Новости
Подробно


«Вне союза местные сети не выживут»

03.12.2012, 11:35

Генеральный директор торгового дома «Дуслык» Ренат Сулейманов считает, что вступление в торгово-закупочный союз – один из немногих способов выжить в конкурентной борьбе с федералами. Сегодня его компания включает в себя 41 торговый объект. В планах на 2013 год – еще 20.

О перспективах роста торговой сети «Тэмле» на местном рынке, конкуренции с другими игроками, вступлении в торгово-закупочный союз и многом другом Ренат Сулейманов рассказал в интервью корреспонденту портала предпринимателей.

 

«НАША ЗАДАЧА В ТОМ, ЧТОБЫ СОЗДАВАТЬ УДОБНЫЕ МАГАЗИНЫ ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ»

- Ренат Анварович, торговому дому «Дуслык» уже 15 лет. Розничная сеть «Тэмле» появилась гораздо позже, но уже сейчас по количеству магазинов она догоняет ведущие торговые сети города. У вас изначально был план «молниеносного захвата» рынка или же для вас это тоже было некоторой неожиданностью?

- Честно говоря, мы тогда не думали о захвате рынка. У покупателей была потребность в большем количестве магазинов, поэтому мы их и открывали.

- В Набережных Челнах сейчас у вас девять супермаркетов «Тэмле». Сколько еще, по вашему мнению, может вместить в себя местный рынок?

- На самом деле рынок у нас еще относительно пустой. Думаю, что в ближайшие 3-5 лет количество наших магазинов удвоится. В следующем году мы планируем открыть еще 20 магазинов.

- На федеральный уровень не пора еще?

- Думаю, что еще рано. Основные усилия сейчас направлены на Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульму.

- А в Казань?

- Если получится приобрести хорошие объекты в Казани, то почему «нет»? Для тех, кто смог открыть магазин в небольшом городе, прийти в Казань не составит труда. В больших городах и трафик больше. Если ты умеешь открывать комфортные магазины, то какая разница, где это делать?

- По количеству магазинов вы уже почти догнали крупнейшую торговую сеть города «Челны-Хлеб». Стоит ли перед вами задача обойти их?

- Это не принципиально. Важно ведь не сколько у тебя магазинов, а насколько качественно они работают. Открыть магазин не сложно. Важно, чтобы он приносил прибыль и не был убыточным. Конкуренция всегда есть.

- Что вам необходимо, чтобы стать лидером в городе?

- К лидерству мы не стремимся. Наша задача в том, чтобы создавать удобные магазины для покупателей, в которые им было бы приятно заходить. У нас есть хороший пример – «Бэхэтле». Эта сеть никогда не будет открывать много магазинов в одном городе, ей достаточно 2-3 объекта. У меня примерно такая же позиция: неважно, сколько ты откроешь магазинов, главное, чтобы каждый из них приносил удовольствие покупателям.

- На чем вы делаете акцент в вопросе качества? Чем «Тэмле» лучших других сетей города?

- Пока мы, наверное, не лучше. По уровню все примерно одинаковы: и «Тэмле», и «Челны-Хлеб», например. Мне хочется, чтобы мои магазины были лучшими по двум показателям. Первый – в магазинах «Тэмле» должно быть чисто, уютно, тепло, светло, приятно пахло. Второе – у покупателей должно быть ощущение, что они пришли в магазин, где цены не выше, чем у конкурентов.

 Ренат Сулейманов: «Без вступления в союзы местная торговая сеть вряд ли сможет выжить


«ДИСКАУНТЕРЫ ВСЕГДА БУДУТ ИМЕТЬ ПРАВО НА ЖИЗНЬ»

- Сейчас, судя по всему, вы делаете акцент на развитие розничной сети «Тэмле». Значит ли это, что со временем дискаунтеры «Закамье» исчезнут из города?

- Да, мы сейчас развиваем «Тэмле», но дискаунтеры всегда будут иметь право на жизнь, потому что это торговая система для небогатых людей. К сожалению, у нас в России, и в Набережных Челнах в частности, всегда существует прослойка людей со средним уровнем достатка. Соответственно всегда нужны магазины, где цены будут отличаться от цен в других торговых объектах.

