Легендарный челнинский долгострой «Джамиг» в этом году пройдет свой 30-летний рубеж со дня закладки первого символичного камня и выделения земли. Долгие годы амбициозный проект не мог подняться выше «нулевого» уровня из-за недостатка финансирования. Хотя сама картинка, нарисованная рукой одного из проектировщиков «Кул Шарифа», была впечатляющей. Но люди не торопились нести сюда деньги. Стройка под боком у мэрии дважды пережила смену генподрядчика, пересуды и слухи, поиски инвесторов, ее пытался поднять каждый из мэров, руководивших Челнами в эти десятилетия. Новейшая история началась лишь в 2007 году, с создания фонда «Джамиг», а в 2019 у Соборной мечети уже начал проявляться наглядный образ. Вкладывать средства (почти всегда с шестью нулями) в объект в Челнах стало модным трендом, работающим на репутацию и лояльность властей – среди благотворителей то и дело мелькают имена известных бизнесменов, которые ведут активную работу на городских землях. Более того – их имена на века запечатлеют на монументальной стене в самой мечети, а в раю, согласно Корану – появится свой собственный обитель. За все эти годы удалось в общей сложности собрать 200 млн рублей, из них почти 90 млн вложили в стройку только в прошлом году. О прошлом, настоящем и будущем объекта в материале, приуроченном к Ураза-байрам - в заметках Chelny-biz.ru.
РОДОМ ИЗ 90-Х
Впервые вопрос о необходимости строительства Соборной мечети мусульманская община Челнов стала поднимать в самом начале 90-х годов. Окончательное решение приняли коллективно – если верить архивным данным, в 1992 году состоялось общественное собрание в здании мэрии. Именно тогда определили желательное место религиозного объекта – центр города. Решение озвучили чуть позже, на торжественном открытии мечети «Тауба». И уже на следующий день на земле у администрации верующие совершили коллективный намаз, в котором участвовали городские имамы и представители исламских государств, в том числе и посольства Саудовской Аравии в России. В тот летний день заложили первый символический камень в строительство. В качестве почетного гостя присутствовал Талгат Таджуддин, который в то время был главой Духовного управления мусульман Европейской части СНГ. Сейчас он является Верховным муфтием России.
В мае 1993 года мэрия выделила под объект участок площадью в 5 га, подкрепив его постановлением. Договор аренды заключили на 49 лет. Правда, в 2005 году непонятно откуда появились слухи о якобы продаже участка – тогда к делу подключились челнинские активисты, которые даже написали письмо действующему тогда президенту Минтимеру Шаймиеву. Ситуация разрешилась, но до сих пор неизвестно, каким образом. В 2016 году городу пришлось переоформить документы в связи с изменением законодательства РФ – заключили договор безвозмездного пользования участком сроком на 10 лет.
МЕЧЕТЬ МОГЛА НОСИТЬ ИМЯ СЮЮМБИКЕ
Мечеть хотели наречь именем правительницы Казанского ханства Сююмбике – в соответствии с проспектом, где находится участок. Религиозный объект даже упоминался так в некоторых документах. Но уже в нулевые за ним закрепилось имя «Джамиг» (что в переводе означает «Соборная»).
БЫЛО ДЕВЯТЬ ПРОЕКТОВ
Первоначальный проект мечети разрабатывал известный челнинский архитектор Маркиз Басыров, по разработкам которого была построена мечеть «Тауба» (он также занимался реставрацией православных храмов). Именно по его чертежам начали работы по устройству фундаментов. Однако впоследствии они были прекращены из-за отсутствия финансирования. Но уже в 2007 году Союз архитекторов Челнов объявил открытый конкурс на лучший эскизный проект Соборной мечети. Всего представили девять работ. Лучшим признали проект заслуженного архитектора Татарстана Айвара Саттарова, который известен своим участием в работе над мечетью «Кул Шариф». На основании эскизного проекта выполнили инженерно-геодезические исследования грунта и собрали рабочий проект, который успешно прошел государственную экспертизу в 2010 году.
Маленький макет соборной мечети под стеклом, кстати, в 2019 году появился в здании мэрии – как наглядный пример для потенциальных меценатов. Ранее макет стоял прямо в фойе здания, позже переехал, но также располагается на первом этаже.
ТРИЖДЫ ВЫБИРАЛИ ПОДРЯДЧИКА
Первый камень по новому проекту заложили в ноябре 2009 года. В торжественном мероприятии приняли участие Ильдар Халиков, имам казанской мечети «Кул Шариф», первый заместитель председателя ДУМ РТ Рамиль Юнусов. Первым генподрядчиком стал «КамГэсЭнергоСтрой» под руководством Александра Евдокимова. С 2010 по 2012 годы застройщик основательно готовил строительную площадку – разработал котлован, забил около восьми сотен 12-метровых свай и т.д. Но стройка остановилась из-за отсутствия финансирования. А подрядчик ушел на строительство объектов универсиады в Казань и простил часть долга за свою работу, посчитав его благотворительным взносом.
