Через полгода истекает тюремный срок одного из похитителей Анатолия Геллера, сына бывшего главы Горжилуправления Набережных Челнов Якова Геллера. Шерали Шукуров заявляет, что раскаялся и после освобождения планирует вернуться в автоград. Об этом он сообщил изданию «Алтайская правда».
Шукуров в 90-е был участником незаконного вооруженного формирования, которое возглавлял полевой командир Амир ибн аль-Хаттаб. По его команде летом 1999 года был похищен Анатолий Геллер.
– Пообещали солидное денежное вознаграждение, – рассказал осужденный. – Хотел дом купить. Жениться. Хотелось более обеспеченной жизни. Тогда в Чечне тема похищения богатых людей и освобождения их за выкуп была очень актуальной. То, что происходило вокруг, казалось интересным. Было весело, о последствиях не думал.
Сына Якова Геллера Шукуров и его подельники выследили и захватили прямо в собственной машине. Предупредили, что будут проблемы, если начнет сопротивляться. Увезли в Чечню. За похищение требовали 500 тыс. долларов (позже сумму удалось снизить до 320 тыс. долларов). В начале сентября 1999 года на границе Чечни и Ингушетии состоялась передача заложника в обмен на деньги.
Для Шукурова это стало первым и единственным заданием от полевого командира. Обещанных денег похитители, кстати, так и не получили. Им была выплачена лишь мизерная часть гонорара. В тот момент, когда они были задержаны, их заказчик уже был мертв.
В июле 2000 года похитителей задержали. Бывший боевик был осужден по трем статьям УК РФ: участие в бандформировании, захват заложника, побои средней тяжести.
Шерали Шукуров родился в Узбекистане. В 1987 году переехал в Набережные Челны, где увлекся исламом. После отправился на Кавказ, где вступил в незаконное вооруженное формирование самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия.
– Тогда я начал интересоваться религией, попал в течение молодежи, которое обучалось этому. Изначально это позиционировалось лишь как получение знаний. В какой-то мере, можно сказать, сыграл свою роль и юношеский максимализм, – вспоминает события, предшествовавшие похищению, Шукуров. – Когда я поехал в полевой лагерь, мне было 22 года. Шел 1993 год. Положение в стране, все в совокупности сыграло на то, что пошел на преступление. Сейчас не помню, кто из моих друзей предложил отправиться в Чечню. Было желание и денег заработать. До преступления работал на «КАМАЗе». Задержка зарплаты, безусловно, сыграла тоже свою роль.
Первые пять лет срока мужчина провел в тюрьме Татарстана, затем сменил несколько колоний в разных регионах России. В колонии Нижнекамска заболел туберкулезом, болел девять лет. С 2015 года содержится в ИК Рубцовска.
– Жду освобождения – через полгода на волю, – говорит заключенный. – Я понимаю, что за 20 лет все очень сильно изменилось. Но пока чувствую лишь то, как сильно соскучился по жизненному процессу. Это превалирует над всем другим.
В Челнах Шукуров надеется, что сможет устроиться на работу, ведь освоил в колонии строительные специальности. Больше всего жалеет о потерянном времени. В автограде у него родственники, в том числе жена и сын.
Анатолию Геллеру в этом году исполнится 42. Он сделал карьеру чиновника. Семь лет работал заместителем министра информатизации и связи Татарстана. В 2017-м переехал в Москву, был помощником руководителя Ростехнадзора, а с сентября 2018 года является заместитель руководителя данной федеральной службы.
Фото: itpark-kazan.ru
Наталья
Наталья
Наталья
Наталья
Наталья
Наталья