Новости
Подробно

«Я хочу землю максимально близко, в 15 километрах от города. Мне интересно, когда деньги будут выделены на инфраструктуру?»

Масштабная кампания по предоставлению земельных участков многодетным семьям в Набережных Челнах столкнулась с новыми сложностями. Жители города подают многочисленные судебные иски к горисполкому, требуя выделить землю в ближайшем пригороде – с готовой инфраструктурой. Пока суды встают на сторону челнинцев, власти города вынуждены искать подходящие территории в районах Закамья из‑за дефицита собственных земель.

Нахождение новых массивов может помочь решить многолетнюю проблему Челнов, но одновременно создает сложности для районов и республики – подведение дорог, электроснабжения, водоснабжения и других коммуникаций потребует значительных вложений. Возникает вопрос распределения ответственности – кто же должен решать вопрос с сетями?

Какие массивы в окрестностях города предложат многодетным челнинцам, кто возьмет на себя обустройство инфраструктуры и когда можно ожидать фактического выделения участков – выяснил Chelny‑biz.ru.

СИТУАЦИЯ

«ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОБУСТРОЙСТВО ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ТАКОМ УЧАСТКЕ ДЕЙСТВУЮЩИМИ НОРМАМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА»

Начатая с большим размахом земельная кампания по предоставлению участков многодетным семьям автограда вновь столкнулась с трудностями. На фоне судебных процессов, которые инициировали челнинские семьи с тремя и более детьми, требуя земли исключительно в ближайшем пригороде и обязательно с коммуникациями, ближайший район сумел подыскать еще свыше 200 вариантов.

Первую партию – 115 наделов в Шильнебаше и Бурдыбаше – город уже получил. На очереди еще сотня в Иштеряково, Старых Гардалях, деревнях Никошновка и Новый Байлар, а также в поселках Кама и совхоза «Татарстан». Все эти земли должны быть переданы городу, а затем распределены между многодетными семьями.

«Я хочу землю максимально близко, в 15 километрах от города. Мне интересно, когда деньги будут выделены на инфраструктуру?»

Однако есть серьезная загвоздка: участки хоть и находятся в границах поселений, все равно так или иначе нуждаются в инфраструктуре. В связи с этим возникает ключевой вопрос: кто обязан обеспечить их коммуникациями – город, которому передают земли, или район, на территории которого они фактически расположены?

Правовая ситуация неоднозначна. В исполкоме района разъясняют: если земельные участки находятся в собственности района, то именно он несет ответственность за создание и развитие инфраструктуры. Когда же район выступает инициатором смены категории земель частной собственности, с владельцем заключается соглашение – по нему собственник обязуется выполнить все необходимые мероприятия по обеспечению массива коммуникациями.

Но есть и проблемный случай, который как раз и возник в ситуации с Челнами.

«В случаях, когда земельный участок принадлежит на праве собственности одному муниципальному образованию, но расположен в границах другого муниципального образования, ответственность за обустройство инфраструктуры на таком участке действующими нормами законодательства не определена», – сообщили в исполкоме Тукаевского района.

Из‑за этой правовой неопределенности между властями годами тянется путаница: ведомства перекладывают ответственность друг на друга. Яркий пример – села Калмаш и Ильбухтино, где людей годами «футболят» по дорожной проблеме.

«Я хочу землю максимально близко, в 15 километрах от города. Мне интересно, когда деньги будут выделены на инфраструктуру?»

Прокурор города Фанис Шайхаттаров же считает, что ответственность должна ложиться на «плечи» Челнов и республики. Так, в 2025 году после вмешательства надзорного ведомства несколько улиц в Калмаше привели в соответствие с нормативами. Сейчас в производстве еще две коллективные жалобы, касающиеся инфраструктуры в поселках многодетных. Факты нарушений подтвердились проверками, городу дан месяц, чтобы исправить ситуацию. В противном случае ведомство через суд будет добиваться принудительного решения проблемы.

