«У нас, действительно, механизаторы и водители получают больше, чем директор, я вам честно говорю. И это факт», – рассказывает Марат Анисимов, директор Предприятия автомобильных дорог. Главный дорожник автограда даже называет сумму, которую могут получить на предприятии за месяц – 300 тысяч рублей. С октября МУП реорганизовали в ООО. По-прежнему его стопроцентным владельцем является город: «Никаких учредителей в виде Анисимова, Салахова там нет», – добавляет топ-менеджер.
О том, как ПАД относится к хейту, что с проектом снегоплавильной установки и как зэки чистят улицы Челнов – в интервью с директором предприятия Маратом Анисимовым.
ПРО ТЕХНИКУ
«БОЛЬШЕ ВОСЬМИ МИЛЛИОНОВ КВАДРАТНЫХ ДОРОГ ОДНОВРЕМЕННО ПО ЩЕЛЧКУ НЕ ПОЛУЧИТСЯ УБРАТЬ»
– Марат Александрович, давайте начнем с одной из самых обсуждаемых тем: на днях мы писали, что ПАД готов заплатить 100 миллионов за аренду снегоуборочной техники с водителями. После публикации много было разговоров…
– Да, я читал комментарии: «отмывают деньги», «сами ничего не делают». Я уже вам говорил и сейчас повторю: мы проводим аукцион, чтобы в случае необходимости использовать технику. Ни для кого не секрет, прошлая зима была сложная. У нас есть свой парк, но если этот сезон будет таким же, мы будем вынуждены нанимать технику.
Чтобы заключить контракт с подрядчиком, нам нужен аукцион. Мы работаем по Федеральному закону №223, поэтому проводим торги. К сожалению, редко, когда кто-то заявляется.
– Почему?
– Вопрос в количестве. Когда одномоментно на уборку городских дорог требуется 200 единиц техники, мало кто может предоставить столько видов грейдеров, самосвалов, погрузчиков. Наверное, если не вникать в этот вопрос, как будто кажется, что мы сами этим не занимаемся. Но толкающая техника только у ПАД. Туда мы никого не нанимаем. Потому что, во-первых, мало кто работает с отвалами. Ну и работать очень тяжело, даже днем. Это монотонная работа, требующая выдержки. Нужно держать строй, потому что, если ты отстаешь, остаются следы, а еще тут между рядами вклиниваются машины. А ночью это вдвойне тяжелее, потому что ты едешь со скоростью 20 километров в час.
У нас есть 10 больших фронтальных погрузчиков. Сюда нужны как минимум 20 механизаторов, чтобы работать день/ночь. Врать не буду, некомплект есть, как, впрочем, везде. 10-ю этими погрузчиками можно проспект Мира за сутки убрать, но ведь есть и другие проспекты и дороги. А люди у нас не готовы ждать. Если условно сегодня выпал снег и неделю осадков не будет, только силами ПАД мы сможем убрать весь город. Но требование наших жителей (и оно правильное) – убирать снег быстрее – я понимаю, поэтому мы и нанимаем технику.
– Получается, если в автопарке ПАД около 330 единиц техники из них 160 используется в зимний сезон, то городу при обильных осадках не хватает примерно еще сотни спецтехники?
– Ну что значит «не хватает». Есть определенные нормативы, в течение какого времени мы должны убирать снег. Нанимают технику не только Челны, а вся Россия. Да, можно найти, купить эти погрузчики. Но что они будут делать летом в таком количестве? Стоять? Ну я считаю, это нецелесообразно. А если в этом году зима неснежная?!
– То есть при нормальной зиме, тем количеством техники, которая есть, вполне можно обойтись своими силами?
– Может даже не в технике дело, а в персонале. Если б еще человек 50 механизаторов… У нас и зарплата неплохая. Водителям грейдеров в соотношении с городскими расценками платим очень неплохие деньги. Но, видите ли, у нас сезонная работа. К нам приходят и говорят, что летом на стройке можно заработать больше. Ну а приходить только на зиму…
– Несмотря на то, что подготовка к зиме идет с лета – готовите технику, реагенты, песок - почему-то каждый раз зима для дорожников как будто начинается неожиданно?
– Что значит неожиданно?
– Ну откровенно говоря, город буквально стоит после первого снега.
