02:08, 16 Января
Новости
Подробно

«Наш город грамотно спроектирован, и профессионалам особенно больно наблюдать за тем, во что он превращается»

02.12.2024, 21:52

Конкуренция за людской ресурс среди городов Закамья становится реальным толчком для развития общественных пространств. Челны в этом проигрывают, считает урбанист Любовь Егорычева. «Если раньше я говорила, что это второй город после Казани, то сейчас сильно сомневаюсь», - говорит она. У нас нет, к примеру, мастер-плана, который мог бы снять самые острые вопросы с точки зрения развития города, нет места для креативной индустрии, которая в некоторых странах движет ВВП, а «у людей с экспертным мнением нет открытого микрофона».  

Куда стоило бы присмотреться городским властям, что не так с Прибрежным, над которым работали казанские архитекторы, и как позиционировать 400-летние Челны, которые еще недавно были молодым автоградом? Подробнее об этом - в интервью с урбанистом, дизайнером интерьеров, художницей, куратором проекта «Том Сойер Фест» Любовь Егорычевой.

«ИЗНАЧАЛЬНО НАШ ГОРОД ГРАМОТНО СПРОЕКТИРОВАН, И ПРОФЕССИОНАЛАМ ОСОБЕННО БОЛЬНО НАБЛЮДАТЬ ЗА ТЕМ, ВО ЧТО ОН ПРЕВРАЩАЕТСЯ»

- Любовь, раньше в Челнах, недолгое время, существовал градсовет. Его до сих вспоминают, как нечто обнадеживающее на тот момент. Это была единственная за долгие годы площадка, где профессионалы могли высказываться относительно освоения той или иной территории. Сейчас этого нет, архитекторы возмущены. Люди вашего сообщества находят возможность выразить свое мнение?

- Я не застала градсовет в Челнах, но периодически прихожу на городские слушания, когда обсуждаются городские проекты создания новой среды. Помню, когда люди возмущались после обсуждения генплана. Много было негодований в комментариях о том, что люди не знали, когда будут слушания. Оказывается, что информацию публикуют в газете, о которой мало кто слышал. Если будет выстроен честный и открытый диалог, то тогда люди будут ощущать это честное желание их услышать. Мы хотим, чтобы общество было неравнодушным, но у желающих проявить себя нет площадки, нет своего рупора и инструментов влияния.

Что касается, сообщества моего профиля. Зная, что скажут «А кто ты такой, ты точно знаешь, как это должно быть?», я получила урбанистическое образование в РАНХиГС по курсу «Городские проекты для креативных индустрий». В Аргентине креативная индустрия – это основной источник ВВП в стране, они научились на этом зарабатывать. Люди придумывают что-то новое и делают из этого экономические модели. У нас креатив воспринимается наравне с хипстерством.

«Наш город грамотно спроектирован, и профессионалам особенно больно наблюдать за тем, во что он превращается»

- Но при этом стало много блогов с подобным профилем, даже в Челнах есть.

- Принцип партисипации, иными словами - соучастия. Сейчас мы находимся на таком этапе урбанистики, когда общество готово участвовать в развитии городской территории. Люди стали больше внимания обращать на городскую среду и больше в этом разбираться. В Набережных Челнах вообще мало подобных мероприятий, такая практика еще не устоялась, но предпосылки имеют место быть. Так, застройщик «Талан», заявив о планах на участок на Раскольникова, делал соучаствующее проектирование, компания нанимала социологов, работала с разными группами населения. Я была приглашенной на это мероприятие. И когда меня спросили о городе, я получила свое право голоса и меня внимательно выслушали. Честно - было ощущение сеанса психотерапии, наконец-то я была услышана. Так же и для любого жителя Челнов, кого волнует будущее города – это целебная практика, которая влияет на его ощущение качества жизни в городе. Не факт, что все его предложения применимы, но когда человек ощущает, что его мнение важно, к нему прислушиваются – он становится не только потребителем этой среды, но и человеком, который влияет на ее формирование. Считаю, что это влияет и на отношение к городу, в котором он живет, и на самоощущение: мне здесь нравится и чувствую, что могу на что-то положительно влиять. А это взрослая позиция, потому что у кого есть права, есть и обязанности.

Когда городской активизм не переходит в фазу созидания, то переходит в застоявшуюся позицию своей правоты. Но если ничего не делаешь, то остаешься у разбитого корыта. Когда осознаешь, что помимо твоего мнения есть еще куча скрытых процессов и не всегда все получается идеально, то начинаешь делать то, что от тебя зависит. Недостаточно просто писать в комментариях с предложениями, важно иметь возможность делать.

«Наш город грамотно спроектирован, и профессионалам особенно больно наблюдать за тем, во что он превращается»

- К концу этого года будет завершена работа по мастер-плану Камской агломерации. Есть подобные локальные документы у отдельно взятых городов – мы видим, что в Нижнекамске разработали свою стратегию, в Менделеевске. Знаем, что урбанисты всегда выступают за мастер-план (генплан это все же более технический документ), но в Челнах его, например, нет. Нужен ли он нам?

- Да, есть некий тренд на разработку мастер-планов городов – это такая более сложносочиненная история. Он более актуален, потому что подразумевает, в том числе, не только планировку, инженерию, назначение объектов, но и социально-экономическую стратегию. Таким образом мы можем понять, что в ближайшие пять-десять лет может появиться в городе, то есть будущее становится ожидаемым. Тогда житель понимает, становится ли пространство соразмерно его амбициям в плане развития. И соответственно формируются планы - оставаться жить в этом городе или нет. Ему создают видение будущего в городе, где он впоследствии выстраивает свои долгосрочные планы. 

