с 1 января вступают в силу изменения в пенсионном законодательстве. Чтобы как-то подготовить людей, Центр занятости проводит встречи с трудовыми коллективами, организовал «горячую линию» для граждан предпенсионного возраста по вопросам соблюдения трудовых прав, проводит мониторинг сведений о работодателях, у которых есть такие сотрудники. В круг обследования вошли более 2 тыс. работодателей.

Всего за 2018 год в центр занятости обратилось в поисках работы более 22,8 тыс. человек. 7,6 тыс. встали на учет, в том числе 1,8 тыс. – молодежь в возрасте от 18 до 29 лет. Из них 145 – выпускники. Трудоустроить удалось 72%. Их взяли на РИЗ, «Гидроэлектромонтаж», «СпецИнвест» и другие компании. Инвалидов, поставленных на учет, было 408, в итоге трудоустроено 326. Всего за год работу нашли 5,6 тыс. горожан. Некоторые незанятые челнинцы – 50 человек – смогли открыть свой бизнес в рамках программы поддержки предпринимательства. Это уход за детьми, парикмахерские и салоны красоты, ТО автомобилей, организация мероприятий, юридические услуги, доставка еды и др.

«Дело же не только в заработной плате! Где будем брать людей?»

Не дошел до центра занятости 861 работник предприятий, где в этом году провели опережающее обучение. Это, как правило, те компании, которые запустили инвестиционные проекты и модернизировали производства: ООО «ЦФ КАМА», ПАО «КАМАЗ», ООО «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС». Плюс полторы тысячи человек направлены на обучение в рамках приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости в Республике Татарстан на 2017-2025 годы». Это сотрудники Завода транспортного электрооборудования, «РИАТ», «ТЭМПО», «Ремдизель», «ТАТПРОФ», «РОСТАР» и «Ак Барс Металл».

«ЕСТЬ РЯД ХОРОШИХ ПРИМЕРОВ У КБК. НУЖНО ЗАДАТЬСЯ ВОПРОСОМ. ДЕЛО ЖЕ НЕ ТОЛЬКО В ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ»

– Итоги работы неплохие, – оценил мэр города Наиль Магдеев. – 0,33% – это один из самых низких показателей среди моногородов и в целом среди крупных промышленных центров страны. Усилия, которые предпринимаются руководством республики, федеральным правительством, муниципалитетом, дают свои результаты. Но появилась другая проблема, – отметил мэр, имея в виду кадровый голод на предприятиях. – Мы смогли обеспечить жителей нашего города гарантированной работой. Если уровень квалификации соответствует, ты, естественно, претендуешь на более высокую зарплату. Если нет, пока получаешь соответствующую. Но есть и возможности для обучения.

2019 год, анонсировал градоначальник, будет непростым. Количество вновь открываемых предприятий будет расти, этому поспособствует привлекательность ТОСЭР. Сегодня продолжается работа с новыми потенциальными инвесторами. Есть «ряд крупных проектов» с китайскими и российскими партнерами.

«Дело же не только в заработной плате! Где будем брать людей?»

– Поэтому тема востребованности высококвалифицированных работников сама собой не рассосется. Задача органов управления (я имею в виду и республиканского, и муниципального уровня) и руководителей бизнеса – этой проблемой серьезно заниматься, – подвел мэр к предполагаемому решению. – Давайте-ка мы в январе–феврале посоветуемся с руководителями предприятий, как нам дальше выстраивать свою работу с учетом тех ресурсов, которые есть. Тем более, 2019-й – год рабочих профессий в Татарстане. Это серьезные вызовы на ближайшие годы для всех нас – как сделать так, чтобы все существующие ресурсы использовать для того, чтобы дальше готовить кадры по востребованным профессиям. В первую очередь, свои местные, челнинские, а также республиканские трудовые ресурсы близлежащих городов и районов, соседних краев и областей. Давайте посоветуемся.

Магдеев попросил ТПП взять организацию мероприятия на себя. Он пригласил представителей предприятий, которые сегодня реализуют кадровые проекты.

