03:01, 27 Июля
Новости
Подробно

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

22.11.2023, 13:27

Самый неординарный мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев в интервью Сhelny-biz.ru с улыбкой вспомнил былые времена: как он, будучи градоначальником, выезжал на рабочие обходы в кроссовках (не типичном для чиновника виде), как внедрял не самый популярный для автограда вид спорта – скандинавскую ходьбу – и проводил банные чемпионаты на площади Азатлык. В этом году исполнилось десять лет, как он сложил полномочия мэра и уехал работать в Казань. Сейчас он – заместитель премьер-министра Татарстана и председатель национального совета Всемирного конгресса татар. Осознанно минуя рабочие моменты, мы долго беседовали о его детстве, проведенном в деревне, «которая подарила ему крылья», о книге, которую экс-мэр выпустил в честь своего 60-летия. Издание Василь Шайхразиев презентовал жителям своей малой родины – Саитово. Подобные подарки «народу» – идея, которая пришла к нему несколько лет назад. Книга – не единственное, чем удивил бывший градоначальник. За прошедшие десять лет Василь Гаязович проделал огромную работу над собой и в интервью раскрылся с абсолютно неожиданной стороны. Был лиричным и душевным, порой – веселым и задорным. О том, как он поднял историю родной деревни и своей семьи, начиная с 18-го века и сожалеет ли о решениях, которые принимал, будучи мэром – в интервью Сhelny-biz.ru.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Встреча с Василем Шайхразиевым прошла на его родной земле – в деревне Саитово. В пасмурный и довольно холодный день саитовцы собрались в местном сельском клубе на «Хәтер көне». Василь Гаязович выходил из актового зала, когда заприметил нас в толпе. Он был одет сообразно погоде и месту: в теплом бушлате, каракулевой папахе и резиновых сапогах. Мы же с фотографом оказались не столь подготовленными к погодным реалиям – у нас на двоих была одна шапка и пара строительных перчаток, затерявшихся в багажнике. После небольшой, но довольно дружеской беседы он распорядился напоить нас горячим чаем и «накормить досыта», а сам, извинившись за заминку, отлучился в мечеть на намаз.

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

ДЕРЕВЕНСКАЯ ЖИЗНЬ

«Я ЗА СЕЗОН ПОЛУЧАЛ 350 РУБЛЕЙ. В ТО ВРЕМЯ МОТОЦИКЛ «МИНСК» СТОИЛ 220»

Местом для беседы был выбран актовый зал сельского клуба. Василь Гаязович расположился на кресле, бережно положив рядом шапку. Помещение было довольно просторным: окна, занавешенные плотными красными шторами, ряды бордовых зрительских раскладных кресел. Бывший градоначальник внимательно разглядывал интерьер и в какой-то момент воскликнул: «Какой хороший у нас все-таки зал!»

– Василь Гаязович, вы родились в деревне Саитово и где бы вы ни работали, Набережные Челны или Казань, постоянно сюда возвращаетесь. С этим местом, наверное, связано много воспоминаний?

– Каждый человек, по идее, должен быть влюбленным в свое село или город. В то место, где родился и учился, где прошло детство. С возрастом начинаешь понимать, что детство, с одной стороны, самое беззаботное время. Но с другой – именно в этот период закладывается основа характера. Я очень рад тому, что в далеком 1963-м году родился в этой деревне и воспитывался здесь до 17 лет. Деревня небольшая, но имеет хорошую, добрую историю. Здесь всегда жили очень трудолюбивые люди, а понятие отдыха было второстепенным. 

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– Вы учились в формате интерната – в небольших деревнях чаще встречаются лишь начальные школы…

– У нас здесь было только три класса. Что интересно, первые и вторые классы учились вместе. И там, и там было по 15 детей.

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– А как же в таком режиме усваивалась школьная программа?

– Преподаватель вел для всех одинаковые занятия. А третий класс был отдельно. Потом уже, с четвертого класса по восьмой, посещали школу в соседней деревне Семекеево. Это была интернат, где мы жили с середины сентября по май. Сегодня сложно представить подобное: не ужас, не фантастика, но что-то недосягаемое. В понедельник нас привозили, в субботу забирали домой. Мальчики и девочки жили раздельно, но учились вместе. Девятые и десятые классы практически все дети в округе учились в Кузембетьево. Потом я уже начал работать, переехал в Набережные Челны, отслужил в армии. Вся моя жизнь связана с этим городом.

В этот момент в зале появился молчаливый наблюдатель: местная жительница тихонько присела на край сцены и внимательно слушала, о чем я спрашиваю Василя Гаязовича.

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– В деревнях с малых лет приучают к труду, с какого возраста вы, условно, взяли в руки лопату?

– Сегодня понятие «работали» будто событие какое-то. Раньше мы об этом не задумывались. Практически все с первого класса трудились в колхозе. И зерно, и свекла, и коровы…

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– За всем следить надо – моргнешь и грядки уже в сорняках…

– Да, именно. Я-то сейчас понимаю, что мы были несовершеннолетними и нас оформлять было, по сути, нельзя. Оформляли наших родителей, начисляли заработную плату. Для любого деревенского парня самый высокий уровень – помощник комбайнера. Это абсолютно взрослая и самостоятельная профессия, зарплата была достойной. Часто приходилось сидеть за штурвалом вместо взрослого. В 1978-м году помощнику платили 350 рублей – столько я получал за сезон. Для понимания, в то время мотоцикл «Минск» стоил 220. В 1980-х годах, когда я вышел на работу в Челны, моя месячная зарплата была 80 рублей.

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– А много ли с того времени поменялось в деревне?

Василь Гаязович задумался, потом заметил – страна поменялась, как, впрочем, и люди.

– Когда жил в деревне, у нас был учитель, воспитатель, библиотекарь, кузнец, ветврач. Сейчас часть этих профессий исчезла, в них не стало нужды. Технологии относительно уклада жизни, который был 50 лет назад, изменились.

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– То есть деревни сегодня ничем не отличаются от города в плане технологического прогресса?

– Да. Мы давно газифицированы, котел и в доме, и в бане, больше не нужно искать ни угля, ни дров. Дорога заасфальтирована, вода либо проведена в жилище, либо ты берешь ее из колонки. Если бы вы решили приехать сюда 50 лет назад, не смогли бы проехать. Трактор стоял в начале деревни, чтобы, если проезжала какая-нибудь машина, техника могла бы подцепить и вытащить автомобиль – грязи было по колено. Мир изменился и сегодня жизнь в селе стала очень комфортна. Пошел тренд: если городские раньше искали в деревнях свободные участки для дачи, то сейчас ищут для постоянной жизни. Люди приобретают дома и становятся неким «деревенским миксом». У них сразу 20 соток, к примеру, для картофельного поля, дом, баня. Не три-четыре сотки, как на территории, приближенной к городу. По цене выходит практически одинаково.

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– Долгое время вы живете в больших городах, иногда даже управляете ими. Насколько заметна разница между городскими и деревенскими жителями?

