, 7 Июня
$ 68,6319
€ 77,9658
Предложения банков
Коронавирус. Заражено: 6 851 717 человека. В России: 458 689. В Татарстане: 3 504. В Челнах: 549
Новости
Подробно


«Наверное, будут замечания. Эта ситуация форс-мажорная, мы к ней никак не были готовы»

24.03.2020, 17:29

Министр образования и науки Татарстана Рафис Бурганов приехал сегодня в Набережные Челны, чтобы посмотреть, как автоград готовится к переходу на дистанционное обучение в школах. Кое-какой опыт у педагогов уже есть, сегодня они рассказали о нем и поделились проблемами. Основной риск в том, отмечают учителя, что не у всех школьников есть техническая возможность – дома просто нет компьютера. Минобр надеется на спонсоров и меценатов, а также отмечает, что в таких случаях дети смогут приходить в школу. В то же время учителя видят и плюсы сложившейся ситуации – когда бы еще в школах всерьез подошли к дистанционному обучению, если не во время карантина.

«НАВЕРНОЕ, В СЕГОДНЯШНЕЙ СИТУАЦИИ ЕСТЬ КАКОЙ-ТО ПЛЮС, ИНАЧЕ БЫ МЫ К ЭТОМУ НИКОГДА НЕ ПРИШЛИ»

Рафис Бурганов сегодня в сопровождении начальника управления образования и по делам молодежи исполкома Челнов Рустема Хузина проехал по образовательным учреждениям города – заглянул в Камский строительный колледж имени Батенчука и 26-ю гимназию. Здесь собрались директора и активные учителя, которые занимались вопросом дистанционного обучения еще до коронавируса и всех вытекающих из него мер предосторожности. Они показали, как планируют работать и с какими проблемами сталкиваются.

– Мы уже не первый день колесим по республике с единственной целью – оказать необходимую помощь нашим муниципалитетам в подготовке к дистанционному обучению, которое мы планируем начать в школах с 1 апреля, – рассказал Бурганов журналистам. – Если у школ еще есть определенное время, чтобы подготовиться, то вузы и СПО уже перешли на дистанционку, и работают, как в народе говорят, «с колес». В школах у нас больше времени на подготовку. К тому же контингент здесь шире: и по возрастному составу, и по профилям. Поэтому здесь работы будет больше. Очень важно, чтобы мы успели за эту неделю посмотреть, как предметники работают друг с другом, с детьми, как они строят уроки.

«Наверное, будут замечания. Эта ситуация форс-мажорная, мы к ней никак не были готовы»

Рафису Бурганову показали разные форматы работы. Так, о своем опыте рассказала Гульшат Волошина, учитель информатики 26-й гимназии.

– Наверное, в сегодняшней ситуации есть какой-то плюс, иначе бы мы к этому никогда не пришли, потому что на это никогда не хватает времени, – поделилась она с журналистами. – Возник вопрос, на какой же платформе это возможно реализовать. Был просмотрен ряд предложений, я обсуждала их с коллегами и пришла к выводу, что самые оптимальные платформы, которые дают возможность бесплатно связываться с несколькими участниками в формате вебинара, это zoom.us и webroom.net, на котором я демонстрирую сейчас связь с учениками 8 «Г» класса. В моей подгруппе 15 человек по списку, но у данной программы есть ограничение бесплатной версии – 12 человек. На данный момент у меня на связи 10 учеников. Они могут видеть меня, я могу к ним обратиться. Самое главное преимущество для меня – я могу им демонстрировать свой экран, поскольку все материалы у меня в основном на компьютере. Я должна их ознакомить с материалом, с заданиями, продемонстрировать, где они могут взять информацию, и отпустить их свободно выполнять задачи. Они могут присылать мне ответы по электронной почте. Но сегодня, например, у нас урок, связанный с программированием, и есть масса платформ, где они могут сдавать задачи онлайн, а я могу следить за результатами. На сегодня чтобы контролировать знания учеников по программированию, я использую acmp.ru и еще мне нравится платформа foxford.ru. Она разносторонняя, там не только информатика, там масса предметов.

«Наверное, будут замечания. Эта ситуация форс-мажорная, мы к ней никак не были готовы»

Фактически школы и учителя сами выбирают сейчас платформы, на основе которых работать. Вариантов много. Однако, так или иначе, они сегодня сталкиваются с определенными проблемами. Так, большинство платформ для вебинаров, платные.

– Если использовать их системно, это должно быть как-то оговорено. Не за счет учителя, наверное. Этот вопрос должен быть решен на уровне властей, – считает Волошина. – В этом заинтересован не только учитель, в создании возможностей для дистанционного обучения должно быть заинтересовано общество.

