«КАМАЗ» вновь «впрягается» в решение транспортной проблемы Набережных Челнов. С подачи Сергея Когогина власти попытаются реформировать всю систему общественных перевозок. Глава автогиганта помогает городу получить федеральную поддержку через ВЭБ.РФ, буквально за руку приведя стороны за стол переговоров. После провала Наиля Магдеева с НЕФАЗами теперь речь идет о полном отказе от маршруток, переходе на автобусы большой вместимости и приоритете трамвая. Корпорация ВЭБ.РФ уже набросала дорожную карту. Проект во многом предполагает кардинальные для города перемены. Например, переход на брутто-контракты, когда город сам нанимает перевозчиков, а вся плата за проезд идет в бюджет. Потребуется масштабное обновление инфраструктуры и подвижного состава. Расходы только по электротранспорту ВЭБ оценил в 8 млрд. Детали нового проекта изучил Chelny-biz.ru.
«КТО-ТО ВЫИГРЫВАЕТ, А КТО-ТО ПРОИГРЫВАЕТ. СО ВРЕМЕНЕМ АВТОБУСЫ МАЛОЙ ВМЕСТИМОСТИ УЙДУТ В ПРОШЛОЕ»
Большие ЛиАЗы отработали на улицах города почти неделю, вызвав у челнинцев крайне противоречивые комментарии. Да, большие, да на ходу, но уже были случаи, когда б/у транспорт выходил из строя, либо водителям приходилось «латать» автобусы на ходу (скотч им в помощь). Пока они работают на 22-м и 26-м маршрутах. При этом пустыми автобусы не ездят, заверил сегодня на аппаратном совещании в мэрии первый заместитель руководителя исполкома Илья Зуев, на чьи плечи упала транспортная тема. Как бы то ни было, в свете сегодняшнего аппаратного совещания стало ясно, что московские подарки – лишь временная мера. Городу предстоит новая транспортная реформа, которая может серьезно ударить по ООО «Пассажирские перевозки», единственному действующему автобусному перевозчику Челнов.
– С прошлой недели мы запустили автобусы большой вместимости – ЛиАЗы, которые мы получили по вашей договоренности от Сергея Семеновича (Собянина, мэра Москвы – ред.) безвозмездно. Они работают на двух маршрутах. Есть соответствующий пассажиропоток, автобусы пустыми не ездят. Мы видим, что горожане ими пользуются, достаточно активно, – доложил Зуев.
Наиль Магдеев поручил ему продолжить работу по «московской» схеме и сообщил, что параллельно прорабатываются новые перспективы развития общественного транспорта в Челнах. Город всерьез настроен отказаться от «газелек» в пользу автобусов большой и средней вместимости. Причем план по реформированию городского транспорта разрабатывается совместно с «КАМАЗом» (и, более того, как выясняется, с подачи автогиганта).
– Передвигаюсь по городу и вижу, что люди пользуются автобусами большой вместимости. Мы вместе с «КАМАЗом» прорабатываем перспективы. Рабочая группа с нашей стороны, рабочая группа и наши коллеги с «КАМАЗа» по поручению Сергея Анатольевича Когогина работают. Такие перспективы: в ближайшие годы мы все равно перейдем на автобусы большой и средней вместимости. Это не обязательно будет ЛиАЗ, это может быть НЕФАЗ или другой производитель, который по определенным требованиям и характеристикам будет поставлять свою продукцию через аукцион. На маршрутах должны быть, безусловно, автобусы большой и средней вместимости, которые мы сегодня уже эксплуатируем. Например, МАЗ-206, – обратился он к Илье Зуеву. – Автобусы малой вместимости, которые сегодня работают, имеют единственное преимущество – скорость. Но автобусы большой вместимости более безопасны. Кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Со временем автобусы малой вместимости уйдут в прошлое. Не исключаем, что будут только маршрутные такси. Но это перспективы завтрашнего дня. Пока работаем по той схеме, которую проговорили с руководством Москвы, и по тем планам, которые мы для себя определили. У вас наработаны достаточно хорошие контакты, – заметил мэр чиновнику. – Вас там знают – мне об этом сказали, проинформировали. В вашем лице увидели грамотного руководителя, надежного партнера, представляющего Набережные Челны, Илья Сергеевич. Впереди еще большие задачи, которые мы должны решать с нашими московскими друзьями и партнерами во благо нашего города.
