Бывший топ-менеджер «КАМАЗа» рассказал о новшествах, которые применялись при строительстве Набережных Челнов и самого предприятия. В частности, о подземном «городе», который был необходим для прокладки и маскировки инженерных сетей. В СССР, по словам Виктора Геркена, бывшего заместителя гендиректора «КАМАЗа» по строительству и ветерана предприятия, такое применялось впервые.
- В Челнах есть «подземный город», таких нигде нет. Когда приезжали американцы, они удивились! Мы на них надели каски и вместе с ними по этому подземному городу в тоннеле прогулялись. Там ливневые насосные станции, вся теплотрасса спрятана. Даже распределительный пункт (РП-10) спрятан под землей. Те же сухие трансформаторы, которые питают электроснабжение, - поделился воспоминаниями в беседе с Chelny-biz.ru Геркен. - Впервые город был сделан так, чтобы ни один провод не висел между домами! Ни сети радио, ни телевидения, ни электричества. Все было спрятано под землей. В целом масса новшеств применялась в строительстве города. Причем с риском, что нас накажут. В те времена нарушение экономии металла и материалов строго наказывалось народным контролем. Поэтому с таким риском проверяли, пытались наказать и т.д., но все равно мы все осуществляли.
Ранее собеседник издания также рассказывал об обстоятельствах строительства здания бизнес-центра «2/18». Объект возводили на сложном просадочном грунте.
- Котлован под ним замачивался лет пять с забитыми сваями. Начальник стройки Фоменко, который был в промежутке между работой Батенчука в Челнах, вообще запретил строить. Однако Бибишев Марат Шакирович, молодец, с помощью обкома партии взялся строить, забили тройное-двойное количество свай (и все они висящие, не опирающиеся на твердый грунт). Благодаря тому, что свай было большое количество, мы смогли эту гостиницу возвести. Никто на просадочных грунтах и висящих сваях этого не делал! – вспоминал Виктор Геркен.
ПЬЕР ДУНН
яя