Забота о пожилых родственниках - тяжелый труд, требующий огромных временных и финансовых затрат, а также эмоциональной выдержки. Для того, чтобы облегчить этот процесс как семьям, так и самим престарелым, нуждающимся в уходе, Альбина и Алексей Сергеевы создали сеть пансионатов «Добрые истории». О том, почему это не дома престарелых в обычном понимании, адаптации их постояльцев и глобальных планах на будущее Альбина Сергеева рассказала в своем интервью.
«НАША ГЛАВНАЯ МИССИЯ – ОБЕСПЕЧИТЬ СЧАСТЛИВУЮ СТАРОСТЬ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ»
— Расскажите, пожалуйста, о вашем проекте. Чем вы занимаетесь?
— Наша организация осуществляет деятельность по уходу за пожилыми людьми с 2016 года. На данный момент у нас восемь пансионатов по республике - в Пестречинском, Высокогорском, Лаишевском районах, Казани, Нижнекамске. Совсем недавно мы открылись и в Набережных Челнах. Наш проект – семейное дело. Мы работаем вместе с супругом, Алексеем Сергеевым. Что представляют собой наши пансионаты? Это своего рода частные дома престарелых, но нам не очень нравится это название. Оно всегда носит негативную окраску – ассоциируется с покинутыми, никому не нужными родственниками. У нас все совершенно не так. К нам на проживание – временное или постоянное - более молодое поколение привозит своих пожилых родителей, бабушек или дедушек, нуждающихся в круглосуточном профессиональном уходе. Они их регулярно навещают, звонят по телефону, а также, если проживают за границей, общаются по видеосвязи. Наша главная задача – обеспечить для постояльцев счастливую старость, окружить их заботой, душевным теплом, подарить любовь и заново научить наслаждаться жизнью. Я всегда говорю своим сотрудникам: мы должны создавать для наших бабушек и дедушек такие условия, в каких хотели бы сами жить в старости.
- Расскажите, сложно ли было начинать? Ведь, как вы правильно отметили, касательно учреждений для престарелых существуют предубеждения.
- Вы правы, начинать было непросто. В те времена еще не очень была развита ни патронажная служба, ни сиделки. Каждая семья справлялась своими силами и предложить им альтернативу было, с одной стороны необходимо, с другой – сложно. Нужно было донести, кто мы и в чем наша цель, убедить, что в наших пансионатах их близким будет комфортно и безопасно. Не сразу, но это получилось. Сейчас многие уже понимают, что такие организации, как наша, крайне необходимы. Современные реалии таковы, что молодым нужно работать и, к сожалению, навещать своих близких родственников, ухаживать за ними становится все сложнее. Тем более, если близкий человек имеет какие-либо серьезные заболевания либо прикован к постели - его нельзя оставлять одного дома, ему нужна круглосуточный уход, который порой самостоятельно родственнику без посторонней помощи оказать крайне сложно.
- А откуда возникла идея создания таких пансионатов?
- Идея пришла еще в далеком 2013 году, когда мы столкнулись с проблемой оказания должного ухода за нашей бабушкой, которая в один день просто перестала ходить. Мы не понимали, что делать, как ей помочь. Найти сиделку оказалось огромной проблемой, мы все работали, но оставлять ее одну было просто нельзя. Со стороны моего супруга у нас медицинская династия. Его тетя всю жизнь занимала и занимает руководящие посты в крупных больницах нашей республики и именно она подсказала, что решением проблемы может стать создание пансионата по уходу за людьми, нуждающимися в помощи. Подобных учреждений в нашей стране было еще крайне мало. Мы с тетей обсуждали, что во многих странах работают частные пансионаты для пожилых, где им обеспечен круглосуточный уход. Тогда мы подумали, что в подобных услугах нуждаются и жители нашей республики. Сели, расписали наше видение, подумали, сколько вложений потребуется. На тот момент этих денег у нас просто не было и идею отложили. Для бабушки в итоге наняли сиделку. Вернулась я к мысли об открытии своего пансионата в 2015 году, когда была в декретном отпуске. Тогда ресурсы нашлись и первое наше учреждение заработало в 2016 году.
— Какой он был?
— Небольшой кирпичный частный коттедж, вмещавший 10 человек. Мы заново сделали ремонт в этом доме, оборудовали системой противопожарной безопасности. Для нас было важно сохранить для наших постояльцев домашний уют, теплую семейную атмосферу. Мы даже назывались тогда «Домашний уют». Так мы начали развивать наше дело. Все шло хорошо, но в 2019 году в нашей республике было принято решение запретить создание пансионатов для престарелых в частных домах. Мы начали искать альтернативное помещение.
— Как быстро удалось его найти?
