22:59, 24 Апреля
Новости
Подробно


«У нас автобусы будут когда-нибудь нормальные?! Или мы на одной ноге должны ездить?»

09.11.2020, 23:17

Вопреки коронакризису – так можно охарактеризовать бюджет 2021 года, который готовятся утвердить власти Набережных Челнов. Документ сегодня рассмотрели на публичных слушаниях. Несмотря на негативные ожидания, доходы казны вырастут на миллиард с лишним – до 10,5 млрд рублей. И это даже больше, чем тот оптимистичный прогноз бюджета-2021, который чиновники рисовали год назад. Повод ли для радости? Пандемия заметно режет собственные доходы Челнов, а рост вызван лишь увеличением дотаций и субвенций из казны Татарстана. При этом участники слушаний, среди которых были, например, лидер «Коммунистов России» Татьяна Гурьева и оппозиционный активист Сергей Изотов, выслушав выступление главного финансиста Светланы Мулюковой, недоумевали – а где деньги на большие автобусы, спорт, доступную среду, недоработки по программе «Наш двор»… Гурьева в целом подняла проблему несправедливого распределения налоговых доходов между бюджетами: «Надо добиваться, чтобы больше оставалось в городе».

Chelny-biz.ru изучил, насколько новый бюджет расходится с прогнозным вариантом: как финансисты подрезали доходы и расходы, какие потери зальют республиканскими деньгами, а также выслушал, чего не хватает горожанам.

«ПРИЧИНЫ МОЖНО РАЗНЫЕ НАЗЫВАТЬ, НО ОТ ЭТОГО ДЕНЕГ НЕ ПРИБАВИТСЯ»

Бюджет города всегда утверждается вместе с прогнозом на ближайшие два года – таково правило. И прошлой осенью, когда ничто не предвещало коронакризиса, исполком Челнов рисовал вполне радужную картину – постепенный рост бюджета из года в год.

Однако сегодня бюджет-2021 принимается в условиях неопределенности и сокращения собственных доходов города – налоговых и неналоговых. За девять месяцев – на 176 млн по отношению к прошлому году. Причина – снижение деловой активности налогоплательщиков в условиях пандемии, объясняла на днях новый начальник финуправления Светлана Мулюкова.

Отметим, что бюджет-2020 утверждался в сумме 9,3 млрд и без дефицита, но согласно последним правкам, доходы превышают 9,5 млрд рублей, расходы – 9,7 млрд.

«У нас автобусы будут когда-нибудь нормальные?! Или мы на одной ноге должны ездить?»

Заглянем в документ будущего года. Предполагалось, что общий объем доходов и расходов в 2021-м составит 9 млрд 412 млн 425 тыс. рублей. Теперь же планируются 10 млрд 574 млн 140 тыс. рублей. Рост более чем на 1,1 млрд рублей, или на 12%. По сравнению с бюджетом 2020 года в его первоначальном варианте (9,3 млрд) – на 13%. Кстати, исполком на 1,15 млрд повышает и прогноз на 2022 год – с 9,4 до 10,6 млрд.

Главная причина – изобильный поток из республиканского бюджета. Объем субвенций Татарстана запланирован в сумме 4,1 млрд, прежде прогнозировалось 3,6. Примерно столько же город рассчитывал получить в 2020-м. Субвенции имеют разное назначение – от бесплатного образования и молодежной политики до контроля долевого строительства, отлова бездомных животных и содержания вытрезвителей. В следующем году сразу на 400 млн вырастут субвенции, касающиеся школьного образования, включая новые доплаты классным руководителям (185 млн).

На бесплатное питание школьников начальных классов в качестве софинансирования от республики Челны получат 184 млн рублей. По понятным причинам год назад эта сумма в бюджет не закладывалась.

«У нас автобусы будут когда-нибудь нормальные?! Или мы на одной ноге должны ездить?»

Втрое – до 1 млрд 14 млн – выросли прогнозные субсидии на софинансирование общедоступного бесплатного образования. Что примечательно, год назад в бюджет 2020-го закладывались 435 млн, а на 2021-й – 333 млн. Кстати, в последующие 2022–2023 годы вновь ожидается сокращение субсидий до 895 млн и 724 млн соответственно.

