Новости
Подробно

«У нас душа болит от того, что это помещение сейчас может стать черной дырой без хозяина»

30.11.2022, 19:53

Мог бы быть ТЮЗ, а будет филармония – в Челнах определились с судьбой старого здания театра «Мастеровые». Правда, пока мало кому понятно, что именно будет представлять собой бывший театр – власти хранят молчание на этот счет, никаких официальных комментариев до сих пор не было. Тем временем владельцы Нового драматического театра Liberta супруги Заболотские, которые предлагали мэру Челнов развивать в городе Театр юного зрителя, получают многочисленные отклики с сожалением, что их порыв остался без ответа. Сами они не обижаются и не унывают, а даже подумывают о строительстве нового здания. Chelny-biz.ru пообщался с театральной семьей и узнал, на каких условиях в городе мог появиться ТЮЗ, как 300 долларов дали толчок развитию «Мастеровых», и кого все ждет и никак не дождется на спектакль Liberta.

ПРО СТАРОЕ ЗДАНИЕ «МАСТЕРОВЫХ»

«МЫ НЕ ШЛИ НИЧЕГО ПРОСИТЬ. МЫ ХОТЕЛИ ДАТЬ»

– Город внимательно наблюдал за судьбой здания театра «Мастеровые», откуда труппа благополучно съехала в новый дом. Многие ожидали, что именно Liberta может занять его место и заняться созданием Театра юного зрителя в Челнах (мы все помним, что такой разговор с мэром был), но эти ожидания не оправдались. Как вы оцениваете ситуацию?

Татьяна Заболотская: Наверное, для начала стоит объяснить, кто мы и почему четыре года назад пришли к мэру города и предложили создать ТЮЗ. Мы сами родом из «Мастеровых». Прослужили там более 20 лет. Переезд в здание, о котором сейчас идет речь, и тот этап жизни театра происходили при нашем участии.

В конце 90-х пригласили Валентина Никитича Ярюхина, нашего мастера, чтобы он поставил «Плутни Скапена». Спектакль увидел Ильдар Шафкатович Халиков, и уровень постановки был таков, что начался процесс переезда в новое здание и театр в итоге сделали муниципальным. После ухода Валентина Никитича в 2013 году мы с Сергеем тоже ушли и создали свою студию, а потом и театр с ноля, без вливаний извне. Сначала набрали взрослых, потом детей, проводили занятия. Пять лет спустя сняли это помещение, где раньше был ночной клуб, сами отремонтировали, превратили его в театр, выпустили первый детский спектакль «Огниво», а потом «Контракт». Мы поняли, что у нас есть силы, есть команда и зритель и решили рассказать о себе городу. Записались на прием к Наилю Гамбаровичу Магдееву. Когда секретарь спрашивала нас: «Какие у вас проблемы?», мы ответили: «У нас нет проблем, мы просто хотим рассказать, что мы есть». Мы не шли ничего просить.

Сергей Заболотский: Мы хотели дать.

Фото: Новый драматический театр Liberta
Фото: Новый драматический театр Liberta

Татьяна Заболотская: Да, мы предложили в этом здании, уже приспособленном под театр, создать ТЮЗ и готовы были приложить для этого свои усилия, ввести свою команду. После этого нам пришло официальное письмо, что предложение принято. На протяжении четырех лет этот вопрос периодически всплывал. Весной в этом году у нас запросили бизнес-план – при условии безвозмездной аренды мы должны были взять на себя затраты по содержанию здания, а это около 200 тысяч рублей в месяц. Разговор шел о частно-государственном партнерстве.

– Такая сумма для частного ТЮЗа – посильна?

Татьяна Заболотская: Не скажу, что это легкая задача. Тем более на первых порах, когда нужно было бы приспосабливаться к новой сцене. Но мы были уверены, что потянем. Мы и здесь платим такие же деньги за аренду и содержание. Более того, мы не хотели бросать и это пространство, где все создано своими руками, и которое любим не только мы, а все, кто в него попадает. Здесь была бы студия, а там театр. При этом у нас уже есть репертуар, есть что показать зрителю. «Мастеровые» въезжали в здание интерклуба с четырьмя спектаклями, а у нас сейчас 14. Как бы то ни было, летом все молчали. Осенью, когда «Мастеровые» начали съезжать, а нам никто ничего не говорил, мы поняли, что вопрос решился не в нашу пользу. Ну что ж, как говорится, «хозяин – барин». Поймите правильно, у нас нет претензий или обиды. Мы привыкли и готовы рассчитывать только на себя. Мы и сейчас говорим об этом только потому, что много людей ждали положительного решения.