Изначально наш город грамотно спроектирован, и профессионалам особенно больно наблюдать за тем, во что он сейчас превращается. Я тоже была на слушаниях генплана города, было много критики, которая связана с тем, что в процессе с жителями эти проектируемые решения не обсуждались. Вероятно, мастер-план снял был многие вопросы.

«Наш город грамотно спроектирован, и профессионалам особенно больно наблюдать за тем, во что он превращается»

- Сейчас многие города Закамья идут по пути развития креативных индустрий. В Челнах это возможно?

- Наблюдаю за Нижнекамском, Альметьевском, Менделеевском и тем, какие проекты там рождаются вместе с градообразующими предприятиями, вижу, что имидж этих городов меняется. Если раньше я говорила, что Челны – это второй город после Казани, то сейчас сильно сомневаюсь, можно ли так сказать (я не имею в виду масштабы населенного пункта). По имиджевой составляющей они уже с нами хорошо конкурируют.

Идет активная конкуренция между регионами за людей – власти думают, что предложить жителям, какие сценарии, чтобы здесь жить. Хороший пример – Альметьевск, где создали, например, индустриальный сквер рядом с городской котельной. Они выбрали развиваться за счет креативных индустрий, формировать имидж города, в том числе, для его жителей. Градообразующему предприятию Альметьевска нужны эти люди, чтобы они не уезжали в столичные города. Поэтому здесь начали создавать среду, и это не про работу и школу с садиком. Этим креативным развитием занимаются не альметьевские специалисты, они их нанимают и грамотно работают с локальностью этого места. На нескольких обычных панельках есть муралы, где изображены работы, которые основаны на татарских сказках, на локальности этого места. Водят экскурсии по этим панельным домам. Помимо этого делают резиденции художников, лаборатории, городские проекты, где любой желающий горожанин может в этом поучаствовать. Они создают такие сценарии, где креативность можно развить. Да, это делают приезжие специалисты. Но взойдут эти первые ростки, а дальше это будет уже альметьевский креатив. Они уже открыли школу креативных индустрий на 10 тысячах «квадратов». Вовремя ставят на рельсы параллельную экономику, основанную на деньгах нефти, которая через несколько лет будет пополнять их бюджет. Это стратегический подход.

Фото: «Татнефть»
Фото: «Татнефть»

- Какие проекты поддерживает челнинская команда урбанистов?

- У нас работает парковая команда Челнов от Института развития городов РТ, но при мэрии города. Проводят масштабные праздники: гастрофест, фестиваль «Точка» и другие. Они работают с челнинскими сообществами, подключают участников. Для людей креативной сферы – это площадка для проявления. Разнообразие этих мероприятий может быть большим. Есть потенциал для таких событий, нам не хватает культурной жизни в городе, в основном это привозные артисты. Есть возможность привлекать новые творческие единицы.

Почему креативный кластер называется кластером? Потому что это большая территория, где сочетаются разные единицы творческих индустрий. Они между собой коммуницируют и вместе придумывают, рождают новые проекты и коллаборации. У нас такого пространства в городе нет. Есть молодежные центры, но если тебе 35+ и ты придешь туда со своими идеями, то будешь им не интересен.

«Наш город грамотно спроектирован, и профессионалам особенно больно наблюдать за тем, во что он превращается»

«ПО-НАСТОЯЩЕМУ МЫ МОЖЕМ ГОРДИТЬСЯ ТОЛЬКО ТЕМ, ЧТО ДЕЛАЛИ ЗДЕСЬ      АРХИТЕКТОРЫ И ХУДОЖНИКИ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ»

- Неоднократно слышали от местных архитекторов, что их не привлекают к крупным проектам по типу реконструкции парка Прибрежного или набережной Табеева. Обычно над ними работают казанские специалисты, но с позиции властей это понятно – процессы по всей республике выстраиваются централизованно и в единой концепции. Что думаете по этому поводу?

- В Челнах когда-то был Союз архитекторов, сейчас его нет. К сожалению, у людей с экспертным мнением нет площадки, нет открытого микрофона, через которые они могли бы влиять на городские решения. Да, крупные объекты и проекты реализуют не челнинские архитекторы, хотя именно они обладают локальным патриотизмом – иначе говоря, где родился, там и пригодился. Я много общаюсь с архитекторами, и они высказывают разочарование: когда много лет старались, занимались общественной деятельностью (это называется сдаешь кровь городу), а потом это стало ненужным.

Хорошо, что над новыми проектами благоустройства работают профессиональные команды, которые много общаются с жителями и сообществами. Да, они делают достойные проекты, побеждают с ними на конкурсах. Но по-настоящему, я считаю, мы можем гордиться только тем, что делали здесь архитекторы и художники, которые работали с городской средой в советское время - это Ильдар Ханов, Борис Рубаненко.

К примеру, на фасаде мэрии, до которой рано или поздно доберется капремонт, шикарный камень. Я переживаю за него, ведь его чем-нибудь обошьют, а он должен остаться. Это советский модернизм, здание не надо переделывать в современный «космолет». У нас есть привычка все перестраивать, однако важно бережно относиться к тому, что было построено до нас, переосмыслив к современным реалиям. То, что было создано до нас, нужно актуализировать, а не перечеркивать и отказываться.      

«Наш город грамотно спроектирован, и профессионалам особенно больно наблюдать за тем, во что он превращается»
                                 

- Часто от жителей Челнов можно услышать фразы типа «город безликий и серый», «не за что глазу зацепиться». Вы разделяете это мнение?