Чуть меньше (на 36 млн), чем прогнозировалось, будут республиканские дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности города – 1,26 млрд вместо 1,3 млрд. Для сравнения, в 2020-м город получил лишь миллиард с небольшим. Средства предоставляются казной субъекта на выравнивание финансовых возможностей поселений для исполнения их обязанностей исходя из численности населения. С этой же целью регион корректирует дополнительный норматив отчислений от НДФЛ. В 2021 году для Челнов он составит 12,2%, или 37 млн. А в 2020-м был 9,5%, или 3,5 млн.

Бюджетные ассигнования муниципального дорожного фонда составят 49,5 млн рублей вместо предполагаемых 47,8 млн. Рост к поступлениям 2020 года (43 млн) – на 15%.

При этом город обязан перечислить в казну республики ответную субсидию, предусмотренную статьей 44.10 Бюджетного кодекса РТ. Ее платят те муниципалитеты и поселения, где налоговые доходы бюджета превышают двукратный средний уровень по республике в расчете на одного жителя. Для Набережных Челнов в следующем году сумма составит 7,6 млн, хотя изначально предполагалось более 20 млн. Для сравнения в 2020-м – всего 1,3 млн.

«У нас автобусы будут когда-нибудь нормальные?! Или мы на одной ноге должны ездить?»

Субсидии и субвенции Татарстана могут стать подушкой безопасности на случай, если собственные доходы Набережных Челнов совсем просядут. Они и так запланированы с минусом.

ДОХОДЫ: КОРОНАВИРУС ПОДРЕЗАЛ КРЫЛЬЯ ОПТИМИЗМА

В новом бюджете-2021 в отличие от прошлогоднего варианта сократилась сумма налоговых и неналоговых доходов. Если прежде фигурировали 5 млрд 283 млн, то теперь лишь 5 млрд 78 млн. Это даже меньше, чем ожидается в текущем году (5 млрд 97 млн).

За счет чего должно произойти снижение? Ответ в следующей же строке документа: минус 100 млн по налоговым доходам (4,3 млрд вместо 4,4 млрд). Для сравнения, в 2020-м прогнозировалось 4,2 млрд, но даже их получение сейчас под вопросом.   

НДФЛ ожидается в сумме 2,8 млрд, хотя год назад финансисты рассчитывали нарастить его до 2 млрд 941 млн.

В связи с отменой ЕНВД 1 января поступления от него должны были исчезнуть полностью из бюджета-2021. Но в данной графе значится сумма 53 млн, что впятеро меньше прогнозных поступлений 2020-го (283 млн). Речь идет о поступлениях за четвертый квартал текущего года.  

«У нас автобусы будут когда-нибудь нормальные?! Или мы на одной ноге должны ездить?»

Если год назад экономисты предполагали массовый переход предпринимателей на упрощенную систему налогообложения и рост УСН до 552 млн (с 449 млн), то сейчас прогнозы более скромные – 478 млн.

Налоги на имущество физических лиц и земельный запланированы в сумме 826 млн, практически на уровне прежних ожиданий и со скромным ростом к текущему году на 38 млн. 

Предстоит сокращение неналоговых доходов города, к которым относятся доходы от муниципального и госимущества (включая продажу и аренду земель), а также платные услуги, плата за негативное воздействие на окружающую среду, реализация активов, штрафы, санкции. Прописаны 765 млн рублей против прежнего прогноза в 828 млн, что даже меньше 817 млн, ожидаемых в текущем году (хотя гарантии тоже нет).

Больше всего экономисты срезали по таким статьям, как аренда земли и продажа права аренды (-56 млн), доходы от предоставления имущества в пользование (-60 млн). Для понимания, каждая из этих статей приносит более полумиллиарда рублей.

При этом запланирован рост доходов от продажи участков – на 15 млн и незначительно от  платы за негативное воздействие. А вот по штрафам и санкциям ожидается снижение сразу на 10 млн  (с 23 до 13).

«У нас автобусы будут когда-нибудь нормальные?! Или мы на одной ноге должны ездить?»