Фото: Новый драматический театр Liberta
Фото: Новый драматический театр Liberta

Сергей Заболотский: Но все же у нас душа болит от того, что это помещение сейчас может стать черной дырой без хозяина.  Хотя если бы нам, я имею в виду, горожанам, хоть что-то объяснили, что это за идея с филармонией… Может быть, все не так мрачно.

ПРО ЦЕННОСТЬ ТЮЗА ДЛЯ ГОРОДА

«ОНИ ГОВОРЯТ: «ОКАЗЫВАЕТСЯ, ВОТ КАК ЭТО БЫВАЕТ!»

– Почему для города так важно появление ТЮЗа? Отстроили здание татарского и русского драмтеатров. Этого недостаточно?

Татьяна Заболотская: Мы целенаправленно работаем с детской и подростковой аудиторией с самого начала – открылись детским спектаклем и каждый год выпускаем новый. В прошлом году наш проект «Театр для юных зрителей. Центр притяжения» стал победителем в грантовом конкурсе президентского Фонда культурных инициатив. Очень много подростков вообще впервые пришли в театр и им понравилось! У многих, и это самое страшное, есть детский негативный опыт, связанный с просмотром низкопробных спектаклей непонятного происхождения, на которые их практически силой водили в школе. И они говорят: «Оказывается, вот как это бывает!». Они заново открывают для себя театр. Конечно, подростки могут ходить и ходят и в «Мастеровые», и в татарский драматический, и даже в нашем театре кукол сейчас есть спектакли 12+. Но мало привести ребенка в театр, важно чтобы он в него возвращался, а это уже специальная, системная работа.

Сергей Заболотский: У нас сейчас есть спектакли 6+, и 12+, и взрослые. Любой ТЮЗ так работает. Публика растет, но хочет ходить в этот же театр, любит его. Наш проект – он надолго. Мы сейчас растим свою публику. Зритель, который пришел в 12 лет, придет в 18, а потом приведет свою жену, своих детей и этот процесс должен быть неостановим. Я так считаю.

Фото: Новый драматический театр Liberta
Фото: Новый драматический театр Liberta

ПРО НОВОЕ ЗДАНИЕ

«НА «МАСТЕРОВЫЕ» УШЛО 2 МЛРД, НАМ ХВАТИТ 40–50 МЛН И БУДЕТ ХОРОШИЙ ТЕАТР»

– В недавней публикации у Татьяны Валентиновны была формулировка: «театр мы сами построим». Что вы имели в виду? Liberta планирует строить новое здание?

Сергей Заболотский: Да, речь шла про здание. Мы пока не знаем, как, не знаем, с кем, но… Строятся же магазины по всему городу, на каждом углу. Почему это место не может быть занято театром? Но оно должно быть в центре. Мы посчитали, это окупаемый проект. В течение лет семи он окупится и начнет приносить доход, пусть небольшой, но постоянный.  

Татьяна Заболотская: Нам много не надо. На «Мастеровые» ушло почти 2 млрд, нам хватит 40–50 млн и будет хороший театр. Люди к нам идут, они возвращаются, очень любят это место. Когда мы сюда въехали, нам казалось, здесь безграничное огромное пространство. 400 квадратных метров! Честно говоря, страшно было въезжать. Но мы это сделали. Судьба нам благоволит, к нам присоединяются хорошие люди.

«У нас душа болит от того, что это помещение сейчас может стать черной дырой без хозяина»

– А как на вас и на культуре города в целом, по вашему мнению, отражается появление двух зданий театров? Это должно как-то расшевелить, театрализовать горожан?

Сергей Заболотский: Это здорово, что у нас появились здания театров. Я считаю, что наличие в городе крупных театров – это повод к появлению других малых театров. А малые театры всегда, воленс-ноленс, будут оппонировать большому, это неизбежно.

