, 1 Октября
Новости
Подробно


«Ирек Флорович, если бы вы работали в МИДе, то я бы сказал, что вы на своем месте»

22.09.2022, 08:42

«Подкрутить» проект передовой инженерной школы, которая открылась в Набережных Челнах на базе КФУ, предложили президенту России Владимиру Путину. Новое отделение «КиберАвтоТех» в городе только запустилось, но камазовские топы видят большие перспективы. Для «КАМАЗа» кадровая история, в принципе, не особо нова – автогигант давно вел соответствующую политику, а ПИШ стала вовремя подоспевшим инструментом. Поэтому камазовцы «основательно подготовились» и представили главе государства инициативы, которые помогут взращивать будущих инженеров максимально продуктивно. С предложениями на встречу президента с представителями ПИШ поехали заместитель генерального директора – директор по развитию ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров и руководитель школы Гузель Капитонова. Зачем нужна «разумная адаптивность», почему морально устарели «трехлетние планы», что пообещал Путин и зачем «примерил» на Гумерова должность в МИДе – в материале.

ЧТО РАССКАЗАЛИ ПРЕЗИДЕНТУ

«НУЖНО СДЕЛАТЬ МЕХАНИЗМ ПРОДЛЕНИЯ УСПЕШНЫХ ПРОЕКТОВ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ ПРОРЫВА. ЭТО БУДЕТ УСПЕХ» 

Встреча прошла в Великом Новгороде. Владимир Путин беседовал с руководителями передовых инженерных школ и их индустриальными партнерами. Президенту доложили об этапах реализации ПИШ в регионах, а также о перспективных исследованиях и разработках, над которыми сегодня работают университеты.

Фото: пресс-служба президента РФ
Фото: пресс-служба президента РФ

«Защищать» проект своей инженерной школы перед президентом и федеральными коллегами в тандеме отправились руководитель ПИШ Гузель Капитонова и заместитель генерального директора – директор по развитию ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров. Их представили после хорошего «разогрева»: выступал губернатор Новгородской области Андрей Никитин, в чьем регионе появилась первая инженерная школа, а также представители ПИШ из Перми (разработка элементов современных авиадвигателей) и Нижнего Новгорода (атомная энергетика нового поколения). Капитонова сходу дала президенту географическую ориентировку – инженерная школа на базе КФУ находится территориально рядом с производственной площадкой «КАМАЗа». Это важный фактор.

- В чем особенность нашей школы? То, что она очень близка к производству. Как и для большинства небольших городов, для нас свойственна проблема, связанная с оттоком кадров, в первую очередь, конечно же, молодежи. Поэтому для нас передовая инженерная школа – это один из инструментов решения этой проблемы. И как раз «КАМАЗ» предоставляет нам реальные боевые задачи, которые позволят притянуть как магнит к нам в Набережные Челны, в филиал, побольше талантливых детей, которые смогли бы решать реальные задачи. Еще хотела бы отметить, что передовая инженерная школа на базе Казанского федерального университета отличается тем, что нас поддержал не только «КАМАЗ», нас поддержала и Республика Татарстан. Она готова финансировать в равных долях, как и «КАМАЗ», по 600 миллионов…

Фото: пресс-служба президента РФ
Фото: пресс-служба президента РФ

- Она же в свое время поддержала и сам «КАМАЗ», когда он разваливался, когда крыша горела. Я хорошо помню, как Минтимер Шарипович Шаймиев приезжал и просил поддержки. А теперь они вас поддерживают, - отреагировал президент.

- Теперь они нас поддерживают, да. Это существенный вклад в развитие нашей передовой инженерной школы. Что касается образования, то здесь специфика обусловлена тем, что все направления подготовки, которые мы заявляли в рамках передовой инженерной школы, полностью совпадают с теми потребностями, которые есть у «КАМАЗа» на ближайшие 5–10 лет. Это такие направления, как интеллектуальный автомобиль, автотранспорт с низким углеродным следом и технологии интеллектуального производства.

Хочу отметить, что «КАМАЗ» предоставляет нам реальную боевую задачу. Мы отбираем лучших студентов, обучаем их, и, кроме того, мы привлекаем со стороны «КАМАЗа» специалистов, которые в этих направлениях работают сейчас. Допустим, такие примеры, как применение искусственного интеллекта для распознавания с камер технического зрения или промышленный дизайн. У нас есть молодые специалисты-преподаватели, которые уже принимают активное участие в деятельности передовой инженерной школы. Какие задачи мы решаем в рамках передовой инженерной школы? Это, наверное, самый главный вопрос – инженерные задачи.

