Новости
Подробно


«Если бы я реально осознавала, что ребенку угрожает опасность, я бы все предприняла…»

21.04.2017, 18:15

Сегодня городской суд Набережных Челнов поставил точку в резонансном деле о гибели школьницы в частном бассейне «Афина». Владелица заведения Наталья Мавренкова, которая долгие годы руководила ДК «КАМАЗ», получила два года условного срока. Ее единственную суд признал виновной «в оказании услуг, не отвечающих безопасности», из-за чего в ноябре 2016 года утонула 11-летняя девочка. Женщину обязали выплатить потерпевшей стороне один миллион рублей из трех, которые просили родители. «Смерть человека не должна быть предметом торга», – объяснил свое решение судья.

Кассира-администратора бассейна Олесю Шадрину суд полностью оправдал. Многодетная мать после приговора долго не могла прийти в себя, продолжала плакать, говоря, что после долгих месяцев следствия поняла: «Детей надо беречь». На суде она признала, что бассейн работал с нарушениями. Новые подробности трагедии на воде, а также о том, куда делись записи с камер видеонаблюдения, и кого винит в гибели ребенка сама Мавренкова – в репортаже Chelny-biz.ru.

«СОЗДАВАЯ ПАРТНЕРСТВО, Я ДАЖЕ В СТРАШНОМ СНЕ НЕ МОГЛА ПРЕДВИДЕТЬ, ЧТО ТАКОЕ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ»

Завершающий процесс по уголовному делу о гибели 11-летней девочки в частном бассейне «Афина» начался ранним утром. Подсудимые – учредитель комплекса Наталья Мавренкова и администратор бассейна Олеся Шадрина зашли в зал суда последними. Здесь их ожидали представители СМИ и родственники.

Первой выступила с последним словом Наталья Мавренкова.

– Я хотела бы еще раз обратиться пострадавшим: я искренне сожалею о том, что случилось, – начала она. – Если когда-либо вам понадобится моя помощь, знайте, я всегда вам помогу. Я хотела бы сказать, что создавая некоммерческое партнерство, даже в страшном сне не могла предвидеть, что такое может произойти. К сожалению, человеческий фактор, который присущ всем, сыграл свою злую шутку.

Бывший руководитель ДК «КАМАЗ» Наталья Мавренкова не в первый раз попыталась переложить ответственность на других лиц. В частности, на директора Некоммерческого партнерства «КДК» Анастасию Зинину. Сама Мавренкова является учредителем ООО НП «Культурно-деловой комплекс» (далее НП «КДК» – ред.) и числится консультантом директора все той же организации.

– Прокурор спрашивал: в чем я признаю себя частично виновной? Наверное, в том, что я как учредитель позволила руководить предприятием такому человеку, как Зинина. Ее бездействие привело к такой трагедии, – заявила Мавренкова. – Наверное, более жестко надо было смотреть за этими людьми, которые были приняты на наше предприятие, чтобы они элементарно выполняли свои должностные обязанности.

Олеся Шадрина рассказала суду, что утроилась на работу в бассейн вынужденно.

– Я тоже хочу принести свои соболезнования, – говорила подсудимая дрожащим голосом. – Мне пришлось найти работу, так как нахожусь в декретном отпуске, пособие по уходу за ребенком оплачивается только до полутора лет. У меня трое детей, вы понимаете, как это тяжело. Меня устраивал график. Но во время работы я видела недочеты, много чего не устраивало, хотела уволиться, но меня попросили остаться. Бассейн в итоге работал с нарушениями, я сейчас это понимаю и осознаю. Люди, которые здесь выступали, говорили неправду. Пусть это будет на их совести. Я говорю, как есть. Простите, пожалуйста! У меня нет медалей, почетных грамот, заслуг перед городом… Но если бы я реально осознавала, что угрожает опасность ребенку, любому ребенку, я бы все предприняла, чтобы это предотвратить.

Суд, выслушав подсудимых, удалился в совещательную комнату. Перерыв длился около 40 минут. Особенное волнение чувствовалось у Олеси Шадриной. В какой-то момент женщина, завидев конвоиров в коридоре, начала плакать. В отличие от нее владелица смертельного бассейна вела себя абсолютно спокойной.

«С ТЕЛЕФОНА ДОЧЕРИ ПОЗВОНИЛА НЕИЗВЕСТНАЯ ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ СООБЩИЛА, ЧТО ПРОИЗОШЛА БЕДА»

Трагедия произошла 19 ноября 2016 года. Ее детали судья напомнил, озвучивая приговор.

Подсудимая Олеся Шадрина, работавшая в тот день администратором-кассиром, узнала, что на работу не вышел инструктор, который должен обеспечивать безопасность в бассейне. Об этом она сообщила Наталье Мавренковой, которой непосредственно подчинялась. А та в злополучный день занималась подготовкой банкета в кафе при комплексе.

– Мавренкова, получив от Шадриной сообщение об отсутствии штатного инструктора, осознавая невозможность предоставления услуг бассейна в отсутствии последнего, предложила привлечь ранее знакомого несовершеннолетнего Степана Чупахина. Шадрина, выполняя требования Мавренковой, пригласила молодого человека в качестве инструктора, – зачитывал судья.