Еще ранее премьер-министр Татарстана Алексей Песошин отмечал, что с 2025 года в регионе усилено финансирование развития инфраструктуры до участков, выделяемых многодетным – ежегодно направляется по 1 млрд рублей. Бюджет распределяется поровну: 500 млн – на развитие сетей водоснабжения, столько же – на строительство и ремонт дорог. В этом году объем финансирования сохраняется на прежнем уровне. Всего в районе планируют реализовать 5 км щебеночных дорог. Основной объем придется на микрорайон «Подсолнухи» деревни Азьмушкино. 

Впрочем, разом решить проблему, очевидно, не удастся. 

ПОИСКИ ЗЕМЕЛЬ

«В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ НАМ НЕОБХОДИМО ПРЕДОСТАВИТЬ 5 003 УЧАСТКА – ЭТО ЗАДАЧА НОМЕР ОДИН»

Тукаевский район остается основным «земельным донором» для Набережных Челнов. За весь период действия закона об обеспечении многодетных семей участками пригород передал городу более 5 тыс. наделов.

«Я хочу землю максимально близко, в 15 километрах от города. Мне интересно, когда деньги будут выделены на инфраструктуру?»

Как отмечают в исполкоме, за последние годы удалось подыскать еще 2,3 тыс. вариантов, из них 1,3 тыс. – на территориях садовых товариществ. Однако окончательное количество доступных участков пока не определено: возможность их сформировать может установить только кадастровый инженер, и лишь после выполнения соответствующих работ. Точное число станет известно после завершения постановки локаций на кадастровый учет.

На текущую дату подтверждена возможность сформировать 360 участков под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). При этом город отказался от земель СНТ «Гладиолус» из‑за необходимости сокращения санитарно‑защитной зоны скотомогильника. Садовое товарищество расположено за Малой Шильной и Ильбухтино. Ранее этот массив принадлежал бизнесмену Валерию Чулакову, владельцу гостиницы «Татарстан» и поселка «Маленькая страна».

Параллельно прорабатывается альтернативный механизм предоставления участков за счет сельхозземель. Исполком Челнов ведет переговоры напрямую с владельцами массивов. Предлагается, чтобы хозяева передали 70% площади в собственность города – для распределения семьям с тремя и более детьми, а оставшиеся 30% перевели в категорию земель населенных пунктов под ИЖС с правом дальнейшей застройки или продажи.

По данным Chelny‑biz.ru, первый владелец сельхозугодий уже выразил готовность поучаствовать в этой схеме: речь идет о двух массивах общей площадью почти 212,9 га. Участки расположены в непосредственной близости к Калмашскому сельскому поселению и могли бы закрыть потребность 857 многодетных семей. Однако проект столкнулся с серьезным препятствием: большая часть этих участков включена в перечень особо ценных продуктивных сельхозугодий. Из‑за этого высока вероятность, что инициатива не будет одобрена Минсельхозом.

«Я хочу землю максимально близко, в 15 километрах от города. Мне интересно, когда деньги будут выделены на инфраструктуру?»

Приоритетная цель городских властей на ближайшие годы – найти как минимум 5 тыс. земельных участков для челнинских семей. За прошлый год очередь сократилась на тысячу человек – за счет выделения земель в восьми районах Закамья, а также денежной компенсации, которую ввели в конце того года.

– 1097 семей смогли в рамках существующего законодательства получить земельные участки или денежные компенсации. Тысяча семей уже смогли этот вопрос решить. В ближайшие годы нам необходимо предоставить 5 003 участка – это задача номер один. Поэтому необходимо активно решать вопросы по их формированию, – еще в начале года отмечал Наиль Магдеев, мэр автограда. – Год, в принципе, отработали неплохо. На 1097 очередь удалось подвинуть. Задача – чтобы в 2026 году эта цифра была не меньше, а желательно больше, может быть, и в два раза, чтобы в ближайшие несколько лет (не будем загадывать на долгие годы) этот вопрос с повестки дня снять.