Фото: пресс-служба президента РТ
Фото: пресс-служба президента РТ

Подробнее рассказал Ирек Гумеров. Заместитель «генерала» «КАМАЗа» сразу пошел по своему профилю – для развития предприятия, прежде всего, нужны квалифицированные кадры, инфраструктура, финансирование и хорошие научно-технические направления.

- Что самое интересное: все это включено в передовую инженерную школу. Мы в рамках инженерной школы будем получать квалифицированные кадры, увлеченные этими задачами. То есть мы отбираем как квалифицированные, так и увлеченные такими интересными задачами кадры. Это вдвойне сильно: не только квалификация, еще и увлеченность. Второе. За счет софинансирования мы вместе создаем инфраструктуру для таких исследований, и достигаем научно-технических результатов. Я раскрою несколько направлений, о которых сказала Гузель Маратовна.

Интеллектуальный транспорт. Много там элементов, автомобиль очень сложный, новая система управления. Самые заметные внешне для нас – это беспилотные функции, ADAS-системы и так далее. Это требует, хотя это так хорошо звучит, большого объема работ по программированию, так искусственный интеллект работает, машинному обучению. Для этого мы создаем техкадры, которых еще сегодня нет, и решаем множество технических задач. Это в Челнах, из челнинцев. Ведь это намного легче столицы. В Челнах это сложнее. Мы создаем из этих челнинских ребят такую команду, и опыт, я думаю, будет успешным.

Фото: © Артем Геодакян/ТАСС
Фото: © Артем Геодакян/ТАСС

Какой практический результат мы видим? Например, кроме компонентов и решений. Я приведу пример. Мы участвуем в проекте, и мы будем его реализовывать, только уже в 2024 году. Будем участвовать в формировании беспилотных логистических коридоров М-11 и запустим КАМАЗы четвертого уровня автономности. Это практический результат, который будет реализован, и он будет виден. Я не буду раскрывать, что в него входит, но это осязаемый результат.

Второе направление – автомобили и транспорт с низким углеродным следом. Вы, наверное, знаете, мы уже многие электробусы поставляем в Москву. Они визуально интересные и красивые. Технически удовлетворяют наших клиентов. Мы получаем хорошие отзывы. Но стоять на месте нельзя. Нам нужно развиваться вперед.

Второе. Нам нужно, конечно, как вы правильно упрекнули, больше сделать локального контента, локальных компонентов. Для этого опять нужна хорошая инженерная работа. Мы планируем создать новое поколение электробусов, электромобилей, рассматриваем и реализовываем уже водородные автобусы и автомобили на водородном топливе, на топливных элементах. Это второе направление, в котором мы видим осязаемые результаты.

Фото: пресс-служба президента РТ
Фото: пресс-служба президента РТ

Про электробусы я уже сказал, а автобус на водородном топливе мы запустим по Москве экспериментом в следующем году. То есть практически шаг за шагом мы будем реализовывать, вовлекая передовые инженерные школы в такие темы.

Третье направление – это новые материалы и новые технологии. Понятно, это более прагматично и для создания, и для производства таких продуктов направление.

Ирек Гумеров озвучил президенту три инициативы, которые позволят снять некоторые вопросы и организовать обучение кадров максимально продуктивно.

- Если говорить про передовые инженерные школы еще с другой стороны, это все же не на пустом месте возникло, а на хорошем опыте, на мой взгляд. Было так называемое 218-е постановление, которое поддерживало индустриальное партнерство, университет выполнял научно-технические работы. Это горизонт планирования тоже в три года, масштаб финансирования – около 300 миллионов. И это был очень хороший опыт. Мы набрали опыт работы индустриального партнерства с университетами. А ПИШ добавили к этому еще обучение, создание кадров, создание инфраструктуры, софинансирование от регионов, и масштаб стал больше. Это эволюционный шаг.

Фото: пресс-служба президента РТ
Фото: пресс-служба президента РТ

На основании этого успешного опыта все же есть идеи, может быть, предложить некоторые поднастроить. Эта система хорошая, но она абсолютно жесткая: да, нет. То есть если обстоятельства возникают, а научно-техническая задача – она сложная, может чуть медленнее или по-другому развиваться. Или, например, сегодня поставки компонентов сложнее, и здесь некоторую адаптивность нужно добавить. Здесь есть грань злоупотреблений, невыполнения боевых задач, но, безусловно, адаптивность нужно добавить. Если мы этого не делаем, то люди не берут амбициозных задач. Это становится более осторожным, более аккуратным и может превратиться в бюрократию, «подогнать под ответ». Поэтому разумная адаптивность – ключевой элемент, и мы, работая в этой среде, понимаем, может быть, не очевидно это формулируем, но это очень важно, чтобы развить.

