Депутат двух созывов российского парламента Альфия Когогина на протяжении вот уже десяти лет защищает интересы самого крупного в Татарстане избирательного округа и республики в целом. В интервью с Альфией Гумаровной редакция Chelny-biz.ru узнала, что сделано депутатом за минувшее время во благо малой родины и каким, на ее взгляд, курсом должен двигаться будущий состав Думы.
«ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ВОСПРИНИМАТЬСЯ БИЗНЕСОМ, КАК УДОБНЫЙ СЕРВИС, А НЕ КАК ЖАНДАРМ»
– Мир изменился под влиянием пандемии. Каким видится вам положение России на мировой арене в свете «коронакризиса»?
– Думаю, вы согласитесь со мной, что во время пандемии во многих отношениях наша страна проявила себя лидером, причем следует иметь в виду не только коронавирус, но и энергетический кризис – оба бедствия пришлись на 2020-й год. Отечественная наука первая предложила миру эффективную вакцину, а государство сумело вовремя протянуть руку помощи как бизнесу, так и населению. Если в прошлые кризисы бюджет поддерживал преимущественно банки и госкорпорации, то на этот раз адресатами федеральных субсидий и льгот стали граждане и малое предпринимательство. На сохранение уровня жизни россиян было направлено свыше 2,5 триллионов рублей, а малый и средний бизнес, системообразующие предприятия получили от государства еще около триллиона. По подсчетам Минэкономики, эти меры позволили сократить падение экономики за прошлый год на 2,4% до 3,1%. В Европе национальные экономики обвалились в 2,5–3 раза мощнее, чем мы. Я считаю, нужно продолжать движение в том же направлении – защищать рабочие места, наращивать доходы населения, вести социальные программы, прежде всего, рассчитанные на семьи с детьми.
– Вы имеете в виду путинские выплаты к школе и те подъемные, которыми государство компенсировало прошлогодние каникулы? Такие программы?
– Это были единовременные выплаты, я же, в первую очередь, говорю о системных. Крен к социальному законотворчеству в последнем составе Думы выражен очень ярко – я убеждена в этом как женщина и мама троих детей. В части поддержки семей расширен не только перечень мер, но и круг их адресатов. Судите сами: маткапитал вырос почти на 200 тысяч рублей и стал доступен семьям с первым ребенком. Потратить его теперь можно и на строительство частного дома. Если рождается третий ребенок, семье полагается еще одна выплата – 450 тысяч на погашение ипотеки, в том числе социальной. Нуждающимся семьям с тремя детьми – тем, в которых подушевой доход ниже двух прожиточных минимумов, – теперь доступна ежемесячная выплата на детей ясельного возраста. Детям постарше, до семи лет, назначена новая выплата – на нее претендуют семьи с подушевым доходом ниже одного прожиточного минимума. При аналогичном уровне дохода могут получать поддержку и неполные семьи со взрослыми детьми от восьми до 17-ти лет. Эта мера заработала с 1 июля. А с 1 сентября вступил в силу закон, по которому родители будут получать больничные по уходу за ребенком до семи лет включительно в размере 100% среднего заработка независимо от стажа. Я перечислила не все возможности, предоставленные российским семьям за последние пять лет, только основные, но количество принятых мер беспрецедентно.
– А как с бизнесом? Нужно ли поддерживать предпринимательство или стоит предоставить рынку саморегулироваться?
– Я убеждена, что государство обязано создавать условия для развития малого и среднего бизнеса, потому что именно эта сфера создает наибольшее количество рабочих мест. На регулярных встречах с предпринимателями они выделяют три главных проблемы для МСП: контрольно-надзорная деятельность государства, рынки сбыта продукции и отсутствие дешевых денег. По первой части могу напомнить о принятом нами законе, принципиально меняющем подход к контрольно-надзорной деятельности государства: вместо проверок внедряется риск-ориентированная профилактика. Сначала при помощи механизма «регуляторной гильотины» были отменены порядка 11 тысяч нормативно-правовых актов, а в апреле прошлого года вообще начал действовать мораторий на все проверки. Таким образом, отменены 100 тысяч плановых и 400 тысяч внеплановых проверок. Мораторий продлен до конца 2021 года, и Президент России Владимир Путин недавно поддержал нашу идею о продлении моратория на плановые проверки бизнеса до конца 2022 года. Я придерживаюсь идеи, что государство должно восприниматься бизнесом, как удобный сервис, а не как жандарм.