Татьяна Заболотская: Публика в любом случае сегодня театрализуется. Люди начали ходить театр. Этого раньше не было. В «Мастеровых» на два месяца вперед проданы билеты, у нас – на месяц вперед. Безусловно, то, что во время строительства города не создали театр, не построили его как некий центр культуры, это, конечно, наложило отпечаток. Были ДК, к нам приезжал тольяттинский театр «Колесо», и город это устраивало. Всю историю Челнов театры были бездомными, создавались исключительно на энтузиазме людей и держались изо всех сил. А город не прилагал усилий до последних лет. Если бы в свое время не сохранили «Мастеровые», на какой основе создали бы русский драматический театр?       

Сергей Заболотский: Если бы Таня в свое время не нашла 300 долларов на постановку спектакля «Плутни Скапена», вероятно ничего бы не было. Это тогда были ого-го какие деньги!  

– Нашла – это как?

Татьяна Заболотская: Стучалась во все двери, в прямом смысле слова. И вот за одной из дверей оказался Олег Борисович Левитин, который нам помог. Спасибо ему огромное. Я недавно ему написала. Оказалось, он совсем забыл эту историю. А ведь при его поддержке тогда все состоялось. Директор «Автодорстроя» Альбер Фандусович Мустафин тоже поддерживал.    

Фото: Новый драматический театр Liberta
Фото: Новый драматический театр Liberta

ПРО ЧАСТНЫЙ ТЕАТР

«ПОЧЕМУ ЖЕ К НАМ НИ РАЗУ НЕ ЗАШЕЛ НИ ОДИН НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ? А ВЕДЬ МЫ ПРИГЛАШАЛИ»

– Каково это сегодня – быть частным театром? Удается ли зарабатывать без поддержки бюджета?

Татьяна Заболотская: Естественно, все театры должны зарабатывать, это нормально. Детский билет у нас стоит 450 рублей, взрослые – от 700 до тысячи. Театр и студия друг друга поддерживают. Наши залы не пустуют. В каком-то смысле это бизнес. Но социально направленный. В России сейчас есть реестр социальных предпринимателей. Мы туда входим.

Сергей Заболотский: Да, мы частный театр. Но мы не прекращаем заниматься культурой и искусством. Почему же к нам ни разу не зашел ни один начальник управления культуры? А ведь мы приглашали.  

– У вас большой коллектив? Сколько человек в труппе?

Татьяна Заболотская: У нас 15 актеров. Есть профессиональные, с кем мы прошли долгий путь: Дмитрий Томилов, Владимир Радостев, Людмила Малютина. Есть выпускники театральных вузов и колледжей, талантливая молодежь. Есть постоянные сотрудники и те, у кого есть другая работа. Все театры проходят такой путь. Мы же не могли открыться на пустом месте. Набрать штат и всем платить оклад. Сейчас у нас есть костяк. Мы смогли все сделать без спонсоров и без кредитов, потому что мы сами все своими руками умеем делать. Человек в одном лице может быть актером, пиар-менеджером, монтировщиком и т.д. «Мастеровые» начинались так же. Но мы эту систему надеемся сохранить как можно дольше. В ней есть душа.

Единственная, наверное, наша ошибка – мы не ездим на фестивали. Нам некогда, мы не можем остановить работу, остановить студию. Пока у нас нет такой возможности.

Фото: Новый драматический театр Liberta
Фото: Новый драматический театр Liberta

– Какие планы у вас теперь по развитию театра?

Татьяна Заболотская: Сейчас мы заканчиваем наш грантовый проект «Театр для юных зрителей. Центр притяжения». Конечно, мы продолжим его уже не в рамках гранта. За эти полтора года через нас прошло колоссальное количество ребят. Мы в пятерке лидеров по Пушкинской карте в городе. Актерские читки, театральный квиз, уникальный проект «Неуроки литературы» – берем автора из школьной программы, его биографию, произведения и делаем из этого часовой спектакль. Чехов, Крылов, Лермонтов, Шекспир уже ожили на нашей сцене.