Деревня стоит на первом месте в части трудового и физического воспитания. Ты всегда помогаешь родителям. Где-то со скотиной, где-то с сенокосом. Это процесс воспитания, который объединяет всю семью: когда, допустим, родственники приезжают сажать картошку, ты во время этой работы косвенно или напрямую узнаешь обо всех двоюродных-троюродных братьях, общаешься с ними. У городских такого труда нет, но есть возможность заниматься спортом, больше учиться, посещать библиотеку. Там совершенно другая система.

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– Пригодились ли в дальнейшей вашей жизни те навыки, которые вы получили в деревне?

– Есть такое понятие, как техническая память. Если ты в детстве катался на велосипеде, но лет 40 на нем не ездил, все равно сможешь на нем прокатиться. Да, пару раз упадешь, но поедешь. Здесь то же самое. Если я возьму в руки инструмент, мне нужен короткий срок, чтобы вспомнить и привыкнуть. Для меня нет проблем: топор, пила, рубанок, но в городе нет потребности их использовать. Когда возвращаюсь в родительский дом, мне не нужно вызывать специалиста, чтобы сделать мелкие работы. Я сам могу. Не как мастер, который может зарабатывать на шабашках, но для себя и своего дома - могу.

На вопрос, сможет ли он в случае чего самостоятельно подправить крыльцо или забор, Василь Гаязович с гордостью ответил «да». «Даже могу на сенокос спокойно пойти!» – заявил он.

– А за руль комбайна сможете сесть?

– Думаю, да. С точки зрения вождения считаю себя профессиональным водителем. Когда мы работали, были другие комбайны, но принцип остался тем же. Просто кнопок больше, но это ничего.

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– Как часто вы сюда возвращаетесь? Мы несколько раз переносили встречу из-за вашего плотного графика…

– С одной стороны, все зависит от нас – как спланируешь, так и получится. С другой – часто не получается, когда что-то планируем. Все-таки объем моей работы довольно большой, много командировок. Конечно, хочется почаще сюда приезжать, здесь мои корни, родственники. Папа похоронен, бабушка. Сейчас много людей из моего детства уже на кладбище… Каждый из них по-своему дорог. Это и воспоминания, и основной дом, где мои родственники когда-то собирались. Хотелось бы почаще, но сколько Аллах дает, столько и приезжаю.

КНИГА: ОТ ИДЕИ ДО ВЫПУСКА

«МЫ САМИ ДЛЯ СЕБЯ ОТКРЫЛИ АМЕРИКУ: НЕ ТОЛЬКО У ДЕРЕВЕНСКИХ, НО И У МЕНЯ НЕ БЫЛО РОДОВОГО ДРЕВА»

– Какие у вас отношения с соседями? Я заметила, что со всеми вы здороваетесь за руку, каждого знаете по имени.

– Со всеми очень хорошие отношения. В обществе принято, что соседи это те, кто живет в доме справа и слева, в городе – в квартирах на лестничной клетке. В нашей деревне, где чуть больше 50 дворов, мы дружно росли с самого детства. Это и спорт, и концертная программа, и спектакли, и деревенские сабантуи. Мы как семья. Очень приятно, что с годами мы об этом не забываем. В День памяти (Хәтер көне) мы все собираемся здесь, это очень дорогого стоит. Если ты все делаешь искренне для людей, которые рядом с тобой живут, это заметно.

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– Да, действительно видно, когда делается для галочки, а когда для души. Вы в прошлый раз рассказывали, что выпустили книгу про Саитово. Как к вам пришла эта идея? Тем более, насколько я знаю, книга написана исключительно для жителей вашей деревни и выпущена малым тиражом.

Василь Гаязович заметно воодушевился, вспоминая весь процесс подготовки к выпуску книги. Невооруженным взглядом было видно, что в работу он вложил душу – с каким с трепетом он о ней рассказывал.

– Это мой мир и приятно, что я могу делать такие подарки близким и порой совсем незнакомым людям. Тот объем помощи, который я оказал, будучи мэром, в правительстве или в конгрессе – для души и сделан с большим уважением к людям, которые в этом нуждались. К выпуску книги меня подтолкнуло следующее. Когда моей маме было 85 лет, она резко заболела. Мы сидели, общались и начали вспоминать, как моя мама пришла в эту деревню. Мы знали, что мой дед погиб в Великую Отечественную войну, а бабушка умерла, когда мне было семь месяцев. Папа скончался в 1982-м году, а мама была из другой деревни. Здесь мы начали «плавать». Да, для общения слова есть, а когда начинаешь переходить на конкретику, оказывается, что не знаешь ни имени, ни дат. Я стал интересоваться у старших, они рассказывали мне истории родственников, но никаких документов не было. На тот момент мне было 58 лет. Ряд знакомых уже начал писать книги о своем роде, деревне, школе. Я подумал: а почему бы нам не поднять историю деревни?

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– Вы сами ее написали?

– Сам не писал. Выступал неким руководителем рабочей группы и финансистом. Я обратился к людям, которые умеют работать с архивом. Это не писатели-фантасты, а люди, которые имеют научные звания, краеведы. Специалисты создали чат в соцсети, куда добавляли всю информацию, которую им удалось поднять. Мы создали макет. Когда наши ребята работали в архивах, они узнали, сколько людей здесь жило, какие происходили катастрофы и почему народ отсюда переселялся. Голод, Великая Отечественная война, информация о председателях колхозов, активистах. Я пошел путем сбора базовых архивных данных и той информации, которая была опубликована в СМИ. Позже мы задумались об объемах и тираже.

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– Ваша деревня небольшая, будет ли книга интересна за ее пределами?

– Если встретятся какие-то знакомые фамилии - да. А так – нет, не думаю.

– Есть что-то удивительное, что удалось отыскать в архивах?

– Помню, мне рассказывали, что в 1982-м году командир части, в которой я служил, отправил моим родителям благодарственное письмо, и оно когда-то было напечатано в районной газете. Я ее никогда не читал, прошло 40 лет и когда мы книгу писали, мы эту газету нашли в архивах. Архив же все помнит. Когда мы проводим мероприятия, я всегда говорю – пишите об этом в средства массовой информации. Мы уйдем или что-то забудем, зато можно будет поднять эти публикации. Нашей задачей было сделать хорошую историческую выжимку без воды.

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– Как шла работа и как собирались истории для книги?

– Мы должны всегда генерировать идеи и пока нет финального свистка, у тебя всегда есть возможность победить. Что такое деревня? Это люди. Мы нашли институт, который занимается составлением родословной и обратились к деревенским с предложением поднять архивы и по ним. Свое письменное согласие дали 34 человека, это все-таки персональные данные. Мы прошлись по всем этим семьям и на каждую сделали родословную. В этой части мы для себя открыли Америку: не только у деревенских, но и у меня не было фамильного древа. Да, когда я работал, на меня часто выходили с подобным предложением, но тогда мне это было не интересно. А сейчас интересно. Теперь у меня со стороны отца полностью установлены 12 поколений, включая моих внуков. Сейчас мы делаем родовое древо со стороны мамы. Получились очень интересные истории, которые мы вместе с фотографиями, опубликовали в книге вторым разделом. Издание будет раздаваться всем нашим деревенским, если есть желание. Я знал - когда люди будут читать эту книгу, к ним будут приходить идеи и третьим разделом мы сделали «чистое поле». Он называется «Книга, которая будет написана». Там так и сказано: «Уважаемый читатель, когда ты будешь читать эту книгу, к тебе будут приходить мысли. Бери карандаш и записывай их». Дай Бог, чтобы мы на основе написанного составили второй том. Наступит время, соберем воспоминания и опубликуем. Я бы очень хотел, чтобы в каждой деревне был выходец, который бы чтил память, помогал своему селу. Таких много. Я всегда прошу – приезжайте с детьми, внуками. Мы эту деревню знаем, а насколько наши дети, тем более внуки будут ее любить - другой вопрос. Деревня –компактное сообщество, конечно, и в городе есть одноклассники, ребята, которые вышли из одного двора. И если они будут благодарны этим жителям и месту, будет здорово.