— Это заняло довольно много времени. Дело в том, что к помещениям, осуществляющим подобную деятельность, предъявляется немало требований. Плюс нам хотелось сохранить нашу концепцию и привнести ощущение домашнего уюта, чтобы постояльцам было у нас хорошо. В итоге мы смогли совместить наши задумки и отыскать здания, которые полностью соответствовали требованиям пожарной безопасности и Роспотребнадзора. Для того, чтобы сделать наши дома еще более приятными для пребывания, мы покрасили стены в яркие цвета, добавили позитивных рисунков. И что немаловажно, во всех наших пансионатах есть своя зеленая территория для прогулок. При выборе помещений для нас этот критерий крайне важен, так как я лично при оказании благотворительной помощи одиноким пожилым людям неоднократно наблюдаю, что многие люди в возрасте в силу заболеваний годами не могут выйти на улицу из квартиры. У нас же даже люди, прикованные к постели, благодаря помощи сиделок, пересаживанию их в кресло-коляску и организованной доступной среде могут наслаждаться прогулкой на свежем воздухе. Кроме того, пансионаты оснащены как уличными, так и домашними тренажерами для пожилых людей, которые помогают постояльцам сохранять здоровье, а также улучшают самочувствие.
«ВСЕ, КТО ДОВЕРЯЕТ НАМ СВОИХ БЛИЗКИХ, ЖЕЛАЮТ ДЛЯ НИХ ТОЛЬКО САМОГО ЛУЧШЕГО»
— Кто ваши постояльцы?
— В основном это пожилые люди, которые не могут позаботиться о себе сами. Это лежачие больные, люди с деменцией, с болезнью Альцгеймера, Паркинсона, после переломов и травм, инсульта либо имеющие другие возрастные заболевания. Такие люди просто не могут жить дома одни, это бывает опасно и для них самих, и для их окружения. Они могут забыть поесть, принять лекарства, могут уйти из дома и потеряться, могут включить газ и забыть его выключить. Бывают и те, кому скучно и одиноко дома. В наших пансионатах решается еще одна важная проблема – это социализация людей пожилого возраста. Постояльцы всегда находятся в окружении людей, находят друзей по интересам, бывает, находят и свою любовь. Часто приезжают и те, чьи родственники перебрались за границу и не могут позаботиться о родителях самостоятельно. Бывают очень разные случаи. Главное - все, кто доверяет нам своих близких, желают для них самого лучшего.
— Вы говорили про стереотипы, связанные с домами престарелых. Существуют ли они и по сей день? Сложно ли родственникам решиться доверить вам своих близких?
— Сейчас стереотипов становится все меньше, но до сих пор, бывает, решаются с трудом. Иногда очень стесняются этой идеи. Боятся осуждения со стороны. Порой родственники могут доверить свою проблему только нам, так как, к сожалению, пока сам не столкнешься со щепетильной проблемой, вряд ли кто-то сможет тебя понять. По сути, к нам приходят, когда уже нет других вариантов. Например, бабушка в глубокой деменции, нормально не питается, не выходит из дома, перестает узнавать близких и в силу заболевания становится порой агрессивной. Родственникам очень сложно – они хотят помочь, но не имеют возможности быть с ней 24 на 7, максимум могут приходить раз в день. А в одиночестве, как мы знаем, болезни прогрессируют. Часто родственники вначале нанимают сиделку, но это тоже лотерея. Бывают случаи, когда нам близкие пожилых людей рассказывают, что им приходилось неоднократно менять персонал по уходу за близкими в силу разных причин: бабушка или дедушка часто падали, выглядели неопрятно, жаловались на грубое отношение. У нас такое просто недопустимо. Мы регулярно обучаем наших сотрудников тонкостям ухода. Я сама также являюсь инструктором по уходу и всегда акцентирую их внимание на доброжелательном и внимательном общении с постояльцами. В нашей профессии очень важно проявлять терпение и заботу. Я всегда говорю, что в сфере социального обслуживания случайных людей не бывают. Иной раз люди приходят ради заработка, но остаются лишь те, у которых в душе главная задача – оказание помощи нуждающимся. Поэтому в наших пансионатах большой процент сотрудников, которые работают вместе с нами уже многие годы.
— Как вы подбираете персонал? Это ведь не самая простая работа.
— Вы правы, работа сложная, особенно в психологическом плане. У нас жесткая система отбора и остаются, как я говорила ранее, только те, для кого это призвание, кто понимает и видит ценность такой деятельности. При наших пансионатах есть обучающие программы, так что мы готовы брать людей без опыта ухода за пожилыми людьми и всему их учим. Самое главное, что должно быть в наших сотрудниках – эмпатия, способность сопереживать, проявлять заботу и участие. А особенностям ухода мы научим.
— На какой период времени к вам можно привезти постояльцев?