В течение осенних каникул, например, отыграли 33 мероприятия за неделю, наш зал на 60 мест посетило более 1600 детей и подростков. А так обычно играем три–четыре спектакля в неделю. Больше не получается, потому что работает студия.

Сергей Заболотский: Планы: ставить, играть, развиваться. В декабре у нас премьера спектакля «Тартюф». А что будет дальше? Все будет хорошо! Планов громадье!

Анна Перебаскина

Комментарии
30.11.2022, 21:24

Энтузиасты есть ,но власти они не нужны.
30.11.2022, 21:28

Убедительно говорят. А что скажут господа актёры этого театра?
30.11.2022, 22:31

А что скажет начальник управления культуры? Или он привык руководить только бюджетниками?
01.12.2022, 10:54

Камиль

Скажу так. Я всеми руками ногами и другими частями тела, готов идти за своим руководством, грандиозные планы реализуемы, главной хотеть и делать, я верен, что каждый сотрудник нашего Театра-Студии согласен с нашим Руководством.
01.12.2022, 11:33

Анастасия

Мы, актеры, всё то же самое скажем. Абсолютно согласна с Татьяной и Сергеем. Всё так и происходит, как написано. Жаль, в статье мало эмоций, написано официально)) я бы добавила, с какими просветленными лицами уходят от нас зрители, как счастливы дети, родители. Как в конце почти каждого спектакля зал стоит с криками "браво". Наши спектакли добрые, светлые, с частичкой души. Дают людям что-то хорошее в это нелёгкое время. Воспитывают детей. Театр это не только зрелище, это РАЗВИТИЕ общества, в котором жить нам всем и детям нашим. Но в нашем обществе предпочтение отдаётся другим сферам жизни. К моему большому сожалению.
01.12.2022, 17:08

Люди у нас добрые и жалостливые. Спасибо им конечно, но уровень у вас кружка самодеятельности
01.12.2022, 17:35

Эк вы их... жестко) не понравились выступления труппы?
01.12.2022, 23:21

Ну не смешно уже.
02.12.2022, 13:07

Армандо, бросте гуся.
02.12.2022, 20:23

Анна

Уважаемый(ая)! Это ,видимо, у вас был в пионерском лагере кружок самодеятельности, который вы посещали из-под палки или не посещали вовсе! Старшая дочь занималась в Liberte, когда она находилась ещё в 28 комплексе (около 6 лет назад), а спектакль выпуской, который с подростками поставил Дмитрий Томилов по "Буревестнику"....где играли простые дети, подростки - это было непередаваемо, это было ИСКУССТВО! А сейчас в Liberta ходит моя младшая дочь, неугомонная, шумная , шебутная и она туда ходит, и ей нравиться, и слава богу, что есть в нашем городе такие "кружки с уровнем самодеятельности", которые не дают детям тупеть, глупеть и опускаться... А вам, наверное, уважаемый(ая) нужно сходить попить пиваса.... А мы тем временем купим билеты и сходим на очередной спектакль в Liberta! Приятного просмотра, друзья! А не пошли бы вы....В ТЕАТР! ))))))) И НЕПРЕМЕННО В Liberta
10.11.2023, 08:02

Фарида

Браво! Хорошо ответили
30.11.2022, 21:30

Алекс

Таланты надо поддерживать бездари сами пробьются...
01.12.2022, 07:58

А где находится либерта?
01.12.2022, 11:12

В 6/01, напротив Тюбетейки.
01.12.2022, 11:33

6/01
01.12.2022, 10:59

просп. Мира, 50/15, 423819 (этаж 1) на против Тюбетейки возле бара. Darwin
01.12.2022, 11:28

Сергей

Часто хожу в либерта, очень нравится
01.12.2022, 12:21

Оказывается служащие театра могут говорить и отвечать на вопросы! В отличии от визави, который мычит, а больше молчит, спрятавшись за буквы и скульптуры.
01.12.2022, 12:38

Анастасия

Приходите в театр "Либерта", душевно побеседуем, ответим на все вопросы) наш театр устроен так, что ни актёры ни администрация не спрятаны от зрителей и посетителей. Всё на виду) Мы с удовольствием общаемся и всегда доброжелательны ко всем, кто заходит на наш порог)
01.12.2022, 13:46