Работы возобновились только в 2017 году – тогда по согласованию с мэрией утвердили нового генподрядчика ООО «СтройТраст» Раиля Миннегалиева. Предприятие работало в рассрочку. Компания за 2017-2018 годы завершила «нулевой» цикл, дав возможность приступить к наземной части мечети. Однако из-за недостатка финансирования, предприятие тоже не смогло продолжить работы.
В конце 2019 года на объект пришел действующий генподрядчик ГК «АНГ Холдинг» Алексея Горшкова. По данным издания, компанию привлекли по настоянию городских властей. Застройщик взялся за дело на безвозмездной основе, в том числе в плане строительной техники.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ОЦЕНИВАЛСЯ В 1 МЛРД РУБЛЕЙ
Изначально предполагалось, что на строительство храма уйдет не менее 300 миллионов рублей, позже его цена выросла до 720 млн рублей. В 2017 году озвучивали цифру почти в 900 млн, из которых львиная доля ушла бы на стройку. Сейчас суммы, оглядываясь на экономическую ситуацию, не называют.
При этом город все эти годы старательно искал средства на то, чтобы сдвинуть стройку мечети с мертвой точки. Деньги приносила автостоянка у прихода, устраивали благотворительные балы, встречи с общественностью и бизнесом, городские руководители вкладывали личные средства, но собранных денег на реализацию масштабного проекта не хватало. В 2016 году заговорили о строительстве мечети как о вакуфном проекте. Появилась надежда, что в объект начнут вкладываться инвесторы зарубежных мусульманских стран. Но по определенным причинам этого не случилось.
В 2018 году даже рассматривали вариант о продаже сертификатов для горожан, которые хотят пожертвовать деньги на строительство. Такой подход использовался при строительстве огромной мечети в Дагестане – там благотворителям предлагали покупать именные колонны в мечети. В итоге приняли решение удешевить проект за счет строительных материалов, не затрагивая при этом архитектурный облик. На такую меру вынуждены пойти в связи с финансовыми сложностями.
ФОНД «ДЖАМИГ» СТАЛ ДРАЙВЕРОМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Фонд поддержки строительства комплекса «Соборная мечеть», который выполняет роль куратора финансовых и строительных потоков, зарегистрировали в феврале 2007 года. Организация создавалась при непосредственном участии экс-мэра Челнов, Ильдара Халикова и имам-мухтасиба автограда Альфаса хазрата Гайфуллина. В 2007 году фонд возглавил Салихзян Гайниев, имам-хатыйб мечети «Утыз Имяни». После его учреждения работы на участке, на котором с 1993 по 2007 год почти ничего не происходило, активизировались. В 2016 году на пост пришел один из «отцов автограда», заслуженный строитель России, бывший чиновник и депутат Уел Хусаинов. Возглавить фонд его попросил Альфас хазрат. Примечательно, что именно при Хусаинове мечеть стала расти на глазах – но, к чести директора, он тогда и по сей день искренне выражает благодарность за помощь, которую оказывают в возведении храма – благотворителям, прихожанам и самим строителям.
Для благотворителей ввели удобный способ для перечисления – через QR-код. Примерно в это же время запустили онлайн-трансляцию стройки.
30 МЛН ОТ НЕИЗВЕСТНОГО БЛАГОТВОРИТЕЛЯ
В числе благотворителей часто встречаются те, кто не хочет называть свое имя. Среди них есть как представители бизнеса, так и рядовые граждане. О взносах активно рассказывают в фонде. Например, в 2021 году пожилая челнинка пожертвовала на стройку 700 тысяч рублей. Она принесла деньги наличными в конверте – копила пенсию.
В прошлом году неизвестный благотворитель перечислил на счет фонда сразу 30 млн рублей. «Это из ряда вон выходящее событие со знаком плюс. При этом человек пожелал, чтобы его имя осталось втайне. Это право и воля верующего», - говорил Альфас хазрат. Деньги планировали пустить на строительство и возведение трех больших куполов мечети.
Кроме этого, в фонде как-то рассказывал про «бизнесмена с небольшим делом» – он с 2019 года приходил в мечеть 127 раз, общая сумма его вложений составила около 4 млн.
ЭСТАФЕТА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ СРЕДИ БИЗНЕСА
Согласно финансовым отчетам фонда, среди благотворителей в основном одни и те же имена известных челнинских и республиканских предпринимателей. Кто-то вкладывается деньгами, кто-то строительными материалами и услугами. При этом пожертвования растут из года в год. Это связывают с тем, что сам объект «вырос» над строительным забором и стал привлекать внимание.
Например, по итогам 2019 года самым крупным благотворителем стал экс-владелец ТД «Камилла» Ильдяр Зияров – он внес 5 млн рублей. За тот год фонд смог собрать в целом 14 млн рублей. При этом еще тогда отмечали, что поступлений было в два раза больше, чем в 2018 году.
По итогам 2020-го лидером по объему пожертвований стала компания «РБР 16» Тагира Сунгатуллина – она внесла 6,5 млн рублей. В целом тогда удалось собрать 38,3 млн рублей.
