Вокруг многострадального генплана Набережных Челнов опять сгущаются тучи – на этот раз нашлись гектары лесного фонда, которую власти притянули к городу. Участки давно застроились частными домами, в них живут люди. Произошло это настолько давно, что земля была отмечена как часть Челнов и в прежних генпланах, но оформить в Рослесхозе ее или забыли, или не планировали изначально. Вскрылись недочеты этим летом, на уши поднялась команда архитекторов во главе с Александром Дембичем. Речь, по словам архитектора, идет о более 70 га земли вдоль Мелекески ближе к южной границе города. Однако Минлесхозе при этом нашел только 10 га. Их необходимо официально «амнистировать», и только после этого команда сможет внести правки в окончательный вариант генплана. Дембич публично озвучивает причину принципиальной ошибки – в Челнах, мол, слабо развитая градостроительная служба и «трое человек» в управлении архитектуры не в состоянии корректно справляться с нагрузкой и документацией. Город, впрочем, отвечает взаимностью, между строк давая понять, что сам Дембич не абсолют - и с дедлайнами опоздал, да и ошибки в генплане допустил.
ВЕРСИЯ ДЕМБИЧА
«ОНИ ЗАВАЛЕНЫ ЭТОЙ РАБОТОЙ И НИЧЕГО НЕ УСПЕВАЮТ. ШТАТ МАЛЕНЬКИЙ»
В Челнах уже год ждут утверждения нового генерального плана Набережных Челнов – представленный прошлой осенью документ до сих пор не может принять окончательную форму. Городу уже даже прилетело публичное замечание от Минстроя – с намеком на задержку с публикацией документации в системе ГИСОГД. На этот раз процесс затягивается из-за непрофессиональных действий исполкома Челнов, заявляет глава команды разработчиков генплана Александр Дембич. Специалист указал на принципиальную ошибку - по закону перед началом работы администрация должна полностью подготовить корректную информацию и передать разработчикам, но в очередной раз что-то пошло не так. Власти забыли рассказать архитекторам, что на территории города находятся, по грубым подсчетам Дембича, 74 гектара лесного массива, который относится к министерству лесного хозяйства РТ. Специалист даже насчитал около 140 размежеванных участков на этих территориях. Располагаются эти гектары лесного фонда, по его словам, вдоль реки Мелекески, ближе к южной границе города. Дембич посоветовал обратиться к снимкам со спутника - русло реки, сужающееся ближе к границе, фактически с двух сторон сопровождает частная застройка и садоводческие участки (вплотную к границам). Размежеванные, соответственно, по категории фактического использования.
- Земли уже давно включены властями в городскую территорию, размежеваны и часть из них занята жилыми домами, но документально это не оформлено. На чертежах, которые город предоставил для разработки генплана, нет и обозначения, что это земли лесного фонда. И на предыдущих генпланах нет. Поэтому никто и не знал, что там есть такое. Наверно старожилы, местные жители, что-то знали, но нынешнему управлению архитектуры в Челнах об этом стало известно, можно сказать, вместе с нами в августе этого года, когда обнаружили несоответствие.
Корректно обозначить территорию на картах генплана не представляется возможным, пока не решится вопрос на уровне Минлесхоза РТ и Рослесхоза, говорит Дембич. По сути, архитекторам нужны лишь правовые документы, что ведомства готовы вынести эти земельные участки с территории лесфонда и передать городу. Вопрос таким образом будет решен, добавляет он.
- Мы хотели их включить в границы города, но Минлесхоз возражал. Поэтому мы его сейчас вычленим из границ как самостоятельный лесной массив. Он на планах будет отражаться, если мы внесем коррективы в эскизы. В Минлесхозе обещали, что нам напишут письмо о том, что временно массив надо сохранить, а потом будут проведены работы по вынесению этого лесфонда из границ города. Он будет не полностью, а частично включен в границы – теми массивами, где на сегодняшний день уже успели продать земельные участки и построить дома. Там уже люди живут! То есть город эту территорию когда-то размежевал и участки продал, хотя на самом деле не имел на это права без согласования с лесфондом.