МНОГОДЕТНЫЕ

«ТО, ЧТО ОНИ ОБЕЩАЮТ, Я В ЭТО НЕ ВЕРЮ»

Многочисленные иски многодетных семей к исполкому Набережных Челнов напрямую влияют на ситуацию с выделением земельных участков: суды все чаще встают на сторону истцов. До 2024 года закон прямо предусматривал, что жителям Набережных Челнов участки выделяются в черте города или в Тукаевском районе. Позже правила изменились: теперь земли могут предлагать и в других районах – например, Сармановском, Елабужском, Мензелинском (всего восемь муниципалитетов). Многодетные семьи, которые встали в очередь до 2024 года, считают, что новые правила к ним применяться не должны.

«Я хочу землю максимально близко, в 15 километрах от города. Мне интересно, когда деньги будут выделены на инфраструктуру?»

Эльвира Сапицкая – одна из тех, кто добивается получения земельного участка рядом с городом и с необходимой инфраструктурой. Суд встал на сторону многодетной семьи, но городские власти подали апелляцию. Очередное заседание по делу пройдет в ближайшее время в Верховном суде.

– Пока мы ждем решения – это все равно ближе того, что нам предлагали раньше, – рассказала Сапицкая. – Потом уже будем бороться за инфраструктуру. Суды уже выносят решения – у многих людей на руках есть постановления, где прописано, что участки должны предоставляться с инфраструктурой. Мы указываем: хотим участок в Набережных Челнах и в качестве альтернативы согласны на Тукаевский район. Если мы не согласны, они нам даже Тукаевский район не должны предлагать, а только в Челнах. Как изначально, когда мы только вставали в очередь, было расписано в законе, так они и пишут в решении суда. Очень многие уже судились и продолжают судебные разбирательства.

«Я хочу землю максимально близко, в 15 километрах от города. Мне интересно, когда деньги будут выделены на инфраструктуру?»

Многодетная мама Анфиса Салахова стоит в очереди на получение участка почти 11 лет. В прошлом году она была на личном приеме у мэра Набережных Челнов Наиля Магдеева. Тогда челнинка предложила рассмотреть выделение участков в СНТ «Дизелист», «Ивушка» или «Прикамье». Там же она озвучила предложение Ильдуса Камалова, который настаивал на переносе комплекса по переработке отходов (который давно уже окрестили мегасвалкой), а земли под него передать челнинским семьям. Речь идет о территории между Сосновым бором, поселком совхоза «Татарстан» и Шильнебаш. Назвать населенный пункт Камалов предложил «Челнинскими Черемушками».

– У меня есть близкие знакомые, которые получили землю через суд в том году, – им до сих пор не сделали межевание, хотя на процедуру, как утверждали, выделены деньги. Вот мне интересно, когда эти деньги будут выделены на инфраструктуру? – говорит Салахова. – Я хочу землю максимально близко – в 15 километрах от города. Село Шильнебаш в 40 километрах – это очень далеко, тем более если там ни дорог, ни воды, ни электричества... То, что они обещают, я в это не верю. Я дошла до такого состояния, что не верю. <…> Ситуация в целом находится в подвешенном состоянии.

Салахова отмечает, что те, кто ранее согласился на участки в отдаленных районах, теперь сожалеют о своем решении.

– В те времена они говорили, что Тукаевский район ничего предложить не может, а то, что предлагали в других районах, – это смешно. И те, кто согласился, уже не особо счастливы, – продолжает многодетная. – Люди в подвешенном состоянии: шуму много, действий нет. Мне земля за 40 километров не нужна. Ничего не поменялось: выдают участки в непонятных районах, в которых нет ничего – ни магазина, ни школы. Они далеко и без инфраструктуры. Самое главное же это! Одно дело – участок за 20 километров, но там есть хотя бы какая‑то жизнь. А когда земля в поле – ничего не сделать. Плюс они рассчитывают, что у всех машины есть. Ладно, она у нас есть, мы взрослые. Пока нам землю дают, у меня уже старшему 18 лет будет. Но не у всех есть машина, и встает вопрос, как туда добираться.