- В своем telegram-канале я ссылаюсь на статью одного архитектора «Очеловечивание: руководство для создателей нашего мира». Автор критикует архитектурное сообщество, которое строит эти утилитарные здания: «Стремление к визуальному разнообразию на самом деле является биологической потребностью, заложенной в нас, как в людях. Утверждается, скучные здания представляют реальную угрозу для нашего психологического благополучия». Он предлагает оценивать эти здания через «скучнометр». Но я люблю наше советское наследие, я даже хочу, чтобы оно сохранилось в нашем городе. Этот принцип застройки был принят из-за быстрой урбанизации. Кроме того, тогда действовал декрет об архитектурных излишествах, о том, чтобы упразднить их – мол, не надо нам такой красоты. Строили попроще и побольше, а сейчас нам эта эстетика снова становится нужна. Например, я езжу за ней в другие города с исторической частью. Все детство провела у бабушки в Чистополе, а это купеческий уездный город с архитектурой 19-го века. Я понимаю, что это очень красиво, стоит уже больше 100 лет, и оно построено гораздо лучше, чем то, что строится сейчас.

Но на самом деле, мне нравится идея, которая была заложена в Набережных Челнах изначально как белого города. На фасадах были размещены работы советских художников. Мы живем в Челнах с ощущением, что у нас город молодой, нет в сознании такой практики сохранения. Эпоха поменялась, все затянулось рекламными баннерами, появляются элементы, которые формируют новый облик города. Но беспокойство людей связано с тем, что по генплану не понятно, как город будет выглядеть в будущем, есть ли у него стратегия, есть ли осознанное движение в формировании внешнего вида в том числе как имиджа города.

«Наш город грамотно спроектирован, и профессионалам особенно больно наблюдать за тем, во что он превращается»

- Специалисты часто выражают мнение о том, что у Челнов нет центра города, вы с этим согласны?

- У нас центр растянутый, нет такой улицы как в Казани, Самаре, Нижнем Новгороде. Я предполагаю, так вышло из-за того, что не получилось реализовать прошлый генплан. Начиная от площади Азатлык в сторону торгового центра Sunrise City должна была быть объединенная территория, то есть сам центр. Началась хаотичная застройка. В центре города строятся торговые центры, а театры – у леса, в поселке ЗЯБ. Тот же татарский драмтеатр как космический аппарат, приземлившийся в старом части города, смотрится чужеродным. В этом же здании сделали коворкинг, но он так и не заработал. Возможно, нужно было работать с жителями этой территории, чтобы оно стало их местом.

- Есть улица Центральная, к примеру, не растянутая, с историческим духом. Но она не стала привлекательной.

- Мы не осознаем, что нам сейчас сохранять, не понимаем, что наследовали. Центральную сохранили как дань месту. Половину улицы делать кинематографичной – для чего? Это смотрится нелогично - как будто ее сюда воткнули. Люди не приходят здесь гулять, а идут на набережную Тукая. Что там делать?

- Что сейчас нужно сохранять, по-вашему?

- К примеру, сейчас разрушаются скульптуры Ханова, которые простояли более 40 лет, приходит пора их ремонтировать. Можно получить консультации у казанских специалистов, получить экспертизу, рекомендации. Мы обсуждаем варианты решений, исходя из того, как мы осознаем это наследие - ценно это или нет.

«Наш город грамотно спроектирован, и профессионалам особенно больно наблюдать за тем, во что он превращается»

- Архитекторы завершают работы по благоустройству Прибрежного парка. Место становится одним из самых посещаемых, но вместе с тем вокруг объекта множество споров, которые касаются в том числе озера Лесное. 

-  Это мое самое любимое место в Челнах. Я рада, что у нас за пять минут из города можно попасть в лес - это психотерапевтически хорошо действует. Здорово, что его благоустроили, но где-то перестарались. Кажется, что как будто и не нужно столько благоустройства. Есть опасения: а хорошо ли экосистеме от такого наплыва людей? В выходные там уже какой-то майдан происходит. Я видела, как, например, танцевальные коллективы устраивают там родительские собрания, приезжают с колонками, шумят, не думая о том, что могут кому-то мешать. Ведь люди приходят в парк, чтобы послушать лес, отдохнуть. Мы общались с руководителем парков Челнов, говорили о том, что нужно начинать уже сейчас регулировать эти процессы, потому что в парке много людей, мы стали друг другу мешать. Нужно выстраивать правила этой коммуникации. Кроме того, многим не нравятся катамараны на озере - это большой триггер.

И опять мы возвращаемся к теме общественного дискурса. Нет желания друг друга слышать, не только выпустить пар на городских слушаниях, запротоколировать и на этом все. Мы не разговариваем друг с другом, и поэтому у нас на озере появляются пластиковые цветные лебеди. Раньше здесь водились бобры, а сейчас картина иная. Получается, мы выселили обитателей, потому что пришло благоустройство, поселили пластиковые катамараны, которые несоразмерны озеру. У нас достаточно катамаранов на побережье Камы. Можно на озере запустить деревянные лодки, ладьи, но нас об этом никто не спросил.

Замечаю, что в Прибрежном приготовили много саженцев деревьев, но параллельно много чего вырубили. На набережной Табеева повырубали 20-летние березы, потому что кто-то посчитал эти деревья порослью. На косе волнорезов растет облепиха, которую архитекторы видели, как смысловую часть проекта, а сейчас ее срезают.

