В мае этого года жители Тукаевского района, а именно поселка Белоус, на весь Татарстан подняли шумиху. Проживающая здесь элита Набережных Челнов искала миллионы, зарытые не понятно где – нет ни дорог, ни качественной воды, ни каких других благ, хотя налоги платятся исправно. Позднее на район обрушился новый скандал, связанный с выборами главы Малошильнинского сельского поселения и депутатов. Сейчас выборы главы, хоть и в три захода, прошли, а количество вопросов только растет. Похоже, что в Тукаевский район, который долгие годы оставался вне поле зрения СМИ и далеко от городских передряг и переворотов, пришла «гроза». Судя по рассказам Максима Федорова, экс-депутата Горсовета Челнов, который теперь является депутатом Малошильнинского поселения, вскоре здесь могут вскрыться ранее неизвестные подробности, что может вызвать нешуточные войны. Бороться есть за что: интерес вызывает в том числе земельный вопрос. Федоров поделился с Chelny-biz.ru первыми впечатлениями от работы тукаевской власти.
– Максим Васильевич, вы говорили, что были в легком шоке, когда поняли, как работает власть в Тукаевском районе.
– В Набережных Челнах Горсовет работал коллегиально. Последняя сессия в Малой Шильне показала, что предыдущие 5 лет здесь присутствовал авторитарный режим правления главы Малошильнинского сельского поселения – Геннадия Харитонова. Есть глава, мнения других депутатов никакой роли, по большому счету, не играют. Находясь на этой сессии, я с ужасом увидел, что со стороны большинства депутатов не исходит особой инициативы обсуждать и решать какие-либо вопросы. Некоторые коллеги за время сессии не проронили ни слова. Сложилось такое впечатление, что они или не могут ничего предложить, или им запретили. К тому же, в течение почти 10 лет, что я живу в поселении, я ни главу района, ни его заместителей, ни депутатов его команды не видел. Мы, жители, все вопросы решаем самостоятельно и на свои средства, а те налоги, которые мы платим, не возвращаются к нам в виде благоустройства инфраструктуры, допустим. Ямочный ремонт дорог, освещение и так далее…
– 10 лет вы работали депутатом Горсовета Челнов в комиссии по регламенту, правопорядку, законности и местному самоуправлению. Здесь тоже есть распределение по комиссиям?
– В Горсовете Челнов было 45 депутатов, которые работали в 5 комиссиях. В одной комиссии участвовало в среднем по 9 депутатов. Глава Малошильнинского сельского поселения Геннадий Харитонов предложил создать на 10 депутатов 4 постоянные комиссии, учитывая тот факт, что в одной комиссии должно быть три должности: председатель, заместитель председателя и секретарь. Получается, что в среднем в одной комиссии будет работать 2,5 депутата на три должности. Но Геннадий Николаевич пояснил, что один депутат может работать в двух комиссиях одновременно. А какой смысл? Если мы можем их количество сократить до двух, тогда станет в два раза меньше председателей, заместителей и секретарей. Я предложил расширить функционал комиссии, а их количество сократить до двух: объединить вопросы, которые касаются бюджета, земли и строительства в первую, и социальные вопросы и вопросы по ЖКХ во вторую комиссию. Однако вопреки моей логике, депутаты большинством голосов проголосовали за создание 4 комиссий (Федоров, Вильданов, Крапивин и Морозов голосовали против, – прим. ред.). Это мне напоминает игру в мафию. Всем роли раздали, кто комиссар, кто врач, кто мафия, а кто – мирный житель, который должен выжить. Я бы попросил главу поселения Геннадия Харитонова объяснить мне, почему на 10 депутатов 4 комиссии? Какая в этом необходимость?
– В СМИ писали, что есть определенная неразбериха в работе исполнительной власти и законодательной.
