«Какое нормальное кино можно снять в Челнах?» - такой фразой начинается первая челнинская комедия в полном метре. Автором проекта стал выпускник художественно-графического факультета НГПУ, телевизионный режиссер Рамиль Тазиев. Фильм «Күкәйле гөл» вскоре выйдет на «Чаллы ТВ». Лента на татарском языке расскажет о трех друзьях-студентах сельхозакадемии, отправившихся на практику в деревню, но в итоге нашедших клад, на который претендуют не только они. В ролях – профессиональные актеры татдрама, КВНщики и рядовые челнинцы. В касте засветился даже бизнесмен Айрат Тагиров - в амплуа мафиозного главаря местного разлива.
У самого продукта довольно сложная история, тянущаяся с 2017 года. Причем сюжет здесь развернулся далеко не комедийный – деньги, выделенные Минкультом РТ, руками продюсера осели в игровых автоматах, было заведено уголовное дело, в итоге закрытое по истечению времени. Рамиль Тазиев денег так и не увидел, ему пришлось продать земельный участок, чтобы закончить съемки и монтаж. Вопрос о принадлежности интеллектуальной собственности до сих пор висит в воздухе. Почему в Минкульте попросили поменять название с ругательного на «нормальное», как договаривались с челнинской полицией на съемках, где искали актеров, на какую полку складывает такие проекты «Татаркино» и почему фильм – это ироничный манифест к казанской киноиндустрии, который докажет, что полнометражное локальное кино можно снимать и в Челнах - в интервью Chelny-biz.ru с Рамилем Тазиевым.
О СЪЕМКАХ, НАЗВАНИИ И АКТЕРСКОМ СОСТАВЕ
«В КАЗАНИ ВСЕ БЫЛИ ПРОТИВ ЭТОГО НАЗВАНИЯ. ПОТОМУ ЧТО ОН НА ТАТАРСКОМ ЗВУЧИТ КАК РУГАТЕЛЬСТВО»
- Рамиль, полноценные кинопродукты в Челнах – это что-то новенькое. Как вообще пришла идея снять полнометражный фильм?
- Она возникла очень давно. Я долгое время работал режиссером на «Чаллы ТВ». Мы делали в основном передачи, но всегда хотелось делать кино. Каждый раз вопрос упирался в деньги – необходимых в том числе на покупку оборудования, хороших камер и т.д. Однажды мне и моему отцу подарили хороший фотоаппарат Canon, и я подумал – а почему не снять фильм? И понеслось. Работать над проектом мы начали летом 2017 года, написали сценарий, объявили кастинг, подали заявку в Минкульт РТ на грант. Это был бесплатный проект, у нас не было ни копейки. Я подумал, что можно попробовать сделать без денег, но понимал, что на организационные расходы они все равно будут нужны. Готов был вложить свои. Но в 2018 году нам одобрили грант на 1 млн рублей, и мы начали снимать.
- Почему именно комедия? Кто писал сценарий?
- Кино меня всегда вдохновляло. Особенно творчество Квентина Тарантино и тому подобное. Хотелось сделать что-то легкое, которое может зайти зрителям. Драму не все будут смотреть. Но создание комедии – это тоже очень сложно. Сценарий писали с моим другом Маратом Валиевым. Он известный в Челнах композитор и аранжировщик. Мы с ним давно дружим, еще со времен КВН.
- Кто был в актерской группе? Профессионалы?
- Вообще я изначально не хотел, чтобы были настоящие актеры. Планировали работать с простыми людьми, которые хотели попробовать себя в этой деятельности или засветиться. Кастинг проходил в татарском драмтеатре. Мы пригласили простой народ – желающих было около 50 человек. Но получилось, что подключились и артисты татдрама. У них на тот момент был перерыв, забежали, изъявили желание пройти пробы. В итоге каст оказался вперемешку 50/50 – актеры и желающие. Из трех главных героев только один профессиональный актер, один КВНщик, и еще одного мы нашли буквально на улице.
- Сколько в итоге человек трудилось в команде проекта?
- Съемочная и сценарная группа - шесть человек. Оператор Максим Минеев, с которым мы работали на «Чаллы ТВ», очень грамотный специалист, операторы/монтажеры Нияз Хакимов и Александр Рябов. Сценарий за мной и Маратом Валиевым, плюс я и режиссер. И каст – человек 20. Никто из них, к слову, не спросил ни копейки, хотя среди них были и заслуженные артисты РТ, чей труд достойно оплачивается. Не перестану говорить им огромное спасибо. Ребята молодцы! Они снимались на энтузиазме, в свободное время. Но это и было самое тяжелое – собрать их, так как актеры не были связаны со мной трудовым договором, и я не мог распоряжаться их временем. Приходилось лавировать, каждого ловить, договариваться. И с операторами в том числе.
- В актерском составе засветился и известный челнинский бизнесмен Айрат Тагиров. Как он оказался в проекте и кого играет?