Вообще городу не хватает зелени. Заезжаем в Прибрежный, где «Тулпар» - с одной и с другой сторон вырубили деревья.

«Наш город грамотно спроектирован, и профессионалам особенно больно наблюдать за тем, во что он превращается»

- Есть крупные площадки – это территории заводов ЗЯБ и ЗСК – которые долгое время были местом проведения неформатных мероприятий. Молодежь переживала и переживает, что их лишают части жизни. Такие объекты, мы знаем, любят урбанисты и так называемые креативные сообщества.

- Скорее всего, ЗСК ждет такая же история, как и ЗЯБ. Раньше на территории завода проводили диджей-вечеринки. В этом плане у нас город очень стерильный, настолько чистый во всех отношениях. И с точки зрения риск-менеджмента в Челнах пресекаются подобные события. В этом, конечно, есть ядро здравого смысла, но в то же время таким образом рубятся на корню уникальные проекты, которые рождаются на территориях нашего города. Может есть смысл продумывать какие-то меры безопасности для таких мероприятий, чтобы не маргинализировались такие общества.

Эпоха клубной жизни в Челнах ушла, сейчас она трансформируется. Участники, которым это интересно, перетекают в другие формы, но как будто становятся нелегализованными. Это субкультуры, которые имеют право на развитие. Если это кажется опасным, тогда давайте совместно решать, каким образом сделать это безопасно. Нужно общаться и договариваться, а не просто запрещать и закрывать. Возможно, в нашем городе не хватает коммуникаторов, которых слышит администрация. Если налаживать коммуникации и создавать доверие между участниками этих процессов, то тогда возможностей для развития будет больше.

«Наш город грамотно спроектирован, и профессионалам особенно больно наблюдать за тем, во что он превращается»

«ЕСЛИ МЫ ХОТИМ ПОЗИЦИОНИРОВАТЬ СЕБЯ КАК 400-ЛЕТНИЙ ГОРОД, ТО ДАВАЙТЕ КОПАТЬ. ЭТО ВОПРОС РАБОТЫ С ТЕРРИТОРИЕЙ»

- Может ли яхтинг стать неким символов города, есть ли здесь потенциал? Недавно Сhelny-biz.ru сообщал, что исполком хочет изъять землю у парусной школы «Навигатор».

- 50 лет яхтингу в Челнах. Я 38 лет живу на берегу Камы и не имею возможности попасть на воду. У нас такая среда, что мы можем на реку только смотреть. Хотя в 1990-е годы мы перемещались по воде. Я выросла на метеорах, чувствуя запах воды, песка и сосен – это мой культурный код. А сейчас развитие детского парусного спорта держится на честном слове. Те яхтсмены, которые занимались раньше, они уже все взрослые люди, но после них, по сути, нет смены. Когда я выкладываю сторис, что где-то ходила под парусом в Челнах, меня спрашивают: «Где это, я тоже хочу?». Мой интерес в том, чтобы в городе появился яхт-клуб в удобном месте, чтобы выросло новое поколение детей, воспитанное в духе самостоятельности, ответственности и умении работать в команде. Я вижу, что развитие яхтинга в Набережных Челнах идеально сформировало бы имидж города. У нас на гербе города парусник и вода. И если бы крупные предприятия увидели в этой идее потенциал, то яхтинг действительно серьезно работал бы на имидж города. К слову, в 1989 году уже был концепт проекта яхт-клуба, но время было переломное, поэтому он не реализовался. Как раз пришло время вернуться к этому вопросу.

«Наш город грамотно спроектирован, и профессионалам особенно больно наблюдать за тем, во что он превращается»

- Что думаете про 400-летие Набережных Челнов. Как позиционировать эту дату в молодом, как вы говорите, городе?

- Объявили юбилей города, но сами еще не знаем, как позиционировать историю Челнов. Недавно представляли его как автоград, который развивался с 1960-х годов, а здесь, оказывается, в дореволюционное время у Стахеевых стояла своя пристань. О том, что церкви построены на деньги Стахеевых, мы узнаем только сейчас… Под такие даты, конечно, необходимо проводить археологические раскопки, и тогда будет, чем удивлять. А сейчас мы пытаемся представить, какими были Челны 400 лет назад. На основании каких артефактов мы можем узнать о том, что здесь была городская жизнь? У нас недостаточно этих исследований, но если мы хотим позиционировать себя как 400-летний город, то давайте копать. Это вопрос работы с территорией.

Альфия Андросенко

Комментарии
02.12.2024, 22:06

"застройщик «Талан», заявив о планах на участок на Раскольникова, делал соучаствующее проектирование, компания нанимала социологов, работала с разными группами населения. Я была приглашенной на это мероприятие" А я не была приглашена, и кто интересно эти "разные группы населения", кого ни спроси никому не нравятся высотки на набережной, а вот" разным группам населения" видимо они были по душе)))
02.12.2024, 23:32

Это те же группы, которым было по душе переименование проспектов и улиц города.
03.12.2024, 11:33

Наш город грамотно спроектирован, но безграмотно застраивается
03.12.2024, 16:38

Потому что руководят им пришлые, посредственные ставленники : сити-менеджеры.
03.12.2024, 06:47

Опрос в исполкоме небось провели)
03.12.2024, 08:21

Результат говорит либо о компетентности социологов в данном вопросе, либо о формальном характере мероприятия, имевшего лишь "психотерапевтический эффект" для участников. Не нужны масштабные исследования, чтобы понять, что объект на Расколтникова избыточен для места проектирования и провоцирует коллапс.
03.12.2024, 09:03

