Еще новости
Подробно


Экс-директор «КАМАЗа» Иван Костин рассказал, как выживал автогигант в 90-е

22.11.2019, 17:30

Иван Костин, возглавивший «КАМАЗ» в начале 1997 и ставший четвертым по счету генеральным директором предприятия, поделился своими воспоминаниями и пожеланиями автогиганту накануне 50-летия. Он работал на «КАМАЗе» с 1974 года, 26 с половиной лет, из которых пять в качестве гендиректора.

– Надо было сотворить бог знает что, чтобы выбраться из этой пропасти, – рассказал Костин о ситуации в конце 90-х «Вестям КАМАЗА». – Самого «дна» мы достигли в 1998-м – тогда за год было собрано всего 3296 грузовиков, и это действительно был страшный период. Но… дно хорошо тем, что от него можно оттолкнуться, чтобы выйти наверх. Две любимые фразы остались со мной с того времени. «Что нас не убивает – делает нас сильнее» и «Прорвемся!».

Когда Иван Костин возглавил предприятие, в первую очередь он сократил количество своих замов и аппарат в целом.

– Это было непросто. С кем-то ссорился, конечно, и переживал – особенно если человек был старше меня, – говорит он.

Команда постоянно менялась на протяжении пяти лет, спикер отметил ряд топ-менеджеров: Виктора Беляева, Виктора Жидилина, Ильдара Халикова, Николая Ляпина, Даниса Валеева, Анатолия Самаренкина, Ильдуса Исламова, Игоря Хамидуллина, Виктора Фабера, Игоря Сокруто, Исламгарея Шигапова, Габдрахима Замалдинова, Дамира Каримуллина, Евгения Федулова, Сергея Зяблицева, Николая Светличного. Аттестация независимых иностранных экспертов, проведенная для 32 менеджеров, показала высокие баллы у молодых Халикова и Фабера.

Костин вспомнил, как пришлось закрывать корпуса на литейном, на кузнечном – переносить номенклатуру.

– Считаю, ничего лишнего, что было бы в ущерб «КАМАЗу», я не делал, – уверен управленец. – Чтобы выжить, нужно было идти на «непопулярные меры». Неоценимую поддержку оказало тогда руководство республики. Когда Татарстан выделил нам 115 миллионов рублей на пополнение оборотного капитала, из них (по памяти говорю) 25 миллионов мы сразу отдали городу, чтобы расплатиться с бюджетниками, 10 миллионов пошли на зарплату камазовцам. Все остальное – на «оборотку», через год, по-моему, рассчитались с республикой автомобилями. В 98-м в целом трудоемкость на машкомплект была снижена на 9 процентов.

В период руководства Костина было такое, что заводчане не получали зарплату и без денег ходили на работу.

– Наверное, они просто нам поверили, – считает он. – Сложное было время. Курсы валют в стране менялись каждую секунду. Как можно было предположить, что не у кого будет взять даже оборотного капитала, чтобы перезапустить «КАМАЗ»? Иногда приходилось даже работать по бизнес-планам, не утвержденным Советом директоров! В апреле 99-го производство вышло на безубыточность, я тогда на профсоюзной конференции обратился к коллективу: текущую зарплату вы будете получать регулярно, а долги станем выплачивать по возможности. Необходимо было покупать оборудование для выпуска автомобилей КАМАЗ-6520, КАМАЗ-65115, на который мы, кстати, очень быстро провели подготовку производства, и начали выпускать его уже в 1999 году. Это же и сейчас основная линейка.

Иван Костин накануне полувекового юбилея, в первую очередь, поблагодарил бывших коллег.

– Главное – скажу большое спасибо камазовцам: рабочим, ИТР, менеджерам, топ-менеджерам. Людям, которые в тот тяжелейший период поверили в возможность перезапуска «КАМАЗа», поверили команде топ-менеджеров, набрались терпения и с этой верой перенесли такие тяготы и невзгоды! Спасибо всем и низкий поклон. Сейчас на «КАМАЗе» новая команда, у которой замечательный руководитель, Сергей Анатольевич Когогин. Так что новому поколению желаю только дерзать, двигаться дальше и покорять новые высоты.

Фото: visualrian.ru

Комментарии
22.11.2019, 18:08

Переживший 90-е

Да, сейчас даже не верится, что страна тогда относительно безкатастрофно прошла через те проблемы, когда совершался поворот к новым принципам экономики. Видимо, сказалась довольно высокая нравственная основа, заложенная в предыдущие десятилетия. Получали мало (или совсем не получали и выживали на подножном корму и изощряясь в случайных подработках и мелком псевдобизнесе), но дело своё делали. Наш народ вообще стойкий и показывает лучшие качества именно в годины бед и лишений. Я лично позже, вспоминая те годы, пришёл к выводу, что Россию ничто не может уничтожить...
24.11.2019, 23:31

Безкатастрофный поворот к новой экономике? 1 000 000 человек в год - такая убыль населения была в стране, и так было 10 лет. Для справки: численность Казани 1,2 млн человек, Челны - 0,5 млн.
23.11.2019, 00:42

Что замечательного в нем, то что камаз идёт ко дну, а богатство семьи растёт, ещё жинка со своим утилем всех потребителей, кто хочет купить качественные грузовики кошмарит. Молодец слов нет.
23.11.2019, 05:48