– Вот давайте разбираться, что значит «неожиданно». Неожиданность в чем? В том, что люди в ДТП попадают на летней резине?! Просто я не совсем понимаю, что мы должны успеть сделать? Обратите внимание, в этом году снег выпадет и через час-два будут публикации: «ПАД не успел», «не подготовился к зиме». Через два часа! Это просто мем, это просто стереотип людей о том, что не успели. Я сейчас себя не защищаю, я не говорю, что Анисимов молодец и у нас в все в шоколаде. Нет! У нас вот такой объем работы (показывает рукой выше головы – ред.) и нам есть над чем работать. Но я повторюсь, что это стереотип, что мы не успели подготовиться. Если снег выпал и через неделю-две его еще не убрали, ну тогда, наверное, да. Больше восьми миллионов квадратных метров дорог одновременно по щелчку не получится убрать. Мы должны вычистить, в первую очередь, центральные проспекты. Разве в прошлом году, как снег выпал, по центральным проспектам проехать нельзя было? Я себя не защищаю. Я не хочу, чтобы ваши читатели или вы, в первую очередь, подумали, что сидит там Анисимом и уверен, что у него все хорошо. Нет. Я очень хочу, чтобы в Челнах было комфортно. Я даже не за автомобилистов, а за пешеходов больше переживаю. Потому что там, в уборке, очень много ручного труда. А он, к сожалению, в дефиците.
Надо чуть-чуть друг к другу относиться терпимее, и тогда у нас будет все хорошо. Каждый выполняет свою работу. Я бьюсь об заклад, выпадет первый снег и через два часа начнутся комментарии: «ПАД не готов», «техника не готова». Два часа! Что вы хотите, чтобы мы весь город за это время убрали? Ну это же физически невозможно! Я людей могу понять, за что нас ругают. Я должен выполнять свою работу. Пока мне руководство доверяет это делать, я буду делать это. Как бы пафосно ни звучало, но от нашей работы, по сути, зависит жизнедеятельность полумиллионного города. И если где-то мы промахнемся, последствия могут быть такие... Промахи бывают, этого я не отрицаю. Наверное, где-то кто-то может недосмотреть, я могу где-то недосмотреть.
ПРО КАДРЫ
«У НАС ДЕЙСТВИТЕЛЬНО МЕХАНИЗАТОРЫ И ВОДИТЕЛИ ПОЛУЧАЮТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДИРЕКТОР, Я ВАМ ЧЕСТНО ГОВОРЮ.»
– Еще летом вы говорили нашему изданию, что кадровый дефицит на предприятии 30%. Как-то изменилась ситуация?
– Некомплект по-прежнему составляет 30%.
– К работам в зимний период привлекают лиц, находящихся в исправительных центрах?
– Да, они такие же наши работники. У них все те же условия, все те же права. Просто вместо того, чтобы идти домой, уходят в общежитие.
Основной контингент осужденных - из других городов, республик и вообще есть из очень далеких регионов России. Работают ребята хорошо.
– Какова средняя заработная плата на предприятии?
– Более 70 тысяч рублей. По поводу средней заработной платы - может меня за это и поругают, но что это такое? Один ест капусту, другой мясо, вместе – голубцы.
У нас действительно механизаторы, водители получают больше, чем директор, я вам честно говорю. И это факт. У них очень тяжелый труд. Попробуйте сесть за баранку и потом скажите, каково это.
Я вам могу сказать, что человек, который работает на грейдере, за час получает тысячу рублей. Смена длится 10 часов. Человек, который работает на толкающей технике, за час зарабатывает 800 рублей. Вообще они работают по графику, это такой сложный механизм: условно, два дня в ночь, отсыпной, два дня в день. Бывают, что люди выходят на переработку в свой выходной.
– То есть в месяц водитель может заработать около 200 тысяч?
– Да, были зарплаты у людей и больше 300 тысяч в месяц (это уже на руки). И я очень рад, что у нас водители, не ИТР (прошу отметить), а механизаторы получают такую заработную плату. Думаю, что это очень даже достойно.
– Как идет процесс реорганизации? Тоже было много обсуждений на этот счет, в частности, что ПАД переходит в частные руки.
– С 3 октября мы стали ООО. Разные слухи в городе ходят. Но хочу сказать, что на 100% мы по-прежнему принадлежим городу. Никаких учредителей в виде Анисимова, Салахова там нет. Есть федеральный закон, который мы должны исполнять. По факту изменилась лишь форма собственности.
– Верите синоптикам, которые прогнозируют, какая будет зима?
– Местами, частично (улыбается – ред.). Вот сейчас у меня только одна вкладка с прогнозом погоды открыта, а зимой – несколько. Но я верю только в краткосрочный прогноз - на день, два. Дальше, думаю, что все это не совсем корректно.
– Думаю, что были случаи, когда хотелось повлиять на погоду.
