Впервые за четыре года обсуждение благоустройства парка в Набережных Челнах прошло без прямого участия архитекторов из команды помощника президента Татарстана Наталии Фишман. В Челнах решили на сей раз обойтись своими силами. «Мы считаем, что город у нас вполне молодежный, и мы можем проводить общественные слушания самостоятельно», – прокомментировала Chelny-biz.ru главный специалист управления архитектуры, градостроительного и жилищного развития Малика Шамсиева. Она модерировала обсуждение предварительной концепции парка культуры и отдыха, которую сама же и презентовала. Каток между деревьями, сцена с подсветкой, фонтан – что предложили жители и что задумали проектировщики, чем оправдывают вырубку деревьев, и почему архитекторы Фишман не взяли в работу челнинский парк – в материале Chelny-biz.ru.
«С ТРЕПЕТОМ, С ЧУВСТВОМ, ВСЯКИЕ БЕЗУМНЫЕ ИДЕИ НЕ ПРЕДЛАГАЯ, СПОКОЙНО ОБСУДИМ…»
В этом году в Набережных Челнах в рамках Программы развития общественных пространств РТ работа будет кипеть на двух объектах – в парке культуры и отдыха и в парке Гренада. И если для Гренады команда Наталии Фишман пригласила специалистов европейского уровня, то благоустройство лесного массива на ГЭСе предоставила местной команде – управлению архитектуры и МУП «СГР».
– С 2016 года сюда приезжает «Проектная группа 8». С ее участием, например, обсуждалась площадь Азатлык. Это была тяжелая территория, главная площадь города. Мы собирались восемь раз, из них пять – с местными архитекторами. Здесь же – парк для людей, который создавали местные жители и они должны участвовать в его проектировании, – пояснил такой расклад Chelny-biz.ru руководитель департамента архитектурных проектов Института развития городов РТ, заместитель Наталии Фишман Айназ Ярмиев, который присутствовал в зале. – Когда мы обсуждали эту тему с Ильмиром Зуфаровичем и Ринатом Азгаровичем, мы решили, что будет лучше, если Челны сами выступят инициаторами, если парк будут проектировать местные архитекторы, которые здесь жили, нежели если мы пригласим стороннюю организацию, которая не знает город. Сегодня здесь очень много людей, которые в этот парк ходили с детства.
Руководитель исполкома Ринат Абдуллин, открывая общественные обсуждения, напомнил, что такие встречи проходят в Челнах уже четвертый год, и сравнил благоустройство парков с ремонтом в квартире.
– Когда мы начинаем ремонт в квартире, мы все делаем под себя – так, как нам нравится. Обои, занавески, мебель. Если у самих ума не хватает, бывает, приглашаем дизайнера. Он нам рисует, но мы все равно делаем так, как хотим. Так же и в городе. Какие бы архитекторы что бы ни предлагали, мы – жители, мы все должны оценивать эту работу, чтобы парк всех удовлетворял, – подчеркнул сити-менеджер. – Парк культуры и отдыха самый большой в городе после Прибрежного, это уникальное место, мы к нему долго подходили, тренировались по всему городу. Сегодня у всех опыт есть. Я думаю, мы бережно отнесемся к этому историческому месту на въезде в город. И все мы внимательно, с трепетом, с чувством, всякие безумные идеи не предлагая, спокойно обсудим и сделаем хороший парк.
Строители должны начать работу уже в этом году. Завершить благоустройство за год вряд ли получится, отметил Абдуллин в беседе с журналистами. Вероятно, в 2019-м будут завершены только строительные работы (дорожки, фундаменты), а на следующий год парк будут насыщать объектами. Окончательная сумма финансирования пока не известна, еще нет соответствующего постановления Кабмина РТ, но называется цифра порядка 100 млн рублей. И, кстати, у парка до сих пор нет названия.
«ВСЕ ЭТО ПРЕКРАСНО, НО СКОЛЬКО ПЛАНИРУЕТСЯ ВЫРУБИТЬ ДЕРЕВЬЕВ ДЛЯ ЭТОГО?»
Совместную работу презентовала архитектор Малика Шамсиева, которая получила известность в городе после защиты спорных объектов на заседаниях градостроительного совета. Проектируемая территория – около 31 га.
– Мы вдохновлялись, прежде всего, существующей красотой парка, – обозначила Шамсиева. – Оберегая и подчеркивая ее благоустройством и малыми архитектурными формами, мы сможем добиться того, что парк заиграет новыми красками.
Сейчас здесь есть аттракционы, веревочный городок и детская спортивная площадка – вот и все зоны активности. МАФы в парке устарели, констатировала архитектор. Мало бесплатных горок для детей. С подъездными путями здесь большая проблема. Одна дорога ведет через школу, другая – за парком, куда проехать можно через жилые дома. Проектом предусмотрена новая дорога и дополнительная гостевая парковка в районе дома 1/15. В целом здесь и вокруг парка должно будет уместиться 150-200 машин. Это позволит увеличить приток посетителей и популярность парка, считает архитектор.
