Перед 1 сентября в Набережных Челнах обнародовали свежий рейтинг школ – родители и педагоги сравнивают, кто поднялся, кто упал. Особенно тщательно изучают родители будущих первоклассников, чтобы не прогадать с выбором «лучшей» школы. Тем более, если в нее огромный конкурс и предстоят затраты на подготовку. «Есть ряд пунктов в рейтинге, где я бы поспорил», – говорят между тем руководители самих школ. Chelny-biz.ru, проанализировав рейтинги школ за несколько лет, увидел, как изменилось положение ведущих гимназий и лицеев, какие школы то попадают, то вылетают из ТОП-10. Как зарабатываются высокие рейтинги, из чего школы создают «подушку безопасности», и главное – следует ли родителям ориентироваться на эти рейтинги, рассуждают руководители учебных заведений.
«ПО МОЕМУ РЕЙТИНГУ, МОЯ ШКОЛА – НЕ ТОЛЬКО ЛУЧШАЯ В ЧЕЛНАХ, В РОССИИ ИЛИ НА ЗЕМЛЕ. МОЯ ШКОЛА – ЛУЧШАЯ ВО ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ»
Первая пятерка школ практически не меняется на протяжении трех лет, с 2015-го по 2017-й. Стабильно здесь держатся гимназия №26 (второй год на первом месте, в 2015-м была второй), лицей №78 (второй год на втором, в 2015-м был на первом) и гимназия №76 (пятое, третье и снова пятое место).
То попадают, то вылетают из ТОП-5 гимназии №57 (четвертое, шестое, четвертое места), №61 (третье, пятое, шестое) и №77 (седьмое, четвертое, третье). В общем-то, это и есть наиболее известные и желанные родителями учебные заведения города, куда ежегодно выстраиваются очереди первоклассников, и за рейтингом которых мамы и папы дошколят внимательно следят.
– Движения в рейтинге могут быть. Немного плюс или минус – большой роли не играет. Два года мы на первом месте, – рассказывает Chelny-biz.ru директор гимназии №26 Андрей Сальников. – Говорят, что Пушкинский лицей – наш конкурент, но это не так! Мы не конкуренты, у нас абсолютно разные ниши. У школ, и особенно гимназий и лицеев, свой дух, традиции. У каждого образовательного учреждения есть чему поучиться. По моему рейтингу, моя школа – не только лучшая в Челнах, в России или на Земле. Моя школа – лучшая во всей Вселенной, – улыбается руководитель. – Но мы ведь не по всем показателям лидеры. Есть ряд пунктов в рейтинге, где я бы поспорил. Допустим, количество молодых педагогов: у меня нет в них необходимости, у меня сложившийся, крепкий коллектив. Получается, следуя этому рейтингу, я должен вводить в штат молодых педагогов. С прикидкой на будущее – да, можно посмотреть и обучить. А если нет часов? Тогда как быть? В данном случае я считаю, что проблему надо решать по мере поступления. Хотя вместе с тем признаю, что молодых учителей надо готовить три-четыре-пять лет.
В то же время, утверждает директор, высокое место в рейтинге складывается из трех главных составляющих.
– Это школа, дети, родители. В данном случае все входит в понятие «школа», но когда все три стороны заинтересованы, удается достигнуть хороших показателей. Роль родителей очень важна. Как только родители начинают относиться к школе, как потребители, хорошего ничего не будет, – высказывает мнение Сальников. – Исходить из позиции, что мне все должны, все обязаны, а я ничего никому не должен – это тупиковый путь, который ведет к разрушению. Кстати, на этом немало хороших школ прогорело и в Набережных Челнах в том числе.
«МЫ АНАЛИЗИРОВАЛИ, ЧТО ЕЩЕ МОЖНО ПОДТЯНУТЬ. УЧАСТИЕ В ОЛИМПИАДАХ, ЗАНЯТИЕ ПРИЗОВЫХ МЕСТ У НАС ХРОМАЕТ»
В то же время управление образования и по делам молодежи любит хвалить те школы, которые наравне с гимназиями и лицеями попали в первую десятку. Здесь картина не так стабильна. То вырываются в лидеры, то вновь отстают разные учебные заведения, и отследить зависимость – почему в этом году та или иная снова не пробилась в ТОП-10 – весьма сложно.