– Когда ты понимаешь, что город заваливает, а ты еще вчерашний снег не убрал, сам с собой поговоришь, попсихуешь, но на работу никак это не влияет. У природы нет плохой погоды – я, знаете, так отношусь. Разве могу повлиять на ситуацию? Нет! Зачем тогда трепать себе нервы?! У меня пока связи с небесной канцелярией нет. Если бы была, так осадки бы выпадали раз в 10 дней (улыбается – ред.)
Знаете, в 2020-м году, когда вступил в должность руководителя, зима была не такая сложная. Через год сложнее. В 2022-м еще более-менее. Очень надеемся, что в этом году будет спокойная. Посмотрим.
– Последняя зима вывела челнинцев на уборку снега во дворах и прилегающих территориях.
– Я за это им очень благодарен. Мы сами выходим. С супругой убирали во дворе. Что касается Предприятия автомобильных дорог, то мы в год как минимум два раза выходим коллективом ИТР (кадровики, бухгалтерия, в обязанность которых не входит уборка снега). Видим загруженность коллег, и когда уж очень тяжело, идем очищать городские остановки.
– На днях начальник управления ЖКХ Руслан Вильданов докладывал, что разработан план «Буран».
– Очень хотелось бы, чтобы в этом году план «Буран» не вводили. Чтобы зима прошла спокойно. Снежок выпал немного, дал его убрать, а через 10-15 дней опять бы выпал. Это было бы идеально (улыбается – ред.).
ПРО РЕАГЕНТЫ И ДЕНЬ ЖЕСТЯНЩИКА
«КОНЕЧНО, МЫ БЫ ХОТЕЛИ НА СОДЕРЖАНИЕ БОЛЕЕ МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ. НО ЭТО ЖЕ ПОЧТИ НЕРЕАЛЬНО»
– Марат Александрович, на носу так называемый день жестянщика…
– Лиля, извините, а что такое день жестянщика?! Вы ездите на автомобиле?
– Да.
– Резину поменяли?
– Нет.
– А почему? А знаете, что менять резину нужно при среднесуточной температуре плюс семь. Когда ниже - сцепление с дорогой становится хуже. Понятно, меня сейчас хейтить, ругать будут. Но поймет тот, кто поймет. Лиля, если в минусовую пошел снег, а вы на летней резине, хоть как город чистите, но этот день жестянщика будет. Запросите в ГИБДД информацию, сколько автомобилей, попавших при первых заморозках в ДТП, было не шиповано.
Для нас нет дня жестянщика, для нас каждый день рабочий.
– Исполком еще в начале осени докладывал по поводу заготовки ПАД реагентов, песка. В прошлом году многие жаловались, что у нас посыпают тротуары песком, который прилипает к обуви, потом заходит в дом.
– Пескосоляную смесь мы используем только на тротуарах. Альтернатива есть, но она более дорогостоящая. Я тоже живу в многоквартирном доме, когда захожу с улицы, стряхиваю обувь, протираю об решетку, которая есть перед каждым подъездом. Мне это непонятно, честно. С животными, наверное, да, сложнее. Но пока альтернативы другой нет. Есть более дорогостоящие составы. Я знаю, комментаторы скажут, в Альметьевске планировали кофейной крошкой посыпать тротуары. Ну и что, зашел проект? Не знаю. Не видел. Мраморной крошкой посыпают. Да. Но с точки зрения финансовой составляющей - это очень дорого.
– Часто приходится слышать жалобы, что ПАД убирает дороги в час пик.
– Все мы торопимся на работу, всех это напрягает. Кто-то с пониманием относится. Мы постарались в часы пик – в 8 часов и в 16 часов – маршрут техники выстроить так, чтобы на центральных проспектах (Мира, Московском, Вахитова) ее не было. Чтобы не затруднять и без того плотный график.
– Возможно, поэтому часто челнинцы жалуются, что техники не видно.
– Ну, не знаю, как вот техники не видно?! Один из водителей такси как-то пытался обвинить меня во лжи по этому поводу. Я предложил ему выехать, посмотреть. Но почему-то никто не согласился. Ну что тогда можно говорить?
– Вопрос по снегоплавильной установке так и не решен?
– Это был бы хороший проект для города, не отрицаю, но это больше вопрос, и опять же не ко мне.
– Как считаете, какая сумма необходима, чтобы содержать дороги в чистоте?
– Конечно, мы бы хотели на содержание более миллиарда рублей. Тогда можно технику нанимать в больших количествах и закрепить ее за каждым проспектом и проездом. Это будет очень дорого, но в городе будет идеальная чистота. Но это же почти нереально. Это же огромные средства. Бюджет не резиновый, надо это понимать.
Лилия Хамитова
ПЬЕР ДУНН
Вячеслав
Хамис
Марс
Андрей
Анатолий