— Минимальный срок – 7 дней. То есть к нам можно привезти бабушек или дедушек просто на период, пока вы отправляетесь в отпуск, например. Но можно и на постоянное проживание. Часто бывает так, что к нам приезжают на время, потом уезжают домой, но в итоге возвращаются. Все потому, что тут им хорошо. Дома они в основном предоставлены сами себе, почти не выходят на улицу, ни с кем не общаются, главное их развлечение – телевизор. У нас совсем не так.
— А как у вас?
— Во-первых, у нас в каждом пансионате есть свой культуролог. Он не только проводит с постояльцами занятия на мелкую моторику, поет вместе с ними песни, занимается лечебной физкультурой, но и каждый раз разрабатывает новую программу, чтобы было не скучно. К нам часто приезжают с концертами различные благотворительные организации, дети, артисты или общины. В Казани, например, недавно большой концерт нашим постояльцам давала азербайджанская диаспора из «Дома дружбы народов». В Набережных Челнах, где мы открылись совсем недавно, также прошел первый для наших постояльцев праздничный концерт в честь открытия. Это было очень красочно! Постояльцы остались в полном восторге. А так у нас постоянно проводятся мероприятия: концерты, выездные экскурсии на выставки и в театры, различные мастер-классы, например по созданию композиций из живых цветов и этикету за столом. Также проводятся проекты преображения. Здесь наши бабушки и дедушки погружаются в мир красоты и эстетики. Благодаря профессиональным стилистам, визажистам, фотографам наши постояльцы порой меняются до неузнаваемости, что приносит радость как им самим, так и родственникам. Ну и, конечно же, нашей команде.
«НА ПРОГУЛКУ МЫ ВЫВОЗИМ ДАЖЕ ЛЕЖАЧИХ ПОСТОЯЛЬЦЕВ, КОТОРЫЕ, ЖИВЯ ДОМА, МОГЛИ МЕСЯЦАМИ НА УЛИЦУ НЕ ВЫХОДИТЬ»
— В каких условиях живут ваши постояльцы?
— У нас есть как одноместные, так и двух-четырехместные комнаты, как с общими, так и отдельными санузлами. Мы стараемся подбирать соседей по интересам, чтобы им было комфортно друг с другом. В каждой комнате есть телевизор, шкаф, комод, кровать, тумба для каждого постояльца, то есть все необходимое для их комфортного проживания. Они могут украшать комнаты по своему усмотрению, привозить любимые книги, фотографии, сувениры, верующим разрешается обустройство комнат согласно их религиозным канонам.
— Как выглядит день постояльцев ваших пансионатов?
— У нас есть четкий распорядок дня – так проще и персоналу, и постояльцам. Есть время на утренние процедуры, пятиразовое питание, тихий час, непременную прогулку. Штатный врач следит за здоровьем постояльцев и их самочувствием. Повторюсь, что у каждого пансионата есть территория для пребывания на свежем воздухе. На прогулку мы вывозим даже лежачих, которые, живя дома, могли месяцами на улицу не выходить. До обеда и после тихого часа есть время для посещения родственников. Мы раньше это время не ограничивали, но поняли, что всем комфортнее, когда есть распорядок дня. При этом родственники могут постоянно быть на связи с близкими.
— Скажите, а как быстро адаптируются к новым условиям сами постояльцы?
— Срок адаптации - от 10 до 30 дней, кто-то привыкает быстрее, кому-то нужно больше времени. У нас много лет живет мужчина, которому изначально что-то не нравилось. Он писал письма, чтобы мы обеспечивали ему особенные условия. Для нашей организации в сердце внимания – человек и его ценности, и поэтому мы всегда индивидуально подходим к каждому постояльцу и его просьбам, интересам, создавая для него комфорт. В итоге этот мужчина живет у нас уже пятый год. Совсем недавно был день рождения у управляющей пансионатом, так он ей подарок вручил, благодарил за все. Не сразу, но почти все наши постояльцы понимают, что им здесь лучше, чем даже дома. Они находят у нас друзей, некоторые даже в романтические отношения вступают, ухаживают друг за другом. Они здесь расцветают.
— Какие планы вы строите на будущее?
— Наша с супругом цель – это дальнейшее развитие сети пансионатов «Добрые истории», расширение сферы услуг для людей пожилого возраста, для того, чтобы наша организация ежедневно могла продолжать помогать все большему числу постояльцев, улучшать условия для счастливой и радостной жизни людей пожилого возраста, обеспечивая их профессиональным уходом, поддержкой, домашним теплом, заботой и квалифицированной помощью высокого качества. Оказывать в том числе, помощь родственникам пожилых людей, чтобы они могли жить полноценной жизнью, при этом зная, что их близкий в надежных руках.
На правах рекламы
Реклама, ИП Сергеев А. Д., ИНН 391599335104
Местный