В 1980-х годах автогигант начал секретные разработки первого бронированного грузовика КАМАЗ. Срочные работы были вызваны дефицитом спецавтомобилей в СССР.
В музее «КАМАЗа» хранятся фотографии бронированного автомобиля для перевозки ценных грузов, сделанные в августе 1985 года. Этот автомобиль не выпускался серийно. Об истории появления автомобиля рассказал его разработчик.
«В 1984 году меня вызвал к себе главный конструктор по автомобилям и показал три листочка машинописного текста, на котором стоял заголовок такого содержания: «Секретно. Технические требования на разработку специального автомобиля для перевозки ценных грузов» и разрешил с ними ознакомиться, не выходя из помещения, - приводит воспоминания Юрия Бабикова музей «КАМАЗа». - Требования серьезные. Фактически броневик делать нужно с противопульной защитой, чтобы и груза много в нем перевозить можно, и чтоб еще место для вооруженной охраны было, и создать им условия для нормальной работы в течение всего рабочего дня, и возможность ведения огня из стрелкового оружия при оборонительном бое».
Уже был зарубежный опыт строительства таких автомобилей, но на автогиганте не было представления, что это за автомобили и даже как они выглядят.
«Выехал в Москву к заказчикам: в министерство связи и 3-е управление министерства цветной металлургии СССР, - рассказал Бабиков. - Оказалось, что вопрос действительно серьезный и не терпящий отлагательств. Совсем недавно произошла серьезная катастрофа с автомобилем, перевозившим крупную партию необработанных алмазов. Перевозили на обычном автомобиле «Урал» с жестким армейским кузовом, «кунгом». Охрана была в фургоне около груза, а начальник конвоя – рядом с водителем. Все были вооружены. Произошло столкновение со встречным грузовиком, все погибли. Кабину смяло и снесло с шасси, кузов разорвало, бок фургона разворотило. Упаковки разрушились, алмазы высыпались, на дороге и обочине слоем лежали. Пока не приехали знающие люди, прохожие и милиция два часа по алмазам ездили и ходили, думали, это стекляшки. Потом все срочно оцепили, сняли 150 метров дорожного покрытия и обочины, все тщательно просеяли и промыли. На счастье, все до единого карата собрали. А если бы кто догадался посмотреть, что за стекляшки, представить трудно, что могло бы быть.
Аналогичная картина была с перевозками золота: с приисков везут вертолетами, а на земле от вертолетов до заводов, как и между заводами, перевозки ничем не прикрыты. Нет специального транспорта. И секретную почту нечем перевозить. Как потом оказалось, деньги тоже возить было нечем».
В распоряжении столичных подразделений министерств оказалось несколько таких автомобилей западного производства. Все разные, но все очень дорогие, и даже КАМАЗ был со специальным кузовом, изготовленным во Франции. Однако конструкция оказалась не бронированной и неудачной по компоновке отсека охраны: более двух часов в нем работать было невозможно, как и бой вести.
«Я внимательно изучил все эти автомобили и начал хотя бы немного представлять, что можно сделать в наших условиях. Понемногу начинала складываться простая и лаконичная схема такого автомобиля, внешне непритязательного и практически неотличимого от обычного автомобиля с фургоном семитонной грузоподъемности, - вспоминает разработчик. - Однако в передней части этого фургона был специальный отсек охраны на три места с отдельной дверью для входа. Отсек оснащался независимым отопителем для поддержания комфортной температуры зимой. А также был оборудован фильтровентиляционной установкой, позволявшей охране не опасаться применения химических средств поражения.
В стенах и двери были небольшие окна для наблюдения за внешней обстановкой и бойницы для ведения огня из стрелкового оружия.. Переговорное устройство с водителем, утепление и мягкая обивка стен и потолка. Окном и бойницей оснащалась и внутренняя перегородка со сдвижной дверью между грузовым отсеком и отсеком охраны. Это для обзора обстановки в грузовом отсеке и ведения огня в грузовой отсек в случае необходимости. В задней части грузового отсека - распашные двери с замками и небольшим грузоподъемным приспособлением.
Все двери с датчиками сигнализации. Внешне машина отличалась от обычной только «мигалками» спецтранспорта на крыше, да дверью в отсек охраны, видимой только с левой стороны автомобиля.
Соль конструкции была в другом: кузов был особой прочности – даже при лобовом столкновении или таранном ударе в любой борт разрушить его было невозможно, а охрана оставалась невредимой. Даже если кузов оторвется от машины и несколько раз перевернется, охрана уцелеет - они сидели спиной к движению на автомобильных креслах с высокими спинками, привязанные к ним ремнями безопасности. Травмоопасных выступов и оборудования в отсеке не было, даже гардероб для одежды был мягким, как и покрытие стен и потолка.
Вся поверхность фургона обеспечивала защиту от пистолетного выстрела, что при использовании бронежилетов давало высокую защиту даже от автоматного огня. Стены отсека охраны изнутри были оснащены дополнительным бронированием - панелями из термообработанной баллистической стали. Скрытой противопульной защитой оснащалась и кабина водителя, что одновременно повышало ее прочность и степень выживаемости экипажа в столкновениях при дорожно-транспортных происшествиях».
Бабиков сделал необходимые расчеты и чертежи на стадии эскизного проектирования, разработал все необходимые документы технического задания, вернулся в Москву и провел их согласование, утверждение у заказчика и регистрацию в НАМИ. Новая машина получила индекс КАМАЗ-5915.
Фото: музей «КАМАЗа»