Город тем временем готов начать выделять земли многодетным к лету. География их предоставления не ограничивается Тукаевским районом: участки будут выделяться и в других муниципалитетах, предусмотренных законом.

Chelny-biz.ru

 

 

Комментарии
05.05.2026, 22:49

К земле тянет к сорока годам,хоть и многодетные,мы пришли к этому в свое время…я же мать,тут не пройдет,дороги… инфраструктура ,мечтать не вредно..
06.05.2026, 04:37

Да отдали бы тукаевский район челнам бы, все равно практически все кто проживает в тукаевском районе так или иначе связаны с челнами! Даже исполком тукайки находится в челнах, я уж не говорю про тукаевскую црб или ГАИ, все в челнах! Городу нужно расширяется, достала эта точечная застройка!
06.05.2026, 11:49

А Тукаевский район чем виноват, что Вас достала точечная застройка в Челнах? Вы предлагаете не решать проблему и не ограничивать её одним городом, а распространять вокруг, захватывая новые территории. Попробуйте съездить куда-нибудь в Тукаевский район и представить, что туда еще будет ходить общественный транспорт Челнов со всеми остановками. А дороги в две полосы и те уже стоят.
06.05.2026, 15:53

Дело времени, все равно ваш колхоз скоро снесут, и построят нормальный ЖК, а вас не согласных вышлют куда нибудь в буинский район развивать сельское хозяйство! И так то раньше был не тукаевский, а челнинский район, и вся территория принадлежала челнам, как это происходит сейчас в Нижнекамском, Альметьевском, Елабужском и других районах! И глава везде один и в городе и в районе, это вы со своим тукаевский районом приезжаете сюда в Челны лечится, в мфц, в ГАИ, в суды, у вас даже нет административного центра, вы в Челны все претесь со своего колхоза, как на работу так и в свой исполком который так же в челнах! Ещё рот свой открываете про Челны! Постройте сами что то, или молчите!
06.05.2026, 17:09

11.49 уж какой-то недальновидный комментарий. А Москва как строилась? Недавно границы города расширили и хотите сказать все жители пригорода теперь не могут пользоваться автобусами со всеми московскими остановками. Сравните площади Москвы и Челнов, смешно станет.
07.05.2026, 13:03

Судя по комментарию, Вы не жили в Москве. "Не стоит и начинать"?
08.05.2026, 08:06

Прекрасно использовал единый билет на автобусах и электробусах Москвы. В сравнении с Челнами, где автобусы после 20.00 не ходили совсем. Личный опыт 3х летней давности.
11.05.2026, 02:25

А как насчет длительности поездки из Новой Москвы (которая бывшее Подмосковье) в центр Москвы (которая Москва)? Пробки, парковки, по три часа туда-сюда (и это без экскурсионных маршрутов Челнов). Прелесть же! Восьмичасовой (или двенадцатичасовой) рабочий день плюс шесть часов на дорогу - остается десять (или шесть) часов, чтобы ни в чем себе не отказывать.
06.05.2026, 07:26

В Бетьках многодетным выделили участки, а ничего не делается. Опять Бастрыкину писать?
06.05.2026, 12:14

Пишите,если это поможет вам …
06.05.2026, 08:25

Люди добрые, почему же вы рожаете столько детей, раз к вам такое отношение? Ваш ответ может быть такой,, Мы рожаем для себя,,,... Тогда, почему же вы просите от государства всё, и землю, и дороги, электричество... разного вида пособия.... Ведь вы рожаете для себя....
06.05.2026, 08:45

Так государство за язык никто не тянул, раз обещали, пусть выполняют обещание! Так и так рожали и раньше рожали и в голод рожали, но раз ради того чтобы избрали депутатов они предлагают такие льготы, почему многодетные должны молчать и терпеть что их обманывают?
06.05.2026, 12:16

Да рожали,от бездорожья мама в бане родила,через три дня вышла на работу в колхоз за трудодни…
06.05.2026, 13:57