Юношу Мавренкова приметила еще летом 2016 года, когда он работал в детском лагере. Чупахин иногда неофициально подрабатывал в «Афине». Когда ему позвонила Олеся Шадрина и попросила выйти, он был на уроке в школе. Поэтому появился в бассейне только в районе четырех вечера.

– Он обычно следил за тем, чтобы никто не хулиганил. С инструкцией его никто не знакомил. В день трагедии смотрел за детьми, все было нормально, – озвучивал судья показания молодого человека. – Один раз отлучился в туалет. Когда вернулся, к нему подошла девочка и сообщила, что потеряла подругу. Он сразу же прыгнул в бассейн. Достал ребенка из воды. Он повернул ее на бок. Из легких вышла вода.

Погибшая Екатерина Чупрова пришла в бассейн со своей подругой примерно в 16:20. Судья не раз подчеркивал, что администратор Шадрина «по указанию Мавренковой» пропустила школьниц без медицинской справки и сопровождения взрослых (Мавренкова разрешила такое персоналу). Уже в 16:50 девочку обнаружили на глубине 2,2 метра основного бассейна. Как позже заключили эксперты, причиной смерти стало утопление.

В ходе судебного следствия мама девочки сообщила, что для ее дочери это был первый поход в бассейн. Прежде Катя бывала с братом на Каме, где научилась плавать «по-собачьи». В тот злополучный день Елена Чупрова не хотела отпускать дочь. Согласилась только тогда, когда ей сказали, что вода в бассейне по пояс.

Когда судья Халил Юнусов зачитывал подробности трагедии, мама и родные погибшей не могли сдержать слез.

– Когда девочки ушли, телефон они не брали, – оглашал показания Юнусов. – Потом с телефона дочери позвонила неизвестная женщина, сообщила, что произошла беда, и им нужно подъехать. Она поехала с сыном в бассейн, и уже там они узнали, что дочь утонула.

Участковый педиатр поликлиники №5 показала суду, что девочка не обращалась за медицинской справкой. У Екатерины Чупровой не было противопоказаний, и, если бы ребенок или мама обратились за медсправкой, ее бы выдали. Кстати, другие свидетели не раз заявляли суду, что документы в этом бассейне особо и не проверяли.

По словам подруги погибшей, Катя ей говорила, что умеет плавать. Девочка потеряла подругу из виду, когда поплыла к бортикам. Она сразу же побежала к инструктору, который в тот момент сидел на стуле.

Скорую вызвала Олеся Шадрина. Бригада ехала 20 минут. В это время спасти девочку пытались несовершеннолетний инструктор и одна из клиенток бассейна, которая представилась врачом. Прибывшие медики боролись за жизнь школьницы около часа, но спасти ее так и не смогли.

– Если бы врачи скорой были более расторопными, девочку можно было бы спасти, – зачитал слова Мавренковой судья.

Кстати, оперативники по приезду обнаружили, что компьютер для просмотра записей с камер видеонаблюдения отсутствовал. Позже выяснилось, что сотрудники бассейна его спрятали в другую комнату. Но все необходимые записи сохранились.

«ШАДРИНА В КАЧЕСТВЕ КАССИРА НЕ МОГЛА ПОВЛИЯТЬ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ПОЛИТИКУ МАВРЕНКОВОЙ»

– НП «КДК» фактически единолично управляла Мавренкова, – отметил судья Халил Юнусов и озвучил некоторые детали возникновения в Челнах «Афины».

Некоммерческое Партнерство «Культурно-деловой комплекс» было создано 16 сентября 2009 года решением собрания учредителей - Натальи Мавренковой и генерального директора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина. Здание спортивно-делового центра «Автозаводец», где находится бассейн, было передано партнерству только в декабре 2016 года в счет вступительных взносов ПАО «КАМАЗ» в НП вместе с другими объектами недвижимости общей стоимостью 24,5 млн рублей.

Сам бассейн в эксплуатацию ввели в январе 2015 года, и в ноябре того же года НП «КДК» передало здание «Автоградбанку» в качестве отступных. В дальнейшем бассейн находился в «Автозаводце» уже на условиях аренды.

– Именно Мавренкова фактически управляла комплексом. Осуществляла подбор, прием и увольнение сотрудников, распоряжалась финансовыми средствами, – подводил к итогу судья. – Другие работники, в том числе директор «КДК» Зинина, без ведома Мавренковой не имели прав предпринимать какие-либо действия, направленные на изменение порядка в бассейне «Афина».

Как было озвучено, в обязанности Анастасии Зининой входила работа с поставщиками, разрешение судебных дел и претензионная работа, подбором работников она не занималась. О том, что несовершеннолетний инструктор в этот день подрабатывал, Зинина не знала.

Олеся Шадрина получала фиксированную заработную плату в размере 10,5 тыс. рублей, которая никак не зависела от количества посетителей. Поэтому женщина не была заинтересована в привлечении большего числа клиентов.