Плачевная ситуация с тротуарами. Шамсиева напомнила, что в 2018 году прошел конкурс на проект стелы первостроителям города и «КАМАЗа». В голосовании победил вариант архитектора Владимира Нестеренко, который уже предусмотрен в общей концепции. Предполагается, что к стеле через весь парк будет вести центральная аллея, созданная на базе существующего тротуара. На пересечении пешеходных путей, согласно концепции, появится площадь, вокруг которой будут размещены разные объекты. Это сцена, МАФы, кафе. Сцену, кстати, задумали с подсветкой. Запланирована реконструкция входных групп – они тоже будут с подсветкой. Предусмотрено два освещенных круга велодорожек – большой и малый – которые зимой будут использоваться как лыжня.
Зону аттракционов тоже предлагается реконструировать – расширить и дополнить ее. Само собой – устройство новых детских площадок из натуральных элементов, спортивных сооружений, скамеек и урн.
После недолгой презентации началась серия вопросов и ответов. Участников обсуждений, прежде всего, ожидаемо заинтересовал вопрос сохранения сосен в парке.
– Все это прекрасно, но сколько планируется вырубить деревьев для этого, и будут ли они вырубаться? Очень бы не хотелось. Архитектурных форм вы нам много представили, сколько же надо вырубить сосен? – прозвучал вопрос в адрес Малики Шамсиевой.
– Мы основывались, прежде всего, на существующих пешеходных путях, которые уже сложились. Мы их благоустраиваем, насыщаем скамейками, малыми архитектурными формами. Мы планируем внедрять их в существующий ландшафт, – ответила она.
– А кто будет это контролировать? А новые деревья вы сажать собираетесь? – продолжали местные жители.
– Вырубка не планируется вообще. Прочистка от заросших кустарников, которые выходят на дорожки и мешают пешеходов – это небольшие изменения. А крупные деревья мы трогать не будем, – обещала Шамсиева. – Что касается посадки, если появятся какие-то акценты в ландшафтном дизайне, она будет предусмотрена. Но надо учитывать специфику соснового леса. Это достаточно затененная территория.
«ПО БУЛЬВАРУ ТИНЧУРИНА ТАК БЫЛО – МЫ ОБСУЖДАЛИ-ОБСУЖДАЛИ, А СДЕЛАЛИ ВСЕ РАВНО ВСЕ ПО-СВОЕМУ»
Сроки и финансирование стелы первостроителям заинтересовали других участников. Шамсиева пояснила, что благоустройство парка и возведение стелы – это две разные истории с разным финансированием.
– Торопиться нельзя, – высказался о стеле сити-менеджер Ринат Абдуллин. – Сегодня идет ее проектирование, в апреле проект должен быть сдан. Потом будем собирать деньги, вместе со строителями и начнем работу. Когда будет готов проект, будем ориентироваться по деньгам и по срокам. Начнем делать благоустройство, подготовку, фундаменты. Финансирование на стелу будем собирать всем миром, а на благоустройство – из республиканского бюджета. Там, по-моему, порядка 100 млн рублей на этот год. Парк большой, это не маленький скверик. Я думаю, будем делать поэтапно.
– Кто будет руководителем рабочего проекта? – спросил участник обсуждений и, услышав, что ответственный пока не определен, попросил решить этот вопрос быстрее. – Мы как-то уже искали крайнего, с кем можно обсудить, кто последнюю точку поставит, но не нашли. По бульвару Тинчурина так было – мы обсуждали-обсуждали, а сделали все равно все по-своему.
Обсуждение продолжилось работой в группах. За полчаса за столами архитекторы, активисты, общественники, местные жители, ТОСовцы обсудили представленную концепцию и набросали свои предложения. Первым выступил Владимир Нестеренко. Архитектор высказался за грунтовые дорожки и предложил даже сделать каток шириной около трех метров, который проходил бы «змейкой» между деревьями по всему парку. Особенно он заострил внимание на световом оформлении – нужно не просто освещение, а светомузыка, которая превратила бы парк в сказочную зону отдыха. Вдоль проспекта Мусы Джалиля, где встали три высотки «ДОМКОРа», Нестеренко предложил обустроить бульвар. Стоянку из дальнего угла парка лучше перенести в другое место, заметил он.
– Не надо считать парк по количеству деревьев. Он должен быть удобен. Его можно проредить, парк от этого много не потеряет, но для жителей это будет очень удобно. 50% успеха зависит от дендроплана, от культуры озеленения. Это значит, что где-то надо будет вырубать деревья, где-то сажать кустарники, делать подсветку – вот что такое парк, а не дорожки и игровые площадки. Парк – это, прежде всего, зеленые насаждения. Туда надо очень аккуратно внедрять малые архитектурные формы, они должны растворяться в нем, чтобы мы не потеряли ощущение нахождения в природе. Может быть, не надо так сильно насыщать этот парк, а уделить внимание, прежде всего, дендрологии, озеленению, освещению, малым формам и благоустройству.