Наконец, безвозмездные поступления в городскую казну, которые и обеспечат рост бюджета. Они увеличены на 1,36 млрд – с 4,1 млрд почти до 5,5. Дотации вырастут в семь раз – до 37 млн, межбюджетные субсидии – втрое (с 437 млн до 1,3 млрд), субвенции – на 12% (с 3,6 млрд до 4,1 млрд).

РАСХОДЫ: ДОРОГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДЕШЕВОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

В расходах пока все оптимистично. Траты исполкома на выполнение своих функций составят 10,5 млрд вместо 9,2 млрд, как предполагалось ранее. Горсовета – 20,5 млн, Контрольно-счетной палаты – 5 млн, МКУ «Управление ЗАГС» – 25,6 млн.

Расходы увеличены практически по всем статьям, где-то больше, где-то меньше. Например, по разделу «Общегосударственные вопросы» (421 млн вместо 405 млн), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (78 млн вместо 76 млн). В разделе «Национальная экономика» предусмотрен рост на 100 млн (551 млн вместо 458 млн): на эту сумму увеличиваются траты на ремонт и содержание дорог – 504 млн вместо 410 млн.

Более полумиллиарда выделяется на сферу ЖКХ, хотя прирост незначительный – 566 млн вместо 542 млн. Средства на капремонт домов сохраняют в прежнем объеме, некоторый плюс по статьям «благоустройство» и «уличное освещение».

«У нас автобусы будут когда-нибудь нормальные?! Или мы на одной ноге должны ездить?»

Наибольший рост произойдет в расходах на образование – 7,6 млрд рублей вместо 6,4 млрд). И это на миллиард больше, чем в 2020 году. Как было сказано выше, динамика связана с дополнительными субвенциями из бюджета Татарстана. 3 млрд рублей вместо 2,5 получит дошкольная система, общее образование – 3,6 млрд вместо 3 млрд. Практически в прогнозном объеме сохраняются расходы на допобразование (609 млн), молодежную политику и оздоровление детей (243 млн).

Не ожидается дополнительного роста трат на культуру (они составят 306 млн) и, что удивительно, на здравоохранение (скромная сумма 8,8 млн). На городской бюджет из всего здравоохранения возложена лишь оплата противоэпидемических мероприятий, борьбы с инфекционными болезнями, в том числе прививки, дезинфекция, дезинсекция и т.п. Вероятно, борьба с COVID сюда не относится, потому что никакого роста не наблюдается.

Вырастут расходы на спорт и физкультуру (с 505 млн до 527 млн). Чуть сократятся траты на социальную политику (406 млн), это даже меньше суммы 2020 года (421 млн). Причем, на социальное обеспечение населения закладывается 85 млн, хотя в текущем году бюджет потратит вдвое больше – почти 170 млн.

«У нас автобусы будут когда-нибудь нормальные?! Или мы на одной ноге должны ездить?»

«К БЮДЖЕТУ, КОТОРЫЙ СЕГОДНЯ ФОРМИРУЕМ, МНОГО ВОПРОСОВ. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОРОДА МЫ НЕ СМОЖЕМ РЕШИТЬ? НАДО КАК-ТО СОВМЕСТНО ДОБИВАТЬСЯ…»

Сегодня на публичных слушаниях главный финансист города Светлана Мулюкова озвучила параметры свежесверстанного бюджета. Традиционно оценку ему дала экспертная группа во главе с профессором, заведующим кафедрой экономической теории и экономической политики КФУ Анатолием Макаровым. Эксперты назвали бюджет обоснованным, источники доходов – надежными, направление использования бюджетных средств – целесообразными. Фактором риска комиссия назвала отмену ЕНВД, что увеличит нагрузку на малый и средний бизнес.

Анатолий Макаров, кстати, отметил, что если в 2018–20 годах безвозмездные поступления практически сравнялись по объему с налоговыми доходами автограда, то в 2021-м предполагается, что они превысят собственные доходы на 4%.

– Разумеется, такое явление как коронавирус влияет на уровень валовой продукции, на структуру источников доходов, на бюджет городов в целом. Однако на 2021 год муниципальный бюджет сверстан как бездефицитный, потому что большую часть расходов берет на себя республиканский бюджет, – подчеркнул Макаров. – Хотя бюджет республики на 21-й год запланирован с дефицитом примерно 3 млрд рублей.