Что не так то? Талан самый адекватный застройщик в городе. И дома у них оригинальной архитектуры, и общественные пространства хорошие делают. А высотки у них именно на Раскольникова, а не на самой набережной. Почему-то к синей стеклянной стене, облепленной кондиционерами, стоящей непосредственно на самой набережной, ни у кого претензий нет.
03.12.2024, 12:17

Не так то, что проектируя ЖК в существующей застройке, Талан не просто решил впихнуть побольше квадратных метров при уже существующих проблемаз с парковкой, проездом и доступностью объектов, а ещё и исследование провёл социологическое. Чтобы ничто.
03.12.2024, 17:15

Нет там никакой "существующей застройки", а был огромный пустырь с насыпной искуственной горой и котлованом. С парковкой у них тоже проблем быть не должно, судя по проекту. А проблему с пробками должно решать руководство города. Устроили тут истерику.
03.12.2024, 20:42

То есть ни рядом, ни напротив жилых домов нет? А выезжать и въезжать они через реку будут или проблемы улицы Раскольникова все же актуальны для этого ЖК? Как можно решить проблему с пробками, если все застроено и уже был дефицит, но у нас же план на квадратные метры в год? Не надо засовывать голову в песок в ожидании того, что руководство города должно решить Ваши проблемы. Ни одного такого примера решения проблемы в городе нет, только примеры создания.
03.12.2024, 17:58

Любовь Егорычева

Солидарна . В город зашёл застройщик, который приподнял планку для местных строительных компаний в своих подходах. Это и отражается на внешнем виде зданий в том числе.
03.12.2024, 20:44

Только на фасадах это и отражается. Да, это хорошо, но проблем избыточной этажности и отсутствия социальных объектов это не решает. Видно, что Вам нравится Талан, но это крайне субъективный подход, не имеющий отношения к урбанистике.
03.12.2024, 14:07

Ть
02.12.2024, 22:49

Удивляет , как всё правильно сказано . Спасибо.
03.12.2024, 11:28

Удивляет, что лично она сама ничего не сделала, тот же Том сойер фест ни разу ею не был проведен. Урбанист, который только на теории.
03.12.2024, 18:12

Любовь Егорычева

В Елабуге организовываю фестиваль сохранения исторической среды с 2021 года. Силами волонтеров, партнеров и хозяев дома. - за 2 сезона мы восстановили 2 фасада исторического ценного градоформируещего объекта - на Спасской,7. В проекте поучаствовало более 70 человек, было вовлечено более 500 тысяч рублей, проведено более 5 культурных мероприятий. С 2023 года мы проводим субботники и культурные мероприятия на территории Стахеевского завода , занимаемся консервацией памятника. Любой желающий может присоединиться. Мы и "мешки ворочаем", устраиваем пикники, и общаемся, создаем сообщество людей, которые не на словах , а на деле сохраняют наследие.
04.12.2024, 03:53

Spoilirina

Так приятно было читать эту статью, зная, что это Вы)) Мы с вами познакомились 16 лет назад в Огниво, Вы преподавали у нас дизайн. Спасибо большое за идеи которые вложили в наши головы.
06.12.2024, 08:40

У нас в городе этих урбанистов, как собак нерезаных. Только в этой статье что-то они не засветились. Присасываются к какому-нибудь молодежному центру и начинают топить свою теорию, попутно открывая Америку и запудривая мозги незрелой и потеряной молодёжи, когда выделяемые грантом деньги заканчиваются, начинают менять мнение и сферу деятельности по направлению ветра)
02.12.2024, 22:54

Местный

Уровень мышления городской администрации в области урбанизации - это киоски с мороженным, что на всех проспектах, как блок-посты - из одного киоска должно быть видно другой...
03.12.2024, 11:29

Кто на что нацелен уж… а мне нравится например та же набережная Табеева, там здорово стало. И это в том числе как раз благодаря Мэрии.
03.12.2024, 12:46

Местный

Дык, Набережную не местные, возможно, продвинули и профинансировали. А вот появился этот мэр и весь город покрылся бородавками - киосками с мороженным "а-ля 90".. Сразу видно, личную заинтересованность..и любовь к мороженому ключевого чиновника.
03.12.2024, 14:33

Насильно есть мороженое никто тебя не заставляет
03.12.2024, 15:46

Местный, что не любит мэрское мороженное

Вам нравятся киоски с мороженным? Что принадлежат мэру. Сейчас их снегом накроет и станет вообще винтажно..
03.12.2024, 16:47