– Это и «КАМАЗ». Александр Михайлович этим вопросом занимается, – посмотрел Магдеев на Ушенина, заместителя гендиректора автогиганта по управлению персоналом. – И со стороны предприятия, и со стороны правительства республики серьезные финансовые ресурсы вложены. Как идет эта работа – что получается, что не получается. Есть ряд хороших примеров у КБК. Нужно задаться вопросом. Дело же не только в заработной плате! Зарплата высокая, мы говорили о ней, но, наверное, это и обстановка в коллективе, и наставничество. Новое – это хорошо забытое старое. Сопровождение молодых ребят, которые без опыта приходят на предприятие. Как они решают эту проблему? Надо Фомичева и его команду тоже попытать, чтобы рассказал для некоторых руководителей предприятий, у которых пока этот вопрос стоит остро и не получается. Как работать по целевой подготовке, что делает ряд предприятий по тем специальностям, которые им нужны. Я имею в виду стипендиатов, подготовку в ресурсных центрах. Посмотреть, как занимается «Челны-холод», имея у себя центр подготовки специалистов. Он несет определенные затраты, понимая, что они окупятся. У нас же есть хорошие примеры в части подготовки кадров для своих предприятий! Давайте посмотрим их, озвучим, покажем, расскажем, как необходимо заниматься этими вопросами. Где взять трудовые ресурсы в это непростое время? Я приглашаю к разговору.

«Дело же не только в заработной плате! Где будем брать людей?»

Кадровая проблема, заметил Магдеев, пожалуй, даже больше для предприятий города, чем вопрос привлечения дополнительных инвестиций. Так, только на Haier в 2019 году потребуется 400 человек на завод стиральных машин.

– Стройка там идет полным ходом. Самое высокотехнологичное производство! Появляются новые компетенции, диверсификация экономики. Около 400 человек будет востребовано. Где будем брать людей? Где их будем готовить? – спрашивал Магдеев. – Сегодня они уже обращаются за помощью. Мы отработали в части подбора персонала для завода по производству холодильников два год назад, сейчас эта история повторяется. Надо набрать 400 человек, обучить их. И таких крупных проектов достаточно много.

«ПОМНИТЕ ЖЕ «ГОРОД ЕВРОПЕЙСКОГО ФОРМАТА»? ЛОЗУНГ, КОНЕЧНО, КРАСИВЫЙ… НО ДЛЯ НАЧАЛА НУЖНО ПОСТРОИТЬ ТРОТУАРЫ!»

Другим не менее значимым фактором развития бизнеса власти обозначили дороги. За последние четыре года Челнам из вышестоящих бюджетов выделили около 8 млрд рублей. В 2018-м за 840 млн город реконструировал улицу 40 лет Победы. Еще 620 млн из федеральной программы «Безопасные и качественные дороги» использовали на обновление шести объектов, самый крупный из них – улица Техническая. Об этом доложил Илья Зуев, первый заместитель руководителя исполкома города.

– Ремонт позволил направить транспортный поток на федеральную дорогу М-7 «Волга», разгрузив улицу Машиностроительную и Орловское кольцо. Еще одним большим плюсом данных работ стало обустройство освещения. С момента строительства и до сегодняшнего дня улица Техническая оставалась неосвещенной, – прокомментировал чиновник.

«Дело же не только в заработной плате! Где будем брать людей?»

77 млн рублей ушло на улицу ХадиТакташа в поселке ЗЯБ, 40 млн – на улицу Татарстан, 55 млн – на участки проспектов Вахитова и Автозаводский. В обновление улицы Шамиля Уссманова вложили 47 млн, на расширение Машиностроительной (автодороги №1) – 57 млн. По данным исполкома, это позволило упорядочить транспортный поток, уменьшить заторы.

Еще 800 млн Челны получили в уходящем году по программе «Ремонт дорожно-уличной сети». Их направили на проспект Хасана Туфана, улицы Команды «КАМАЗ-мастер», Королева, Железнодорожников, Раскольниковаи улица Марата Юсупова.

– При строительстве новых 35, 36, 37-го комплексов были построены дороги, но не были уложены все слои покрытия, отсутствовали бордюрные камни, остановки общественного транспорта не имели заездных карманов и остановочных площадок, отсутствовали магистральные пешеходные тротуары, – заметил Зуев.

Из этих же средств обновили внутриквартальные дороги во 2, 4, 5, 6-м комплексах Нового города и дворах 5, 6, 7-го комплексов поселка ГЭС. Отремонтировали подъезды к девяти медучреждениям и десяти образовательным, мостовые переходы на проспекте Хасана Туфана, обустроена дорога к городскому кладбищу.

– По многочисленным обращениям граждан был обустроен заезд в 50-й комплекс с проспекта Яшьлек, выполнено расширение проезжей части на развороте по проспекту Чулман перед пересечением с проспектом Яшьлек, – сообщил первый замруководителя исполкома. – Также за счет средств муниципального дорожного фонда начаты работы по ремонту внутриквартальных дорог в 17А микрорайоне пос. ЗЯБ с расширением проезжей части и обустройством тротуаров. Работы будут продолжены и в следующем году.