– Предъявленное обвинение в отношении Шадриной не нашло своего подтверждения, – озвучил неожиданно судья.

Адвокат подсудимой Гульшат Шакирова после услышанного резко выдохнула, а Шадрина закрыла лицо и начала плакать.

– Подсудимая свою вину не признала, – продолжал судья. – Доказательств того, что она вступила с Мавренковой в преступный сговор, сторона обвинения не представила. Обвинение в этой части построено больше на предположениях. Шадрина в качестве кассира не могла повлиять на предпринимательскую политику Мавренковой. Она являлась наемным работником и не могла отвечать за организацию процесса по оказанию услуг.

Таким образом, суд принял решение оправдать Олесу Шадрину и признать за ней право на реабилитацию. Суд не нашел в действиях женщины прямой связи с наступившими последствиями.

Сторона защиты практически ликовала. Переполненная эмоциями Шадрина не переставала плакать.

«ЧУПРОВА ОТПРАВИВ В БАССЕЙН БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ СВОЮ МАЛОЛЕТНЮЮ ДОЧЬ, ПРОЯВИЛА БЕСПЕЧНУЮ САМОНАДЕЯННОСТЬ»

– Мавренкова ранее не судима, вину признала, характеризуется положительно, – перешел ко второй обвиняемой Юнусов. – Имеет многочисленные грамоты, награды за большую общественную деятельность. Ущерб частично возместила, передав добровольно Чупровой на похороны 50 тысяч рублей. Суд учитывает и состояние здоровья.

С учетом всех смягчающих обстоятельств суд вынес Наталья Мавренковой наказание в виде двух лет условного срока. Женщина, судя по всему, ожидала такое решение. Эмоции на ее лице не проявились.

– Суд в качестве дополнительного наказания считает необходимым лишить Мавренкову права заниматься предпринимательской деятельностью по оказанию услуг населению, – продолжал судья.

Напомним, что потерпевшая сторона предъявила гражданский иск в размере 3 млн рублей. Суд удовлетворил его частично: с Натальи Мавренковой решено взыскать 1 млн рублей в пользу матери погибшей девочки. При этом судья подчеркнул, что «смерть человека не должна быть предметом торга и неосновательного обогащения».

– Чупрова, отправив в бассейн без сопровождения взрослых свою малолетнюю дочь, не умеющую плавать, легкомысленно отнеслась и не предвидела опасность для жизни и здоровья ребенка, то есть проявила беспечную самонадеянность, – акцентировал судья. – В результате преступных действий Мавренковой она понесла физические страдания, связанные с утратой близкого человека.

После оглашения приговора владелица бассейна Наталья Мавренкова быстро покинула зал. Напомним, гособвинение запрашивало для нее два года реального срока. По данным Chelny-biz.ru, решение об обжаловании приговора еще принято.

– В условном сроке тоже нет ничего хорошего для нее, а дальше – Бог судья, – заметила после процесса мать утонувшей девочки Елена Чупрова.

Оправданная Олеся Шадрина, которая с момента трагедии предпочитала молчать, сегодня охотно общалась с журналистами:

– Я верила в это. Спасибо большое!

– Спасибо суду, что разобрались в этом деле, – добавила адвокат оправданной Гульшат Шакирова. – Дали верную оценку всем действиям, наказали виновных и оправдали невиновных.

– За эти пять месяцев, пока все это длилось… – попыталась добавить что-то еще Шадрина и снова расплакалась.

– Какой вывод вы сделали для себя?

– Надо беречь своих детей. Для меня это послужило большим уроком, – ответила Шадрина на вопрос Chelny-biz.ru.

Олеся Аверьянова

Комментарии
21.04.2017, 18:50

Мнение

Пока не будет реальных наказаний всех виновных так и будут гибнуть люди то здесь, то там.
22.04.2017, 09:06

Как не печально, но это не правда это. Когда человек бьет в лицо другого, в этот момент он не думает о том, что когда-то другого человека посадили в тюрьму за такой же поступок. И тут тоже самое. Жизнь ребенка бесценна и утрату не вернуть, но и судьба этих людей, которые открывали бассейн с благими намерениями тоже имеет значение! У них есть свои дети, которые тоже нуждаются в родителях. Никого не оправдываю, но знаю из жизненного опыта, что когда много лет делаешь одну и ту же работу и при этом никогда не было никаких ЧП, то притупляется чувство риска, что это ЧП случится сегодня. Суровость наказания других людей никак не влияет на ощущение опасности у рабочего, для кого работа стала рутиной.
25.04.2017, 19:37

Мнение2

А почему в других странах несчастных случаев меньше? и ничего у них не притупляется...
21.04.2017, 23:49

Дело скорее в том, что...

Не были прописаны порядки в этом болоте. Поэтому и получилось так что работники пришли -ушли. Никто знать не знал за что отвечать. По закону того, кто пропустил вроде как и не за что привлекать. Досталось на орехи только директору! Что касается второго фигуранта то наказание все таки тоже есть, но моральное. Резонансное дело, шумиха, репутация... Я думаю что получили все по заслугам.