Глава скандального агентства недвижимости «Респект» Албина Созонова может выйти сухой из воды – с одними гражданскими исками, без намека на уголовку. Chelny-biz.ru побывал в суде и услышал, как хорошо подготовленная Созонова со своим адвокатом снимают эпизоды мошенничества. Сегодня здесь в новом составе начался допрос потерпевших, поскольку предыдущий судья ушел в отставку. Сам процесс решили оптимизировать (слишком много потерпевших), а подсудимая теперь проводит очные ставки с каждым.
АЛБИНА СОЗОНОВА
«ЖЕЛАЮ ПО КАЖДОМУ ЭПИЗОДУ В ХОДЕ ДОПРОСА ИЗЛАГАТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ»
Сегодня в суде Набережных Челнов прошло два заседания по уголовному делу риелтора Албины Созоновой. Ранним утром, прежде чем начать допрос потерпевших, решали вопрос «тайм-менеджмента». Гособвинитель Евгений Лизунов предложил оптимизировать длительность разбирательства, в котором фигурируют 285 потерпевших и 171 эпизод. Так, при допросе потерпевшего, на месте сразу же исследуют материалы уголовного дела по его эпизоду, чтобы к ним не возвращаться. Потом исследуют доказательства. К неисследованным перейдут после завершения допроса всех пострадавших. И только после этого очередь дойдет до Созоновой, и она даст показания.
Сама обвиняемая попросила у судьи выражать свою позицию по каждому эпизоду.
- Вину не признаю, - заявила она. - Желаю по каждому эпизоду в ходе допроса излагать свою позицию. В связи с тем, что у меня не было очных ставок, я хочу с моими потерпевшими доказывать свою невиновность.
Гособвинитель предложил вызывать потерпевших, согласно порядку постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого.
Суд удовлетворил ходатайства, вместив в процесс очередность допроса свидетелей. Потерпевших пригласили уже после обеда.
До смены судьи показания дать успели около 20 потерпевших. Но вот они снова в суде, только уже знакомы друг с другом. Для многих стало непосильной задачей вспомнить детали событий или определенные даты, так как прошло несколько лет с роковой даты заключения договора купли-продажи недвижимости. Лизунов, помогая, зачитывал после допроса их показания из материалов дела.
Chelny-biz.ru прослушал в суде три истории людей, ждущих уже не квартиры, а деньги от подсудимой.
ВАЛЕРИЙ МИНЕЕВ
«Я УЗНАЛ О НЕЙ ПОЗЖЕ. РИЕЛТОРУ БЫЛ ЗАДАН ВОПРОС: «НЕ ТАМ ЛИ НАШИ ДЕНЬГИ»?
Первым к допросу вызвали 40-летнего Валерия Минеева. Мужчина хотел купить трехкомнатную квартиру на 13 этаже в старой части автограда. Выбрал именно ту, с которой виден живописный пейзаж. Но работал Минеев с риелтором с другой фамилией – Резедой Кондратьевой. С ней он познакомился через сестру, которой удалось купить недвижимость подешевле. С таким же предложением к нему осенью 2018 года вышла Кондратьева – сказала, что с ней он сэкономит 200 тысяч рублей. Минеев подумал и внес первоначальный взнос 1,5 миллиона рублей, и заплатил 30 тысяч за работу риелтора. Многоэтажка на тот момент строилась и потерпевший ждал будущего новоселья. Пообещали распределение после новогодних праздников, но риелтор «кормила завтраками» Минеева полтора года. Он увидел на сайте, что его квартиру уже продали. Резеда Кондратьева ответила, что опубликовали недостоверную информацию. Разъяренный пострадавший пошел и написал на нее заявление.
По его словам, Созонову он не знает, лично денег ей не давал. Он написал заявление на совсем другого риелтора, но та дала показания, что передала все Созоновой.
Пришла очередь вопросов со стороны защиты.
- Скажите пожалуйста, вам Созонова знакома? – спросила ее адвокат Гульнара Сулейманова.
- Нет, - ответил Минеев.
- Вы о ее существовании не знали? – прозвучал следующий вопрос.