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

Жительница деревни, которая все это время наблюдала за ходом интервью, протянула Василю Гаязовичу издание в фабричной обертке. Он, распаковав книгу, пролистал до страницы с родовым древом своей семьи.

– Книга называется «Деревня, которая подарила мне крылья». Очень романтичное название.

– Вот она. Здесь в алфавитном порядке напечатаны родословные наших жителей, начиная с 1708 года. Я иду наравне со всеми, в порядке очередности, в этом вопросе я очень щепетилен. У меня родословная с 1656 года.

Сама книга – в твердом переплете, а история деревни, как и самих жителей, расписаны на татарском языке на 255 страницах. В предисловии бывший градоначальник с особой нежностью вспоминал моменты из детства. Василь Гаязович вспомнил, как его семья обогревала дом сушеной гороховой ботвой – ее тогда бесплатно раздавали в колхозе, и о том, как в первый на его памяти раз прозвенел колокол – вестник пожара в деревне.

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– Идея, как и реализация, очень интересная!

– Да, здесь даже есть кьюар-код. Книга стала подарком жителям деревни от именинника – я презентовал ее им на свое 60-летие. Хочу и вам подарить издание, правда, немного с опозданием. Она, конечно, полностью на татарском языке. Но она может стать неким примером или моделью…

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ: ОТ ДИКЦИИ ДО СТИЛЯ

«ЕСЛИ БЫ Я, ПЕРЕХОДЯ НА ДОЛЖНОСТЬ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРА МЫСЛИЛ КАК МЭР ГОРОДА, БЫЛО БЫ ОЧЕНЬ СЛОЖНО»

– Василь Гаязович, мы с вами не виделись десять лет…

– Да, тогда мы были чуть моложе… (смеется).

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– Это точно. Когда я вам позвонила спустя это время (по поводу годовщины смерти Василисы Галицыной), признаюсь, ожидала услышать Василя Гаязовича, который был тогда. А услышала совершенно другого человека – тот разговор меня сильно шокировал. Вы настолько изменились, заметно, что вы проделали огромную работу над собой. Я вас даже не сразу узнала, вроде голос тот же… Как вам это удалось? Сейчас ваша речь – просто песня!

В этом, к слову, не было ни капли лести.

– Каждый человек должен соответствовать месту. В школе ты один, поступил в институт – уже изменился. Если человек не будет над собой работать и останется на том же уровне, всем будет скучно. Есть характер, стержень, его невозможно сломить. Исходя из занимаемой должности и задач, которые есть, считаю, что для каждого человека и руководителя меняться – в порядке вещей. Если бы я, переходя на должность вице-премьера мыслил бы как мэр города, мне было бы очень сложно, так как в Татарстане 45 муниципалитетов. Набережные Челны – шикарный и любимый мною город, для любого другого района моя работа там может оказаться каким-то раздражающим или наоборот, влюбляющим моментом. 50 лет моей жизни прошли в этом городе, я остаюсь ему преданным. Но, приезжая в другие субъекты в качестве председателя национального совета, я начинаю интегрироваться в эту часть для того, чтобы понять и решить вопросы, которые передо мной поставлены. Без этого я, наверное, столько бы не проработал. К тому же, твое назначение и работа зависит частично от тебя, а частично – от работодателя. Хорошо, если мне нравится. А если не нравится? И наоборот. Если тебя назначили, и ты работаешь в команде, нужно сделать так, чтобы было комфортно тебе и работодателю.

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– Это колоссальный труд, вас стало очень легко слушать.

– Спасибо большое, я тогда буду больше работать над собой (смеется).

– По поводу вашего имиджа: вы всегда одевались с иголочки. Кто-то помогает или вы сами работаете над своим стилем?

Василь Гаязович, казалось, смутился и заметил, что в его возрасте как-то уже неудобно рассуждать об имидже, но тему все же продолжил.

– У каждого человека есть характер. Если ты с точки зрения своих подходов к работе, выстраиваешь свой стиль, становится легко. Для меня нет понятия дня недели. Я даже в воскресенье встаю в шесть утра. Могу лечь в 12 или в три часа ночи, но встать в шесть. Умылся, побрился, зарядка – все, как положено мужчине. Даже понятие «руководитель» немного отходит на второй план. Все должно быть на уровне автоматики. Но есть и ближайшее окружение, супруга, которая подсказывает в выборе одежды. Я могу надеть что-то и сказать: «Это мне нравится». Но дети, к примеру, скажут, что это уже не модно. Но понятия «мода» и «удобство» настолько разные, что их сочетание – уже мое право.

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– Вы и несколько лет назад отличались от большего количества чиновников собственным стилем: могли прийти на открытие дороги в кедах и джинсовой куртке, сесть на велосипед, поставить стаканчик с водой и проверить качество дорожного полотна. Такого разнообразия в повседневной рабочей одежде больше ни у одного руководителя не было.

– Некоторые говорили, что за такой вид нужно уволить, что не должен чиновник так выглядеть. Вы по своей линии о таких людях больше знаете, чем я. Но были и те, кому я импонировал. Пример: я не употребляю спиртные напитки более 50 лет, от этого я не стал унылее или агрессивнее. Кто-то может мной гордиться, а кто-то скажет: «Наверно, закодировался». Мы все разные. Но руководитель не должен делать все ради того, чтобы понравиться. Ты делаешь свою работу - делай качественно. Все же, наверное, помнят, что я ходил много, а кеды – очень удобная обувь. Ботинки, хоть дорогие, хоть нет, неудобны. Я и в джинсах ходил, когда мы в яму прыгали и на десятый этаж поднимались. Ну буду я ходить в отутюженных брюках, скажут…

– Белоручка?

– Да.

 МЭР ШАЙХРАЗИЕВ. ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

«СКОЛЬКО БЫ Я НЕ ДАВАЛ КОМАНД МОЗГУ, ЕСТЬ МОМЕНТЫ, КОТОРЫЕ Я СЕГОДНЯ СДЕЛАЛ БЫ ПО-ДРУГОМУ»

– Возвращаясь к вашей работе в Набережных Челнах. В этом году исполнится десять лет, как вы покинули свой пост. Я не подгадывала, просто так получилось. Возможно, вы анализировали свою работу. О чем-то сожалеете? Что-то сейчас сделали по-другому? Или наоборот – есть то, чем гордитесь?

