Частичная мобилизация внезапно выявила острый запрос населения в военной подготовке. Мужчины сначала собирались в мессенджерах, а затем стихийно организовали курсы. На помощь пришла местная автошкола ДОСААФ, инициативные челнинцы подтянули профессиональных инструкторов.
Курсы пользуются огромным спросом. Приходит «и стар, и млад» - есть бывшие военные, охотники, люди с «военником» и те, у кого вообще нет никакого армейского опыта. Многие из них ни разу не держали оружие в руках и не знают, как можно помочь себе и товарищам при ранениях. «Ходят только те, кто хочет этому научиться. Удача любит подготовленных», - говорят инструкторы. Но только на удачу не полагаются. Мужчины получают здесь четкие инструкции, как выжить и сохранить себя, оказавшись за «ленточкой». Слушателей четко и содержательно обучают тактической медицине, огневой подготовке, топографии, тактике боя и управлению квадрокоптером. Приглашают сотрудников спецслужб, которые рассказывают, например, что делать, если идет минометный обстрел. Но основной упор пока делают на тактическую медицину - как основного навыка для выживания.
Chelny-biz.ru собрал трех героев, которые решили взять ситуацию в свои руки. Это челнинский предприниматель - инициатор создания курсов, сотрудник МЧС - сертифицированный инструктор по обучению первой медпомощи и капитан страйкбольной команды. Они рассказали, что делают это «исключительно по зову сердца» и только для того, чтобы помочь землякам сохранить самое главное - жизнь. О том, как проходит тыловое обучение, поисках площадок для тренировок, потребностях в дополнительных инструкторах и учебном инвентаре - в материале издания.
НАМИР БАБАЕВ
«ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ИДЕТ МИНОМЕТНЫЙ ОБСТРЕЛ, ЕСЛИ ОГЛУШИЛО, КОНТУЗИЛО... О ТАКИХ ВЕЩАХ В УЧЕБНИКАХ НЕ ПИШУТ.
Намир Бабаев - слушатель курсов, которые проходят на базе ДОСААФ. Челнинский предприниматель. Имеет армейский опыт, служил во внутренних войсках по призыву в 2005 году. Есть навыки стрельбы.
– Мы общались с теми, кто находится за «ленточкой» (зона боевых действий - ред.). Постоянно контактируем с добровольцами, узнаем, как дела. Они рассказывали о том, какие там трудности, что им нужно, какие есть проблемы. После объявления частичной мобилизации всех охватила тревога. Это нормально, людям свойственно беспокоиться. Мужчины говорили: «Мы не готовы, нам нужно обучение, новые знания». Поэтому мы и решили организовать курсы начальной военной подготовки для Набережных Челнов, так как потребность в этом есть. В других регионах добровольцы тоже их создают.
К нам приходят абсолютно разные люди. Есть среди них и охотники, и бывшие военные. Абсолютно разных возрастов. От 22 до 50 лет. Ходят только те, кто хочет этому научиться. Удача, как говорится, любит подготовленных. Простые люди покупают себе снаряжение, пытаются заново научиться навыкам, чтобы не бегать по полю с ошарашенными глазами, а приехать подготовленными и сразу приступить к работе. Требуется вновь наработать мышечную память, привычку держать автомат, двигаться с ним, отработать скидывание для быстрой стрельбы. Мы стараемся приглашать сотрудников спецслужб, которые рассказывают, например, что делать, если происходит минометный обстрел, что делать если оглушило, контузило. О таких вещах в учебниках не пишут. Даже рассказывают о том, как правильно ходить в туалет при обстрелах. Правильно, кстати, будет «лежа» - это поможет сохранить себе жизнь, если есть угроза снайперской стрельбы или минометного обстрела. Еще мы занимаемся сборкой-разборкой автоматов, показываем, чем отличаются АК калибра 7,62 и АК калибра 5,45 и обоймы к ним. Там очень много нюансов.
Есть коллектив, который занимается страйкболом, им большое спасибо, они помогают, объясняют. Работы и времени требуется много, и они готовы делиться своим опытом. Там есть ребята, которые служили - они объясняют именно тактику ведения боя, передвижение. Чеченская кампания и та операция, которая идет сейчас – кардинально отличаются. Тогда боевики сталкивались с федеральными войсками лицом к лицу. Сейчас в ход идет артиллерия, постоянная отработка. Минометы, пушки, танки, БТР. Разведка с помощью квадрокоптеров. В 90% случаев бои идут на расстоянии. Автоматные стычки крайне редки, они, в основном, случаются, когда идет зачистка населенных пунктов. И то не тысяча человек с двух сторон. Большими группами никто не ходит именно из-за риска оказаться под минометным огнем или РСЗО.