И..... ?
06.05.2026, 14:28

Вроде ничего,не плакали ,воспитали,выросли…
06.05.2026, 15:54

И если бы вам землю предложили, вы бы отказались? Сказали вы для себя рожали, мне ничего не нужно? Льгот не было в СССР для многодетных? Не выдавали квартиры?
06.05.2026, 22:23

Для квартиры нужно было работать лет пять на заводе…ну такого …я для Родины рожала не было…
07.05.2026, 08:57

Ну, от этого смысл-то не меняется. Вы ждали, то что Вам ПОЛАГАЕТСЯ, и дождались, хотя бы за 5 лет. И как правильно отметил предыдущий комментатор: "вы бы отказались?". Вряд-ли.... А сейчас, люди более 11 лет в очереди стоят и пока общественный резонанс не сработал, исполняться Закон не начал.
14.05.2026, 10:58

Ольга

Вам землю дают, вам всего мало и дороги и электричество и воду подавай, не слишком ли много вам все должны, вы лучше займитесь воспитанием детей, а не беганьем по инстанциям, а то дети невоспитанные бестолочи растут, рожаете без остановки , а воспитывать некогда они все бегают по кабинетам
06.05.2026, 09:19

Андрей

Для застройщиков есть и земля, и инфраструктура. Для Хаера нашлась земля, коммуникации подтянули, дороги построили и автобусы по ним пустили. А многодетные кто такие?
06.05.2026, 09:32

многодетные в отличии от Хаера не принесут в бюджет столько налогов.
06.05.2026, 16:43

Андрей

А вы знаете сколько потратили на Хаер и сколько налогов он принёс? Только не говорите, что они рабочие места создали. Да создали, но для приезжих.
06.05.2026, 22:13

почему же только для приезжих?! с него еще и другие люди кормятся, хотя.... их тоже можно считать приезжими
08.05.2026, 10:22

Ага, с Буинска.
06.05.2026, 17:17

Считать просто надо уметь. Хаер сидит на льготном налогообложение, а Позис наш родной впахивает на полную катушку налогообложения. Не факт что хаер приносит много дохода в бюджет в сравнении со всеми многодетными. если бы Хаер был локализован на 100 процентов то ещё надо было бы подумать. А в нашем случае запчасти приезжают из Китая по льготной пошлине (в разы дешевле готового изделия). Логистика запчастей дешевле на перевозке (опять минус от доходов перевозчиков). Хаер захочет и в миг испарится, а наши люди в большинстве останутся здесь дальше. Жить и развиваться. Так кто в итоге важнее?
06.05.2026, 09:25

Все же просто, нет земли-выкупай у частников и исполняй закон. Как под дороги. Дорого, но закон, есть закон. Как деньги в бюджете попросят, республика быстро укажет, как найти дешевле, и тут же найдут. Иначе, какого нибудь приватизатора посадят, они же все среди нас, не советская влазть земли раздавала... Вообще, надо в доступе публиковать, при каком мэре, сколько муниципальной земли и на какие основные направления, и почем продано..
06.05.2026, 10:21

Все СНТ перевести перевести в ИЖС и проблем с землей не будет там ее навалом и ифрастуктура кой какая есть и рядом с городом
06.05.2026, 11:52

Размер участка в СНТ не соответствует требованиям к ИЖС, ширина проездов тоже не подходит для жилой застройки.
06.05.2026, 16:45

Андрей

Проезды можно привести в соответствие с планом, они должны быть не менее 6 метров. Заборы сдвигать надо.
12.05.2026, 10:38

умный вы! какой собственник захочет сдвигать заборы и терять часть участка!
06.05.2026, 10:54

Откуда деньги брать, тут все просто, есть всего 2 местных налога с которых пополняется бюджет района или города, земельный и на имущество физлиц(т.е. квартиры и дома), поднять их раз в десять и все, как раз деньги будут, на инфраструктуру, на сады и школы.
06.05.2026, 17:19

