Новости
Подробно


Продавцы воздуха

21.03.2013, 10:38

Судьба МУП «Управления территориального планирования, рекламы и городского дизайна» в очередной раз поставлена под угрозу: депутаты требуют финансовый отчёт предприятия, а уголовное дело о превышении должностных полномочий, заведенное на его директора Александра Полухина, уже отправлено на рассмотрение в республиканскую прокуратуру. Тем временем в городе готовят параллельно два проекта регламента, который должен будет упорядочить рынок наружной рекламы в Челнах.


«ЗДЕСЬ ВСЕ БЕСКОНТРОЛЬНО»

На последней сессии горсовета в очередной раз был поднят вопрос о деятельности печально известного МУП «Управление территориального планирования, рекламы и городского дизайна» под руководством Александра Полухина. Эта организация должна была прекратить своё существование еще в мае прошлого года, но по необъяснимым причинам благополучно существует по сей день. Вопросов к предприятию и Полухину лично много и у депутатов, и у владельцев рекламных компаний.

Вот, например, поправки в федеральный закон о рекламе, которые обязывают реализовывать земельные участки под рекламу посредством проведения аукционов, вступили в силу еще 2008 году. Однако, в соответствующее положение для города Набережные Челны эти изменения внесены не были, и федеральный закон в этой части не исполнялся. МУП «Управление территориального планирования, рекламы и городского дизайна» заключало договора не на аренду земельного участка, а на аренду… рекламного места. Фактически, в расчёт бралась площадь щита или вывески, того воздушного пространства, которое занимал рекламоноситель. Предприниматели арендовали воздух, как бы смешно это не звучало. Но разве воздух может принадлежать муниципалитету? Ведь сдавать в аренду можно только то, что находится в собственности, то, у чего есть своё регистрационное удостоверение.

Продавцы воздуха

- Мы попросили предоставить финансовый отчёт о деятельности МУП почти год назад, - говорит депутат горсовета Сергей Еретнов. - Нам был предоставлен отчёт только за 8 месяцев. Татьяна Шливе (председатель контрольно-счетной палаты, - ред.) объяснила это тем, что организация, якобы, только 8 месяцев существует. Получается, они ликвидировали юридическое лицо каждый год, но директор, секретари, функции оставались прежними. При этом ни мэр, ни Фархад Латыпов, ни председатель счётной палаты не смогли ответить, куда уходили деньги.

За право размещения рекламных конструкций с компаний ежемесячно взимается плата в размере около 60 рублей за 1 кв.м. В месяц за 600 щитов выходило чуть больше миллиона рублей. Эти внебюджетные деньги, как утверждает Еретнов, никто не контролировал – они поступали в МУП и исчезали в неизвестном направлении.

Продавцы воздуха

 - Уже лет десять в нашем городе не устанавливаются новые рекламные конструкции. Тем не менее, они периодически появляются. Например, на улице Абдуллы Алиша, на проспектах Беляева и Чулман. Каким образом они согласовываются, мне неизвестно, - комментирует генеральный директор «Реклама-центр» Фанис Харисов. - Ведь если я просто так приду к Полухину и скажу, что мне нужна конструкция, он откажет мне. Потому что в городе действует мораторий на установку рекламных щитов без отдельного приказа из мэрии. Но щитов все больше и их никто не демонтирует!

 - Необходим утверждённый горсоветом технический регламент, регламент оформления - и всё. Остальное регулируется федеральным законом и контролируется антимонопольной службой, - говорит депутат горсовета Максим Фёдоров. – В Челнах же закон нарушается. МУП почему-то берет на себя решение проблем, связанных с рекламой, налагает штрафы, производит демонтаж. Эти действия не подпадают под полномочия хозяйствующего субъекта. Вот и получается, что на данный момент в городе нет ни одного правильно оформленного договора на аренду земельного участка под размещение рекламной конструкции. Проблема в том, что в Челнах нет филиала федеральной антимонопольной службы, поэтому здесь всё бесконтрольно.

 

«У НАС ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ПРЯНИК, А НЕ ГОРОД»

Сейчас в Челнах одновременно готовят два проекта «рекламного» регламента, который должен будет устранить накопившиеся нарушения и не допустить их впредь. Один в исполкоме, другой – депутатам горсовета.

 - В новом регламенте мы установим чёткое ограниченное количество рекламных мест в муниципальной собственности – будь это земельные участки, мосты или что-то ещё, - рассказывает Максим Фёдоров. - Должен быть реестр, утверждённый городским советом, а не каким-нибудь чиновником единолично. Пусть в нём будет 600 рекламных мест под наружные конструкции, 10 мест на мостах, 300 мест на муниципальных зданиях – но список должен быть конечным. Иначе у нас будет фестивальный пряник, а не город. Реестр будет увеличиваться или уменьшаться только решением горсовета, а не комиссией, не чиновниками.

Продавцы воздуха

Помимо этого, депутаты хотят, чтобы договор на аренду земельного участка заключался на пять лет в соответствии с федеральным законом и исключительно путем аукциона. Каждое рекламное место будет идти отдельным лотом, а не пачками по 10-20 штук. Так большее количество предпринимателей сможет участвовать в торгах – соответственно, увеличится конкуренция и денежные поступления в городской бюджет.

 - Пусть это будет долгая процедура, но бюджет города (который у нас, кстати, дефицитный) от этого выиграет, - добавляет Максим Фёдоров. - Если исполком будет поддерживать лоты по несколько рекламных мест, станет понятно, что он лоббирует интересы конкретных рекламных компаний.

Продавцы воздуха

- Вопрос в том, что раньше деньги, которые могли быть потрачены на нужды города, расходились в чьи-то карманы. Естественно, это всех волновало, потому что в бюджете постоянно нет денег, - говорит Сергей Еретнов. – С помощью торгов можно каждые пять лет собирать около 200 миллионов. Плюс к тому, расценки буду постоянно расти. По истечению срока щиты будут продаваться заново. Мне кажется, это более чем выгодная форма.

Если в Челнах примут регламент депутатов, все ранее заключённые договоры аренды будут признаны незаконными. После того, как конструкции пройдут через конкурс и будут проданы, единственной организацией, которая сможет штрафовать владельцев щитов, будет антимонопольный комитет РТ. Впереди заседания депутатских комиссий и разбирательства по поводу того, что именно, в каком объеме и по какому праву город столько лет сдавал в аренду.

 

Анастасия Карабанова

фото: nabchelny.ru, kazanweek.ru, triboona.ru

 

Комментарии

Оставьте первый комментарий