Лучше киоски с мороженым, чем табачные с пивом .
02.12.2024, 22:55

Спасибо большое «ЧБ»! Читая ваши статьи я знакомлюсь с новыми интересными людьми нашего города! Так приятно читать рассуждения людей обо всём и ни о чем! Вроде бы и отвечают на вопросы разных направлений… а по факту громкие пустые разглагольствования! Больно, жалко, грустно им… а что конкретно сделали для города именно эти люди! Задачи конкретно какого направления они решили кроме как преследовать «свои» цели?!? Эти сладкие для ушей лозунги мол нужны индустрии, мастер планы и прочее… как раз вы то и являетесь колхозниками которые гребут всё под одну гребенку, пытаясь показать себя… Город безусловно «создан» грамотными людьми! И благодаря грамотным в настоящее время руководителям продолжает прогрессировать! Да возможно есть мелочи и небольшие огрехи которые пытаются обострить со всех сторон умножая на 30хх но в реальности то это один из не многих городов который живет по указке жителей. Это можно увидеть только по опыту проживания в других территориях республики … Есть у вас идея? Так вперед! Кто вам мешает ?! Покажите -расскажите! Да вам даже содействие окажут если действительно она даст плюс нашей территории. Понятно что и в муниципальной власти не без гномиков… один чиновник продвигает парусный спорт, его подчиненный «помогает» своему «другу» пляж расширять, председатель этого не понимая подыгрывает им.. но это мелочи. Главное что город и в том и в др случае только улучшается! Нет центра у челнов?! Да центров много! Центры есть и не один! Радуйтесь что в нашем городе точки притяжения так распределены! Надо конечно инфраструктуру начатую завершить и тогда будет «конфеткой» город! В случае с нашим городом уже не мастер план муниципального образования надо смотреть, а мастер план агломерации! Как бы не была эта идея дорогой но я соглашусь с Муллиным что надо объединить города НЧ, Нк, Альметьевск, Менделеевск, Мензелинск и заинск в одну какую то транспортную скоростную связь… вот тогда заживет территория «огнями». Всем спасибо за внимание! Извиняюсь, чартер у меня до Барселоны!
03.12.2024, 07:24

???? вам из Барселоны том виднее
03.12.2024, 11:31

Ну это юморок был, понятно же. Вы это давайте прекращайте не понимать иронию.
03.12.2024, 07:26

Все такие умные, как ни спроси. А что такие умные не работают то? Покажите вашу работу в городе? Как ни прочитаешь, все все знают, как надо, но палец о палец никто не ударил. Удивительно... Казанские архитекторы тут наворотили уже, спасибо
03.12.2024, 09:22

Из России нет чартеров до Барсы
03.12.2024, 11:31

Так это же юморок был, ну вы чего… Нельзя же все так буквально считывать. Вы еще гномиков не ищете в мэрии как написал автор комментария?
03.12.2024, 12:59

А я поверил, и про "грамотно", и про "профессионалов", что в заголовке.. Оказывается тут только смеяться нужно..)
03.12.2024, 09:50

Fidelio

Действительно, намного интересней увидеть техзадание по разработке стратегии развития Камской городской агломерации, это и есть урбанистика, а не локальные АРТ достижения в рамках замкнутых пространств отдельных городов, финансируемых по остаточному принципу из убогих бюджетов. Архитекторы не муралы, катамараны и скамейки должны обсуждать, а концепцию города в будущем, с новыми стадионами, мостом в Менделеевск, концертным залом и остановкой с шаттлом в Нижнекамск...
03.12.2024, 12:24

Архитекторам в Челнах остаётся только решать заложенные застройщиками последних десятилетий проблемы. Камская агломерация - это масштабирование нерешённых проблем на большие территории.
03.12.2024, 16:58

На фига нам шаттл в Нижнекамск? В Казань давно нужно.
03.12.2024, 11:30

Отличные слова, плюсую!
03.12.2024, 06:52

Вся задача нынешнего руководства это застроить бездумно человейниками, максимально экономить на инфраструктуре, снизить норматив по парковке. В районе 34-36 комплекса нет ничего социального, никаких парков, общественных пространств, только дома, машины. Когда-то мэр обещал построить спортивный центр на пустыре по улице Юсупова, но там явно будет построен очередной человейник, общественное пространство и спорт не приносят доход...
03.12.2024, 11:32

А как же школа новая, детский сад? Почему про это не пишите.
03.12.2024, 12:25

Школа - это режимный объект в нашей действительности, а не общественное пространство.
03.12.2024, 07:23

Удивительно, как все болтать горазды, а как приходят к власти, так бык-мык. Вот Сафиуллин много говорил, как надо сделать, а сам из Нижнекамска убежал со словами, что не дают работать!))) И эта такая же! Болтать, не мешки ворочать
03.12.2024, 07:50

О каком Мулине сказано об объединении транспор тно- пассажирской логистике 50 лет назад говорили.Мулина возвеличил.
03.12.2024, 08:07

Дмитрий

Нормальных скульптур не хватает в городе ещё - просто классических. Чтоб не только Ханов был везде.
03.12.2024, 10:41

Житель

Не нужно как у других, будет банально
03.12.2024, 08:21

А что за чиновники продвигают своих друзей??Озвучьте фамилию- и в Барселону!!
03.12.2024, 09:21

Мысли с утра

Город спроектирован правильно, Да, но, для прошлой цивилизации, когда конвейер был основой всего. Есть конвейер, есть цеха под него, трамвайные линии к нему, и спальные районы.. Человек-винтик, обслуга большой машины, хоть гос-во, хоть конвейер.. То время ушло. Сломалось. Постиндустриальное общество - проспали. Пока делили советское наследие, меняли таблички на татарские названия, и меняли чиновников на выходцев из глухих татарских деревень. Пришло время информационного общества, а вот под него то, нет мозгов у города. Ещё есть эйфория, но поговорим через год, когда мозги с рабочими руками потянутся в более внятный городской уклад с теми же перспективами, или намного выше, например, по зарплатам - типа Елабуги, Менделеевска и далее, хоть Чистополь.
03.12.2024, 12:30

Изменение парадигмы никак не конфликтует с тем, что город разделяется на жилые комплексы и промышленные территории. Городам с исторической застройкой, где всё вперемешку, зачастую не удается найти решение для таких территорий в центре и по грустной традиции там строят многоэтажные дома. Город был действительно хорошо спроектирован, но проект не был реализован, а вносимые изменения только усугубляют и усугубляют ситуацию.
03.12.2024, 14:51