В преддверии 50летия КамАЗу все старые старые руководители повылезали за наградами. Вспоминают как издевались над персоналом и преподносят это как спасение производства,выставляют себя героями.Пока рабочие без зарплаты жили ,они коттеджи строили .
23.11.2019, 22:04

А как воровали вместе с сыном ?)постеснялся рассказать?)
23.11.2019, 23:18

Костин и сыновья Однажды спасенный автогигант, который очистили от долгов, в обмен на его акции, при Костине, быстро набрал новые долги. К моменту смены Костина на Когогина задолженность исчислялись приблизительно в 500 млн. долларов. Оппонент Костина, конфликтовавший с ним Равиль Муратов – председатель Совета директоров, 20 лет назад делился впечатлениями с журналистами: «Когда мы пришли на КАМАЗ, - рассказывал Равиль Муратов, - все нам дружно говорили: "Смотрите, завод пошел, объемы растут!" "Ошибаетесь", - отвечали мы, - "он тонет и скоро камнем пойдет на дно. Что такое рынок, вы не знаете, маркетинговые исследования не проводите, дилерскую сеть развалили. Поставкой комплектующих и продажей готовых автомобилей занимаются посредники. Мало того, что оплата их услуг включается в себестоимость, они еще и активно формируют серый рынок. При себестоимости в 200 тысяч КамАЗы продаются по 85. Восемьдесят процентов расчетов идет по бартеру, живых денег нет. Кредиты, взятые под залог имущества, проедены, а новых никто не даст". И мы сразу сказали: "Прекращайте бездумное производство машин. Долго все равно не протянете"". Очевидно, что КАМАЗ, с его теневой экономикой уже давно находился на содержании у кредиторов, инвесторов, бюджета, поставщиков и своих работников. Проведенные Правительством РТ исследования показали - для выхода на безубыточный уровень автосборочному заводу достаточно производить всего 3 тыс. автомобилей в год, а Дизельному заводу – 9 тыс. двигателей (а не 39, как убеждал его директор). При этом не потребуется никаких дополнительных вливаний. Самым узким местом оказался прессово-рамный завод: ему нужно производить не менее 12 тыс. рам. Кроме локальных точек безубыточности, вычислили и общекорпоративную -примерно 12 тыс. грузовиков. С учетом уже сформированного портфеля заказов на 13 тыс. производство должно было быть слегка прибыльным. И Костин явил прибыльность по итогам 2001 года… в 0,04 процента... Коррупционные скандалы по поводу сомнительных сделок при Костине сотрясали автогигант. Наиболее известен скандал с кредитом ЕБРР, которому за 100 млн. долларов заложили почти все имущество Автогиганта. Наименее, скандал вокруг судебного иска нефтяной компании «Лукойл» к КАМАЗу. КАМАЗ якобы задолжал за машинное масло десятки млн. рублей и Автогигант суд благополучно проиграл, не стал подавать апелляций, а заключил мировое соглашение. КАМАЗу насчитали огромные пени и проценты, хотя арбитражная практика по подобным судебным спорам хозяйствующих субъектов, свидетельствует, что истец мог рассчитывать на гораздо меньшую сумму. Причина миролюбивости и щедрости руководства КАМАЗа вскоре просочилась в прессу... Пикантность ситуации заключалась в том, что под мировым соглашением стояли подписи людей с одинаковой фамилией Костин. Со стороны «Лукойла» поставил подпись сын гендиректора КАМАЗа, работавшего в нефтяной компании юристом… Второй сын Костина в то время управлял крупнейшим камазовским автодилером «Комбат». Но на карьеру Костина повлиял не столько его «семейный бизнес». Сделка, оказавшаяся последней для Ивана Костина – это попытка продать за долги Литейный завод КАМАЗа ОАО «Северсталь». Сделку отменили, скандал замяли. В начале 2001 года на “юбилейной” пресс-конференции генеральный директор КАМАЗа Иван Костин заявил, что скоро КАМАЗ завоюет 53 процента российского рынка грузовых автомобилей, достигнет годового объема выпуска продукции в 1 миллиард долларов, обновит модельный ряд, а к 2010 году будет продавать в год на 5 миллиардов долларов и достигнет “капитализации компании в 2 миллиарда долларов”. На самом деле убытки трех последних лет его «антикризисного» управления составляли около 500 миллионов долларов. Стратегического партнера привлечь не удалось, а тех, кто “закидывал удочку”, изрядно напугали публичные заявления бывшего генерального директора о том, что мы, мол, “самый крупный автомобильный завод в мире” и еще не с каждым согласимся из одного котла щи хлебать. В итоге Костин, в СМИ увещевавший, что он местный парень, любит родину и никуда не уедет, продал свой коттедж и перебрался в соседнюю область, «спасать от кризиса» местную оборонную промышленность. Как и предыдущая команда топ-менеджеров, команда Костина, покидала Челны и КАМАЗ не бедными людьми, оставившими город и завод в кризисе. Уголовной ответственности вновь никто не понес. Газета "Комитет Ревизор", Сергей Еретнов, Максим Сайфутдинов, лауреаты "Фонда Боровика", издательство "Совершенно секретно"