- Айрат Тагиров – мой самый первый режиссер еще со времен КВН. Он начинал Татарскую лигу в Челнах. Я тогда еще балдел от этого человека, видел его в «Татарском проекте» на телевидении. Потом сдружились плотнее. А я хотел, чтобы в проекте была какая-нибудь звезда. Айрат Тагиров играет, грубо говоря, босса мафиози. С этим предложением я вышел на него сам. Он без вопросов согласился помочь. Я сразу сказал: «Денег нет». Он: «Не надо мне ничего». Амплуа ему понравилось. При съемках вообще никаких проблем не было – он уже готовый актер, режиссер и знает, что нужно делать. Ему даже говорить не надо как играть – с первого раза все сделал профессионально.
- В период работы над фильмом погиб один из ваших актеров…
- Да, артист татдрама Фанис Сахабутдинов. Он был чудесным человеком и обалденным актером. Играл участкового. Но мы успели его полностью отснять, все кадры с ним сохранились в фильме. После его трагического ухода просто подкорректировали сценарий.
- Где проходили съемки? Возникали ли трудности при организации? В фильме есть, например, сцена на крыше – довольно сложно провести съемки в таких условиях…
- В Челнах, Казани, деревнях Биклянь и Белоус Тукаевского района. Трудности, конечно, возникали, но они были больше бюрократического характера. Когда снимали сцену на крыше в Челнах (одна из героинь фильма пытается спрыгнуть, но ее спасает герой- ред.), брали страховку, разрешение у полиции, управляющей компании, должны были организовать присутствие медработников, скорой помощи и т.д. Сначала обзванивали полицейских, доходили до начальников ЖЭКов. Но, например, в Казани в одной из общаг просто дали ключи и разрешили сниматься на крыше. Но там нас увидели люди из других домов и вызвали полицию. Полицейские набежали, выгонять нас начали, мы показали письмо с Минкульта и нас отпустили. В Тукаевском сельчане все только помогали.
В целом, не было такого, чтобы нас где-то прогоняли. Нигде никто даже денег не спрашивал – меня это очень сильно удивило. Все только за были. Но наверно в 2018 году время было другое, более спокойное.
- У фильма довольно забавное название - «Күкәйле гөл». Откуда оно? И почему на экраны оно вышло с другим названием?
- Изначально была идея, что современный человек может жить без гаджетов и интернета. Раньше же жили! В 2018 году как раз был мейнстрим на фразу «Окей, Гугл». Но в татарском есть похожая фраза. Мы играли словами и получился «күкәйле гөл» – переводится как цветок с яйцами. Оно пошло от метода, которым бабушки подкармливают цветы в деревнях, подкладывая в цветы перепелиные или голубиные яйца. Но в татарском эту фразу используют как жаргонизм и даже ругательство – вроде «Ой, күкәйле гөл, дурачок, ты че уж».
Когда мы отчитывались в «Татаркино», в Казани все были против этого названия. Потому что он на татарском звучит как ругательство, просили придумать другое. Мы долго думали и появилось русское название «Практика». Здесь заложен символизм, так как это первый фильм для меня, он получился как жизненная практика. Да и герои фильма по сюжету едут на практику от сельхозакадемии в деревню.
- Персонажи получились, прямо говоря, фактурными…
- Нам нужна была каноничная группа друзей. Решили: один пусть будет четкий пацан, который все может разрулить, ничего не боится, второй – умный очкарик и хакер, третий – парнишка в теле.
О ПРОДЮСЕРЕ-ИГРОМАНЕ И УГОЛОВНОМ ДЕЛЕ
«МИНКУЛЬТ НА НАС ПОДАЛ ЗАЯВЛЕНИЕ, ПОТОМУ ЧТО ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО МЫ СВОРОВАЛИ»
- Рамиль, в фильме звучит фраза: «Какое нормальное кино можно снять в Челнах?». Понятно, что это ирония, но над кем?
- Хотелось подколоть казанских. Потому что они Челны не столько недолюбливают, сколько не замечают. Причем во всех отраслях. В том числе в театральной сфере и киноиндустрии – когда начинают снимать татарский фильм, сразу бегут в драмтеатр им. Галиаскара Камала. Там действительно крутые артисты, но ведь не только там? А про Челны вообще забыли все конкретно! К тому же казанцы любят забирать все челнинское – в том числе идеи. Хотелось немного таким образом их поддеть.
- Почему фильм снят именно на татарском?
- Во-первых, на татарском очень мало фильмов. Эта ниша в кино абсолютно свободна. Во-вторых, я хотел, чтобы фильмов на татарском было больше, чтобы эта ниша развивалась, и все хотели посмотреть картину на нашем родном языке. Можно назвать меня борцом за язык. Возьмем тех же казахов – они снимают прекрасные комедии и на русском, и на казахском. У них уже все смешано. А у нас такого нет, и татарский понемногу вымирает. В-третьих, татарам, как говорится, скидка. Комедия на русском могла бы не зайти русской аудитории. Плюс там есть локальные шутки, которые могут понять только жители Татарстана, говорящие на татарском.