Глобальная задача – вернуться к схеме, которая складывалась в 2015–2020-е годы, когда на маршрутах каталось не менее 70 автобусов большой вместимости.
– Цифру, которую мы в свое время взяли, заменяя автобусы малой вместимости на большие, в ближайшее время (в течение второго и третьего квартала) надо снова достигнуть. Сроком ставить второй квартал – за три месяца эту задачу, которую мы с вами не озвучиваем, попытаемся решить. Когда решим, тогда озвучим, – загадочно проговорил мэр, видимо, не решаясь на этот раз забегать вперед и раздавать новые обещания.
Судя по всему, между Наилем Магдеевым и главой «Пассажирских перевозок» Николаем Тятюшкиным должен состояться напряженный разговор.
– Думаем, что определенного результата с перевозчиками достигнем, – надеется мэр. – Они тоже заинтересованы, они жители нашего города, понимают, что за этим стоит не только бизнес. Это, прежде всего, социально важный вопрос. Здесь нужно будет учесть интересы бизнеса, за ним стоят люди: простые водители, чьи-то мужья, сыновья, родственники. 300 человек – это не просто так, они должны кормить свою семью. Каждый бизнес должен вызывать уважение, и к нему нужно относиться соответствующим образом. Не может быть плохих или хороших, может быть исполнение или неисполнение обязательств. Давайте мы ярлыки вешать не будем. Будем работать с нашими перевозчиками. Они такие, какие есть.
Сам Тятюшкин, которого Chelny-biz.ru перехватил на пути в мэрию, воздержался от комментариев. Предприниматель лишь отметил, что не в курсе ситуации с отказом от микроавтобусов и добавил, что на маршрутах пока в штатном режиме работает то количество единиц транспорта, которое было прописано в конкурсной документации 2019 года.
«СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ, ОЗАБОЧЕННЫЙ СИТУАЦИЕЙ, ПРЕДЛОЖИЛ МЭРУ СОЗДАТЬ РАБОЧУЮ ГРУППУ. МЭР СОГЛАСИЛСЯ»
Как пояснил Chelny-biz.ru руководитель пресс-службы «КАМАЗа» Олег Афанасьев, рабочая группа по развитию общественного транспорта была создана в результате трехсторонней встречи, которая прошла еще в январе. Ее инициатором выступил гендиректор автогиганта Сергей Когогин.
– Сергей Анатольевич, озабоченный ситуацией, предложил мэру создать рабочую группу с участием города, «КАМАЗа» и с привлечением корпорации ВЭБ.РФ, которая, в том числе, занимается программой развития общественного транспорта в городах. У ВЭБа достаточно большой опыт в этом вопросе, им выделяются финансовые средства. Мэр согласился. По итогам встречи была разработана дорожная карта по развитию общественного транспорта в Набережных Челнах, - рассказал Афанасьев.
Проект, судя по документу, который оказался в распоряжении Chelny-biz.ru, преследует вполне очевидную цель – создание удобной для пассажиров, эффективной для бюджета и перевозчиков системы общественного транспорта.
Однако с первых страниц становится понятно, что он, в некотором смысле, переворачивает с ног на голову существующую челнинскую систему. В качестве магистрального (опорного) вида выбран электротранспорт (его привлекательность планируют повышать), а автобусные перевозки становятся связующе-магистральным (подвозящим) видом. В связи с этим планируется оптимизация маршрутной сети: устранение излишнего дублирования, открытие новых маршрутов, приоритезация движения общественного транспорта (выделенные полосы, движение на перекрестках, строительство путепроводов при необходимости).
