, 8 Декабря
Коронавирус. Заражено: 266 842 581 человек. В России: 9 864 845 . В Татарстане: 39 657. В Челнах: 5 319
Еще новости
Подробно


Проблемы рынков образования и труда обсудили в Челнах

21.12.2011, 23:48

    16-17 декабря 2011 г. на базе филиала Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Набережные Челны состоялась Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Рынок образования и рынок труда: взаимодействие и развитие». Конференция проходила под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Республики Татарстан, Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.


    Целью конференции было определение тенденций развития и направлений взаимодействия рынка образования и рынка труда в условиях модернизации и технологического развития российской экономики.


    Вторая всероссийская научно-практическая конференция, как и предыдущая, проходившая пять лет тому назад, вызвала широкий отклик и интерес ее участников к проблемам взаимодействия рынка образования и рынка труда. Об этом свидетельствует широко представленная тематика докладов и значительная география территорий России и ближнего зарубежья, участвующих в ней. В конференции приняли участие руководители и представители министерств и ведомств, управлений образования, образовательных учреждений, центров занятости, работодателей, научных и общественных организаций из Москвы, Казани, Набережных Челнов, Саратова и других городов России, а также из Казахстана и Азербайджана. Общее количество участников составило свыше 200 человек.
    На пленарном заседании выступили заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Тазетдинова К.А., директор Института управления и территориального развития Казанского (Приволжского) федерального университета, д-р экон. наук, профессор Багаутдинова Н.Г., заместитель директора Корпоративного университета ОАО «КАМАЗ» Лейба С.И., начальник управления образования г. Набережные Челны, канд. пед. Наук Халимов Р.М., директор ГКУ «Центр занятости г. Набережные Челны» Быданова Т.А., директор филиала Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Набережные Челны, д-р экон. наук, профессор Макаров А.Н., д-р экон. наук, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Хубиев К.А. и др.
    Работа в секциях была организована по четырем направлениям, посвященным различным аспектам взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. Во второй день конференции работа продолжилась в рамках круглых столов и мастер-классов. Тематика секций, доклады и обсуждения в рамках конференции ещ раз подтвердили значимость и остроту наболевших проблем, показали обеспокоенность сложившейся ситуацией, связанной с кадровым дефицитом и развитием человеческого капитала в регионах России.
    Среди обсуждаемых вопросов особое место было уделено:
1.    среднесрочной стратегии на рынке труда в условиях модернизации экономики и общества;
2.    оценке кадрового обеспечения социально-экономического развития территорий с учетом реализации инвестиционных программ;
3.    разработке профессиональных стандартов как механизма взаимодействия рынков образования и труда;
4.    формированию профессиональных компетенций выпускников и разработке рекомендаций по корректировке образовательных программ подготовки кадров в системе профессионального образования;
5.    использованию мониторинговых исследований для прогнозирования потребностей предприятий и организаций в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена;
6.    роли служб занятости вузов в вопросах трудоустройства выпускников;
7.    оценке экономической эффективности вложений в профессиональное образование;
8.    профессиональной ориентации и социально-психологической адаптации граждан к рынку труда, в том числе учащейся молодежи;
9.    совершенствованию информационной базы для характеристики и прогнозной оценки развития процессов на рынке труда.
    Участники конференции выражают озабоченность тем, что на рынке образования и рынке труда имеют место такие проблемы, как:
•    несоответствие квалификации специалистов потребностям рынка труда и задачам модернизации экономики;
•    усиление тенденции оттока квалифицированных специалистов из регионов в центр и за рубеж;
•    территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы – большая часть вакансий имеется в крупных городах, например, в г. Казань, где реализуются масштабные инвестиционные проекты, а основная часть безработных зарегистрирована в других городах и районах республики.
    В процессе выступлений и обсуждений докладов, представленных на конференции, ее участники предлагают соответствующим структурам провести следующие мероприятия по преодолению выявленных проблем функционирования рынка образования и рынка труда:
•    разработать профессиональные стандарты в различных отраслях профессиональной деятельности, на основе которых будут сформированы требования к профессиональной подготовке и компетентной модели выпускников;
•    эффективнее привлекать представителей бизнес-сообщества к совместной разработке стандартов профессионального образования и учебных планов;
•    стимулировать деятельность и развитие корпоративных университетов;
•    использовать показатели трудоустройства выпускников и их работы по специальности в качестве критериев оценки деятельности учебных заведений;
•    создавать негосударственные органы оценки качества образования;
•    укреплять правовую базу участия работодателей в попечительских советах, а также в разработке рейтингов и других форм независимой оценки образовательных учреждений;
•    сформировать совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами профильные образовательные кластеры с целью подготовки требуемых специалистов;
•    обеспечить стратегическое и текущее прогнозирование и планирование потребностей местного и регионального рынков труда. Разработать прогноз баланса трудовых ресурсов на местном и региональном уровнях;
•    обеспечить формирование муниципального заказа на подготовку специалистов в соответствии с потребностями государственных и некоммерческих учреждений, а также субъектов хозяйственной деятельности;
•    распространять положительный опыт регионов по формированию заказа на подготовку квалифицированных кадров в системе профессионального образования;
•    разработать комплекс мер по проведению профессиональной ориентации учащихся образовательных школ;
•    осуществить поэтапный переход на оказание государственных услуг в электронном виде, внедрить программный продукт «Электронный работодатель» для создания электронного взаимодействия между работодателями и центрами занятости;
•    разработать и внедрить информационный ресурс «Атлас профессий», содержащий перечень особо востребованных на рынке труда профессий и специальностей.