«У нас автобусы будут когда-нибудь нормальные?! Или мы на одной ноге должны ездить?»

Тему распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней подняла депутат горсовета, первый секретарь местного отделения партии «Коммунисты России» Татьяна Гурьева.

– Я полагаю, что распределение не совсем справедливое, поскольку преимущество отдается федеральным, областным, республиканским столицам. А такие города, как мы, – по остаточному принципу. Хотя мы являемся крупным городом, – заявила депутат и спросила, сколько город собрал налогов, и сколько перечислил в вышестоящие бюджеты.

Анатолий Макаров в ответ заметил, что все муниципалитеты республики недефицитные, и республика берет на себя расходы. А налоги, остающиеся в городе, строго регламентированы Бюджетным кодексом. Но Гурьева настаивала на том, что законодательство можно менять: «Надо добиваться, чтобы больше оставалось».

Заместитель мэра города, бывший главный финансист Ирина Сагидулина припомнила, что по итогам 2019 года городом более 50 млрд было перечислено во все уровни бюджетов. Челнинский бюджет при этом составил более 10 млрд, а по программам в город вернулось порядка 15–16 млрд. То есть практически половина из того, что город отправил выше. Тут Татьяна Гурьева уточнила, а сколько же дополнительно планируется привлечь в город в 2021-м.

«У нас автобусы будут когда-нибудь нормальные?! Или мы на одной ноге должны ездить?»

– Идет формирование республиканских и федеральных программ. Все отраслевые управления исполнительного комитета активно работают с министерствами. Я думаю, ясность будет ближе к середине декабря, – ответила Сагидуллина. – Уже идет строительство полилингвальной школы, планируется строительство трех детских садов и капитальный ремонт.  

– Определенности нет? – сделала вывод депутат. – Но социально-экономическая ситуация крайне сложная. К бюджету, который сегодня формируем, тоже очень много вопросов. Какие проблемы города мы не сможем решить? Надо как-то совместно добиваться, чтобы в городе было финансирование по тем или иным программам.

Сагидуллина в ответ заметила, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, город выполняет все социальные задачи. Тут Татьяна Гурьева напомнила о транспортной проблеме – в бюджете она не нашла отражения. 

– В городе актуален вопрос автобусов большой вместимости. Я считаю, он не должен отдаваться на откуп частникам, а решаться за счет бюджета. Я понимаю, что за счет муниципального бюджета его не решишь. Каким образом планируется решение?

Сагидуллина попросила ответить профильное управление. Однако компетентного специалиста в зале не оказалось. Гурьевой пообещали подготовить ответ.

«У нас автобусы будут когда-нибудь нормальные?! Или мы на одной ноге должны ездить?»

Возможностью поднять наболевшие темы воспользовались горожане, которые пришли на публичные слушания. Так, проблемами поделилась мама ученицы прогимназии №64.  

– Хочу именно здесь задать вопрос, когда много народу, потому что не могу получить ответ. Нашей школе по госзакупке было выделено 250 млн на питание. Не могу узнать, где эти деньги. Как я понимаю, они «застряли» в Казани. Еще вопрос. У нас ежегодно собирают по 10–12 тысяч на ковры, на чистку. Хотелось бы узнать, правильно ли это, законно ли. Директор молчит, у меня даже отписок нет. Прошу разобраться. Вообще хотелось бы, чтобы занялись этой школой, там происходят очень интересные вещи…

Член родительского комитета спортшколы «Титан» рассказала о проблемах лыжников.

– Мы услышали цифру, что 527 млн рублей будет выделено на спорт. А сколько денег будет выделено на лыжную трассу поселка ГЭС? В 2018–19 году была реконструкция. До этого лыжная трасса там какая-то да была. А сейчас ничего не осталось. Есть освещенные заасфальтированные дорожки, это здорово. После очистки леса остались пеньки и коряги, дети не могут накатать трасу. Лыжному спорту не уделяется никакое внимание. Второй вопрос – здание на остановке «Лесная». Предполагалось, что это будет лыжная база для спортивной школы «Титан». По факту его отдали под танцы, а лыжникам отдали маленький вагончик. Когда будут созданы условия для лыжников?