За 2021 год собрали 55,8 млн рублей. В числе основных благотворителей тогда выступили компании «Хаять Кимья» и «Кастамону Интегрейтед Вуд». Турки вложили по 7,5 млн. В 2022-м собрали более 90 млн рублей. Тогда 30 млн поступили от анонимных благотворителей и 12,5 млн – от клиники «Мед+».
Среди крупных благотворителей встречались крупные бизнесмены и чиновники. Например, в один из периодов 1 млн личных средств внес сам мэр Наиль Магдеев. Также 5 млн вложил фонд «Возрождение» первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Это произошло после того, как он посетил стройплощадку. Государственный советник РТ также рекомендовал выпустить книгу с именами всех благотворителей, внесших вклад в возведение религиозного здания.
Стоит отметить, что имена все-таки планируют увековечить – возможно, не только в книге, но и на специально выделенной для этих целей стене в мечети.
СОБОРНЫЙ КОМПЛЕКС ВМЕСТИТ 3,2 ТЫС. ЧЕЛОВЕК
Согласно проектной документации, комплекс займет 6,5 тыс. кв. м. Он будет состоять из центрально-купольного помещения с колоннадами и двумя флигелями по бокам, в каждой организуют отдельные входы в мужскую и женскую половину. Предусмотрено четыре минарета (78 и 45-метровых): два малых со стороны заднего фасада мечети и два больших – по торцам флигелей. Внутреннее пространство имеет пять уровней. Постоянно действующие молельные залы для мужчин расположены на третьем этаже (на 900 человек) и в галерее четвертого этажа (400 человек), для женщин – на пятом этаже (400 человек). Кроме того, в дни праздников центральный вестибюль на втором этаже можно будет использовать для намазов. Дополнительно, по большим праздникам, вместимость можно увеличить до 3200 человек, разложив молельные коврики на площади стилобата мечети. Более того, перед мечетью во время религиозных праздников смогут расположиться до 20 тысяч верующих.
САМЫЕ ДОРОГОСТОЯЩИЕ РАБОТЫ ПРИШЛИСЬ НА ПРОШЛЫЙ ГОД
С начала строительства в объект вложено более 200 млн рублей. Самые больше затраты фонд понес в прошлом году - 90 млн рублей. Заканчивали кирпичную кладку, заказывали дорогие купола (два из которых уже смонтировали), завершали монтаж монолитного железобетонного каркаса. Остались только минареты и установка большого купола – его, кстати, привезли от изготовителя из Волгодонска. Для этого понадобилось больше 20 рейсов. Сейчас начинают его облицовку – она будет выложена патинированным алюминием. Как минимум месяц уйдет на это. Потом перейдут на облицовку двух средних куполов. В этом году планируют завершить большие купола и строительство малых минаретов, поставить полумесяцы.
МЕЧЕТЬ ОБЛИЦУЮТ БЕЛЫМ МРАМОРОМ
Наружную облицовку мечети выполнят из белого мрамора. Им нужно будет выложить 7,5 тыс. кв.м. площади. Фонд долго искал поставщиков, так как цены у них были «фантастические». Мрамор в итоге нашли у российского поставщика – компании «Полоцкий мрамор» из Магнитогорска. Владелец пошел навстречу и сделал скидку. С ним заключили договор. В прошлом году за материалы отдали аванс в 9 млн рублей, общая стоимость составит 18 млн рублей. Чтобы привезти его, потребуется несколько десятков фур. Четыре из них уже готовы. Мрамор приедет в Челны в мае.
ЗОНИРОВАННЫЙ КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ И БОСЫЕ ТУРИСТЫ
На втором этаже мечети будет большой молельный зал на 600 человек. На первом – конференц-зал с возможностью его разбивки на отдельные зоны. Для этих целей здесь хотят установить рольставни. В левом флигеле будет женская половина – мухтасибат принял решение, что на второй этаж заедет семейный центр «Тарбия», которые сейчас сидит в неприспособленных помещениях. На один из этажей правого флигеля переедет мухтасибат. Также в мечети появятся помещения для проведения никаха, имянаречения, столовая, медпункт и учебные залы медресе на 200 учащихся.
Создатели и город рассчитывают, что «Джамиг» должна стать достопримечательностью Челнов. По законам в мечеть можно заходить лишь разувшись, но для туристов предполагают сделать исключение – но лишь в ареале входной группы.
ХАДИС ОТ ФОНДА
На сайте фонда размещен хадис, который говорит о судьбе душ людей, внесших свой вклад в строительство мечети, после смерти. Он звучит так:
«В Судный день Всевышний Аллах, обращаясь к людям, скажет: «О, мои соседи, поднимайтесь»! Люди удивятся и спросят: «О, Всевышний Аллах! Разве у тебя тоже бывают соседи?» Тогда Всевышний Аллах скажет: «Да, это те люди, которые строили мечети, они и есть мои соседи». Тогда эти люди поднимутся, и их введут в Рай без отчета, ибо мечеть – это дом Аллаха и Всевышний делает Своими соседями тех, кто их построил».
Юлия Шестакова
Бывалая
Бывалая
Налоговая
адвокат
Шакиров
Людмила
Паша Цуленев
Раушания