Второй момент – это обычно трехлетний горизонт. Когда назревает успех, например, водородная тематика или другие, интеллектуальный транспорт – это более долгосрочные. Если ты успех наметил и встал на трехлетнем горизонте и замедлил темп – это плохо. Поэтому нужно сделать механизм продления успешных проектов, потому что это направление прорыва. Это будет успех. И такой инструмент нужно сделать, чтобы жизнь не начиналась каждый раз в трехлетний цикл заново.

Фото: пресс-служба президента РТ
Фото: пресс-служба президента РТ

И третья идея у нас возникла во время визита Валерия Николаевича на «КАМАЗ» недавно. Обсуждая эти проекты, возникла идея, что на некоторых направлениях стратегических можно сфокусировать Минобразования с таким сильным индустриальным партнером – формировать стратегические задачи для университета и тогда уйти от случайностей.

Необходим и такой инструмент, когда есть инициатива снизу и участвуешь в конкурсе. Но есть стратегические направление, под которые, наоборот, можно подтягивать решения.

Закрыла выступление Гумерова Гузель Капитонова. Она задала президенту «практическую задачку» и попросила рассмотреть вопрос поддержки ПИШ в закупке оборудования.

- Для того, чтобы сделать прорывные разработки, необходима существенная материально-техническая модернизация, то есть закупить современное оборудование и программное обеспечение, причем отечественного производства, для того чтобы делать эти прорывные исследования, о которых говорил Ирек Флорович. Вопрос в следующем: можно ли федеральное финансирование в рамках передовой инженерной школы сделать таким образом, чтобы большинство затрат сделать в ближайшие годы, чтобы купить это оборудование, а остальные затраты уже сделать потом?

Фото: пресс-служба президента РФ
Фото: пресс-служба президента РФ

ЧТО ОТВЕТИЛ ПУТИН

«РЕСУРСЫ ЕСТЬ И ИХ, НАВЕРНОЕ МОЖНО СДВИНУТЬ ЧУТЬ-ЧУТЬ ВЛЕВО»

Президент оценил подготовленность камазовских спикер и дал ответ практически на каждое предложение топ-менеджеров.

- Основательно вы вместе с Иреком Флоровичем подошли, - ответил Владимир Путин. - Смотрите, во-первых, сама тема не только очень важная и очень интересная. Беспилотники не только автомобильные, а все беспилотники разных видов: авиационные, морские и так далее. Если еще по автомобильным трассам. Для «КАМАЗа» очень хорошо: по городу сложно, а КАМАЗ выставили на трассу и пошли. По морю еще, вроде как, проще. В море же встречного движения нет, и пешеходы не бегают. Поэтому это все востребовано. А технологии-то одни и те же. Это первое.

Второе. Это очень важно, потому что это дает возможность решать очень много задач в самых разных сферах: от повышения обороноспособности до экономики, отдельных отраслей производства, начиная от автомобильных полигонов и кончая крупными городами, от доставки грузов между технологическими партнерами в рамках одного предприятия, в рамках группы компаний и так далее.

Фото: пресс-служба президента РФ
Фото: пресс-служба президента РФ

Третье – это то, что в сфере беспилотного транспорта мы не являемся в целом догоняющими, это очень важно. В определенной степени мы даже лидерами в чем-то являемся, и это лидерство нужно сохранять и укреплять. У нас не только «КАМАЗ», но и «Яндекс» занимается, и другие компании – в общем, в продвинутом довольно состоянии все находится. Очень интересные, перспективные разработки, поэтому это то, что нужно.

Ироничная ремарка от президента досталась Иреку Гумерову – Путин не сразу разобрался, о какой гибкости говорит представитель «КАМАЗа». Ясность внесла короткая дискуссия.

- Ирек Флорович, если бы вы работали в МИДе, то я бы сказал, что вы на своем месте. Почему. Вы сказали, что нужна большая гибкость. Но я так и не понял, в чем она нужна. Вы так все образно изложили.

- Давайте скажу. Сегодня я уже говорил про 218-е постановление, которое уже апробировано, в котором жестко оговорены KPI и сроки. Если что-то не выполняется, возврат денет и «стоп машина», - пояснил Гумеров.