Для того, чтобы внести изменения в генплан (порядка 30 чертежей), команде архитекторов потребуется порядка двух недель, прогнозирует Дембич. Он также предполагает, что документ получится утвердить уже в ближайшее время.
- Мы как только оцифруем границу этого лесного фонда, вынесем ее за территорию города, так его и утвердят. Просто будет в документах написано, что в течение определенного времени уточнят кадастровые размеры тех земельных участков, где уже построены дома и которые вклинились в этот лесной фонд. Сделают дополнение к генплану, что эти участки будут вынесены за пределы лесфонда и будут относиться к городской черте. На эскизах прочертить границу города можем уже сейчас, но дело в том, что пока еще есть некоторые сомнения в координатах границ, поэтому сейчас она может оказаться неточной. А вот когда Минлесхоз со своими кадастровыми инженерами уточнит, нам передаст данные, тогда мы внесем эти исправления в генеральный план. Мы-то свои правки быстро внесем. А с какой скоростью это сделают ведомства – мы не знаем.
Причину, которая привела к такой ошибке, Дембич видит в недостатке компетенций и в целом сотрудников в профильном управлении в Челнах.
- Я говорю об этом уже много-много лет. Кроме Казани, во всех городах Татарстана нет нормальных профессиональных специалистов в области градостроительства, которые бы занимались реализацией градостроительной документации и ее развитием. Там просто нет людей, которые этим постоянно занимаются и в целом умеют это делать. В управлении архитектуры Казани, городе-миллионнике, почти 100 человек работает. Конечно, мы тут более-менее справляемся. А в других городах вообще нет никого. В Челнах с этим тоже пока тяжко. Никогда здесь не было полноценной градостроительной службы, которая бы занималась городом. На более 500 тысяч населения есть один главный архитектор города и при нем один-два техника, которые помогают ему с текущими вопросами! Но таких вопросов же много – и отвод земельных участков, и согласование проектов и т.д. И когда их там мало, они завалены этой работой и ничего не успевают. Штат маленький. Вот и сравнивайте. Сейчас, конечно, создали два проектных института – один в Казани, второй по Татарстану, может они как-то наладят этот процесс. Но дело в том, что они существуют в Казани полтора года, а по республике – полгода только. Они еще не смогли разобраться во всем.
Дембич при этом допускает мысль, что при более жестком контроле работы с градостроительной документацией в городах со стороны Минстроя таких ошибок можно было бы избежать.
ВЕРСИЯ ИСПОЛКОМА
«ИНФОРМАЦИЯ РАЗМЕЩЕНА В ОБЩЕМ ДОСТУПЕ НА САЙТЕ МИНЛЕСХОЗА РТ»
В Министерстве лесного хозяйства Татарстана Chelny-biz.ru пояснили, что разработчики генплана действительно обращались в ведомство с соответствующим вопросом о спорных участках, на которых идет пересечение с землями фонда. Эти территории нашли и отработали вопрос на предмет лесной амнистии. Но подсчеты ведомства дали куда более скромные результаты, чем у Дембича. В Челнах, согласно данным министерства, таких земель совокупно не более 10 га. Один небольшой массив находится на территории Боровецкого леса и другой, побольше – в районе Сидоровки на юге города. Последний, судя по всему, и имел в виду автор нового генплана в качестве спорного.
Но и здесь, как выяснилось, не все так критично – пересечения идут по периметру лесного фонда. Почему так получилось? Здесь когда-то были свободные участки, не покрытые лесом, которые частично застраивались в процессе расширения жилых территорий, их также постепенно включали в состав городской территории. Фактически они уже имеют статус земель населенных пунктов, так как были включены в границы муниципалитета в ранее утвержденных генпланах, но без учета границ лесного фонда. Хотя в идеале они должны были переводиться в городские территории в установленном законом порядке и лишь при согласовании с Рослесхозом. Но сделать это или забыли, или не планировали изначально.