Принципиальное новшество – переход на брутто-контракты: сбор платы за проезд в пользу бюджета. При этом город нанимает транспортные компании на выполнение конкретного объема по перевозкам и оплачивает работу. В качестве примера приводятся города, где брутто-контракты уже применяются: Москва, Пермь, Тверь, Омск, Нижнекамск, Нижний Новгород. Авторы проекта, говоря о преимуществах этого подхода, отмечают, что перевозчики будут сосредоточены только на качестве услуг (расписания, комфорт, безопасность и т.д.), обеспечить его смогут только опытные и эффективные компании. Город полностью охватывается маршрутной сетью без дележа на «социальные» и прибыльные направления. Расходы бюджета станут прогнозируемыми, а риски муниципалитета диверсифицированными (игроки рынка должны будут предоставить банковские гарантии при получении маршрутов). Сам сектор экономики финансово оздоравливается за счет увеличения сбора оплаты за проезд, сокращения неучтенного трафика и др.). Разработчики признают и недостатки брутто-контрактов: риск неточности расчетов, технологические и организационные сложности, необходимость постоянного анализа и контроля.
Второе принципиальное новшество – создание единого оператора для повышения управляемости системы, увеличения сборов и прозрачности денежных потоков. Платежи населения, кстати, должны стать преимущественно безналичными (внедрение электронного билета, разработка нового тарифного меню) вплоть до полного отказа от наличных форм.
Теперь подробнее по видам транспорта. Для развития трамвайного сообщения необходима глубокая модернизация инфраструктуры (путевого и энергохозяйства, депо, остановок, системы диспетчеризации и пр.), строительство новых линий, а также полное обновление подвижного состава с заменой на новые низкопольные вагоны (и даже двухсекционные составы).
ВЭБ оценил суммарные капитальные затраты в 8 млрд рублей. Большая часть – 4,5 млрд – потребуется на инфраструктуру (только на пути 2,6 млрд), 3,5 млрд – на сами трамваи. Откуда придут деньги? В документе фигурируют невозвратный капитальный грант (софинансирование из бюджетов различных уровней), льготное финансирование (из федеральных и региональных источников на возвратной основе с льготными ставками). В частности, заявлено, что из Фонда развития моногородов можно получить до 250 млн рублей на лизинг подвижного состава и до 1 млрд на создание инфраструктуры на льготных условиях. Кроме того, предполагаются кредиты и займы – от ВЭБ.РФ и других крупных банков (по рыночной ставке), а также вложения частных инвесторов.
В результате челнинцы должны получить комфортный безопасный электротранспорт с высокими стандартами обслуживания. А город – экономический эффект в виде роста выручки и налоговых поступлений, минимизации скрытых доходов перевозчиков, а также уменьшение или полное устранение нагрузки на бюджет.
Раздел автобусных перевозок расписан менее подробно. Также потребуется обновление подвижного состава, причем это должны быть автобусы на компримированном природном газу (КПГ), чтобы снизить операционные расходы и вредные выбросы. Возможна централизованная закупка техники и сдача в аренду рыночным игрокам или муниципальному перевозчику. Необходима модернизация инфраструктуры (строительство АГНКС, ТПУ, остановок, автовокзалов).
Транспортная компания, став опорным автобусным перевозчиком, по прогнозу, кратно увеличит свой пассажиропоток и выручку. В расчетах указано, что в 2019 году на одного перевозчика в Челнах (не указан) приходится 50 автобусов, 5,6 млн пассажиров и выручка 164 млн рублей. В перспективе через пять лет 190 единиц транспорта будут обслуживать 31 млн человек и собирать порядка 1 млрд рублей.
На оператора общественного транспорта ложатся прием платежей и управление тарифами, диспетчеризация и управление движением, работа с бортовыми данными, учет пассажиропотока, обеспечение пассажиров информацией.