– Есть платформа «Российская электронная школа» или «Открытая школа 2035». Но там, например, для учителей информатики только три темы, для начальной школы нет ничего, – подхватила тему учитель информатики школы №41 Марина Ермакова, которая работает через Google Диск и электронную почту. – В любом случае нужен компьютер. Это большой недостаток. У нас много детей, которые не имеют компьютеров дома, у кого и телефоны-то кнопочные. Дистанционное образование не охватывает это население, – констатирует она.

Кроме того, не все варианты предполагают прямое общение. Нет программ для учителей родного языка. Есть вопросы, которые необходимо решить на уровне управления образования и министерства. Кроме того, учителям необходимо обучить дистанционной работе своих коллег.

«Наверное, будут замечания. Эта ситуация форс-мажорная, мы к ней никак не были готовы»

– Пока нас никто не обязывал учить других. Хотя в некоторых школах по своей инициативе учителя информатики этим занимаются на дружеской основе. Скорее всего, администрация школы решит вопрос. Это только начало работы, – отмечает Гульшат Волошина. – Подключение к интернету – также проблема для многих учителей. Кроме того, есть ограничения. Школьный интернет запрещает выход на разные сайты – тот же YouTube, соцсети. Получается, что платформа, которой я пользуюсь, например, как сайт запрещена для школьного интернета. Если только мы технически сможем обосновать, что нам нужно открыть доступ к этой платформе.

Вместе с тем учителя сталкиваются сегодня и с протестом со стороны родителей против дистанционного обучения.

– А выход какой? Есть какой-то другой выбор? Или они хотят, чтобы учителей лишили зарплаты? Я никак не могу понять, чего родители этими жалобами в итоге добиваются. На что конкретно они жалуются? Дистанционное обучение еще не началось, сейчас еще каникулы, – отмечают педагоги.

«Наверное, будут замечания. Эта ситуация форс-мажорная, мы к ней никак не были готовы»

«МЫ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПОЗВОЛИМ НИ СЕБЕ, НИ КОМУ-ЛИБО ДРУГОМУ УРОНИТЬ КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ»

Гульшат Волошина продемонстрировала Рафису Бурганову начало пробного дистанционного урока с ребятами, которые были на связи. Свои варианты показали 41-я школа, 24-я, 34-я, которая, кстати, тестирует сразу три платформы. Среди них «Открытая школа». Все бы ничего, но минус – платформы «зависают» при большом количестве пользователей. Кроме того, не по всем предметам есть материал, и нужен доступ к социальным сетям.

– У нас пока такая проблема не стояла, поэтому мы этот вопрос на задний план отодвигали. Сейчас она на передний план вышла сама. Поэтому теперь будем решать, – пообещал Бурганов.

Он заверил журналистов, что министерство готово к сложностям, которые неизбежно возникнут при переходе на дистанционку. В школах, рассказал Бурганов, уже идет обучение в тестовом порядке. Это происходит практически в каждой школе в каждом муниципалитете.

«Наверное, будут замечания. Эта ситуация форс-мажорная, мы к ней никак не были готовы»

– Педагоги, которые уже хотя бы один день проучили дистанционно, говорят, что утром и вечером – они разные люди. У кого-то, возможно, возникла какая-то внештатная ситуация, и надо было быстро в течение урока найти решение, потому что они идут по расписанию, через 45 минут следующий. И очень много ценного и полезного для себя за этот день они увидели. Я думаю, что наши педагоги в школах, сколько бы ни готовились на этой неделе, на следующей пойдет совершенно другая плотность работы, в том числе по техническим вопросам. Я не могу сказать, что наши школы и все образовательные организации не готовы к дистанционке, потому что ее элементы используются уже не первый год. Но мы должны понимать, что одно дело – когда 5–10% нашего учебного времени идет по дистанционке, а когда все 100%, могут возникнуть проблемы и сложности. Мы к ним готовы. Не только наше министерство, но и Министерство цифрового развития. Президент посетил уже не одно образовательное учреждение. Ему показывают все возможности, которыми мы сегодня располагаем. Это ни в коем случае не инспекционно-назидательная проверка. Он дает нам время, чтобы мы спокойно, без суеты смогли полностью этот процесс организовать.

Безусловно, придет время инспекционных поездок по республике с посещением образовательных учреждений, отметил министр. Но пока у школ есть возможность привыкнуть к новым условиям, погрузиться в новую обстановку.