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– Рановато об этом думать. Когда спрашивают: «Повторили ли бы вы свою судьбу?», отвечаю, что у меня нет такой возможности. Жить прошлым и разбирать его на молекулы – что я сделал правильно, а что нет – я не хочу. Иногда власть что-то сделала, а население это не приветствует. Или наоборот, народ считает, что это решение было бы самым правильным. Подобная риторика – это к теме о мемуарах.

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– А когда сядете за их написание?

– Пока я работаю, у меня нет на это времени. Я ведь тоже человек и сколько бы я не давал команд мозгу, есть моменты, которые я, возможно, сделал бы по-другому. Но это через призму сегодняшнего дня, а не двенадцатилетней давности. К примеру, одно решение, которое было тогда принято, было крайне важным на тот момент. На сегодня сделано очень многое и когда начинаешь анализировать, даже опытный человек будет включать те десять лет, которые уже прошли. Но надо размышлять, исходя из того времени и того места. Решения принимались с большой ответственностью тем руководителем и той командой. Перебирать три, пять, десять лет абсолютно не вижу смысла. А вот другой момент: правильное решение, принятое с опозданием, является правильным?

– Нет…

– Нет, конечно.

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– Вы были неординарным мэром. Что бы вы сейчас интересного добавили в облик автограда?

– Всегда с большим уважением относился ко всем руководителям. И к Раису Беляеву, и к Рафгату Алтынбаеву, и к Рашиду Хамадееву, и к Ильдару Халикову. Сейчас мэром Набережных Челнов является Наиль Магдеев. У каждого руководителя есть свое время. Когда ты - первое лицо, знаешь всю «кухню» и внутреннюю ситуацию: люди, генплан, состояние финансов, ты принимаешь на себя ответственность и «ведешь». Мне сегодня очень приятно, что команда Набережных Челнов все такая же активная и разносторонняя. Считаю, мне сейчас немного некорректно давать какие-то советы. Если мне позвонит Наиль Гамбарович и спросит: «Василь Гаязович, какое ваше мнение?», тогда я смогу подсказать.

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

Да, согласна. Вы ввели моду в тот момент на довольно необычные вещи: к примеру, на скандинавскую ходьбу. Несмотря на то, что это казалось немного диким, сейчас это стало «нетленкой» Челнов. Хоть мы немного посмеивались, но с палочками до сих пор ходим.

Василь Гаязович рассмеялся и припомнил забавный случай, который произошел, когда жителям только начали раздавать палки для ходьбы.

– У скандинавской ходьбы есть большой плюс – ты выходишь на свежий воздух, в большей степени это парковая зона. Видишь красивые пейзажи, слышишь, как поют птички. Вы, наверное, помните, в первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые приходили и спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– Действительно, было такое. Люди тогда не совсем понимали, что это и как этим пользоваться. Скажите, в каком амплуа вы чувствуете себя комфортнее – в том, в котором вы сейчас находитесь или все-таки градоначальника?

– Любой руководитель, когда занимает определенный пост, должен уметь отрезать. У той должности были свои прелести, у этой – свои. Ни в коем случае нельзя сравнивать ту должность, которая была в 30 лет и ту, которую ты получил в 60. У руководителя уровень харизмы, как в 30, так и в 60, не должен снижаться.

– Вы как-то говорили, что на каждый ваш юбилей у вас есть цель – сделать какое-то большое, хорошее дело. Вы уже придумали, что будете делать к своему 65-летию?

– Согласно закону, к тому времени я уже буду на пенсии… Как раз по возрасту подходит…

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– Мемуары, да?

– Да (смеется). Когда я выступаю перед молодежью, у них уровень ожидания немного другой. Они думают: «Ну что этот бабай может рассказать? Он был таким же, как я, полвека назад, да еще и в другой стране!». Что у нас общего?» Их первая мысль – наверное, будет какая-то политинформация. Ты должен их мотивировать, чтобы они работали над собой, чтобы были успешными не только в плане карьеры. Карьера – это вертикаль, а жизнь – горизонталь. Это про правильно влюбиться, создать семью. Кто-то спросит: «А как это – правильно влюбиться? Увидел девушку в автобусе, она покорила сердце – это правильно?». «Правильно» – это общее понятие, которое подразумевает любовь с первого взгляда. Есть же знаменитое высказывание Мстислава Ростроповича. Когда композитора спросили, через сколько он сделал предложение своей будущей супруге Галине Вишневской и о чем он сожалеет спустя стольких лет совместной жизни, он ответил, что позвал ее замуж через четыре дня после знакомства и единственное, о чем он жалеет…

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– Что потерял так много времени…

– Да-да! Хочу привести свой пример: когда я закончил восемь классов, решил поступать в автомеханический техникум. Отец тогда сказал: «Василь, ты уже взрослый, ты сам принимаешь решения и несешь за них ответственность. Но я тебя поддержу в любом случае». Так вот, я поступил, но отучился всего три дня. Понял, что это – абсолютно не мое. Забрал документы и уехал домой. Тогда отец спросил, что я теперь буду делать? Я сказал, что пойду в девятый класс. Он ответил: «Молодец, иди работай и продолжай учиться». А сколько мы знаем родителей, которые давят на ребенка мнением? Мама или папа решили, а ребенок – должен. Я у своих друзей спрашивал: «А зачем вы тогда учились, если эта профессия – не ваше?». Друг поступил, родители настояли, больше некуда… У всех этих жизненных моментов, которые были у меня 40-50 лет назад и у нынешнего поколения есть некое сходство. Есть основы жизни, которые могли бы быть полезны каждому. Сейчас я, рассказывая эту ситуацию, начинаю думать, что мемуары для меня – немного маловато. Возможно, исходя из своего опыта и других качеств, стоит открыть курсы, какие-то тренинги или рекомендации. Например, я – супербанщик.

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

– Серьезно?

– Так я в Челнах проводил банные соревнования, к нам приезжали чемпионы мира по банному парению! На Новый год мы напротив мэрии ставили прозрачные банные комплексы. Там люди в купальниках лежали и смотрели на елку, пока их парили. Мероприятие проходило 30-31 декабря.

– Вот этого я не помню, наверное, на тот момент уже отдыхала… Я помню, летом были большие чаши.

– Да, это был летний вариант.

– Тогда вопрос банщику: веник нужно замачивать в холодной или горячей воде?

– Я про это могу разговаривать много и долго, давайте это будет темой для следующего интервью? (смеется).

«В первый год, когда мы дарили палки для скандинавской ходьбы, некоторые спрашивали: «А лыжи-то когда дадут?»

ЭПИЛОГ

Завершив «официальную» часть, мы вышли на улицу, немного обсудили жизнь «не под диктофон» и повспоминали то, казалось бы, уже далекое время. Этих воспоминаний могло бы вполне хватить на отдельное интервью. До своего родительского дома Василь Гаязович пошел пешком. А мы успели заблудиться по дороге в Челны. Но это уже совсем другая история.

