Набережные Челны могут лишиться статуса моногорода, а с ним и неплохого источника финансирования – такая «страшилка» появилась сегодня в федеральной информационной повестке. «Известия» сообщили о том, что 170 из 321 моногорода могут взять и перестать быть таковыми. Уже в 2020 году перечень будет пересмотрен, и якобы автоград в числе первых на выход как один из самых успешных. Челны таким образом теряют доступ к кошельку. За последние четыре года город сумел привлечь через статус почти 3 млрд рублей, благодаря чему разительно преобразилась инфраструктура в промышленной зоне. Альфия Когогина, депутат Госдумы, которая активно лоббирует вопросы автограда на уровне правительства, и Фонда развития моногородов рассказали Chelny-biz.ru, что будет дальше.
«СВЫШЕ 20 МОНОГОРОДОВ МОЖНО ОТНЕСТИ К ЭКОНОМИЧЕСКИ УСТОЙЧИВЫМ. СРЕДИ НИХ И НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ»
Прогноз о том, что Челны могут покинуть список моногородов, – весьма не утешительный. То, что, с одной стороны, должно радовать, может стать причиной оттока финансовых средств, с помощью которых за последние четыре года городу удалось решить ряд инфраструктурных вопросов, создать для инвесторов хорошие условия. Парадокс в том, что это якобы и может послужить в итоге толчком для лишения автограда его статуса.
«Количество моногородов будет сокращаться по двум основным причинам: если численность населения теперь составляет менее 3 тыс. человек и если градообразующее предприятие перестало играть ведущую роль в экономике. Во втором случае из списка могут выпасть населенные пункты, которые действительно создавали альтернативную экономику – например, Набережные Челны в Татарстане», – сообщили сегодня «Известия» со ссылкой на федеральные органы.
Как подтвердил Chelny-biz.ru Фонд развития моногородов, у Челнов действительно большие успехи по уходу от монозависимости. Город первым получил статус ТОСЭР. На сегодняшний день здесь зарегистрировано уже более 40 резидентов. В рамках прошлой программы «Комплексное развитие моногородов» с 2016 по 2018 годы было создано порядка 15,5 тыс. рабочих мест. Челны три раза подряд (!) – 2016, 2017 и 2018 годах – становились лидером рейтинга моногородов, который ежегодно подводит фонд. Но это не значит, что город пробил потолок, сбросив груз зависимости от градообразующего «КАМАЗа».
«Пересмотр списка моногородов не может произойти одномоментно. Это процедура в несколько этапов. При создании нового перечня важно сделать акцент на максимальной правдивости – то есть детально перепроверить моногорода в их актуальном состоянии на соответствие критериям, – ответили в пресс-службе Фонда на запрос Chelny-biz.ru относительно будущего Челнов. – На сегодня свыше 20 моногородов страны можно отнести к экономически устойчивым, они добились высоких результатов. Среди них и Набережные Челны. В будущем такие устойчивые города Фонд видит в качестве менторов для других территорий. У них есть уникальный опыт развития, которым они могут делиться. Мы уже запустили проект по менторству, в котором лидеры рейтинга моногородов с 2016 года будут наставниками территорий, которые тоже стремятся в лидеры».
Что касается финансирования, по данным фонда, более 922 млн рублей было направлено на создание инфраструктуры в Набережных Челнах. Заключено соглашения по займам на сумму более 415 млн рублей. В результате в моногороде при поддержке фонда создано свыше 4,5 тыс. рабочих мест, привлечено инвестиций на сумму 13,5 млн рублей. В частности, было профинансировано строительство инфраструктуры для четырех инвестпроектов в автограде. Это внеплощадочные сети и дорога для заводов стиральных машин барабанного типа и кухонного оборудования Haier, коммунальная инфраструктура промышленного парка «Развитие», а также реконструкция Хлебного, Индустриального проездов, проездов ХХХ и ХХХI. Кроме того, МОНОГОРОДА.РФ выдал займ в 898 млн рублей на развитие шестой очереди КИП «Мастер». По итогам реализации этого проекта создано 1733 рабочих места. Также был выдан беспроцентный займ (это новый продукт Фонда, который запустился с 15 марта) почти на 200 млн рублей АО «Ремдизель» на расширение производства специальных автомобилей.
«ЗАДАЧА ПО УХОДУ ОТ МОНОЗАВИСИМОСТИ, ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ НЕ РЕШЕНА»
Тем не менее, Счетная палата РФ раскритиковала работу комплексной программы развития моногородов. Ее проверка показала, что меры поддержки не привели к желанной диверсификации, программа не облегчила и не упростила жизнь населения. В итоге она досрочно закрылась с 1 января 2019 года. Проект новой программы сейчас на стадии рассмотрения. Ее усердно лоббирует депутат Госдумы от Набережных Челнов Альфия Когогина, которая так же активно работает по вопросам «КАМАЗа».
– Задача, поставленная президентом России Владимиром Путиным, по уходу от монозависимости, созданию достаточного количества высокопроизводительных рабочих мест, диверсификации экономики и опережающему росту качества жизни населения не решена. Несмотря на это, с 1 января 2019 года Правительством была досрочно завершена приоритетная программа «Развитие моногородов», – ответила Chelny-biz.ru Альфия Когогина.
Однако вопрос все же удалось вернуть в правительственную повестку. Минэкономразвития при участии глав моногородов и депутатов разработало проект новой программы, в июле этого года он обсуждался на заседании Экспертного совета по устойчивому развитию моногородов.