Ребята за «ленточкой» говорят, что если есть возможность и время, нужно в первую очередь изучать медицину. В основном люди погибают от того, что не могут оказать помощь ни себе, ни товарищу. Не знают, как делается тампонада, как накладывается жгут Эсмарха, жгут-турникет, если перебита артерия какой-либо из конечностей. Там две-три минуты - и смерть. Погибают от потери крови. Поэтому первый урок у нас был как раз по медицине. Мы отрабатывали на себе самое важное – наложение жгутов в лежачем положении на руку и ногу. У человека есть несколько секунд на то, чтобы достать из аптечки жгут и наложить его, при этом не потерять сознание. Если идет артериальное кровотечение, то силы быстро покидают. При отработке мы, здоровые ребята, не могли уложиться в этот норматив. Я не знаю, как это делают военные в боевых условиях - в грязи, в крови, в перчатках. Мы повторяем это постоянно.
У нас есть инструктор по медицине, по управлению квадрокоптером, это немаловажно. Они объясняют, как противник их перехватывает, как противник пеленгует по мобильным телефонам, по часам-трекерам, по приложениям в телефоне позиции. По этой же причине там нельзя с мобильными телефонами, так как сигналы пеленгуются по GPS, эти «лайфхаки» и объясняются. Во время чеченских кампаний такого не было. Сейчас нужно быть очень быстрым, мобильным.
Есть проблемы с формой. Та уставная, которая сейчас выдается, на мой взгляд, не лучшего качества. Особенно раскраска под пиксель. При интенсивной ходьбе ботинки быстро выходят из строя, если находишься в окопе, в грязи, лужах – в течение пары месяцев. Сушить обувь затруднительно, есть только буржуйка. Если ботинки меховые, то сохнуть они будут вечность. Поэтому стараются брать много носков и их меняют, пока мокрые сохнут. Трекинговые носки желательны. Нужна удобная и практичная в бою система разгрузки, этого ничего нет.
АНТОН МИРОНОВ
«ЕСТЬ 10-15 СЕКУНД ПРИ ИНТЕНСИВНОМ КРОВОТЕЧЕНИИ. ЕСЛИ ЗА ЭТО ВРЕМЯ НЕ НАЛОЖИТЬ ЖГУТ, ТО ПОМОЧЬ УЖЕ БУДЕТ НЕВОЗМОЖНО»
Антон Миронов – ветеран спецназа, участник боевых действий на Северном Кавказе, действующий спасатель 3 класса, пожарный, сертифицированный инструктор по обучению первой помощи. Сейчас работает в структуре МЧС в Заинске, руководит детским военно-патриотическим клубом. На курсах в ДОСААФ преподает тактическую медицину - для этого специально приезжает в Челны.
- Челнинские инициативные ребята сами меня нашли, попросили помочь, я согласился. В таком деле отказывать, на мой взгляд, неправильно. Если у меня есть знания, которые могут кому-то помочь и спасти жизнь, я обязан ими делиться. Я служил по контракту в отряде специального назначения и проходил службу в Чеченской республике, Дагестане и Ингушетии. Был командиром отделения, получил соответствующую военно-медицинскую подготовку в ходе службы. Сейчас работаю профессиональным спасателем. Нас пока не привлекают по частичной мобилизации. Но я в готовности, мешки собрал.
Я считаю, что военно-медицинская подготовка должна быть первым пунктом в условиях мобилизации. Потому что, как показывает практика СВО, далеко не всегда бойцы доезжают до линии боевых действий. Попадают под артиллеристские обстрелы и зачастую погибают просто в виду того, что либо не грамотно проводят первую медицинскую помощь, либо вовсе не могут ее оказать. Соответственно это навык, который нужно отрабатывать еще до мобилизации. Для этого не надо никаких специальных приспособлений. Можно самостоятельно обучать и отрабатывать навыки до автоматизма в домашних условиях. Потому что у человека есть буквально 10-15 секунд при интенсивном кровотечении, прежде чем он потеряет сознание. Если за это время не наложить жгут, то помочь уже будет невозможно. Поэтому это первостепенный навык.
Я был в шоке от того, сколько людей стремится научиться военной подготовке. Когда меня только пригласили в ДОСААФ, планировалось, что там будет семь-восемь человек. На первом занятии было порядка 20, сейчас уже группа насчитывает порядка 40 человек. Желающих очень много. У нас просто нет физической возможности прогонять такие большие группы. Потому что подготовка специализированная, достаточно индивидуальная, к каждому необходимо подойти, объяснить, сделать какие-то замечания, похвалить. Не хватает времени. Двухчасовые занятия длятся три часа, потому что люди задают очень много вопросов, в том числе как комплектовать оборудование и аптечки, как делать правильно и где ошибки. Спрос очень большой. К нам приходит и стар, и млад - есть парни 18-19 лет, только что отслужившие в армии, люди предпенсионного возраста. Есть пара мужчин - седых бородатых. Есть те, кто уже попал под мобилизацию и готовится, кто-то предполагает, что попадет. В любом случае люди решили заранее быть готовыми.