Дискаунтеры – это магазины, в которых можно приобрести продукты по низкой цене. Там нет дорого оборудования, нет большого количества персонала, соответственно затраты ниже. Это и позволяет нам устанавливать невысокие цены. Иногда в дискаунтерах в проходах стоят коробки, это не совсем комфортно. Но люди туда приходят, потому что цены привлекательны. В Германии, например, дискаунтеры занимают, зачастую, лидирующее положение в генерации выручки.

- А если говорит о выручке: как дискаунтеры чувствуют себя относительно супермаркетов?

- Нельзя говорить, что дискаунтеры могут генерировать большую выручку, а супермаркеты маленькую. Там разные покупатели и разные приоритеты Супермаркет создает выручку за счет фруктов, собственного производства, колбас, сыров в большом ассортименте, а дискаунтеры – это больше бакалейный товар: консервы, соки, пиво, вода. Туда приходят люди, которые, как правило, не могут оставить на кассе тысячу рублей.

- Ваши торговые объекты функционируют в форматах супермаркета, дискаунтера, у дома. Что-то большее не планируете открыть? Гипермаркет, например.

- Планируем. В ближайшее время открываем «Cash and carry» в Альметьевске. Это будет первый подобный торговый объект в нашей сети. Скорее всего, открытие будет уже в декабре. Площадь 2000 квадратных метров.

- Почему именно в Альметьевске?

- Так получилось, что нашли там подходящее помещение.

- Если опыт окажется удачным, Челнам стоит ждать чего-то подобного от вас?

- В Челнах достаточно подобных помещений. «Агат» работает в формате «cash and carry», есть «METRO», «ЛЕНТА», «ЭССЕН» развивается. Конкурентная среда настолько высокая, что прежде чем открывать что-то подобное, нужно очень серьезно подумать, стоит или нет. В Альметьевске конкуренция не так высока.

- Cash and carry будет работать под брендом «Тэмле»?

- Пока еще не знаю, не решили.

 

«У НАС ЕСТЬ ДОСТОЙНЫЙ ПРИМЕР – «БЭХЭТЛЕ»

- Ренат Анварович, судя по маркетинговым исследованиям наибольшей популярностью среди продуктов собственного производства пользуется выпечка. Планируете ли вы как-то развивать эту группу товаров? Расширять ассортимент, например?

- Планируем. У нас в этом плане есть достойный пример – «Бэхэтле». Еще очень хорошо в этом направлении идет «Челны-Хлеб». Надо действовать и быть следующим игроком, который создаст собственную кухню. Если есть понимание и желание, создать ее можно без проблем.

- Я знаю, что вы недавно начали выпекать хлеб. Что подтолкнуло на этот шаг? Продукции «Челны-Хлеб» не хватало?

- Мы думали как раз о том, чтобы отличаться от них. Нас вполне устраивает продукция «Челны-Хлеб». Более того, я считаю ее одной из лучших в Татарстане. Мы просто дополнили ассортимент с помощью собственных продуктов, которые как раз и будут отличать магазины «Тэмле» от других. Когда создавалось это производство, задача была создать продукт, который еще никто не выпускает.

- Продукция рассчитана только на вашу сеть?

- Да. Мощности, которые мы закладывали, не позволяют пока предлагать кому-то еще нашу продукцию. Но если опыт будет успешным, то, конечно, мы сможем тиражировать ее для кого-то еще.

- Сейчас вы производите два вида хлеба, но будет больше?

- Да, конечно, будет больше. С десяток точно.

 Ренат Сулейманов: «Без вступления в союзы местная торговая сеть вряд ли сможет выжить


«РАСШИРЯТЬ СОЮЗ ПОКА НЕ ХОТИМ»

- Ренат Анварович, не так давно ТД «Дуслык» вступил в торгово-закупочный союз «Волжско-Камский». Тяжело ли вам далось это решение? Ведь не все игроки захотели вступить в союз. «ЭССЕН», например, отказался.

- У «ЭССЕНа» свой путь развития – поглощение. Мы пошли по пути объединения. Не могу сказать, что решение далось тяжело, ведь мы как раз и были организаторами союза вместе с торговым домом «Челны-Хлеб». Потом к нам присоеденился «Агат».

- Чего ждете в первую очередь от союза?

- Хотим стать лидерами на рынке за счет консолидации ресурсов и опыта. Союз подразумевает как раз обмен информацией и опытом: один силен в одних процессах, второй в других. Если каждый станет сильней за счет партнера, то, я думаю, мы получим тот эффект, который ожидаем.