Так, в 2015-м в первой десятке были школы №60, 37, 58 и 34. В 2016-м только две: №21 и 60. Причем школа №21 заняла тогда восьмую строчку, прибавив сразу 11 пунктов по сравнению с рейтингом 2015 года, а теперь снова потеряла 15 и оказалась уже за пределами двадцатки. А школа №60 хоть и вышла из ТОП-10 в 2017 году, закрепилась на 12-м месте, потеряв всего три строчки.
По итогам 2016-2017 учебного года в десятку ворвались три средние школы: №34, 37 и 56 (седьмое, восьмое, девятое места). Все они показали приличный рост, поднявшись соответственно на 14, девять и шесть ступеней. Отметим, что школа №34, потеряв 11 пунктов в 2016-м и покинув первую десятку на год, с лихвой наверстала упущенное.
– Для нашей школы, как и для любой, важны постоянные улучшения, которые приводят к повышению качества образования, – отмечает Гульнара Бариева, директор средней школы №34, экс-депутат горсовета. – В 2016-м мы были на 21-м месте, в этом году – на седьмом месте. Рейтинг учитывает 22 показателя: здесь и муниципальное задание, и рейтинги по высокобалльникам, по математике, по доле победителей и призеров олимпиад, по грантам, по питанию, и воспитательная работа, и спортивно-оздоровительная. Но ключевые показатели школы – результаты ОГЭ, ЕГЭ. Если судить только по ЕГЭ, то у нас в 2015 году было девятое место, в 2016-м – 11-е, а в этом году – седьмое.
Опрошенные Chelny-biz.ru руководители школ предпочитают не говорить о гонке за рейтингами, но и важность конкуренции не отрицают.
– Ежегодно перед руководителями школ ставятся определенные задачи. Их выполнение стимулирует и директора школы, и администрацию, и педагогов на поиск новых управленческих идей, новых проектов. Так, в нашей школе функционируют следующие проекты: «Формирование модели творческой школы: управленческий аспект», «Информационно-коммуникативное пространство на основе партнерства», «Развивающая образовательная среда», – говорит Гульнара Бариева. – Для повышения качества образования необходима комплексная работа, взаимодействие всех участников образовательного процесса. Слаженная, мотивированная команда, которая выбирает правильный путь, достигает определенных результатов. Если образовательная организация из года в год показывает хорошие результаты, то это уже система.
«ПОЧЕМУ У 26-Й ГИМНАЗИИ ПРЕКРАСНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? ОНИ ЗАРАНЕЕ «ПОДУШКУ БЕЗОПАСНОСТИ» СОЗДАЮТ СЕБЕ»
Похожая ситуация в школе №37: она была в десятке в 2014-2015 учебном году, затем спустилась на девять строк, а теперь с 17-го места поднялась на восьмое.
– Конечно приятный момент – находиться в зеленой зоне. С другой стороны, быть в десятке – ответственность большая, – прокомментировал Chelny-biz.ru Рамиль Садриев, директор школы №37. – Приятно видеть, что наша школа, которая не является гимназией, показывает высокие результаты. Мы работаем с обычными детьми из прикрепленных домов 51-го комплекса.
Результат школы в текущем году руководитель считает заслугой учителей. Плюс условий, созданных в школе и усиленной работой по тем или иным параметрам.
– Нельзя сказать, что за счет одной позиции можно серьезно подняться в рейтинге, нужна комплексная работа. Мы анализировали, что еще можно подтянуть. Результаты ЕГЭ, ОГЭ ждешь и до последнего не знаешь, какими они будут, – делится директор. – Участие в олимпиадах, занятие призовых мест у нас хромает. Ставим задачу учителям по всем предметам вести целенаправленную работу, готовить детей. Не попробовав, не получишь результат. Планируем усилить участие в конкурсах, олимпиадах. Есть возможность в течение года создавать такую «подушку безопасности», чтобы не ждать в последний момент результатов. Почему у 26-й гимназии прекрасный результат? Потому что много призовых мест во всероссийских, республиканских олимпиадах. Так они заранее создают себе «подушку безопасности».
«САМЫЙ СТРЕМИТЕЛЬНЫЙ СПАД У ШКОЛЫ №45 – СРАЗУ 27 ПУНКТОВ, С 13-Й НА 40-Ю СТРОЧКУ»
В целом в этом году поднатужились и скакнули вверх по рейтингу, прибавив более 10 пунктов, семь школ. Рекордсмены – школа №3, поднявшаяся на 25 позиций (с предпоследнего на 31-е место), и кадетская №47 (плюс 24 места, с 43-го на 19-е место). На 21 ступень поднялась школа №51, оказавшись на 26-й строчке.