Ндфл и транспортный где?
07.05.2026, 08:01

НДФЛ федеральный(т.е. в Москву), транспортный региональный(т.е. в Казань)
07.05.2026, 12:08

Казань как Республика это тоже наше общее, а не городской бюджет города Казани. Ндфл вы не изучили до конца, где как он распределяется.
06.05.2026, 11:01

Зульфия

Хочу-хочу-хочу, дайте-дайте-дайте. И на детей время хватает и по судам бегать и по мэрам. Они вообще-то работают или все бизнесменами заделались и прибавки хотят? Тут обычные люди работой загружены, а эти только и скачут, только и требуют, их одних слышно!
06.05.2026, 11:53

Рожать детей это тоже труд , а выделение участков некоторая компенсация за этот труд. Вам же не понравится , если ваш труд будет не оплачен.
06.05.2026, 12:18

Да кесарить это труд…соглашусь!!!
06.05.2026, 12:56

А уж сколь многотруден подготовительный процесс, сколько сил потрачено отцами семейств. Странно, что не награждают многодетных отцов.
06.05.2026, 11:53

Если бы вам было положено, наверное тоже время нашли бы и "скакали"?
06.05.2026, 12:58

Зульфия

Видимо не знаете, что далеко не все многодетные семьи "скачут". Немало таких, кто рассчитывает только на себя. Просто на виду скакуны и жалобщики.
06.05.2026, 17:20

Всегда будет кто-то на виду. Всегда кто-то на светофоре впереди...
06.05.2026, 21:26

Тебя волновать не должно
07.05.2026, 09:17

Зульфия, они все успевают, не нервничайте. Знаете, чем больше человек занят, представьте, тем больше успевает. Так и Вы немного посмотрите по сторонам, может Вам тоже какие права положены. Но нет, мы ж гордые (или ленивые), нам "подачки" не нужны... чтобы потом гордо стоить из себя жертву: "а мы все сами, своими руками, а эти вон они какие... ух..."
06.05.2026, 15:48

многодетные пополняют людской ресурс страны, воспитывать и поднимать детей -это огромный труд
06.05.2026, 16:47

Андрей

В девяностых мы растили двоих детей без всякой госпомощи, вот где труд и нервы.
06.05.2026, 18:22

Понравилось? Медаль не дать? Давайте вообще люди от всех льгот откажутся, что правительство обещает своим гражданам и вернемся в 90-е!
06.05.2026, 22:31

Джамшут

Соглашусь с Вами,в девяностые не хочу возвращаться,зарплаты нет,есть зарплата в виде бартера…Вы матери хотя бы немного предохраняйтесь,государство не резиновое..понаехали в белокаменную,по русски научись говорить,панимаеш..
08.05.2026, 10:25

Это твоя единственная заслуга в жизни, видимо. Вся страна так в 90-е жила, но в заслугу себе не ставит. Хотя, если больше нечем похвалиться...
06.05.2026, 20:33

а двухдетные чей ресурс пополняют? насекомых что-ли? Вот как надоели эти выкрики, что в многодетных семьях ДЕТИ, а остальные - так, пыль придорожная.
06.05.2026, 18:42

В подсолнух половина больше продали земли ,там одни перекупчики живут.час тоже дом строить не легко.у кого двое детей не дают земли бесплатно.если так тоже на халяву мы тоже хотим землю
07.05.2026, 09:04

а в чем вопрос? рожай третьего и впрягайся в тяжбу с исполкомом. это ж так легко выглядит.
08.05.2026, 08:09

Перекупчики по смыслу слова жить на месте купленных земель не должны. Что-то не вяжется в логике.
12.05.2026, 12:35

За поселком Ближний (2км до города) большой свежий размеченный в 2026г. земельный массив. А говорят земли нет.
13.05.2026, 08:25

аноним

Берите земли возле Елабуги, вся сила там будет скоро)).
13.05.2026, 08:44

Многодетным не всем дают землю, начинают считать ЗП, кв.м.