Анастасия Клевцова

Комментарии
22.11.2023, 15:02

О Боги, скажите мне, есть ли на свете ещё один человек так любящего себя , как этот популист и провокатор бредовых идей..
22.11.2023, 15:47

Помню,как этот интеллигентного вида гражданин в 2002 собирал нас в зале мэрии и на полублатном жаргоне требовал скинуться на новый год или сабантуй,не помню точно. Мне тогда было что-то около 27 лет,но впечатления остались надолго.
22.11.2023, 16:13

А сейчас не так? Деньги собирали даже в тот год, когда из-за короновируса отменили Сабантуй. Ждем письма на Новый год)
22.11.2023, 19:29

ему Раис не помогал
22.11.2023, 22:32

Вот точно
23.11.2023, 12:59

19:29 Как помогает сейчас Муллину.
23.11.2023, 00:24

Константин

В 2002 году он никак не мог Вас обязать собирать деньги " то- ли на Новый год, то- ли на Сабантуй", так как он еще не работал в мэрии....врите более правдиво..
23.11.2023, 11:25

Собирали и ещё как - что в Челнах, что в Нижнекамске!
23.11.2023, 13:36

В 2002 г??? Это вы с Халиковым его перепутали.
23.11.2023, 20:53

Так Вася Риком был. Никто не врет
22.11.2023, 15:43

Рамиль

Василь Гаязович лучший мэр Челнов.
22.11.2023, 16:15

Когда это он им стать успел, при нём бардак был во всём, он как из тени Халикова вышел, так только самолюбованием занимался.
23.11.2023, 00:27

Инсаф

Я тоже так считаю...Настоящий ..
22.11.2023, 15:44

Может это странно, но для меня Василь Гаязович навсегда будет ассоциироваться с сугробами. Сейчас как раз такая погода)
22.11.2023, 15:50

Василмй

А сейчас через двое суток после снегопада, при нынешнем мэре почему дороги не убраны в городе ?
22.11.2023, 15:58

Здравствуйте,Вася-Сугроб..
22.11.2023, 19:22

Это точно - Вася Суроб на века) Сейчас еще один товарищ напрашивается на комплименты)
26.11.2023, 05:31

И с продажей земель в городе. Его фраза,,в городе земли больше нет,,. Всё продап, весь город изуродовали.
22.11.2023, 15:45

Как он подтягивал своих родственников... Город стонал просто этих людей
22.11.2023, 16:01

Этот человек источник возникновения и создания своего рода монополии из огромного пакета недвижимости, сосредоточенного в одних руках ,и реализуемого в нынешнее время на несколько миллиардов рублей на интернет площадках , история процесса банальна, и вот мы видим доброго, милого человека ,, всегда есть чему научится в жизни ,
22.11.2023, 16:09

Как он любил на совещаниях из мухи делать слона, просто ужас. Настоящий говорун. . Просто он наслаждался ,когда на совещаниях беспрерывно говорил часами. . Он любовался как он говорил, брался за все..умеет, не умеет но брался. Петь, танцевать, стихи читать, копировал своим одеванием челнинсих гопников.. Его катание на велосипеде стаканом воды по челнинскому проспекту.. мама моя...
23.11.2023, 00:36

Татарин

А Вы сидели на этих совещаниях??? Судя по Вашему письму, навряд- ли...
22.11.2023, 16:11

Фанис Хамидуллин его братишка вроде
22.11.2023, 16:36

Все равно лучший!
22.11.2023, 19:35

верно!
23.11.2023, 00:40

Конечно, лучший..Сам все контролировал..Его нельзя было обмануть, потому- что предпочитал увидеть все своими глазами, а не только то, что говорили ему другие..и Человек он хороший..
22.11.2023, 16:36

Василий Гаязович

Попрошу больше не употреблять кличку "Вася Сугроб", называйте просто "Первый татарин эндэ"
23.11.2023, 06:01

Что такое эндэ?
23.11.2023, 13:06

С чего бы ему быть первым татарином? До него таких "первых" много было.
23.11.2023, 19:47

Тимур

Прекрасное интервью, душевное и мудрое. Много хорошего было в годы его правления, за что спасибо. Про любого политика пишут много грязи оно не удивительно, ведь красота в глазах смотрящего )
22.11.2023, 16:38

Удащливый........
22.11.2023, 16:39

Про последнего мэра тоже много можно написать. Просто закрутил гайки и никто не вякает. А Шайхразиев несмотря на косяки выходил сам всегда к народу, лицом к проблеме. Что у нынешней власти нет грешков? Посмотрите во что город превратили? Сначала Мурзилка, потом человейники, мигранты… А где ваш мэр? Его даже нет нигде в публичном поле. Есть только его пресс секретарь. Которая тупо занимается своим пиаром. Василь Гаязрвич хотяб к людям выходил…
22.11.2023, 19:24

Плюсую
22.11.2023, 19:34

совершенно верно,в парке на гэсе освещение для занятий бегом,лыжами провели,лыжня была,на работу идешь он уже контролирует работу дворников,трамвайные линии проели за 5 секунд,а как лыжня России проходила,весь город на лыжах стоял
22.11.2023, 21:15

Возле парка на гэсе он 2 объекта построил, которые несут афииллированным с ним компаниям прибыль теперь ,, вот такой хозяйственник ,,
22.11.2023, 22:33

А как вдоль города шел, трамвайную ветку проверял? Километров 10 проходил и чиновников заставлял
22.11.2023, 23:57

Я думал, что только я заметил как она пиарит себя за счет должности и того, что мэру наплевать на людей. Корона лесника сидит крепкого, да и у прессухи его уже порядком устоялась.
28.11.2023, 15:21

Полностью согласен. При Шайхразиеве был создан блог на официальном сайте Челнов. Там простые граждане могли задавать вопросы, мэр либо сам отвечал, либо напрягал ответить ответственного за определенную тему. Мне лично этот блог в свое время помог решить важный вопрос. Что сделал Магдеев, как только пришел сюда? Правильно, первым делом уничтожил тот блог. Все, прямого диалога с властью у нас больше нет.
22.11.2023, 16:51

очень интересно было читать. необычно. спасибо
22.11.2023, 17:14

Анонимный аноним

Нормальный мэр был. Своеобразный и оригинальный. По сути без прессека работал и никем не прикрывался. А сейчас куда не сунься, везде Римма бежит вперед Магдеева. Он уйдет и про него можно много чего написать. Одна автобусная реформа чего только стоит. Да и человейники на каждом шагу в разы переплюнули точечную застройку магазинов.
22.11.2023, 17:48

Скорее бы ушёл на повышение в Казань, но видно там он не нужен такой фотогигиеничный
23.11.2023, 09:51

Фотогеничный, он к гигиене никакого отношения не имеет)))
22.11.2023, 23:56

Реально задолбали человейники и беда с транспортом уже ни в какие ворота не лезет! Что потом удивляться, что машин становится много - куда деваться людям, из последних сил в кредиты лезут, лишь бы передвигаться на чем-то было. У нас нет нормальной транспортной системы! Задолбало!
22.11.2023, 17:17

Что он сделал для народа то, а???
22.11.2023, 19:31

Учитывая что бюджет с республики не тек как сейчас то очень много. Велодорожки, мусорный порядок, народный контроль , велодвиж, набережную нашу, освещение в лесу . Игровузи поддушил. И как минимум не а юбку не прятался.
22.11.2023, 22:34