- То есть исходили из того, что дисциплина нужна какая-то.

- Да, злоупотреблений не должно быть. Поэтому я и говорю – в шесть глаз смотреть, гибкость проявлять.

Фото: пресс-служба президента РТ
Фото: пресс-служба президента РТ

- Согласен, здесь все-таки элементы творчества присутствуют.

- Адаптивность, я про это сказал. А там абсолютно жестко: да, нет.

- Понимаю. Давайте подумаем. Я попрошу коллег из правительств подумать над этим. Хорошо? Теперь срок – три года. Вы имели в виду что? Финансирование на три года?

- Да. И ПИШ, и 218-е [постановление] – на три года. Предположим, водородный или беспилотный [транспорт]. У нас успех наметился, проект идет. Мы остановились, и жизнь начинается заново. Поэтому если успешный, то продлить, если не успешный – закрыть.

- Понимаю, - ответил Владимир Путин. - По поводу этих трех лет. Это связано, наверняка, с бюджетным процессом, но у нас проект до 2030 года. Поэтому здесь можно тоже, чтобы процесс был мягким, понятным, какие-то осечки нужны. Если где-то кто-то в тупик зашел, это понятно, но показать возможную перспективу, конечно, нужно, иначе трудно планировать. Если горизонт планирования должен быть не три года, а минимум, скажем, пять лет. Да, я понимаю. Тоже подумаем. Сейчас у меня готового ответа нет, но вы правы, и я согласен с этим. Надо подумать. Заказы для университетов. Наверное, можно. Я думаю, что с федерального уровня это даже сложнее делать, потому что у вас же все должно быть завязано – в этом смысл этих инженерных школ, и так сейчас происходит на практике – с бизнес-партнерами. У нас есть такие очевидные вещи как чистый водород. Здесь очевидный партнер – это Росатом. Наверное, можно подумать над тем, чтобы по таким минеральным направлениям развития…

Фото: пресс-служба президента РТ
Фото: пресс-служба президента РТ

- Мы же должны вектор задавать. С государственной точки зрения иногда нужно задавать вектор. Как говорится, рынок сам себя рассудит. Это тоже вариант, но не всегда, - парировал Гумеров.

- Не всегда, - согласился президент.

- Иногда вектор задавать надо, - повторил Гумеров.

- Я согласен. Просто это так же, как в Академии наук вырабатывать направления, куда деньги надо тратить. Никогда никто не договорится, что важнее. Тем не менее я попрошу, чтобы Министерство… Насколько это возможно. Извините, Гузель Маратовна…

- Вопрос был о том, чтобы финансирование сделать таким образом…- подключилась Капитонова.

- Сдвинуть влево. Да, это возможно. Надо тоже подумать. Может, даже не только возможно, но и целесообразно. Я думаю, что коллеги из чего исходили? Исходили из того, что на первых порах, может быть, считали, так считалось, наверное, много средств не потребуется, потому что это же только первые шаги, это создание площадки, как здесь, еще что-то. Но это не самое главное. Если это связано с закупкой дорогостоящего оборудования, еще что-то, сдвинуть можно. Тем более сейчас мы, работая над бюджетом, пришли к выводу, что мы где-то в 2024 году выйдем уже на так называемое бюджетное правило и уверенно будем сокращать дефицит бюджета до 0,7 процента. Это значит, что в этом году, даже в этом, может быть, еще проще сделать, в 2023 году, где дефицит планируется в 2 процента, у нас, я думаю, что, может быть, и двух не будет на самом деле, может быть, будет меньше. Во всяком случае, ресурсы есть и их, наверное, можно сдвинуть чуть-чуть влево. Проработаем, - пообещал президент.

Фото: пресс-служба президента РФ
Фото: пресс-служба президента РФ

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ШКОЛА

«НАША КОМПАНИЯ ОБЯЗАНА СМОТРЕТЬ ДАЛЕКО ЗА ГОРИЗОНТ. БЕЗ СОЗДАНИЯ КРУПНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА ПО ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРОВ МЫ О БУДУЩЕМ ДУМАТЬ НЕ МОЖЕМ»

«Передовые инженерные школы» – федеральный проект, который стартовал в 2022 году по инициативе Минобрнауки. Он направлен на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики.

Зачатки проекта появились еще в 2018 году. Предложил ее – для реализации на своей территории - губернатор Новгородской области Андрей Никитин. Тогда же возникло первое поручение правительству, и началась проработка этой идеи в Новгороде. В 2021-м инициатива приобрела характер общенационального значения.