«Наверное, будут замечания. Эта ситуация форс-мажорная, мы к ней никак не были готовы»

– Даже в рамках одной школы мы видим совершенно разные подходы у преподавателей. Это радует, потому что преподаватель знает свой контингент. Подготовка к занятию в 1-м классе и в 9-м – это две большие разницы. Им нужны разные условия, они по-разному воспринимают материал, – считает министр. – Говорить о том, что мы на 100% сегодня готовы в школах, я также не могу, потому что мы не настроены так, чтобы сегодня все взяли и под одну гребенку какую-то программу освоили. Мы должны все протестировать. У нас порядка восьми–девяти программ, которые в принципе были знакомы всем. Это, например, «Московская электронная школа», «Российская электронная школа», «Открытая школа», «Универсариум»… Много программ, на базе которых мы что-то понемножку делали. Сегодня задача – протестировать все платформы, взять из каждой лучшее, что на взгляд педагога будет полезно именно тому контингенту, который он обучает. Я думаю, что многие платформы увидят свое дальнейшее развитие, а кому-то, видимо, придется сойти с процесса обучения, чтобы разработчики могли доработать их в соответствии с замечаниями. Все разработчики программ (сегодня, по крайней мере) заявили министру просвещения, министру науки и высшего образования, что они готовы сотрудничать бесплатно, готовы дорабатывать эти программы. Наверное, было бы странно услышать от них обратное. Для них это тоже универсальная возможность со всеми поработать, услышать отзывы про свои программы, потому что никто так плотно с ними в таком объеме еще не работал. Безусловно, мы входим в дистанционное обучение одними людьми, а выйдем совершенно другими. Я в этом нисколько не сомневаюсь. Даже эти два дня дистанционного обучения – конец прошлой недели и начало этой – поменяли подходы, восприятие и педагогами, и детьми.

«Наверное, будут замечания. Эта ситуация форс-мажорная, мы к ней никак не были готовы»

Расписание по форме остается таким же, как было – уроки по 45 минут, рассказал министр. Для детей необходимо предусмотреть гимнастические паузы и время на зарядку для глаз, чтобы они успевали восстановиться.

– Наверное, будут какие-то недочеты в начале этой работы, наверное, будут какие-то замечания. Но мы открыты, мы не уходим от этих проблем. И президент нас призывает сегодня собрать все проблемы, чтобы классифицировать их и в соответствии с тяжестью и определить очередность решения. Эта ситуация форс-мажорная, мы к ней никак не были готовы даже морально. Сегодня время диктует мобилизовать все ресурсы. Я думаю, что к 1 апреля мы в таком нормальном спокойном штатном режиме начнем обучение во всех 1400 наших школах.

Бурганов рассчитывает, что в муниципалитетах со школами ежедневно будет организована работа по примеру министерства, которое проводит совещания в режиме видеоконференцсвязи, чтобы обсудить плюсы и минусы.

– Эта работа идет и сегодня. Мы видим обратную связь. Поэтому у меня никаких сомнений нет. Наверное, кому-то что-то не понравится. Но я одно могу обещать – мы ни в коем случае не позволим ни себе, ни кому-либо другому уронить качество обучения. Мы не имеем на это права. Ребята должны пройти весь материал в полном объеме. 9–11-е классы должны сдать ОГЭ и ЕГЭ и в дальнейшем поступить в организации СПО и вузы.

«Наверное, будут замечания. Эта ситуация форс-мажорная, мы к ней никак не были готовы»

Что касается отсутствия у детей компьютеров, проблема решаемая, считает Бурганов.

– Мы с такими проблемами сталкиваемся. В отдельных случаях мы приглашаем такие категории в наши учебные заведения. Это не запрещено решением наших санитарно-противоэпидемических комиссий. Мы делаем все, чтобы у этих ребят были такие же возможности. Вчера в Атне, например, нам этот вопрос поставили. Я сказал: «Если хотите, мы сейчас обратимся к нашим коммерсантам, к спонсорам. Наверняка этих ребят в муниципалитете с десяток не наберется». И от момента постановки вопроса до его решения прошло буквально два часа. Люди очень быстро отозвались. Я думаю, что и организационно мы поможем эти вопросы решить. В конце концов, много людей, которые стараются успевать за каждой новой моделью, в то время как предыдущая лежит в столе. Мы практически все гаджеты, которые есть, можем использовать в процессе обучения. Эти вопросы в каждом муниципалитете буду решать по-разному. Но что их будут решать и решат – у меня никаких сомнений нет, – резюмировал Рафис Бурганов.

Анна Перебаскина