Твиттер! Помните как отопление через твиттер контролировал? Киямову тогда срочно пришлось освоить «птичку»
22.11.2023, 23:54

Согласна. Нормальный был мэр! Точно лучше, чем нынешний
23.11.2023, 10:37

Андрей

Игровухи придушил? Да при нем самый рассвет был, одни закрывали и ту же возникали другие. Игровухи придушили, когда депутаты ГД закон издали и было это уже при Халикове.
23.11.2023, 12:16

Хорошо помню как красиво отчитались, что в жеребце, напротив УВД закрыли игровуху. Пришли играть в бильярд на той же неделе, а игровуха как работала так и работает. Они при нем даже на остановках были, особо не скрывались.
03.12.2023, 11:30

Не в жеребце,рядом,в берлоге. В жеребце с 2006 бильярд был
23.11.2023, 13:43

Халиков был до Шайхразиева. В 2010 Халиков ушёл премьер-министром РТ, а Шайхразиев его сменил на посту мэра.
22.11.2023, 18:38

Анон

Напомните, почему он Вася Сугроб?
22.11.2023, 21:38

Почему Вася-Сугроб??? Одни сугробы стояли по всему городу..Во дворах. На обочинах, перед предприятиями и организациями. Придворовые дорожки превращались в колеии.. Легковые автомобили ползали на животах передними бампером гребали снег.. . Половина снегоуборочной техники стояли на базе, не выходили на чистку дорог. Часть такой техники продали в чужой регион.. Безконечные аварии на проспектах..
24.11.2023, 08:22

Фаиля

Вот один зима такой был! После жарко лето 2010 много снег был зима 2010. Бампер глушитель оторвалась . Все мэр хороший и тот и тот. Время идёт время разные был и у разных время свои вопросы проблемы требования. Претензия есть но кто то в доме в квартире решение принять не может и дух не хватает а кто то смелости и ответственн берет на себе город и процессы управляет в город. Поэтому на себе смотри и не сравнивай себе. У мэра большой ответственность и не легко им через душу пропускает через свою всё. Удачи всем мэр! Снег только убери! И сосулька на дороге.
23.11.2023, 08:31

Было дело, молодой человек
23.11.2023, 20:29

антошка, иди копать картошку
22.11.2023, 18:54

нормальный был мэр.и сам всегда с народом встречался.А сейчас Римма по сми везде и все
22.11.2023, 20:47

Интересное интервью, взглянул на В.Г совершенно другими глазами.
22.11.2023, 22:28

Не должность красит человека, всегда надо быть человеком. Простой, умный, народный. Удачи ему.
22.11.2023, 23:13

Отличным был мэром. Можно было его встретить, поздороваться. Близок был к простому народу. А сейчас мадама Рима только везде надо не надо мелькает, говорит за всех.
22.11.2023, 23:48

Хороший был мэр! Обращения можно было писать в соц сетях лично ему на странице и ответы были живые!!!
22.11.2023, 23:53

Рузалия

Во времена Василя Гаязовича было сделано много хороших дел, но природа большинства людей такова, что там где ты споткнулся - тебя запинают, а там, где проявился успешно - обесценят. Даже если не все было идеально и те, кто пишет про устройство родственников на местах, вопросы с недвижкой и прочее, мне вот, правда, интересно, вы все святые люди, уверены, что на месте любого лидера повели бы себя иначе? Да кто больше всех желчью наливается, у того то и потенциально шансов больше при наличии власти повести себя того хуже, чем любой руководитель. И спасибо, что городом руководил когда-то Шайхразиев, а не один из гневных комментаторов. Не говоря уже о том, что и сегодняшних проблем в городе не мало, во время руководства В.Г. был прикрыт игровой бизнес, действительно, многое сделалось для ЗОЖ города, и что, не мало важно, была искренняя открытость к людям и заинтересованность их жизнью, и во всех культурных событиях мэр активно участвовал, сейчас, к сожалению, мнооогое иначе. Народу лишь бы обкакать, причем не важно - свои же подъезды или очередного публичного человека. А идеальным для людей никогда не быть. Время всех расставит
23.11.2023, 06:03

Не пьет алкоголь более 50 лет, сейчас ему 60, то есть пить он начал лет с 7 чтоли?
23.11.2023, 14:15

+))))
23.11.2023, 14:18

06:03 После сенокоса наверное употреблял,ближе к 10 годам уже завязал.)))
24.11.2023, 06:54

Вот это смешно))))))
23.11.2023, 08:03

горожанин

Лучше бы снег почистил, чем интервью давать
23.11.2023, 10:09

Зачем чистить снег? Лучше бы дороги почистил от снега
23.11.2023, 14:32

Какой снег, на фото его не видать? Он же в резиновых сапогах пришёл,грязи наверное по колено или чтобы за своего, колхозника сойти.
23.11.2023, 09:01

Что он вообще для народа сделал, все под себя греб, возраст подошел, а уважения нет, народ не доверяет ему
23.11.2023, 09:02

Романтичное интервью о прошлой жизни в деревенском стиле - это конечно не плохо и вызывает умиление, если бы не одно большое НО: не знать человека, кто он на самом деле! А челнинцы его хорошо знают, помнят и до сих пор страдают от его махинаций с недвижимостью и землями! Ну скажите, не правда ли? Раздал земли/разрешения на стройки, свою выгоду получил, а после него расхлёбывают все до сих пор! И при таком "послужном списке" он до сих пор на свободе и как с гуся вода - вот что меня удивляет! Закон для них не писан получается, а жаль... Не нравился он мне никогда: уж больно самопиаром занимался - красные штаны, стакан с водой на велике, публичная выдача дочерей замуж.
23.11.2023, 09:50

Совершенно точно !!!! Вообще странно что он на свободе ,,
23.11.2023, 10:17

+
23.11.2023, 11:30

Особенно 17 комплекс ему благодарен, за Бибишный номер с ТЦ!
23.11.2023, 20:37

так они тама все на свободе в казане
23.11.2023, 09:52

150 тысяч рублей- такова была такса решение земельного вопроса.
23.11.2023, 09:58

Живу в г. Набережных Челнах всю жизнь (47 лет) , не могу вспомнить что хорошее сделал ВГ для людей или города, силюсь вспомнить но не могу......
23.11.2023, 10:20

Шайхразиев был прост в общении, без короны на голове. Дважды случайно встречала его в городе ( впервые видела воочию),подходила, задавала интересующие вопросы- это была беседа, а не отмазка на ходу. Второй раз, при случайной встрече,выслушав мой вопрос, посоветовал записаться к нему на приём в приёмную "ЕР".Попасть на приём не составило проблемы,ввёл в курс дела,дальнейшую перспективу моего вопроса, разложив всё по полочкам, обнадежил. В итоге вышло всё так, как он и говорил и вопрос решился положительно.
23.11.2023, 10:42

В комментариях видно, как помощники Шайхразиева стараются... Кстати невысокого уровня помощники, без фантазии. Белыми нитками все шито)
23.11.2023, 10:56