Правительство запустило отбор. За право на реализацию проекта боролось 89 университетов из 45 регионов страны. Победителями оказались только 30 – благодаря хорошо проработанным программам. По прогнозам, эти вузы выпустят 2,5 тысячи специалистов уже в 2024 году. Более того, к этому же сроку 28 тысяч преподавателей повысят квалификацию и пройдут стажировки в высокотехнологичных компаниях, будет создано несколько сотен новых программ опережающей подготовки инженерных кадров, разработанных совместно с технологическими партнерами.

Фото: пресс-служба президента РТ
Фото: пресс-служба президента РТ

В числе партнеров, к слову, крупнейшие в регионах предприятия. В Челнах компаньоном КФУ стал «КАМАЗ». ПИШ в автограде, кстати, появилась именно с подачи автогиганта. Гендиректор Сергей Когогин ранее озвучивал мысль, что именно в Челнах сконцентрированы «основные мозги» и основные производственные мощности, поэтому здесь и должна существовать такая школа. 

– Для компании это важное событие, как и для нашего города, – отмечал Когогин. – Развитие научно-технической базы для образования наших специалистов – это крайне важный вопрос. Наша компания обязана смотреть далеко за горизонт, чтобы понять, что будет через 10–15 лет. Без создания крупного научного центра по подготовке инженеров мы, конечно, о будущем думать не можем. Я считаю, что выдается отличный шанс – развить материально-техническую базу, создать условия для обучения наших студентов.    

О территориальном преимуществе говорили и на этапе защиты проекта. В камской промышленной агломерации развиваются пять ведущих индустриальных центров, формирующих более 3% российского валового оборота промышленности. Здесь, мол, очень нужны инженеры «новой формации». Ежегодная потребность в инженерных кадрах предприятий, расположенных только на этой территории, составляет более 5 тысяч человек. Причем цифра, с учетом развития производств, должна удвоиться к 2030 году.

Фото: пресс-служба президента РТ
Фото: пресс-служба президента РТ

А КФУ, в свой очередь, оказался наиболее оптимальным вариантом для реализации проекта ПИШ. Здесь разработали уникальный учебный процесс, который вырастит «мировых инженеров-исследователей». Создана совместная команда, которая состоит из ведущих ученых российских вузов. Плюс передовые инженеры-исследователи с «КАМАЗа» и молодые магистры и преподаватели КФУ. Будут развивать и кампус. Рядом с Инжиниринговым центром планируется строительство общежитий и нового учебно-лабораторного корпуса. Учебно-лабораторный комплекс займет около 30 тыс. кв.м., рассчитан на 1100 человек. Примерная стоимость – 3,5 млрд рублей. Два общежития имеют суммарную площадь 20 тыс. кв.м. Здесь разместятся 1082 человека. Стоимость – 1,8 млрд.

ПИШ в Челнах открыли в июне. Здесь сразу же приняли заявление от первого абитуриента, им стал выпускник вуза Дмитрий Куркин. Чуть позже определились с руководителем структуры. Видимо, учитывали наставления главы Минпросвещения РФ Валерия Фалькова – он ранее обращал внимание, что в проекте создания ПИШ многое зависит от команды и руководителя: ее директор должен иметь также предпринимательские способности и «считать этот проект делом всей своей жизни». Поэтому «КАМАЗ» нашел управленца среди «своих». 34-летняя Гузель Капитонова возглавила школу в конце июля. Она один из руководителей в проектном офисе ООО «Цифровая платформа «КАМАЗ» и совмещает свою должность с работой на университетской кафедре проектирования и моделирования наземного транспорта.

Фото: пресс-служба президента РТ
Фото: пресс-служба президента РТ

Челнинская инженерная школа будет финансироваться из трех источников – федерального, республиканского и камазовского бюджетов. Юридически ПИШ является отдельной университетской структурой, создаваемой на базе НЧИ КФУ, то есть абитуриенты будут поступать не в университет или его челнинский филиал с последующим отбором в передовую школу, а непосредственно в ПИШ. Будущих бакалавров будут принимать на общих основаниях – по баллам, полученным на ЕГЭ, и по результатам олимпиад. Магистранты должны будут проходить вступительные экзамены с учетом специфики профессий. В ПИШ, кстати, все места бесплатные. КФУ набирало 20 человек в бакалавриат и еще 12 – в магистрантскую группу. Третьим направлением подготовки станут курсы повышения квалификации для камазовцев.

Юлия Шестакова