На мой взгляд, у нас очень продуманная программа. Помимо тактической медицины есть огневая подготовка. Не непосредственная стрельба, а знание оружия, перезарядки магазинов, разбора, сбора, чистки, передвижения и позиций с оружием. Также преподаем азы топографии, тактики. Очень важный момент - есть ребята, которые хорошо дружат с квадрокоптерами. В ближайших планах - водить обучение на операторов беспилотных летательных аппаратов. Это не профессиональная подготовка, но эти знания сейчас на вес золота. Очень не хватает таких квалифицированных кадров. Потому что первая помощь и беспилотники - это приоритет.
Есть проблема - сейчас очень трудно найти средства первой помощи. Всем миром ищем жгуты - это расходный материал, они часто рвутся на занятиях. Эту проблему вроде как получается решать.
Вскоре мне придется уехать в Казань. Сейчас я стараюсь тех ребят, у которых хорошо получается, подтягивать, чтобы они сами были инструкторами. Еще у нас есть человек, который прошел профессиональное обучение по программе оказания первой медицинской помощи. Очень квалифицированный человек, мы сейчас вместе проводим занятия. Надеюсь, что у меня будет возможность приезжать хотя бы наездами. Принимать работу, смотреть, чему ребята научились, давать советы. Но мы в любом случае с ребятами всегда на связи.
РЕНАТ ХУСАИНОВ
«ОТРАБАТЫВАЛИ ОГНЕВЫЕ СТОЙКИ – КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ ОРУЖИЕ, СТРЕЛЯТЬ. ВСЕ, КТО ПРИШЕЛ НА ЗАНЯТИЯ, НЕ ИМЕЛ НИ МАЛЕЙШЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТОМ»
Ренат Хусаинов - капитан страйкбольной команды из Набережных Челнов. Гражданский, не имеет профильного военного образования. Работает в логистической отрасли. Интересуется военной тематикой, оружием, сам активно занимается страйкболом.
– Есть инициативная группа, гражданские люди, они собирают информацию о начальной военной подготовке. Я посчитал, что мои знания могут быть кому-то полезными. Знаю по своим же коллегам, например, что зачастую люди не знают элементарно, как держать оружие и как можно себя защитить. Поэтому я решил хоть чем-то помочь.
Нам помогает ДОСААФ, они пошли навстречу и предоставили помещение. Второе занятие мы проводили в лесном массиве, отрабатывали огневые стойки – как правильно держать оружие, как пр стрелять. Все, кто пришел на занятия, не имел ни малейшего представления об этом. У нас занимаются всего человек 35, это те люди, которых мы знаем лично. Только двое из 35 служили, и то давно. Сейчас мы планируем провести занятия по ориентированию, работе с картами, компасами, общению по радиостанции в Боровецком лесу.
У меня есть некоторые знания по страйкбольной тематике. Понятно, что это не огнестрельное оружие, но есть много общего с реальным обучением. Мы распределили обязанности. В прошлый раз проводил инструктаж я, остальные ребята слушали. Будет занятие по квадрокоптерам, буду слушать я. Сейчас нам нужны специалисты-инструкторы. Мы рассчитывали на то, что нам в этом плане поможет кто-то из структур, но пока ответа нет.
Также я обратился в Тукаевский район с просьбой предоставить нам участок для тренировок. Раньше у нас было потрясающее место для занятий страйкболом – территория бывшего пионерского лагеря «Золотая горка». Там есть и помещения, и лес. Можно было отрабатывать и штурм здания, и «пересеченку», и то, как передвигаться в лесу. Но нам сказали, что нынешние собственники против, нас не хотят туда пускать. Если бы нам разрешили использовать эту территорию, мы бы могли подготовить кучу народа. И медицину можно было бы на месте отрабатывать. Лесничество ссылается на собственников, но кто они – мы не знаем. В этом вопросе могла бы посодействовать и администрация Тукаевского района. Сейчас для нас это было бы очень актуально. Мы могли бы превратить развалины в то, что приносит пользу.
Наш актив полностью на добровольных основах. Мы все это делаем исключительно по зову сердца. Откладываем свои дела. Вместо того, чтобы проводить воскресные инструктажи, я мог бы сам тренироваться, но решил делиться своими знаниями. Наш «коллега», который вернулся из зоны СВО, например, вместо проведения инструктажа по перевозке и наложению жгутов, мог бы спокойно отдыхать. Но мы выбрали другой путь. В страйкбольном сообществе нашу идею восприняли положительно, есть человек, который занимается арендой специального снаряжения. На те занятия, которые я проводил в прошлое воскресенье, он выделил нам страйкбольные АК-74 и не взял за это оплаты. Мы потренировались и вернули все в целости и сохранности. Он нас поблагодарил за то, что мы этим занимаемся.
Люди, в целом, настроены положительно, готовы помогать. Но у нас нет централизации. Сейчас основной упор идет на медицину, так как тема «как оказать первую медицинскую помощь» вызвала большой интерес. Большая часть курса посвящена именно ей. Вторая часть обучения – нацеленная огневая подготовка. Там обучаем тому, как правильно целиться, как разбирать АК.
Chelny-biz.ru
Альфия
Альфия
Альфия
Альфия
Альфия
Альфия