Ничего личного, только арифметика: какие 50 лет его жизни прошли в Челнах? Ему сейчас 60 лет,с 10-лет что-ли живёт в Челнах безвылазно? В 1982 пришёл из армии и стал работать в Челнах,в 2014 году, покинув должность мэра города, уехал в Казань. В итоге получается всего 32 года,какие 50? И второй момент- не употребляет спиртные напитки БОЛЕЕ 50 лет, а до этого употреблял, до 10-ти то лет? Он в этом возрасте ещё даже помощником механизатора не работал. Видимо число "50" его любимое.
23.11.2023, 12:52

Шумбай

Им год за три идет, гордость наша как-никак...
23.11.2023, 11:08

Василий Гаязович

Обидно эндэ.......
23.11.2023, 11:19

Скользкий человек, зачем это интервью для людей, для чего? большего не прибавилось!!!
23.11.2023, 11:24

Пулитцеровскую премию автору! Срочно и безо всяких возражений! И принять в Союз Писателей!
23.11.2023, 11:33

ну вы же видите какой он лощенный, и так все 50 лет)))
23.11.2023, 12:23

Помню, меня поразили его кувыркания на турнике вместе с молодёжью, которая его очень уважала за его пристрастие к спорту... А потом поразило расследование, согласно которому его теще, которая владела цветочным бизнесом, переводили миллионы рублей за букеты, которыми встречали-провожали всех и по всякому поводу...
23.11.2023, 21:00

Это не теща. Это свекровь его дочери
24.11.2023, 07:37

иван

букеты не у тещи ,а у свахи были
24.11.2023, 14:31

Какая разница тёща, свекровь, всё равно близкие люди и шкурный общий интерес.
23.11.2023, 12:46

Городской житель

С первыми сугробами вспомнился Васька-сугроб. У тебя теперь есть брат близнец
23.11.2023, 14:14

Точно, неординарный- придти на встречу с односельчанами в актовый зал клуба в высоких резиновых сапогах, хотя сам хвалился за асфальтированными дорогами в деревне. Бушлат, каракулевая папаха и резиновые сапоги- очередной имиджевый пиар, как всегда, в своём репертуаре.
23.11.2023, 15:36

И это гораздо умнее, чем ходить перед камерой в пуховике за пару миллионов и светить часами, на которые в регионе можно купить несколько квартир.
23.11.2023, 18:04

Вот-вот
23.11.2023, 18:27

Пуховик и часы для него повседневная,привычная одежда, а папаха и резиновые сапоги - выпендрёж на камеру, типа простой деревенский мужик, одним словом- хамелеон.
23.11.2023, 15:30

***

Для тех, кто силится и не может вспомнить, что хорошего сделал ВГШ, напомню, он популизировал спорт. Велоспорт стал таким популярным в городе благодаря ему, бабульки взяли скандинавские палки в руки тоже после его примера. И это был не пустой треп, он сам был на спорте. Я не помню ни одного чиновника, который был крутил солнце на турнике, а Василь Гаязович это сделал с легкостью. Такие вот жесты делали его ближе к молодежи. Может он и делал обходы по трамвайным путям или игровушкам ради собственного пиара, но к нему можно было подойти. У Магдеева советская метода, чтобы задать ему вопрос, надо перед Риммой танец с бубном станцевать и не факт, что дело выгорит.
23.11.2023, 21:07

Нашла перед кем танцевать, самой то не стыдно так унижаться?!
23.11.2023, 17:19

Челнинка

Пример: я не употребляю спиртные напитки более 50 лет. С 10 лет получается не употребляет? А до этого ...
24.11.2023, 07:30

халиков,шайхразиев,миронов- одна шайка-лейка
24.11.2023, 09:53

Там цепочка длиннее гораздо. Махинации такие проходили, мама не горюй! А его еще и хвалят в комментариях.
24.11.2023, 08:07

Прочитала, вздрогнула, как будто голос Шайхразиева снова услышала. Настоящий водолей, и я не про гороскоп. Льёт воду без конца в уши. Это бесконечная болтология, ни о чем. Там, где он сейчас работает, это нормально. Пусть там и сидит.
24.11.2023, 08:28

Городу нужен был МЭР, руководитель города, а не тренер по спорту, не надо стрелки переводить на Магдеева, да, есть недоработки, но и видна его проделанная работа!
24.11.2023, 10:20

Согласен ! Наиль Гамбарович лучший и дельный !
28.11.2023, 14:15

Вы это из газели пишете? Или пешком по городу идете весь/вся в восхищении?
24.11.2023, 09:13

Таких людей к власти нельзя допускать . Всю землю в городе раздал и городскими проблемами не занимался . Письма и телефонограммы рассылал по организациям с требованием предоставить техникумдля уборки снега . Позор Татарстана .
24.11.2023, 09:58

Какие "погоны" не навесили бы ВГШ на плечи, все равно у народа в памяти он остался - "Васькой сугробом".
24.11.2023, 19:58

Раушания

Очень хотела бы похвалить, очень хочется !!! Из села выбрался, также как и мы многие, но к сожалению в наших районах КАМАЗ не строили, поэтому, у нас т.е у многих районах, так удачно не устроилась судьба!!! Вот моё обращение к Вам: " Уважаемый Василь Гаязович! Моё здание построено в 2008 году. Соседнее четырехзтажное, фирма " Оптический регион" , полностью закрывает фасад моего здания, нас не видно с проспекта Сююмбике и Вахитова. Для улучшения визуального восприятия моего здания и качества обслуживания населения просим Вас дать возможность провести Реконструкцию здания, площадь второго этажа увеличивается на 68 кв.м. Количество существующих парковочных мест не уменьшается! Прошу Вас согласовать реконструкцию объекта" Административного здания с кафе и магазином "Альпак" по адресу ... за Оптическим регионом ( вх № м-65- 25-5) от 03.04.2014г. Ответ: Рассмотрев ваш запрос о согласовании эскизного проекта реконструкции административного здания с кафе и магазином, расположенного в 47 микрорайоне , сообщаем, что данный вопрос был рассмотрен на заседании по градостроительной политике с участием РИКа и Мэра города, где было вынесено решение о том, что проект не согласовывается по причине недостаточности парковочных мест! ( 02.06 2014г.№ 05/4160!!! А на меня подавали иск и обвиняли о том, что " ни до суда , ни в процессе суда и ни после суда" не пыталась легализировать свой объект( пристрой)!!! С тех , 2014года ( тогда у меня тоже был 60 ти летний юбилей) Василь Гаязович до 2023года не могу устроить спокойной бизнес, в течении 10 лет!!!
25.11.2023, 09:00

Спорту внимание уделял - этого не отнимешь. В плане развития городской инфраструктуры - при Магдееве за год больше сделано, чем при Шайхразиеве за весь период его руководства. Факт.
25.11.2023, 16:15

При Шайхразиеве не выделялись такие средства из Федерального и регионального бюджета на развитие инфраструктуры города и не было таких целенаправленных программ, как при Магдееве.
26.11.2023, 10:50