Что касается рынков сбыта, то наиболее важное решение, за которое я, кстати, билась более двух лет, – это приоритет отечественной продукции в системе государственных и корпоративных закупок. Вот вам и рынок в 29 триллионов рублей. А для малого и среднего бизнеса была законодательно установлена 15-поцентная квота в государственных и муниципальных закупках, в закупках госкомпаний – 20% от объема. В конце весенней сессии мы приняли закон, повышающий с 1 января 2022 года эту квоту до 25%.
«ОТЧЕТНОСТЬ ЗА ТЕБЯ ФОРМИРУЕТ НАЛОГОВАЯ, НИКАКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ – РАЗВЕ ЭТО НЕ МЕЧТА?»
– Удачна ли, на ваш взгляд, такая форма предпринимательства, как самозанятость? Государству удалось вывести микробизнес из тени?
– Я думаю, что эта форма взаимоотношений между властью и активными людьми – настоящий прорыв. Цифры говорят сами за себя: на сегодня в стране уже свыше 2,3 млн самозанятых. Люди сами считают его удачным, и не только благодаря возможности платить всего 4–6% налога, но и потому что предпринимателю больше не нужно общаться с чиновниками. Поставил на смартфон бесплатную программу и спокойно проводишь через нее все платежи. Всю бухгалтерскую отчетность за тебя формирует налоговая, никакой ответственности за ошибки – разве это не мечта предпринимателя? Мы должны и дальше стремиться к снижению транзакционных издержек бизнеса.
– А насколько успешен такой режим, как ТОСЭР? В Челны новые резиденты уже не идут, так как самая главная льгота – по социальному страхованию сотрудников – в городе больше не работает. Удастся ли ее продлить, в конце концов?
– Мы боролись не только за продление льготы по соцстраху, но и за расширение перечня ОКВЭДов, с которыми доступен статус резидента ТОСЭР. Второго из этих двух шагов мы от правительства добились. В июне прошлого года издано постановление, которое снимает ограничения для резидентов в видах разрешенной экономической деятельности: теперь работает принцип «что не запрещено – разрешено».
Что касается соцстраха, то еще в январе этого года был разработан законопроект, который предлагает продлить льготу с трех до четырех лет, а также придать норме обратную силу – то есть распространить ее на резидентов, которые получили статус уже после трех лет существования ТОСЭР, но до вступления федерального закона в силу. Закон до сих пор не внесен Правительством в Госдуму, однако мы не оставляем попыток его ускорить.
«НАРАБОТАНА ПРАКТИКА, КОТОРАЯ ГОВОРИТ О ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ ДУМСКОГО СОСТАВА»
— Из представителей каких сфер деятельности, какого возраста и социального слоя «получаются» лучшие, на ваш взгляд, парламентарии?
– Если человек наделен доверием своих избирателей, то ни профессия, ни возраст, ни размер кошелька значения не имеют. Однако можно порассуждать о личных качествах депутата. Я считаю, что это должен быть человек чести, порядочный, компетентный, уважающий избравших его людей, эффективный защитник и лоббист своей малой родины. Недавно я узнала от своих коллег, что некоторые из них будут избираться в седьмой–восьмой раз. Опыт таких политиков вызывает уважение – если люди делают на них ставку по тридцать лет подряд, значит, эти депутаты действительно выступают эффективным связующим звеном между населением и властью.
– Как изменилась ваша с коллегами работа с 2011 года, когда вы впервые заняли депутатское кресло?
– Многие законотворческие алгоритмы устаканились, наработана практика, которая говорит о росте профессионализма думского состава. В свое время Думой принимались популистские законы, которые не могли быть реализованы, потому что они не подкреплялись ни нормативными актами, ни бюджетным финансированием. Сегодня такого нет: все законы принимаются только при наличии проектного «комплекта» нормативных актов и четко обозначенных сроков, когда они будут исполнены. Наши законы заработали.
– Каким из действующих законов и решений мы обязаны персонально вам?
– Окончательная редакция всякого закона – это результат коллективной деятельности, но я лично являюсь автором или соавтором 60-ти законопроектов, автором поправок к 116-ти федеральным законам. Эти цифры охватывают многие направления государственной политики, но моей специализацией является экономика, промышленная политика, малый и средний бизнес. Если говорить коротко и по существу, то по курируемым мною программам в Татарстан было привлечено в общей сложности 173,5 миллиарда рублей федеральных субсидий. Можно для примера выделить деятельность рабочей группы, за которой закреплено развитие машиностроительного комплекса нашей республики, и которую я возглавляю. Мы работаем, в частности, с Фондом развития промышленности, из которого в экономику Татарстана только за прошлый год пришло 1,4 миллиарда рублей на финансирование шести проектов. По итогам пяти лет Татарстан занимает первое место по объему привлеченных из ФРП средств, причем все деньги получены предприятиями напрямую, минуя бюджет республики. Суть в том, что все эти субсидии стали возможны благодаря законам и поправкам, разработанным в комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, заместителем председателя которого я являюсь.