Но у нас есть подготовленные субтитры на русском языке. Мы их обязательно включим в монтаж позже. Пока нет человека, который готов был это сделать на добровольных началах, потому что бюджета у нас сейчас нет.
- Ваш фильм однажды назвали проектом с печальной продкшн-судьбой. Насколько нам известно, случилась неприятная история с продюсером Фанисом Фархеевым и деньгами, выделенными Минкультом – последних вы так и не увидели…
- Так как мы с Маратом Валиевым занимались только сценарием и звуком, необходимо было вести администрирование процесса. Это самый сложный этап. Мне нужен был человек, с которым я поведу это дело. Я нашел Фаниса Фархеева, мы с ним раньше вместе играли в КВН, спектаклях. Знал его только с положительной стороны. Получили грант и начали снимать. Все было хорошо. Потом, когда мы уже сняли половину фильма, остановились из-за того, что умер Фанис Сахабутдинов и наступила зима. Мы заморозили съемки на некоторое время, потому что все действие сюжета происходит летом. Хотели в перерыве заниматься монтажом, так как уже больше половины материала было отснято. На первую часть гранта (Минкульт выделял двумя траншами – 30% и 70%) купили хорошие микрофоны, на остаток хотели приобрести компьютеры для монтажа. А оказалось, что денег нет. В эту зиму Фархеев взял деньги и проиграл их в автоматах. Он работал в сфере «игровушек» и, как оказалось, сам играл.
Но фильм мы в итоге отсняли и смонтировали. Я продал свой земельный участок, чтобы расплатиться хотя бы с операторами и монтажерами. Сколько грант взяли, примерно столько же вложил и я.
- Это повлекло разборки с Минкультом? Вы, как нам известно, писали заявление на самого Фархеева?
- Да, завели уголовное дело, шло следствие. Я был в статусе свидетеля, пострадавший – Минкульт РТ. В итоге дело закрыли. Время якобы ушло, никто не виноват. Минкульт на нас подал заявление, потому что получается, что мы своровали. А фильм, по факту, сделал я сам. Деньги я не увидел, до меня они, как вы видите, банально не дошли.
Более того, потом в итоге оказалось, что грант нам дали только на короткометражку. Я не смотрел никакие документы, старался не подписывать ничего, всем занимался Фархеев. Да, я присутствовал при этом, но не вникал, так как доверял ему. Я в итоге отдал Минкульту лишь сырой материал. Если возникнут вопросы, то я, по сути, могу им отдать первую полноценно смонтированную серию и сказать – это ваше, а остальное мое.
- Как будете делить права, если фильм, условно, получит популярность, и Минкульт решит заявиться на полноценные права? Ведь согласно грантовой программе, фильм полностью юридически должен принадлежать Минкульту.
- Да, если у Минкульта взял деньги, то твой продукт автоматом становится интеллектуальной собственностью «Татаркино». Фактически их активом. Но я не хочу с ними работать в таком формате. Потому что они берут продукт и кладут его на полку. Нигде его потом не крутят. Вы видели где-нибудь в кинотеатрах татарские фильмы? Они даже в youtube не выкладывают фильмы, снятые на гранты. Ребята, с которыми мы одновременно получили грант, работали над короткометражкой «Волчьи ягоды». Она была снята в 2018 году и лежала до этого года просто на полке. Но покажите его людям, зачем его снимали?!
Если хотят, то пусть он является и их собственностью. Но если разобраться, то я не увидел денег, продукт мой, значит оставляю его себе. Не знаю, насколько это честно с правовой точки зрения, но с человеческой – честно. Но думаю, что это прежде всего наш фильм – съемочной группы, актеров, челнинцев. Пусть тогда будет ничей.
- Уже успели где-то показать фильм на большом экране?
- Да, в ДК «Энергетик». Это был первый, но закрытый показ. Для тех, кто был причастен к созданию фильма – актеров, монтажеров, операторов. Актерам хотел показать – вот, ребята, не просто так работали, вот он фильм, посмотрите, что получилось. Сейчас фильм доступен на youtube, но мы его закроем, потому что будет трансляция на телевидении.
- Сейчас фильм к релизу готовят на «Чаллы ТВ». В каком формате его будут транслировать?
- С 7 по 11 августа. Разбили на серии по 20-25 минут, как ситкомы на «ТНТ». Два раза в день: в 18:00 и 23:00.
- Желаем успехов фильму на экранах! Думаем, что это не последний ваш проект. Есть задумки на будущее?
- Есть, их множество. Хотелось бы, например, интерпретировать татарские национальные сказки в современном понимании в виде сериала. Кроме этого, сейчас я углубляюсь в веру и хочется снимать мусульманские фильмы. Есть, конечно, и готовые сценарии. В частности, для комедии на тему трассы Казань - Челны. Мы все катаемся туда-сюда, дорога занимает около трех часов. Но в какие только приключения можно попасть за это время и на этой трассе в пути, верно? Так и герой нашего готового сценария, которые мы написали с КВНщиками. Если, Алла бирса, получится, то будет очень смешно.
Юлия Шестакова
Салах Фаридов
Александр
Салах Фаридов
Александр
Вася