– К сожалению, до настоящего времени процедура межведомственного согласования затягивается, что создает риск срыва дальнейшего выполнения перечня поручений президента, – отмечает Когогина. – Что касается пересмотра критериев отнесения муниципальных образований к монопрофильным, то могу отметить, что в законодательстве нет определения «моногорода», поэтому этот статус складывается по ряду критериев, которые устанавливает правительство. При изменении критериев изменится и перечень. Неоднократно на различных площадках Минэкономразвития высказывало свою точку зрения о том, что он должен быть тотально пересмотрен. С одной стороны, необходимость изменения критериев сегодня действительно назрела, но, с другой стороны, они ни в коем случае не могут быть приняты кулуарно, внутриведомственно, а должны быть детально обсуждены на площадке Госдумы с привлечением к диалогу всех заинтересованных сторон, с обязательным участием регионов. В целом, я не поддерживаю идею сплошного сокращения перечня моногородов. У нас есть четкий горизонт действий, обозначенный в майском указе президента, и я считаю, что до 2024 года нельзя кошмарить моногорода. Если и выводить моногорода из госпрограммы, то только с включением в другие адресные программы. Или это должны быть те города, что действительно решили задачу и полностью ушли от монозависимости.
Кстати, чтобы узнать, достаточно ли вообще мер поддержки моногородов, по инициативе Когогиной Госдума заказала широкомасштабное исследование. Его проводит научный коллектив МГЮА им О.Е. Кутафина. Насколько эффективно законодательство в этом плане - должен показать глубокий анализ, интервьюирование мэров моногородов, руководителей градообразующих предприятий, представителей малого и среднего бизнеса.
«МЫ КАК БЫЛИ МОНОГОРОДОМ, ТАК И ОСТАЛИСЬ, КАК ЗАВИСЕЛИ ОТ «КАМАЗА», ТАК И ЗАВИСИМ»
В автограде тем временем действует режим «без паники». Никто статус моногорода у Челнов пока не отнимал, да и вообще это маловероятно, считают здесь. Диверсификация экономики, безусловно, идет, но «лилипутскими» шагами. По итогам полугодия доля «КАМАЗа» в экономике города составила 36%, согласно отчету заместителя руководителя исполкома Наталии Кропотовой. В ноябре прошлого года она же докладывала о 37%.– Я не думаю, что мы сейчас потеряем статус. Пока нет никаких нормативных документов, никаких изменений в постановлении Правительства РФ. Мы как были моногородом, так и остались, как зависели от «КАМАЗа», так и зависим, – прокомментировала сегодня Chelny-biz.ru начальник управления экономического развития и поддержки предпринимательства Гузель Гилязова. – Да, диверсификация идет, но не такими большими темпами. В городе появляются новые производства, которых вообще никогда не было. Тот же Haier. Никогда в городе не производили бытовую технику. Процесс диверсификации будет идти маленькими шагами, по несколько процентов в год. Город работает над этим, привлекает инвестиционные проекты в рамках ТОСЭР. Мы не думаем, что выйдем из списка моногородов, потому что доля «КАМАЗа» в экономике города существенна. Набережные Челны могут перейти из первой категории во вторую или в третью. Что касается финансирования в рамках работы с Фондом развития моногородов, ничего не изменилось – город как заявлялся, так и заявляется на инфраструктурные проекты.
Депутаты регионального и местного уровня также уверены, что городу до полного ухода от монозависимости еще далеко, и предстоящий пересмотр перечня моногородов не грозит Челнам вылетом из него.
– Я считаю, что статус моногорода за Челнами сохранится, даже если поменяется категория, – отметила депутат горсовета, председатель постоянной комиссии по вопросам социально-экономического развития и бюджету Венера Туктарова. – У нас все равно очень много связано с «КАМАЗом», много предприятий вокруг него, которые так или иначе работают с автогигантом. Что касается ситуации с пересмотром перечня в целом – не вижу в ней ничего критичного. Сама программа развития моногородов предусматривала постоянный мониторинг и какие-то изменения. Есть федеральное постановление по отнесению городов по критериям к определенным категориям. Это подразумевает мониторинг социально-экономической ситуации в том или ином городе. Сейчас ставится вопрос по пересмотру этих критериев. Когда мы входили в эту программу, город относился к первой категории. Если даже вдруг категория будет изменена, я думаю, мы не почувствуем на себе какого-то влияния. Мы сотрудничали с Фондом развития моногородов четыре года. За это время около миллиарда было привлечено на дорожную инфраструктуру. Тем временем за последние – 2018, 2019 годы – практически по два миллиарда город получает на дороги в рамках федеральной программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и республиканской программы приведения дорог в нормативное состояние. Работа в этих направлениях все равно продолжается. Я не вижу сильных предпосылок, чтобы волноваться.
Аналогичного мнения придерживаются не все коллеги Туктаровой. Так, депутат Госсовета РТ, член комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Олег Коробченко, глава ГК «КОРИБ» считает, что вносить изменения в «запущенный механизм» не следует.
– Статус и участие в программах Фонда развития моногородов – это один из рычагов развития, и лишать его не нужно. Если машина поехала, если механизм запущен и он работает, и есть такие рычаги поддержки (подвод коммуникаций, инфраструктура) для новых предприятий, то останавливать не надо. Если сейчас внести изменения в этот механизм, он может остановиться и сломаться, – приводит образное сравнение депутат. – Почему бы не дать Челнам развиваться? Есть город – боевая единица, у которой есть потенциал. Нужно таким давать возможность двигаться дальше. Я видел много монозависимых городов, которые просто умирают, которые вообще никуда не двигаются. Есть же выражение, что мертвому припарки не помогут. Существуют такие города, которым мало что поможет, а есть другие, как Челны. Нам есть куда расти.
Анна Перебаскина
Фото: rg.ru nabchelny.ru, Татар-Информ