Мысля опосля

В новой парадигме - 15 минутные города, отсутствие частного авто, только аренда транспорта и общественный транспорт. Ну и средства индивидуальной мобильности - электросамокаты.) Но для этого города - это фантастика.
03.12.2024, 20:54

В ближайшее время такая трансформация нам не светит от слова совсем. И это, честно сказать, сырая концепция, которая едва ли может быть широко тиражирована, разве что в рамках государств всеобщего социального благополучия. И да, реплика Любови Егорычевой скорее именно Вам)
03.12.2024, 23:16

Мысли на ночь

По фантазиям Клауса Швабра это должен был сделать вирус, а не какое мифическое гос-во соц.благополучия. Вирус ускорит внедрение цифровых денег, а они будут иметь привязку к времени и месту. Т.е. тратить деньги можно только определенное время, на определенные вещи, и в радиусе 15 минут от места прописки... А ещё впереди много других вызовы - климат-войны. И т.д. Или при урбанизации люди перестают размножаться, совсем.. Значит будет непрерывный завоз рабочих рук, например, азиатов.
03.12.2024, 18:19

Любовь Егорычева

Спасибо за Ваши вполне себе рациональные мысли с утра ????
03.12.2024, 20:00

Мысли к вечеру

Не уверен, что реплика для меня, но продолжу. В постиндустриальном обществе, когда властвовали банкиры, главная цель большого города, это максимальная концентрация потребителей на один кв.м. И через несколько лет будем вспоминать это потреблятство, как самое счастливое время в нашей жизни.. А вот для чего нужен большой город в будущем, информационном обществе? И вообще нужен ли? Наступает интересное время, смена парадигм развития. Революция в градостроительстве грядёт, как сто лет назад, когда на лошадках держалось все. И все всерьез обсуждали, что города скоро потонут в конском навозе.. Короче, все как важные генералы, готовятся к прошлой войне, а в будущее никто не заглядывает, и не готовится..
03.12.2024, 16:51

Коренной

Правильно изложили суть дела, полностью поддерживаю. Время когда пришли в наш современный на тот период времени город люди с деревень, титульной нации и с мышлением широко шагать, без базы знаний и культуры постепенно стали просто гнобить город, плюс новоявленные бизнесмены вносят свою лепту, поэтому город блекнет и не привлекает никого со стороны для того чтобы его развивать.
03.12.2024, 09:21

ночной мэр

уважаемые горожане и эксперты от архитектуры и прочих направлений. не мешайте своими досужими домыслами делать нам в администрации свою работу. мы компетентные специалисты высокого уровня, профессионалы в своем деле. нам поставлена задача превратить ваши унылые Набережные Челны в прекрасную Бугульму будущего! необходимо в кратчайшие сроки передать каждый свободный клочок городской земли под безумную аренду и строительство самых нужных объектов! нами реализуется проект кабака в парке победы, хостела на участке 8 соток в поселке им. Козловой и других жизненно важных точек притяжения. наше руководство разработало уникальную технологию точечной застройки жилых домов в местах, для этого не предназначенных. мы реализовали амбициозный план по превращению природного парка в парк сомнительных развлечений, наконец-то непригодный для жизни любой флоры и фауны. в ближайших планах снос школы юных моряков, изъятие земли и строительство на этом месте центра зрелых дураков!
03.12.2024, 10:15

Хорошо подмечено!
03.12.2024, 11:35

Хотел фельетон, но по уровню не дотягивает. Надо читать больше, уважаемый. Зощенко, Ильфа и Петрова. Надо поучиться пока что Вам. Ну и вставать пораньше, а не в половину десятого утра строчить от имени ночного мэра. У нас в челнах все работают четко. Заявился ночным, так будь им ибо нефиг. А Героине материала желаю начать что-то делать, а не только сокрушаться.
03.12.2024, 13:42

ночной мэр

какие уж тут фельетоны. читать нам правда некогда, да и незачем. особо умных у нас не привечают в мэрии, разве только на втором этаже.. начальник управления образования нам книги запретил читать пока не раскроем тему Великой отечественной войны в стихах Тукая. да и библиотеки нынче в городе не в почете, денег не попилишь на них, вспомним кривого косого робота библиотекаря. делать что-либо без согласования нам строго запрещено. поэтому мы вообще ничего не делаем. вставать рано не вижу смысла, мне сторисы в соцсети пилить не надо, а на работе все равно никого нет, все в спортзалах, ресторанах, встречах блогеров, бизнес завтраках, презентациях. ну и бизнесы у всех, конечно. у кого асфальтный завод, у кого магазины. да Вы и лучше меня наверное знаете у кого что. и еще. бросьте манеру поучать свысока. народ все видит и в блокнотик записывает. дай бог чтобы не пришлось ночной администрации начать работать. все вздрогнут
03.12.2024, 15:56

Так вы кто? Типа мэр и причем тут поучение? Раз Вы слуга покорный наш, то внимайте, учитесь. Пока кроме букв ничего нет
03.12.2024, 17:58

Вот не ослушались бы педагоги призыва министра образования РТ ставить родителей на колени, глядишь, оболтусы и раскрыли бы эту тему в стихах Тукая, а так только даты менять.
03.12.2024, 16:53

Коренной

+++
03.12.2024, 09:50

Городом руководят не местные, поэтому плевали они на мнение жителей, плевали они красоту города, плевали они на удобство и на общественные пространства для народа! Все это деньги не приносит, так как высотки Талана на Раскольникова!
03.12.2024, 10:14