Позвольте вопросы - а почему они могут претендовать на здание а не другой театр например Ключ? Почему не филармония ( цирк) не может претендовать- нужно бы с ними интервью опубликовать?
01.12.2022, 15:02

Армандо, сдавайтесь, выходите по одному.
01.12.2022, 16:04

Полагаю, потому, что у них есть конкретный план (даже бизнес-план), а не просто слова. Но остальных тоже было бы интересно послушать, но они молчат. Ключ отказался от здания на Центральной.
01.12.2022, 17:05

Иван Поляков

Здание на центральной? Вы о лингвистическом институте? Здание в аварийном состоянии. Там ремонт сцены и ремонт станичный нужен капитальный, и ещё одно главное , это то что здание не принадлежит городу Набережные Челны , оно принадлежит Нижегородскому институту лингвистики, и директор этого института не очень понимал зачем это здание кому то отдавать, оно на счете института и им за него отвечать.
01.12.2022, 16:24

Слово "претендует" в статье вроде и не произносится.
02.12.2022, 23:53

Потому что ключ делает на узкую аудиторию, либерта делает для всех, и для детей и для взрослых
01.12.2022, 16:17

Чудеса...
01.12.2022, 16:36

Больше всего поражает позиция начальнику управления культуры! Этот чинуша по долгу своей службы обязан не только посещать подобные заведения, но и всячески содействовать их деятельности. Интересно, этого кадра тоже на улице своего кишлака РИК подобрал и поставил руководить культурой Челнов? Или из местных кадров воспитали? В любом случае, косяк конкретный! Картинки с экскурсионным трамваем плагиатить, конечно проще!
01.12.2022, 22:29

Начальник управления культуры Челнов -это бывший директор краеведческого музея га Гэсе,а до этого вообще работал на Челны ТВ.Но в целом,конечно же для культуры а тем более для искусства Набережных Челнов он ничего путного не сделал.Те два ярких явления Челнов,театр"Мастеровые" и Органный зал-это Армандо Диаманте и Игорь Лерман, а он почивает на их лаврах..,мол вот,что у меня есть в "хозяйстве".Армандо и Лерман останутся в истории,а про него не знают ничего и сейчас.Вот кто нибудь в данный момент без подсказок в интернете знает его фамилию?
03.12.2022, 14:39

Какая странная реплика...Не смешите уж. Как можно на одну ступень ставить Игоря Лермана и какого-то "рукамиводителя", настолько далекого от культуры и примечательного только тем, что придумал себе броский псевдоним??! Как только этому "яркому" помогут перешагнуть порог (а это сделать ему давно пора вместе с писающей девочкой - вот единственный показатель и символ его заслуг!) - ИСТОРИЯ театра вздохнет с облегчением!
02.12.2022, 01:09

Марина К

Очень хочется, чтобы здание Мастеровых занял театр Liberta. Вот как-то мне это видится справедливым И очень хотелось бы верить, что эта справедливость восторжествует. И ТЮЗ городу нужен, а у них полно детских спектаклей. Ну какой цирк/филармония? Помню, как тут народ смеялся под новостью о том, что здание Мастеровых может филармония занять. Никто о ней и не слышал. А Liberta - это уже имя. Отличный театр, спасибо вам!
02.12.2022, 08:37

Житель Челнов

Иван, у Вас и это помещение нужно отобрать, не то что бы давать Вам новое. От такого бездарного распределения государственного имущества город и страдает!
02.12.2022, 15:29

А кто из талантливых есть в Челнах, кому вы хотите отдать помещение ключа?
03.12.2022, 13:17

Сделать из него еще одну универсальную площадку под молодежные проекты можно, театральные проекты но под руководством НУРа ему нужно расширяться, отличное современное заведение приносящие пользу городу.
03.12.2022, 13:18

Отдать Рябухиной заведение!
02.12.2022, 11:54

А почему не Ключ? Вот уж поистине уникальный проект. Не умеют деньги зарабатывать. Это да. Но искусство у них настоящее, а не ширмасспопса. Авангардный театр. Ломает стереотипы. Может, нам это надо?
02.12.2022, 15:25