Таковы пока предварительные данные программы развития общественного транспорта в Челнах. Насколько динамично она будет претворяться в жизнь – вопрос открытый, мэр города Наиль Магдеев не дал никаких прогнозов в ходе аппаратного совещания и высказался очень обтекаемо на ее счет. Тем временем транспортный вопрос остается для Челнов одним из острых.
«КАМАЗ» ЗАИНТЕРЕСОВАН, ЧТОБЫ В ГОРОДЕ БЫЛ НОРМАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ»
«КАМАЗ», надо отметить, уже в который раз «впрягается» в решение проблемы. Сначала – история с трамваями, когда предприятие дотировало «Электротранспорт», бесплатно переданный городу. Потом – НЕФАЗы в лизинг, которые город не смог оплатить и вернул в удручающем состоянии. С подачи Сергея Когогина город ранее получил московские трамваи. И он же, по информации Chelny-biz.ru, сыграл свою роль в выделении Челнам бесплатных ЛиАЗов. Теперь попытка решить проблему через ВЭБ.РФ, с которым диалог также строит автогигант.
– На наших предприятиях в Челнах с учетом всех дочерних структур работает более 40 тыс. человек. И каждый день перед нами стоит задача - их всех доставить на заводы и всех вывезти. Это реальная проблема, потому что любая задержка сказывается на работе предприятия, – объяснил заинтересованность автогиганта Олег Афанасьев. – Мы сейчас каждый день заказываем более 40 автобусов, чтобы развозить людей. Не из других городов, а в Челнах. У нас сегодня действительно большой объем вахтовых перевозок. Мы неоднократно говорили, что обеспечение общественным транспортом – это обязанность муниципалитета. «КАМАЗ» заинтересован, чтобы в городе был нормальный общественный транспорт, чтобы наши сотрудники спокойно добирались до работы и обратно. Это первый момент. И второе – наши люди живут в этом городе, и мы хотим, чтобы здесь для них были созданы нормальные человеческие условия по общественному транспорту. После того, как мы стали производить автобусы и поставлять их в другие города, мы увидели, что там система работает успешно. Этого же мы хотим для Челнов.
Вопрос, почему в других городах все нормально работает, а в Челнах буксует – повис в воздухе. Условия созданы, надо просто взять и сделать – такой посыл прозвучал ранее от депутата Госдумы Альфии Когогиной.
– Решение вопроса общественного транспорта в городе находится не на федеральном, а на местном уровне. Все, что необходимо со стороны федерации, есть. Все условия созданы: вплоть до субсидий из федерального бюджета, льготного лизинга и т.д. Надо просто взять и сделать, – комментировала она на одной из встреч в Челнах. – Я готова проконтролировать этот вопрос. И даже более – я готова поднять его с руководством города. В маленьких «газельках» ни инвалиды, ни мамы с колясками проехать не могут, я это понимаю. Но еще раз повторю: на федеральном уровне все сделано, это вопрос местной власти.
Главное зло, по словам инсайдеров издания, знакомых с ситуацией, – как раз те самые микроавтобусы, которые курсируют по городу. Это тот бизнес, через который идет большой оборот наличных, и есть люди, заинтересованные в том, чтобы они продолжали работать, и якобы из-за этого чиновники крайне неохотно идут на кардинальное реформирование сложившейся системы.
– В то время, как все переходят на безналичный расчет, маршрутки остаются таким источником, где можно получить наличку. Это огромная система по отмыванию денег. С каждого маршрута люди получают определенные суммы, – говорит собеседник издания.
Получится ли решить сложное «транспортное» уравнение, обеспечив жителей комфортными автобусами? Возможно ли исключить из системы маршрутки? Пока власти сделали робкий шаг в этом направлении, объявив о намерении вслух.
Chelny-biz.ru
Фото: Chelny-biz.ru, nabchelny.ru, life.ru, transphoto.org, kamazmaster.ru
Пенсионер
Электорат
Раушания
Раушания
Константин
Дмитрий13
Челнинец
Раушания
Юлия
Panicayopta
Елена
Раушания
Раушания
Black
Батыргул (Батыр)