Александр Парашев, учитель ОБЖ лицея №36 в Набережных Челнах, предложил готовить детей к чрезвычайным ситуациям в дополненной реальности. Как рассказал педагог Chelny-biz.ru, каждый ученик по-разному себя проявляет в экстренных ситуациях и, наблюдая за ним, можно было бы проанализировать его поведение, проработать страхи.
– В Нижнем Новгороде есть компания, которая разрабатывает программы виртуальной реальности. Можно было бы и в школах такое применять, как раз на уроках ОБЖ. Использование виртуальной реальности было бы прекрасным дополнением в нашей работе - моделировать ситуацию с теми же пожарами, ДТП, ЧС и т.д. Дать детям VR-очки и, например, в том же спортзале отработать ситуацию. Одно дело, когда проговаривает учитель, совершенно другое - когда ребенок видит картинку и реагирует иначе. И каждый в экстремальных ситуациях ведет себя по-разному: кто-то поддается панике, кто-то начинает действовать. Можно было бы понаблюдать за ребенком, и уже потом вести дополнительную психологическую работу, - считает учитель.
Парашев акцентирует, что дети особенно охотно впитывают материал на пратике, когда смоделирована та или иная ситуация.
– Если педагог использует много практики, то и дети вовлечены. Я на уроках моделирую ситуации. Допустим, есть очаг возгорания, он находится в определенном месте. Ученики определяют его - электричество это или горящий материал – и далее решают: брать огнетушитель или первичные средства пожаротушения (воду, песок, ткань). Потом уже можно провести работу над ошибками. Такое детям больше запоминается. Была такая ситуация: ученица пошла с мамой в магазин, по дороге они увидели, что прохожему стало плохо. Все, кто находился рядом, среагировали, мужчину положили набок, обеспечили ему доступ кислорода. Девочка потом нам рассказывала: «Александр Викторович, вы ведь нам тоже о таких манипуляциях говорили».
Цели и задачи дисциплины ОБЖ, как говорит педагог, остались неизменными: подготовить детей к чрезвычайным и внештатным ситуациям, чтобы каждый мог среагировать. Парашев преподает эту дисциплину уже на протяжении 10 лет и, по его наблюдениям, интерес к предмету только растет, как и материальная база в школах.
– Когда-то на коленках приходилось объяснять, сейчас система образования выходит на другой уровень. Можно, например, наглядно проводить модификацию противогазов. Если раньше было два-три на класс, то сейчас ими можно обеспечить всех учеников. Каждый может надеть, походить. Костюмы общевойсковой защиты есть, приборы для измерения радиации, всевозможные манекены. У нас, например, есть Гоша-манекен для оказания первой медицинской помощи. В некоторых школах в наличии и ожоговые симуляторы и др.
Разборка и сборка оружия остается по сей день любимым занятием среди учеников, говорит Парашев.
– Если брать те же уроки основы военной службы в 10-м классе, то у мальчиков уже проходят пятидневные учебно-полевые сборы. Изучают уставы, все аспекты, которые необходимы для молодого бойца. Разбор, сбор оружия – любимое занятие, как у предыдущего поколения, так и у нынешнего. Обучение стрельбе проходит централизованно – приглашают по спискам детей в ДОСАФФ, там они уже учатся стрелять из мелкокалиберной винтовки. В школах также есть электронные тиры с винтовкой (либо автоматом с лазерным прицелом) и мишенью.
Юлия
Ефим
Мира
Елена
Раушания
Дмитрий
Олег