«У нас автобусы будут когда-нибудь нормальные?! Или мы на одной ноге должны ездить?»

Заместитель руководителя исполкома Ильмир Исхаков сообщил, что продолжение благоустройства парка на ГЭСе планируется в следующем году, в том числе обустройство лыжероллерной трассы с освещением. Финансирование предусмотрено по республиканской программе.

Прозвучал также вопрос по программе «Наш двор».

– В некоторых комплексах работы заканчиваются, но есть внутриквартальные проезды, которые под нее не попали. Подрядчики говорят: «Денег нет, решайте это с городом». Заложены ли средства хотя бы на те комплексы, где уже проводят работы? Потому что получаются «белые пятна» и жители жалуются, что программа есть, а порядка нет.  

Активист Сергей Изотов поднял вопрос доступной среды в городе.

– Она никак не обеспечена. Слепые не могут разобраться с автобусными маршрутами. Если в трамвае они по специальной программе могут узнать нужную информацию, то в «газельках»… Вы вообще собираетесь их убирать? У нас автобусы будут, нет когда-нибудь нормальные?! – эмоционально спросил мужчина. – Или мы на одной ноге должны ездить? Ролики вы все, наверное, видели, когда ребенку-инвалиду в нашем городе отказали в проезде в автобусе, потому что он не оборудован. Мамы с колясками тоже не могут никуда добраться. Может, тогда вообще разогнать весь этот балаган и пусть люди ходят пешком? Сделать тротуары большие. Делали ремонт на Московском проспекте – сузили дорогу. Суженную часть не могли оставить под парковочные места? У нас нерационально используют бюджет, нерационально используют наши ресурсы, – заявил Изотов и добавил про инвалидов. – Слепые постоянно мучаются. По Чулману (в 48-м есть школа для слабовидящих) они не могут домой добраться, идут пешком. Зимой дорожки бывают нечищеные, и вот они, слепые, идут. Вам не стыдно всем здесь присутствующим депутатам? У меня все.

«У нас автобусы будут когда-нибудь нормальные?! Или мы на одной ноге должны ездить?»

В большинстве случаев люди услышали: «Ваш вопрос не касается публичных слушаний, но мы его записали и передадим в отраслевое управление».

Chelny-biz.ru

Фото: Chelny-biz.ru, nabchelny.ru, yuzhno-sakh.ru, edinstvo-news.ru, nashgorod.ru

Комментарии
10.11.2020, 07:55

Сам народ просит освободить от налогов, Никит спрашивает где деньги на всякие хотелки :)))
10.11.2020, 08:48

Резюмируем: «Ваш вопрос не касается публичных слушаний, но мы его записали и передадим в отраслевое управление», т.е. :идите вы на фиг со своими вопросами.))))))
10.11.2020, 09:37

Когда были большие автобусы все садились в газели. Якобы потому что они быстрее. Теперь наоборот - подавай большие автобусы. Ну народ у нас.
10.11.2020, 11:03

Не отвечайте за всех!!! Я всегда стояла и ждала только большие автобусы (у меня нет коляски). И никогда не видела пустые большие автобусы!!!!!!
10.11.2020, 13:11

я тоже так же, принципиально не садилась в маршрутки, разница по времени составляло не более 5 мин., сейчас за квартал хожу на трамвай игнорируя маршрутки
10.11.2020, 11:11

Решение простое. Оснастить город большими автобусами в полной мере с нормально отработаными маршрутами ( а не так что бы по кругу с проспекта на проспект ездили) И избавиться от газелей и маломерных автобусов.
10.11.2020, 12:31

Это уже не раз читал, как тема касалась убогих «газелей». с водителями без прав, под шафэ, устраивающие опасные гонки и хамящие пожилым пассажирам! Людей перевозят в некомфортных, негигиеничных условиях. Примеров много! Лесхоз в АВТОГРАДЕ который построили наши родители!!!
10.11.2020, 15:18

Вы наверное работаете на Газели.
10.11.2020, 23:50

В другой статье было. Большими автобусами перевозку на промзоны не окупить. Газели туда. Тятюшкину на хлеб хватит. В город только большие автобусы. Да что тут 100 раз сказано уже. Пример с казани. Красные автобусы, выкинули малолитражки. И народ не плачет, ни тоскует. Челны как всегда идут своим путём.
12.11.2020, 10:41

В.