Работа и ответственность за эти дела – исключительно на плечах челнинского исполкома. Фактически, городу необходимо провести соответствующую работу и установить границы спорных участков. Тогда к ним можно будет применить закон о лесной амнистии, этим будет заниматься уже Минлесхоз. Данные об участках таким образом будут исключены из соответствующего государственного реестра, говорят в ведомстве. Работу Минлесхоз готов завершить в ближайшее время, далее – продолжительное согласование с Рослесхозом.
Что же касается позиции самого исполкома, то на критику Дембича здесь отвечают взаимностью. Но прежде напоминают, что действующий генплан был утвержден горсоветом в 2006 году. Разработка нового потребовалась в связи с изменением «социально-демографических условий» и произошедшими «существенными изменениями в нормативно-правовой базе, регулирующей градостроительную деятельность». Кабмин выделил городу субсидию, и работа стартовала.
«По результатам открытого конкурса был заключен муниципальный контракт от 21.01.2019 г. с ФГБОУ ВО “Казанский государственный архитектурно-строительный университет “ (КГАСУ). Работы по разработке и утверждению нового генерального плана должны быть выполнены до 31.12.2022 г. Разработчиком материалы генерального плана для согласования с органами государственной и муниципальной власти были размещены только 01.02.2023 года», - подчеркивается в ответе на запрос Chelny-biz.ru.
Власти следом указывают на приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 2019 года, в котором были уточнены и установлены границы лесного фонда, в которые вошли существующие земли Челнов. «Даная информация размещена в общем доступе на сайте Минлесхоза РТ, которую необходимо учесть при разработке проекта», - отмечают в исполкоме. Так, в земли лесного фонда, говорится в ответе исполкома, вошли следующие территории: пойма реки Мелекески и часть уже застроенной территории индивидуальными жилыми домами в Сидоровке по улице Фадеева («исторически застроенная территория ориентировочно – 50 га»); часть территории Боровецкого леса на примыкании с 66, 68, 67, 67а, 70а микрорайонами.
«Разработчику генерального плана необходимо было учесть границы лесного фонда и отобразить их в проекте генерального плана, изменив границы населенного пункта. Данные работы разработчиком были начаты только в 2023 году после получения замечаний от Министерства лесного хозяйства РТ. Помимо замечаний Минлесхоза РТ были получены замечания от практически всех согласующих министерств и ведомств, а именно Министерства экологии и природных ресурсов выявили 10 замечаний, Государственного комитета по биоресурсам – более 10 замечаний, Министерства экономики отклонило проект в связи с отсутствием мероприятий, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития РТ до 2030 года и актуализацией данных, Департамента планирования территориального развития Минэкономразвития России», - пишут власти.
Отмечается, что получены согласования Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ, Елабужского и Тукаевского муниципальных районов.
«Согласно информации разработчика, на сегодняшний день ведутся работы по устранению всех замечаний. После получения положительного заключения вышеуказанных ведомств Генеральный план города подлежит утверждению», - резюмируют в исполкоме.
Утвердить сам генплан по регламенту должны депутаты горсовета Челнов. Но сами народные избранники, которым предстоит вынести это решение, в большинстве своем оказались не в курсе проблемы, над которыми сокрушается команда архитекторов. К тому же, пока вопросы о документе не поднимались, профильных комиссий также не собиралось. Несмотря на это в кулуарах дают оптимистичные прогнозы – мол, генплан вряд ли задержат еще на долгое время, несмотря на возникающие недочеты, и, по некоторым данным, утверждение должно пройти уже в декабре этого года. Кроме этого, как стало известно изданию, вопрос о генплане депутаты думают поднять уже на ближайшем заседании горсовета.
Юлия Шестакова
Руслан