«ЭССЕН» в этом плане, наверное, многое теряет. Вряд ли новых собственников устроят внутрение процессы «Камиллы». Руководство, наверняка, будет их модернизировать, внедрять новые стандарты. В любом случае, они будут развиваться исключительно собственными силами. Союз же дает другой посыл: ты понимаешь, что рядом с тобой человек, который умеет что-то делать лучше, чем ты. Он перенимает твой опыт, а ты его – оба становятся сильнее. Получается, что «1+1=3». У «ЭССЕНа» иначе – «1+1=2».

- Какие местные игроки планируют вступить в союз?

- Есть сети, которые хотят вступить в союз, причем, не только из нашего региона. Поступали предложения от Ижевска, Пензы. Мы пока не хотим расширять союз по той простой причине, что нам втроем удобнее договориться. Нужно для начала стандартизировать принципы работы союза, а потом уже можно будет приглашать других игроков.

- По количеству участников лимита в союзе нет?

- Лимита нет. Если кто-то захочет вступить в союз – welcome. Как только закончится процесс стандартизации, мы будем готовы расширять его. Важно посмотреть, чем сильна компания и применить ее сильные стороны. Союз становится многогранным, как бриллиант.

- Если говорить об участниках вашего союза, кто чем силен?

- «Челны-Хлеб» - это лидер в процессах производства. «Дуслык» силен в логистике, у нас хороший опыт. «Агат» один из лучших дистрибьютеров в регионе. У него другой формат, и этим он интересен.

 

«КО ВСЕМ КОНКУРЕНТАМ НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ СЕРЬЕЗНО»

- Ренат Анварович, как вы считаете, смогла бы местная сеть выжить без вступления в подобные союзы?

- Сегодня, наверное, еще сможет, а через год-два - сомневаюсь. Задавят федералы, союзы. Я считаю, у ритейлеров два пути развития: либо объединяться с другими сетями, либо расширяться каким-то другим способом. Иначе тебя кто-то поглотит.

- Если говорить конкретно о вашем союзе, кто у вас сегодня основной конкурент?

- Основных конкурентов выделить не могу, все сильны. Даже маленький ларек на остановке. Они присутствуют на рынке и их нужно уважать. Конкуренты с каждым днем становятся все сильнее, к ним нужно относиться серьезно. Вопрос в другом – останутся только сильнейшие, а это либо федералы, либо союзы.

- В торговле сейчас наблюдается огромная текучка кадров. У вас эта проблема тоже присутствует?

- В этом плане мы ничем не отличаемся от других торговых сетей, в «Тэмле» текучка кадров тоже есть. Правда, у нас большой плюс – учебный центр. В нем достаточно четко и методично учат основным принципам торговли. Это помогает.

 

 Ренат Сулейманов: «Без вступления в союзы местная торговая сеть вряд ли сможет выжить


«НАЗВАТЬ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН СЕРЬЕЗНОЙ БИЗНЕС-МОДЕЛЬЮ Я ПОКА НЕ ГОТОВ»

- У вас есть собственный интернет-магазин. Для нашего города, прямо скажем, это пока редкость. Довольны вы его работой? Охотно ли люди совершают покупки?

- Мы не стремимся к каким-то высотам в области интернет-торговли. Ментальность жителей Набережных Челнов пока такова: есть недоверие к тому, что ты не можешь пощупать руками. В любой стране, где люди любят совершать покупки на рынке, в магазинах, интернет-торговля не работает. К примеру, такая ситуация в азиатских странах. У нас почти также. Есть интернет-магазин, есть клиенты, есть определенная выручка, но сказать, что это серьезная бизнес-модель, которую нужно развивать, я пока не готов.

- Что чаще всего покупают в вашем интернет-магазине?

- В основном подарки. Однажды, например, мы получили заказ из Тюмени. На день рождения дочери мужчина заказал «Рафаэло», бутылку шампанского, еще что-то. Этим хорош интернет-магазин, его услугами можно воспользоваться практически из любой точки мира. Домохозяйки, к сожалению, пока не являются нашими клиентами.

- Какие планы на ближайшее время?

- Открываем магазины в Азнакаево, Уруссу, Актюбе, Альметьевске, Лениногорске. Планов очень много. Нужно только время и ресурсы для их реализации.

 

Роман Ефремов

 

 

 

Комментарии

Оставьте первый комментарий