– Альфия Гумаровна, в городе повсеместно наблюдаются автобусы, которые задействованы в качестве мобильных приемных депутата Когогиной. Вы уже сформировали какой-то рейтинг проблем, волнующих челнинцев в первую очередь?
– Знаете, можно было бы сказать, что проблематику города я и так знаю, как свои пять пальцев, но такая самоуверенность была бы неверной: по собранным обращениям горожан видно, что ключевые тренды меняются, особенно под влиянием коронакризиса.
Мобильные приемные будут работать на различных площадках еще до середины сентября, но уже сегодня видно, что на первый план в связи с пандемией выходят проблемы потери работы, сокращения доходов при росте цен, вопросы здравоохранения. Я вижу, что людей по-прежнему волнует отсутствие нормального общественного транспорта, сфера ЖКХ, причем не только дороговизна услуг, но и их низкое качество. Все острее в последние годы становятся для челнинцев вопросы экологии. Приоритеты смещаются к проблемам вырубки зеленых насаждений, чистоты парков, дворов, речных берегов и самих водоемов, вывоза бытового мусора. И, конечно, громко звучит тема катастрофической нехватки высших учебных заведений – молодежь все же уезжает из города. Люди, обращающиеся к нам, дружелюбны, за что им большое спасибо, они отмечают и положительные изменения – к примеру, горожане позитивно оценивают усилия в части благоустройства, но все же к мобильным приемным они чаще подходят с проблемами и жалобами.
– В этом году на выборах в Госдуму вам будут противостоять семеро кандидатов. Кого из них вы считаете самым серьезным оппонентом?
– Избираться в Парламент страны по Конституции имеет право любой гражданин, достигший 21-летнего возраста, но главное – чтобы кандидаты реально хотели и могли решать проблемы людей и защищать интересы Татарстана. Я надеюсь, что мои земляки из пяти районов Татарстана и Набережных Челнов, входящих в мой 29-й округ, оценят результаты моей работы за последние 10 лет и поддержат мою кандидатуру на этих выборах.
Справка:
Альфия Гумаровна Когогина родилась 22 февраля 1968 года в Зеленодольске, в семье инженеров-строителей.
В 1991 году окончила Казанский государственный университет по специальности «Экономическая кибернетика». В 2006 году получила диплом МВА по специальности «Маркетинг и управление продажами», окончив Институт бизнеса и делового администрирования при Академии народного хозяйства при правительстве Российской Федерации.
В 1992–1999 годах работала в администрации Зеленодольского района и города Зеленодольск главным специалистом, заведующей отделом экономики, финансового анализа и прогнозирования, завотделом маркетинга и инвестиционной политики.
В 1999–2000 годах – замдиректора Центра экономических и социальных исследований при Кабинете министров РТ.
В 2000–2002 годах – зампредседателя Госкомитета РТ по статистике.
С декабря 2002 года – директор по развитию продаж и лизингу ОАО «КАМАЗ», глава департамента лизинга. С 2005 года, в результате реорганизации департамента в ОАО, возглавила Лизинговую компанию «КАМАЗ» в качестве гендиректора.
В 2011–2021 годах – депутат Госдумы РФ VI и VII созывов. В VI созыве – председатель Экспертного совета по инновационному развитию автомобильной промышленности и спецтехники. В VII созыве – зампредседателя комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.
Замужем, имеет троих детей. Двое старших сыновей живут и работают в Набережных Челнах. Младший сын перешел в шестой класс, учится в Москве.
Изготовитель: Гражданин Российской Федерации Евстафеева Елена Валентиновна. Место жительства: 423823, Республика Татарстан, город Набережные Челны. Заказчик: Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Республика Татарстан (Татарстан) – Набережно-Челнинскому одномандатному избирательному округу №29 Когогина Альфия Гумаровна. Тираж 1 экз. Дата изготовления 03.09.2021 года. Изготовление оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Республика Татарстан (Татарстан) – Набережно-Челнинскому одномандатному избирательному округу №29 Когогиной Альфии Гумаровны.