«Дело же не только в заработной плате! Где будем брать людей?»

В 2019 году город получит по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги» 1 млрд 360 млн рублей. Плюс по республиканской программе – 660 млн. На федеральные деньги планируют отремонтировать четыре крупных объекта: проспекты Мира, Набережночелнинский, Мусы Джалиля и Альметьевский тракт. На деньги республики обновят следующие участки: улица Старосармановская от проспекта Казанский до улицы Дорожная с обустройством освещения, продолжение ремонта дороги по улице Ш.Усманова от проспекта Х.Туфана до Вахитова, многоуровневая развязка на пересечении проспекта Х.Туфана, улиц Машиностроительная и Техническая. Кроме того, готовится ремонт внутриквартальных дорог и подъездных путей к учреждениям здравоохранения и образования. Перечень объектов в работе.

Город попал также в республиканскую программу ремонта подъездных дорог к садоводческим обществам. В 2019-м в планы вошли дороги к обществам «Бережок» и «Энергетик». Сейчас ведется подготовка проектно-сметной документации.

Комментируя доклад, мэр Наиль Магдеев в очередной раз заметил, что таких денег на дороги (2 млрд ежегодно) город не получал десятилетиями.

– Количество транспорта растет, только за последние 10 лет машин увеличилось практически в два раза. Если на 1 января 2008 года мы имели 100 тыс. транспорта, то на 1 января 2018-го – более 180 тыс. единиц. Нагрузка на дорожную сеть снижаться не будет! – предупредил глава города. – Транспорта приобретаться меньше не будет.

Наиль Магдеев сегодня ответил автомобилистам на критику «лежачих полицейских». Буквально в пятницу на их засилье новому прокурору Дмитрию Ерпелеву пожаловались предприниматели.

«Дело же не только в заработной плате! Где будем брать людей?»

– Думаю, каждый понимает, что Набережные Челны – это город не только для автомобилистов, но и для пешеходов, – заметил мэр. – Искусственные дорожные неровности, ограждения, светофоры, развороты – все это будет и дальше выполняться в строгом соответствии с проектной документацией. Кому нравится – кому не нравится… Самое главное – должен понравиться результат, касающийся жизни и здоровья людей. У нас 534 тысячи жителей. Каждый на автомобиле не ездит! Мне запомнилась фраза Кадикова, начальника ГИБДД: там, где установили искусственные дорожные неровности, там нет случаев наезда на пешеходов. Понятно, что приходится снижать скорость, но это меньшее зло, чем если под колеса попадет взрослый или ребенок.

Отдельно Магдеев остановился на проблеме тротуаров, которые забыли проложить при строительстве города.

– Есть в 21 веке улицы, которые, к сожалению, до сих пор не имеют тротуаров! Помните же «город европейского формата»? – обратился Магдеев к участникам совещания. –Лозунг, конечно, красивый, к нему нужно стремиться… Абсолютно с ним согласен. Но для того, чтобы соответствовать этому уровню, для начала нужно построить тротуары! И для начала нужно сделать освещение. Элементарные вещи нужно сделать.

В последние годы исполком направлял по 300 млн рублей на тротуары, внутриквартальные дороги и подходы к социальным учреждениям. Мэр призвал подчиненных пробить деньги и на 2019 год при формировании программ в Минтрансе.

Среди задач на 2019 год мэр назвал дороги в промышленной зоне.

«Дело же не только в заработной плате! Где будем брать людей?»

– Мы по Старосармановской дороге планируем расшить узкое место – участок от Первой автодороги до железнодорожного переезда под мостом, – уточнил Магдеев. – Дальше в планах на 2020-2021 год – расширять дорогу в сторону Сарманово, начиная от «Камдорстроя». Все промышленники понимают. Дорогу на БСИ мы благодаря поддержке президента сделали два года назад. Техническую, Промышленную привели в порядок. Дороги в промышленной зоне – это один из факторов роста экономики города. Если хорошие дороги, то и бизнес там себя комфортно чувствует. Мы встречались с руководителями по ряду промышленных площадок. Но там еще работы много. Нам Автосборочный проезд надо приводить в порядок… Хорошие дороги – один из факторов привлекательности территории опережающего экономического развития. Все это в копилку для развития нашего промышленного капитала.

Chelny-biz.ru