Забыть надо что было раньше.Надо жить в ногу со временем.
03.12.2024, 18:04

Мечети в центре. театры на задворках- это в ногу со временем?
03.12.2024, 18:43

Любовь Егорычева

Не к старому, не к новому, а к нужному. Татлин Город - это многослойная структура, мы уже не в чистом поле…,чтобы не принимать во внимание, что было сделано, построено до нас
03.12.2024, 21:00

Татлин был идеалистом и не смог реализовать свой потенциал в практической плоскости. Город - это реальность, а не утопия. Даже когда хочется зажмуриться и сказать, что какой-то проблемы нет, и нафантазировать "дивный новый мир", вокруг по-прежнему реальность и работать надо именно с ней. Но при этом проектировать надо будущее.
03.12.2024, 11:43

Что ругаетесь, всё улучшается, развивается, программы работают, инвесторы привлекаются, ждем и яхты и пристань, и памятники, стеллы, беседки
03.12.2024, 18:11

Ждать то ждем, но дождемся ли? Первостроителей скоро в живых уже не останется, а стелы как не было, так и нет, а они ее заслужили и очень ждут.
03.12.2024, 13:00

Истинное удовольствие читать автора, Все откликнулось. Автор пассионарий, таких как вы единицы. Вы видите город в целом, а не только школы, садики, кусты. Глубина, таких как вы в нашем здании центра города и нет, чтобы так глубоко излагать свое видение. С вами хочется общаться и реально делать.
03.12.2024, 18:46

Любовь Егорычева

Спасибо, что считали посыл в статье. Присоединяйтесь к моему тг каналу - устойчивое выражение, чтобы быть на связи. Либо к соц сетям (ВК, тг) Том Сойер Фест Елабуга
03.12.2024, 13:59

Предлагаю Любовь Егорычеву в главные архитекторы. А то официально главный архитектор вроде как и есть, но по факту его нет.
03.12.2024, 15:55

А что она сделала-то? Кроме разговоров ничего же.
03.12.2024, 18:03

А нынешний "типа главный архитектор" что сделала?

Её и посадили в это кресло - стоять на страже интересов Профита.
03.12.2024, 18:30

Любовь Егорычева

К сожалению, или к лучшему - это всего лишь статья, а не моя биография, чтобы делать выводы. Для города, я сделала не так много, как хотелось бы. Но так же считаю себя компетентной, раз уж журналисты посчитали нужным опубликовать мое мнение и взгляд на происходящее. Пусть Челны Биз почаще берут интервью у горожан. Я только за. Согласна, что лучше делать, чем говорить. Но и говорить , формировать общественное мнение по городским, вопросам тоже необходимо.
04.12.2024, 22:08

Ильфат

Чтобы реально что-то сделать путное в облике города, его функциональности, удобстве, комфорте, эстетике, нужно иметь полномочия, нужно быть чиновником или нанятым ими с полнотой власти и с финансированием без влияния лобби от застройщиков. А высказывать свои идеи, мнения предложения, тем более, когда они правильно, очень даже нужно. Так будет лучше сформулирован общественный запрос на градостроительную политику. Я поддерживаю автора. Вполне конструктивная критика с хорошим освещением недостатков сегодняшней градостроительной политики. Строительство и развитие города без генплана, общественных обсуждений, стратегии развития - почти преступление.
03.12.2024, 18:12

+++
03.12.2024, 18:24

Любовь Егорычева

Спасибо за доверие, но я не архитектор … А то, что городу не хватает общественных советов и качественной коммуникации - становится особенно здесь видно, в комментариях.
03.12.2024, 15:24

Не хватает городу зеленых зон. Те, что есть застраиваются ударными темпами
03.12.2024, 17:58

Очень жаль, что нет М. Ш. Бибишева
03.12.2024, 18:54

Но в этом то мнргое сказано , и правильно . Просто у каждого архитектора свое видение они близки но отличаются !?! Чтобы всю уравнять правильно идти где у нас ГЛ АРХИТЕКТОР города ? Где союз архитекторов города ? Именно с приходом Магдеева все они были упразнены..... Просто я не понимаю , Магдеев больше их знает понимает ? Или громадный опыт имеет по архитектуре ? Даже союз архитекторов обсуждая приходил через много времени (месяц два три ) Но они приходили к правильному решению. Раз их никто не слушает они ушли Манукян Сафиуллин Никоненко и много много др. молодое поколение . Неужели это не волнует горожан ? Почему Магдеев убрал должность гл. Архитектора ( сейчас 1,5 года это для галочки не в счет ) , союз архитекторов ( они бесплатно работали ) ???.......
04.12.2024, 05:14

Город грязный,,везде маленькие урны в общественных местах,много киосков.Очень мало кафе с национальной едой! А эти чёрные саркофаги-переходы на Вахитова - плевок в лицо жителям,которые знают 'наш белый город из цветов и камня".Парк Победы превращен в место общественного питания.
04.12.2024, 12:03

Если честно, то я считаю что главный архитектор города ничего не смыслит в этом деле. Просто красивая женщина. Посмотрите просто как сделаны тротуары в 69м комплексе и вам все станет ясно.
05.12.2024, 13:09

милочка,город строили во времена холодной войны,и проектировали так чтобы уберечь город и завод от ракетной атаки,все
05.12.2024, 15:57

был тут один талантище пакостил творчески но его прозвали маляром
08.12.2024, 21:30

Гость 19

Ну если вспомнить замыслы первых архитекторов, то была идея сделать улицу Ш.Усманова без машин... только для пешеходов