- Я узнал о ней позже, - отметил потерпевший. - Этому риелтору был задан вопрос: «Не там ли наши деньги?». На что она сказала «нет».
- То есть отношение ваша сделка к Созоновой никакого не имела?
- Наверное, нет. Я не знаю, просто был вопрос. И вот она до последнего тянула, пока я на нее не написал заявление, - ответил Минеев.
Он также утвердительно ответил, что расписки и договоры подписывал непосредственно с Кондратьевой.
Следом Созонова прокомментировала этот эпизод.
- Я Минеева не знаю, никогда не видела, денежные средства не получала, - заявила она.
На вопрос своего адвоката, знакома ли она с Кондратьевой, подсудимая ответила, что видела ее, так как их агентства находились недалеко друг от друга.
- Но я с ней не работала, - добавила Созонова, которая не признала гражданский иск Минеева на 1,5 миллиона рублей.
ВИКТОР НОВИКОВ
«ЕЕ ЗАКЛЮЧИЛИ ПОД СТРАЖУ – ОНА НЕ СМОГЛА ВЫПОЛНИТЬ СВОИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА»
Следующим в списке потерпевших стал Виктор Новиков, который в 2019 году развелся с женой и крайне нуждался в квартире. Имущество решили не делить, супруга дала ему 1,2 миллиона на однокомнатную холостяцкую квартиру. Через общих знакомых Новиков узнал об агентстве недвижимости «Феникс», где встретил Лейсан Сирачеву. Та предложила квартиру в новостройке и поделилась, что есть некая Созонова, которая работает непосредственно с застройщиками. Через нее покупать выгоднее – скидка 200 тысяч рублей. Он согласился и в феврале дружной командой – Сирачева, бывшая жена и он – поехали в «Респект», где их встретила та самая Созонова.
Новиков выбрал квартиру на 10 этаже в многоэтажке микрорайона Замелекесье. Стоила она 1,5 миллиона рублей. Составили договор, расписку. Подписала лично подсудимая. Пообещала Новикову, что в ноябре дом будет сдан. Срок его устроил.
Летом ему позвонила Сирачева, сказала, что есть дом, который сдадут раньше. Правда, необходимо добавить 100 тысяч, но площадь квартиры, как и цена, - больше. Заключили новый договор. Но потом риелтор пожаловалась, что не может найти Созонову, а она должна была перечислить деньги застройщикам. В результате квартиру продали, так как не было оплаты за договор.
На третью квартиру потерпевший уже был вынужден согласиться. Риелтор отвечала, что никак не могут вывести на сделку по оформлению квартиры. И третья ушла как песок сквозь пальцы Новикова.
В результате, Сирачева предложила переехать в квартиру, выставленную на продажу с последующим оформлением. Также в Замелекесье. Потерпевший переехал, но на эту квартиру ему пришлось взять ипотеку. По его словам, варианты «крыш над головой» ему предлагала его риелтор, но по исполнению договора с Созоновой. Варианты и были, но их не исполняли особо. Новиков отметил в суде, что работал только через Сирачеву – телефон Созоновой был не доступен, на месте ее не было.
- Приходилось пороги обивать, - выразился он в суде.
- Между вами и Созоновой был заключен гражданско-правовой договор, согласно которому она обязалась предоставить данное жилье, за которое вы внесли денежные средства. Срок исполнения данного договора у вас имелся? В договоре-поручения был срок исполнения обязательств? – уточнила у потерпевшего адвокат.
- Ну там месяц, по-моему, срок договора. Там все написано, вы можете еще раз взять почитать, - ответил Новиков.
- Хорошо, вы утверждаете, что там срок был указан. По истечению данного срока вы в письменном виде обращались непосредственно к Созоновой или ИП Созоновой? - спросила Сулейманова. - Обязательство не исполнили. Претензию предъявляли ли вы к ней для исполнения данных обязательств? Что вы оплатили, а обязательства не исполнены. Вы говорите, «я пороги обивал» – ваши показания. Вы письменно обращались по гражданско-правовому договору для исполнения данных обязательств?
- Нет, ни разу, - подытожил он.