Но про себя ВГ не забывал, это мы знаем
25.11.2023, 13:09

Раушания

"Ил какканны, Мир кага" ( если Родина обидит, то весь Мир будет обижать)! Если мы -ИП не нужны в своём городе и нет защиты, что же нам тогда делать?! После Вашего ухода , все наши нерешённые дела, (связанные земельными участками и недвижимостью) или снесли здания, а зем. участки забрали, или до сих пор нерешённые, или только начали решать ( через публичные слушания)! К чему теперь пришли : -- не доверяем друг другу; -- в исполкоме, в прокуратуре, в полиции день за днём увеличивается жалобы от населения ( только в исполкоме за месяц в июне 2022г. на Р-.. 9300 заявлений) --также в Арбитражном суде РТ, через каждый 15 минут, новые дела, споры между предпринимателями, банкротство и т.д.; -- не умеем и даже не пытаемся договорится, не выполняем данные слова, скрываем свою личность (фио) даже при очень серьёзных сделках (купли- продажи); -- те, кто плохо знает законы и требования, которые постоянно меняются или новые появляются - Виновны !!! Жизнь у всех коротка, мыслимо ли с 2011г. по 2023г.гонять меня ( ИП) по судам : -- уже 15 лет пенсионерка, но с бюджета я даже рубля пенсии не получаю, т.е я бюджет ПФ больше налоги перечисляю, чем мне 7903 р пенсии в месяц платят; --всегда вела и веду порядочный бизнес, ни у кого, никогда, ничего не отнимала и не отниму! Василь Гаязович, с каким багажом я должна встретить 70ти летний юбилей (через 3 м-ца) : -- коробкой папок с судебными исками , обвинениями, протоколами; -- и с решением, против моей воли, продажи моей единственной коммерческой недвижимости и 8 соток земельного участка? Извините меня, за мои комментарии, я только хочу сказать , тогда 02.06.2014 года на заседании по градостроительной политике вынесли отрицательное решение и это решение привело потери моей 10 лет спокойной жизни, т.е от одного юбилея до другого юбилея!!!
25.11.2023, 16:29

Раушание

Раушания, не нужно лукавить про пенсию в 7903,которую вы якобы получаете. Минимальная пенсия по Татарстану в 2023 г.,составляет 11831 руб. при стаже более 20 лет и 10486 , у кого стаж работы менее 20 лет. Возможно 7903 руб. у вас было при выходе на пенсию, но за 15 лет она увеличилась, так как пенсия неоднократно индексировалась. И скажите спасибо, что ваш незаконный самострой, не снесли до сих пор.
26.11.2023, 09:56

Раушания

Вот именно, никто не верит, 7903р последняя выплата !!! При выходе на пенсию у меня было- 4500 руб!!! Вот за 15 лет прибавили 3400 руб!!! Я про пенсию напоминаю, только потому, мне некоторые юристы в заседание суда сказали "вы всё строите ради нажива"!!! Для того чтобы прибавили нужно судится, только суд может запрашивать подтверждение у налоговой " о сдаче декларации за 2000 и 2001годы"!!! Самое плохое для меня, когда говоришь правду не верят, а враньё принимают!!! Получается привыкаем !!!
26.11.2023, 16:42

Раушание

Правильно делают, что никто не верит, так как априори такого быть не может.Даже если у вас пенсия 7903,что сомнительно,вам доплачивают до минималки, а это больше 10 тыс. Меньше этой минимальной пенсии в 10 + руб.в Татарстане никто не получает,это вам не минимальная оплата труда, где находят лазейки и платят меньше. У меня знакомая вышла на пенсию в 2015 году, пенсия её составляла 7600 руб. За прошедшие 8 лет, пенсия у неё увеличилась до 14 тыс.руб.так что не надо ля-ля про пенсию в 7903.
27.11.2023, 14:37

Раушания

Всё это легко проверить, если я вру, мне статью можно пришить!!! Вот мне вы это так сильно доказываете, может быть за меня кто то получает?! Мне уже через Челны- биз номера телефона давали, но только эти номера тоже такие" вы у нас 43, потом 42... и когда уже приближается, вы у нас третий и потом связь прерывается!!! Опять скажете такого быть не может??? Давайте проверим ля-ля, мы меня всегда найдёте, я с карты сбербанка выписку предоставлю!!! Меня уже достали ложные обвинения!!!
27.11.2023, 17:57

Раушание

И сколько ЛЕТ вы уже так звоните и не можете дозвониться? Минимальный размер пенсии уже несколько лет, как перевалил за 9000 руб. Заявление в прокуратуру за нарушение закона о минимальной пенсии кто вам не даёт подать?
28.11.2023, 15:26

Раушания

Спасибо, что обратили внимания на мои комментарии! Я звонила по № телефона ( 305***) кажется уже забыла, а 8 960 088 **** отправила 3 раза смс : --10.06.2022г. 16,30; --24.06.2022г. 14,29; --27.06.2022г. 12,35, отправила им № СНИЛС вообще то, пенсионеры не должны звонить, сидеть в очереди, как только выходит постановление начислении должны быть!
28.11.2023, 16:53

Раушание

Всё верно, доплата до минималки должна начисляться автоматически. Вам нужно было сразу , как только в первый месяц не пришла доплата, обратиться к руководителю отделения ПФР в Челнах Фаттахову, он бы вам помог во всём разобраться. Сейчас вам нужно обратиться в ближайшую клиентскую службу Социального фонда России или МФЦ.
28.11.2023, 17:05

Раушание

Раушания, зачем звонить, столько времени терять, запишитесь на приём через Госуслуги. Выберите удобное время для себя и не придётся в очереди долго сидеть. На приём возьмите все подтверждающие документы. Там же можете подать заявление на перерасчёт пенсии. Всего вам доброго.
27.11.2023, 15:06

А меня ге пропустили,хотя только обьективные вещи писал. Точно статья заказная. Интресна цена
27.11.2023, 17:57

Не вас одного не пропускают.
29.11.2023, 09:38

Раушания

17,05 ! На этот раз два спасибо скажу: -- первое-за то, что решили вопросы с очередью, также как МФЦ и поликлиниках; -- второе- за то, что я узнала о пенсионерах тоже думают, Валлаhи, я об этом не знала! Я всегда говорю не только о себе и о многих пенсионерах, у которых после выплаты квартплаты, ничего не остается на пропитание! Они даже уже боятся лишний раз ответить звонку по телефону, просят писать смс! В комментариях 25.11.23г. 16,29, Вы говорите " скажите спасибо, что не снесли пристой"! Не скажу спасибо, а буду " прожужжать на все уши" тем руководителям, которое в 2014 году ушли, оставив и даже не пытались помочь руководителям, которые пришли после них! Или хотя бы упорядочить сделанные ошибки, т.е перед порядочными предпринимателями, связанное с земельными участками и согласованием реконструкции здания!!! Именно разрешая тем, которые и так уже имеющие высокими полномочиями крупных предпринимателей ( их приемникам, детям, друзей) и дальше разрушать малой и микробизнес!!! Статья не заказная (15,06), а необходимая, поэтому столько комментариев!!! Давайте слушать, читать и понять друг друга, кому дорог и кто ценить Родную Республику и также Родную Страну!!!
29.11.2023, 16:44

Раушание

Правильно, не опускайте руки, не сдавайтесь. Борьба -это жизнь, а борьба за правое дело, справедливо принесёт положительный результат.