Не знаю, может Вы не пассажир общественного транспорта... Всегда ждали большой автобус и они всегда были заполнены. А в пустые газельки садились только при необходимости. В маршрутке тесно, невозможно протиснуться даже при моей стройности, у входа затор, одни выходят на следующей, а другие войти не могут, ничего не видно - где едем не понятно, а теперь еще ДПС штрафует водителей за перегруз и они вынуждены выгонять тех, кому не хватило сидячего места. Очень сочувствую матерям с колясками, маленькими детьми, инвалидам - им ездить в таком "общественном" транспорте невозможно. И все это при том, что в городе неудобные городские маршруты в принципе, и люди просят, пожалуйста пустите маршруты не только вдоль города, но и поперек. Ответ - прогуляйтесь 500 метров, это полезно для здоровья. Только забываем, что для кого то это может быть совсем не прогулка, а препятствие. Так что народ у нас очень-очень терпеливый.
10.11.2020, 09:46

Сергей Изотов - вы молодец! Сказали за весь город!
10.11.2020, 10:07

А сколько он налогов заплатил?
10.11.2020, 10:51

Говорить все могут и жаловаться. А что он сделал ?
10.11.2020, 13:40

а что должны делать вы, также и он
10.11.2020, 12:02

райн

можно и зарплату чиновникам урезать на 100 тр из каждого депутата , главы , и т.д , можно ведь но не хотят как думаете , а урезав ого го какая сумма выскочет там .
10.11.2020, 12:34

То пожар , то короновирус, то Россия плохая, лучше не придумаешь! А кто "большие" автобусы забрал, тот кто оседлал все ветви представительной власти и "общественных" движений. Вероятно ему в Давосе посоветовали!
10.11.2020, 16:15

в давосе такие салфетки с пола поднимают
10.11.2020, 17:25

Я

На защиту бюджета кинули женщин, где мужики начальники
10.11.2020, 17:46

Собрание было по БЮДЖЕТУ НА 21 год, то есть сколько заработаем и сколько потратим и на что . При чем не чищенные дорожки? То есть деньги выделить на уборку снега? Скажите у кого забрать то? Ни один не сказал как заработать, все как разделить, Работать сначала надо. На образование больше - все ясно это деньги на питание, причём если родители скидываются на чистку ковров то причём здесь бюджет? Это Ваши деньги и вы решаете сколько куда собирать и тратить. Здравоохранение - статья расхода регионального бюджета, финансирование идёт из Казани.
10.11.2020, 18:48

Я против того чтобы на мои налоги закупали большие автобусы, они мне не нужны
11.11.2020, 11:45

""" В Тольятти 10 ноября состоялась торжественная передача автобусов муниципалитету, а также новых автомобилей для полиции. Пассажирский автопарк Тольятти пополнился 50 автобусами марки ЛиАЗ на экологичном газомоторном топливе, что для промышленного города немаловажно. Ключи от новых машин вручил транспортным предприятиям губернатор Дмитрий Азаров""(С) 50!!! ЛиАЗов! А наши города очень похожи и по структуре и по количеству жителей. Что же у нас не так?
11.11.2020, 14:48

Тольяти наверно это ведь ГОРОД
12.11.2020, 09:38

Ирина

Зотова недолюбливаю, но в данном вопросе он прав, пусть закладывают в бюджет деньги на муниципальный транспорт, позор городу- полмиллиона, а ездим как в колхозе, на газельках, в меньших по численности городах и то нормальные автобусы ездят, а мы ютимся в газельках!
13.11.2020, 08:32

Р.р

Приезжие всегда удивляются нашей транспортной системе, в особенности отсутствию достойных полномерных автобусов! Мы не Бугульма или Бавлы! Что уместно там, не уместно для полумиллионного города! Стыдно уж столько лет решать эту острую проблему и в итоге для города приобрести списанеые автобусы! Отдельный вопрос- прчему не новые и кто и за счет чего будет обеспечивать бесконечный ремонт старых автобусов! Это просто позор и неуважение ( если не сказать больше) к населению!