- Да, Новикова я знаю, - прокомментировала Созонова. - Денежные средства получала лично у него. Вину по Новикову не признаю, хищения не было. Гражданский иск признаю, так как он действительно является моим клиентом. С иском о возврате денежных средств он ко мне не подходил. В письменном виде не отправлял. То, что, он говорит (может, уже за это время, конечно забыл), что пороги обивал, такого не было. Он приходил один раз, и то после того, как мы позвонили в связи с тем, что 22/09 дом вовремя не сдавали. Там еще начался коронавирус и дом задержался. Лейсан периодически приезжала - я с ней работаю 15 лет – говорила, что Новикову негде жить, потому что они с женой развелись. И на основании этого, она попросила другой объект. Вот мы ему предложили 21/01, но он тоже сдавался тремя частями. Нам предоставили только квартиру, так как мы сами оказались в последнем подъезде. Я не могла его оформить. Обязательство перед Новиковым я обязуюсь исполнить. Так как это гражданско-правовые обязательства.
Через секунду она добавила.
- Не смогла исполнить, так как меня заключили под стражу 19 июня 2020 года, - вспомнила она. - Поэтому написала заявление, я не могла оформить свои обязательства. И когда я находилась уже в СИЗО, Лейсан оформила ипотеку ему.
На слова гособвинителя про то, что срок был до марта 2019 года, она озвучила некий пункт. Позже гособвинитель попросил материалы и прочитал. Оказалось, что несмотря на срок, в договоре есть пункт: он считается пролонгированным, если ни одна из сторон не заявила о расторжении. А о таком Новиков не заявлял, а значит был готов ждать.
- Вас обманули в результате? – уточнил судья.
- Ее заключили под стражу - она не смогла выполнить свои обязательства, - озвучил свою точку зрения потерпевший.
Исполнения гражданского иска в 1,6 миллиона Новиков также готов ждать.
ТАТЬЯНА МИГАЛОВУ
«ОНА: «МОЖЕТ КВАРТИРУ, ЗАЧЕМ ДЕНЬГИ? НЕДВИЖИМОСТЬ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ДЕНЬГИ». ПОГОВРИЛИ И РАЗОШЛИСЬ»
Татьяна Мигалова приехала в офис к Созоновой со своим риелтором Ириной Кондратьевой (однофамилица риэлтора из другого эпизода) осенью в 2019 году. Там ей подобрали вариант, на который она согласилась. Составили договор, и все разошлись. После в кассу Созоновой поступило 1,3 миллиона рублей. Ждали, когда сдадут дом и можно будет переехать.
Дальше Мигалову стала искать Созонову. Приходит – ее нет. Пробует еще раз – она в бухгалтерии. По словам потерпевшей, подсудимая уверяла ее, что все на стадии оформления и она позвонит, как все документы будут готовы.
- Она говорит: «Давай лучше квартирой». Я говорю: «Нет, мне деньги верните». Она: «Нет, может квартиру, зачем деньги? Недвижимость лучше, чем деньги». Поговорили и разошлись, - описала последнюю встречу с Созоновой в марте 2020 года Мигалову. Спустя время риелтора арестуют.
В тот день потерпевшей удалось не только увидеться, но и забрать 70 тысяч рублей для лечения.
Ни квартиры, ни остаток денег Мигалову не увидела. Гражданский иск она поддерживает в полном объеме. В один момент их общения промелькнул тусклый луч надежды – Созонова попросила приехать к офису банка. Радостная потерпевшая отпросилась с работы, но сколько бы не ждала, никто не пришел. Семья каждый месяц мучается от 30-тысячной выплаты кредита.
В разговоре с адвокатом Созоновой также прозвучало, что Мигалову просила вернуть деньги за квартиру, но не перенесла свою просьбу на бумагу. Согласие на расторжение не заключали. Сулейманова сообщила потерпевшей, что срок договора так же, как и у Новикова, до марта 2019 года. То есть та же история – фактически он не истек, но Созонову закрыли под стражу.
Эпизод с Мигалову Созонова пообещала подробно прокомментировать на своем допросе.
Ангелина Самцова
Ильсур
Мария
Айгуль
Самаритянин
Потерпевшая
Ирина
Пострадавшая
Житель
Житель