– Так и есть. Вот пример: поступило обращение с округа депутата Крапивина, женщина пожаловалась на отсутствие освещения, лампочка перегорела где-то. Харитонов попросил доложить депутата о проделанной работе. Крапивин докладывает, что он поменял какие-то опоры. У меня возник вопрос: вы на свои деньги это сделали? Он говорит, да. Я спрашиваю, почему депутаты должны на свои деньги ремонтировать? Харитонов пояснил, что «мы же вас избрали, у нас в селе так». Я напоминаю, что нас избирали наши соседи, и мы, депутаты, будем собирать мнения и обращения населения на каждом округе и доносить до вас, как до главы. Уважаемый Геннадий Николаевич, вы должны понять, что глава – не царь и бог в сельском поселении. Глава – человек, который головой отвечает за результат своей деятельности. В его руках бюджет в размере порядка 40 млн в год. Несмотря на то, что он не большой, при правильном его распределении можно сделать достаточно многое.
– На последней сессии, говорят, произошел скандал…
– Не совсем скандал. Мы пытались манеру ведения сессии вывести в правовое русло и поставить все точки над «и», в том числе, в решении организационных вопросов. Любая сессия должна быть тщательно подготовлена, это один из самых важных организационных моментов. Орготдел в Челнах, например, заранее подготавливал нам все документы, у нас было время на их изучение, а на самих сессиях были коллегиально выработаны решения и готовые проекты решений. Здесь, в Малошильнинском сельском поселении, я даже не знал повестки сессии. На словах нам только сказали, что мы будем избирать председателей комиссий и все. Такого бардака с нормативно-правовой документацией, как в Малошильнинском сельском поселении, я не видел нигде. Кроме того, наши сессии проходят в кабинете Геннадия Харитонова. Он сидит за столом, мы – на стульях у стеночки. Нам даже документы, которых, нет, но если бы они были, негде было бы разложить. Поэтому Ольга Малых, которая также присутствовала на четвертой сессии (представитель прокуратуры, - ред.), обратила внимание главы поселения на то, что он должен заранее обеспечить протоколы проектов решений, чтобы прокуратура могла провести антикоррупционную экспертизу.
– Что с землей? Мы же понимаем, что это самый любопытный «кусок» на сегодняшний день. Особенно, если учесть, что в Челнах ничего не осталось.
– В день проведения сессии, с утра, состоялось публичное слушание, где обсуждался вопрос застройки поселка Алтын в Ильбухтино. Нас даже не оповестили, хотя этот вопрос мы должны были вынести на голосовании на сессии. На что Геннадий Харитонов задал мне вопрос «а вы что, газеты не читаете?». Через какие СМИ нас должны были проинформировать? «Вечерняя Малая Шильна», что ли? То есть по факту исполкому Малошильнинского сельского поселения сложно было оповестить депутатов, пригласить, хотя нас всего-то 10 человек. Причем, протокола публичных слушаний тоже не оказалось, якобы не успели дописать. Приглашенный директор МУП «ЖКХ Малошильнинское» Владимир Ямашев, который в одной руке держал план, как я понял, застройки поселка Алтын в Ильбухтино, стал рассказывать, что есть президентская программа, по которой 50% этого поселка должны будут уйти многодетным семьям. Роман Ваганов спросил, а где места под социальные объекты – школу, детсад. Ямашев заверил, что это все учтено, и поэтому под размещение многодетных семей уйдет не 50, а 30%. Вопрос очень срочный, нужно быстро проголосовать, сказал Ямашев. Мы этот план и рассмотреть-то толком не смогли. Нам не предоставили никаких документов, нет протокола публичных слушаний.
- Вам удалось блокировать вопрос?
- В итоге мы попросили на следующую сессию предоставить нам приказ за подписью президента РТ Рустама Минниханова и остальную документации по этому вопросу. Кроме того, мы настояли на том, чтобы нам организовали встречу с самими инвесторами. Мы хотим, чтобы они объяснили, что собираются строить в Ильбухтино. Отмечу, что ни один депутат не против того, чтобы пришел инвестор, появился новый поселок, это новые рабочие места, семьи, развитие.
Анастасия Клевцова
Chelny-biz.ru будет следить за событиями в Тукаевском районе.