Директор ДЮСШ «Титан» Евгений Моргачев обратил внимание на то, что парк активно используют спортсмены, и попросил учесть это. В частности – расширить трассу, а деревья проредить. Они, по его словам, уже давно болеют корневой губкой и сохнут. И, кстати, единственная чемпионка Олимпийских игр из города Набережные Челны Гульнара Самитова-Галкина занималась именно здесь, заметил директор спортшколы.
Другие участники обсуждений попросили сохранить композицию с барашками, сделать навесы от дождя, фонтан, восстановить родник, обеспечить доступ к питьевой воде, выделить площадку для животных, поставить оборудование для людей с ограниченными возможностями здоровья, информационные стенды, зоопарк (это предложение зал воспринял в штыки), видеонаблюдение, экологическую тропу, музей под открытым небом, второй стационарный туалет, пункт полиции, комнату матери и ребенка, медпункт, зимний сад, плодовые деревья, автополив (который может выполнять роль фонтана).
– Предусмотреть территорию для новогодней елки, – добавил пожелание Владимир Нестеренко. – Настоящей, зеленой. Причем не вырубать, а нарядить именно там. Просто пирамиды эти металлические уже надоели.
«МНОГИЕ НЕ ХОТЯТ ТРОГАТЬ ПРИРОДНЫЙ ОБЪЕКТ. НО В ТАКОМ СОСТОЯНИИ ЕГО ОСТАВЛЯТЬ НЕЛЬЗЯ. ОН ВЕСЬ ЗАРАСТЕТ»
Некий итог обсуждения подвел депутат горсовета, член градсовета, директор УКС «Камгэсэнергострой» Альберт Петров. Он, в первую очередь, поблагодарил авторов концепции.
– В принципе, они все правильно, разумно расположили здесь. Есть некоторые пожелания. Например, мы хотели бы, чтобы в парке был каток. Будет каток – там всегда будет толпами народ. Там есть зоны, которые можно спокойно использовать, – предложил он и немного поностальгировал. – Мы этот парк в свое время садили, когда учились в школе. Он у нас действительно очень ценный и дорогой для челнинцев. Отсюда все начиналось, с поселка ГЭС, с этого парка. Может быть, не так грандиозно и красиво было, как сегодня оформляются наши новые парки, но он жил очень бурной жизнью в свое время. Вся молодежь поселка ГЭС концентрировалась здесь. Зонирование в принципе разумное, – вернулся Петров к проекту. – У нас разделить надо спортсменов от мам с маленькими детьми, шумные дела от тихих. И побольше красивых хороших оригинальных МАФов – светильников, скамеек, навесов от дождя. Кроме красоты он должен быть функциональным и удобным. Это самое главное. Я очень доволен вашей работой.
– Впечатление хорошее, – резюмировал встречу Абдуллин, беседуя с журналистами. – Я не увидел негатива. Восприняли, по-моему, хорошо. Есть некоторые замечания. Их учтут. Работали наши архитекторы, которые здесь живут, знают проблемы.
Заместитель Наталии Фишман Айназ Ярмиев согласился с корреспондентом Chelny-biz.ru, что обсуждения прошли не так бурно и активно, как раньше.
– Возможно, парк многие просто не хотят трогать, потому что это природный объект, – предположил он. – Но все равно что-то делать надо, потому что в таком состоянии его оставлять нельзя. Со временем он станет только хуже, он весь зарастет. Сегодня говорили о деревьях, что необходимо их сохранить. Но необходимо провести осмотр, санацию все равно надо делать, потому что парк реально темный. Все заросло, и недостаточно освещения. Проект мне присылали для предварительного ознакомления. Есть вопросы. Я не согласен, например, что нужно заставлять парк аттракционами. Мы обсудим все с архитектурной группой. Сегодня была задача собрать мнения жителей – что бы они поменяли в существующей концепции, что не учли архитекторы. Было много хороших комментариев. Дальше будет и обсуждение с Наталией Львовной, и с Наилем Гамбаровичем.
Ярмиев поделился, что в отличие от парка культуры, в благоустройстве парка Гренада участие примут приезжие специалисты, профилем которых являются именно экстремальные площадки.
– Мы пригласили топовых европейских специалистов, которые занимаются экстрим-площадками. Именно они будут презентовать сегодня проект. Это компания Legato. Вчера они прогулялись по парку, сегодня прогуляются еще раз. Они будут делать там экстрим-зону. Они профессионалы своего дела, организовывают этапы чемпионатов мира. Мы хотим сделать более крутую экстрим-площадку в Набережных Челнах.
Что касается парка культуры и отдыха, замечания и пожелания будут внесены в проект, который обещают повторно вынести на общественные обсуждения.
Анна Перебаскина
Иногородний
лена