Надо отметить, что настрой «быстрее, выше, сильнее» был более ярко выражен в школах города в 2015-2016 учебном году, когда значительно улучшили показатели сразу 15 школ. На 35 (!) строк взлетела тогда гимназия №29 (на 25-е место), на 30 – школа №52 (на 27-е), на 29 – школа №1 (на 20-е).
Значительно сдали в минувшем учебном году свои позиции, скатившись на 10 и более строчек, 13 школ. Самый стремительный спад у №45 – сразу 27 пунктов, с 13-й на 40-ю строчку. Так же стремительно взлетала, скатилась гимназия №29 (потеряла 24 позиции, с 25-го на 49-е. Но поскольку в прошлом году она показала рост на 35 пунктов по сравнению с 2015 годом, когда она была лишь 60-й, сейчас ее место в рейтинге лучше, чем тогда.
В 2015-2016 учебном году тоже были резкие падения. Так, на 28 строчек вниз, с 14-го места, переместилась гимназия №54. В этом году она оправилась, прибавила четыре пункта и остановилась на 38-й позиции.
В хвосте в этом году оказались школы №5, 13, 27, кадетская №82 и замыкает рейтинг №9. В целом, картина практически повторяет прошлогоднюю, когда последняя пятерка выглядела следующим образом: школы №9, 13, 17, 3 и кадетская №82, которая, кстати, была и осталась на 58-м месте, спустившись еще по итогам 2015-2016 года сразу на 18 строчек.
Проблема аутсайдеров обсуждалась на августовской конференции педагогов в четверг. Начальник управления образования и по делам молодежи Винер Харисов заявил, что их деятельность тщательно проанализируют. Замруководителя исполкома Рамиль Халимов предложил назначать «отстающим» наставников из успешных учебных заведений. Идея нашла поддержку у педагогов.
– На совещании руководителей было озвучено решение – командам, занимающим в рейтинге слабые позиции, определить наставников среди пяти лучших школ, – говорит Гульнара Бариева. – В партнерстве, в сопровождении можно достичь определенных результатов, повысить профессиональную компетентность.
«ЕСЛИ РЕБЕНОК ИДЕТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС, ЭТОТ РЕЙТИНГ ДАЖЕ ВРЕДЕН. В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НУЖНО ВЫБИРАТЬ УЧИТЕЛЯ»
Нужно ли ориентироваться на рейтинг при выборе школы? Этот вопрос мы задали самим же директорам школ.
Андрей Сальников, директор гимназии №26:
– По начальной школе я бы однозначно сказал, что не стоит. Если ребенок идет в первый класс, этот рейтинг даже вреден. В начальной школе нужно выбирать учителя. Пусть там щербатые полы, не самый лучший ремонт, но ребенку нужен учитель, именно он закладывает азы. Как он его научит, так дальше и будет. В среднем звене можно уже поискать школу. Относительно того, какие у ребенка будут задатки, которые можно будет дальше развивать. Но гоняться за рейтингом ненужно.
Рамиль Садриев, директор школы №37:
– При выборе школы ориентироваться надо не на рейтинг. Для достижения результата необходимо желание ученика учиться. В какой бы школе он ни был – в простой, в гимназии, в лицее – если нет желания, ребенок знания не получит. Нужна поддержка родителей, которые должны направлять. Вот Ломоносов – не было ни рейтингов, ни школ, было большое желание учиться.
Гульнара Бариева, директор школы №34:
– Я более 20 лет работаю в образовании и считаю, что в начальной и в основной школе ребенок должен учиться в своем микрорайоне. Когда он осознает, в каком профиле лучше реализуются его способности – в математическом или гуманитарном – когда ребенок самостоятельно может ездить в другую школу, тогда и целесообразно переходить в учебное заведение по выбранному профилю.
Рейтинг школ Набережных Челнов за три года, с 2015 по 2017
Примечание: красным цветом обозначено падение на 10 и более пунктов, зеленым – рост на 10 и более пунктов.
Chelny-biz.ru
зара
Оля
Оле
Оля
Йа