Искусство хорошо тогда, когда оно разное.
02.12.2022, 23:50

Чё то этот проект ни кто не понимает, чё ж они не каждый день играют спектакли? С таким уникальным проектом и аншлаг каждый день будут, билеты за год будут люди покупать. Если вы ярый поклонник ключа, не надо под своё уникальное мнение со всеми сравнивать, то что они делают на любителя, то что делает либерта, для всех
03.12.2022, 15:07

Для всех наверное все таки невозможно!Ключ на любителя,Либерта-нафталин и прошлый век,татарский для татар,даже у Армандо не каждый спектакль всем зайдет.
04.12.2022, 16:06

Объясните пожалуйста, что значит либерта нафталин?
02.12.2022, 12:48

Житель Челнов

Какой уникальный проект? Что сделано? Где труппа? Где репертуар? Где польза городу? Одни вопросы. Результата нет. За столько лет ни сделать ничего это показатель не актуальности проекта. Уж про искусство мы промолчим
02.12.2022, 13:47

Вы на кого намекаете, на ИТ парк?
02.12.2022, 15:28

Ключ каждый год вот уже 12 лет или даже больше проводит фестиваль театральный, всероссийский, а раньше и международным он был. Стараюсь ходить на него каждый год и очень нравится
02.12.2022, 13:04

Галина С

Ну вопрос в том как я понимаю, что Ключ живет на социальной аренде, то есть за деньги налогоплательщиков, а пользы нет.
02.12.2022, 15:26

У них отличный беби спектакль, для моего ребёнка польза огромная, мы сходили, были в восторге
02.12.2022, 23:51

Вот и всё, один нормальный спектакль, за 6 лет
03.12.2022, 12:06

Ну вот нашлись люди которые разделяют правильную точку зрения)
02.12.2022, 14:55

В актеры к вам можно записаться ?
02.12.2022, 19:32

Не трогать кучера артиста и мадам лёгкого поведения, они нужны всегда и многим.
03.12.2022, 12:05

Валяемся от смеха
02.12.2022, 22:40

Им бы режиссера хорошего,профессионального.Там с режиссурой беда,сами ставят,сами играют.
03.12.2022, 11:11

Вы на кого намекает, на мерию?
03.12.2022, 14:37

Посмотрели в этом театре два спектакля,Контракт и Пять вечеров.При всем уважении к артистам,которых очень любили,когда они работали в театре Мастеровые в этот театр ходить не хочется.
03.12.2022, 20:50

Конечно, каждый имеет право на свое мнение. Но мы тоже смотрели Пять вечеров. Очень тонкий и проникновенный спектакль. Невозможно сдержать слез. Зал аплодировал стоя минут пять. А Островский - это такой фейерверк эмоций! И игра, и музыка, и художественное оформление. А главное, дети были в восторге от классики. Так что, по моему, просто надо самому хоть раз сходить и составить свое мнение. А там уж на вкус и цвет все фломастеры разные, как говорится.
03.12.2022, 18:21

Сходили на ""Последняя женщина Дон Жуана". Впечатлила игра актеров. При чем всех. Без исключений. Но с режиссурой беда. Не впечатлило. Возможно, только этот спектакль такой неудачный. Другие, пока, не успела посмотреть. Но обязательно схожу. С такими актерами у вас, определенно, есть будущее. И очень жаль, что старое здание мастеровых уйдет под мифические фантазии "руководителей от культуры". Ну, какая филармония? Для музыки нужна хорошая акустика.
04.12.2022, 11:59

В советское время, хотябы доплачивали 15% за дикость. А теперь принуждают на заводе Армандо бесплатно смотреть.
05.12.2022, 16:33

Марина К

А, так это поэтому в Мастеровые билетов нет за месяц???) Даже раньше в маленьком зале такого не было. А тут вроде 500 мест, а не успеваешь оглянуться, как все билеты закончились
07.12.2022, 16:28

а я сразу догадался, что завод выкупил...
09.12.2022, 12:12

Клара

Посмотрели все спектакли вашего театра, включая детские. Замечательный театр, талантливые актёры, уютная атмосфера. Готовы подписаться под любой петицией. Ждём новых постановок в новом театре.