, 19 Января
$ 61,5333
€ 68,5358
Предложения банков
Еще новости
Подробно


Экс-директор «КАМАЗа» Иван Костин рассказал, как выживал автогигант в 90-е

22.11.2019, 17:30

Иван Костин, возглавивший «КАМАЗ» в начале 1997 и ставший четвертым по счету генеральным директором предприятия, поделился своими воспоминаниями и пожеланиями автогиганту накануне 50-летия. Он работал на «КАМАЗе» с 1974 года, 26 с половиной лет, из которых пять в качестве гендиректора.

– Надо было сотворить бог знает что, чтобы выбраться из этой пропасти, – рассказал Костин о ситуации в конце 90-х «Вестям КАМАЗА». – Самого «дна» мы достигли в 1998-м – тогда за год было собрано всего 3296 грузовиков, и это действительно был страшный период. Но… дно хорошо тем, что от него можно оттолкнуться, чтобы выйти наверх. Две любимые фразы остались со мной с того времени. «Что нас не убивает – делает нас сильнее» и «Прорвемся!».

Когда Иван Костин возглавил предприятие, в первую очередь он сократил количество своих замов и аппарат в целом.

– Это было непросто. С кем-то ссорился, конечно, и переживал – особенно если человек был старше меня, – говорит он.

Команда постоянно менялась на протяжении пяти лет, спикер отметил ряд топ-менеджеров: Виктора Беляева, Виктора Жидилина, Ильдара Халикова, Николая Ляпина, Даниса Валеева, Анатолия Самаренкина, Ильдуса Исламова, Игоря Хамидуллина, Виктора Фабера, Игоря Сокруто, Исламгарея Шигапова, Габдрахима Замалдинова, Дамира Каримуллина, Евгения Федулова, Сергея Зяблицева, Николая Светличного. Аттестация независимых иностранных экспертов, проведенная для 32 менеджеров, показала высокие баллы у молодых Халикова и Фабера.

Костин вспомнил, как пришлось закрывать корпуса на литейном, на кузнечном – переносить номенклатуру.

– Считаю, ничего лишнего, что было бы в ущерб «КАМАЗу», я не делал, – уверен управленец. – Чтобы выжить, нужно было идти на «непопулярные меры». Неоценимую поддержку оказало тогда руководство республики. Когда Татарстан выделил нам 115 миллионов рублей на пополнение оборотного капитала, из них (по памяти говорю) 25 миллионов мы сразу отдали городу, чтобы расплатиться с бюджетниками, 10 миллионов пошли на зарплату камазовцам. Все остальное – на «оборотку», через год, по-моему, рассчитались с республикой автомобилями. В 98-м в целом трудоемкость на машкомплект была снижена на 9 процентов.

В период руководства Костина было такое, что заводчане не получали зарплату и без денег ходили на работу.

– Наверное, они просто нам поверили, – считает он. – Сложное было время. Курсы валют в стране менялись каждую секунду. Как можно было предположить, что не у кого будет взять даже оборотного капитала, чтобы перезапустить «КАМАЗ»? Иногда приходилось даже работать по бизнес-планам, не утвержденным Советом директоров! В апреле 99-го производство вышло на безубыточность, я тогда на профсоюзной конференции обратился к коллективу: текущую зарплату вы будете получать регулярно, а долги станем выплачивать по возможности. Необходимо было покупать оборудование для выпуска автомобилей КАМАЗ-6520, КАМАЗ-65115, на который мы, кстати, очень быстро провели подготовку производства, и начали выпускать его уже в 1999 году. Это же и сейчас основная линейка.

Иван Костин накануне полувекового юбилея, в первую очередь, поблагодарил бывших коллег.

– Главное – скажу большое спасибо камазовцам: рабочим, ИТР, менеджерам, топ-менеджерам. Людям, которые в тот тяжелейший период поверили в возможность перезапуска «КАМАЗа», поверили команде топ-менеджеров, набрались терпения и с этой верой перенесли такие тяготы и невзгоды! Спасибо всем и низкий поклон. Сейчас на «КАМАЗе» новая команда, у которой замечательный руководитель, Сергей Анатольевич Когогин. Так что новому поколению желаю только дерзать, двигаться дальше и покорять новые высоты.

Фото: visualrian.ru