, 16 Сентября
$ 64,4711
€ 71,5307
Предложения банков
Новости
Подробно


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»

21.08.2019, 22:22

Акцент на воспитании детей сделали на августовской конференции в Набережных Челнах в этом году. Никаких сравнительных рейтингов с лучшими и худшими школами. Вероятно, исполком решил избежать «гонки вооружений», и вместо этого заняться другими направлениями. «Наблюдается катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми», – заявил с трибуны новый начальник управления образования города Рустем Хузин. В подтверждение – данные о росте преступности, злостных прогульщиках и алкогольных отравлениях. Вместе с тем не дотягивают школы города по подготовке выпускников к будущей учебе в вузах и ссузах. В 42% школ профиль 10–11 классов выбрали практически наобум. Как заметил заместитель министра образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин, эта проблема характерна для республики в целом. Но есть и другие «болевые точки». В их числе продолжает оставаться выбор родного языка, прием в 1-е и 10-е классы и пятидневка. Опытом по языковому вопросу в Челны приехал делиться и.о. министра образования Башкирии Айбулат Хажин. Чем удивляли гостей на выставке челнинского образования в этом году, кто из директоров взял миллион за успехи, и какие проблемы стоят перед ними на пороге нового учебного года – в материале Chelny-biz.ru

 «КАМАЗ» ЛЕТАЕТ, ВИДЕЛИ? Я ДУМАЮ, ЧАГИН ДАЖЕ ПОЗАВИДОВАЛ БЫ!»

Час потребовался мэру Наилю Магдееву и гостям августовской конференции, чтобы обойти всю выставку достижений в сфере образования и воспитательной работы Челнов. Организации заполонили холл  Городского дворца творчества и всю территорию перед зданием. Туристы, моделисты, хористы, поисковики…  Впечатление на градоначальника произвела радиоуправляемая модель КАМАЗа, парящая в воздухе.

– КАМАЗ летает, видели? Я думаю, Чагин даже позавидовал бы! – улыбнулся Магдеев.

Шахматы сейчас стали особенно популярны. Дети занимаются уже с первых классов и даже с садика.

«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»

– Интерес есть у родителей, у детей? – уточнил мэр на следующей локации.

– Конечно, мотивация огромная! Они понимают, что формируется системное мышление. Это ключевой навык. Это наш чемпион, он первоклассник, – представили мэру ученика Пушкинского пролицея. – Он привез в наш город первое место cо всероссийского соревнования.

– Самая любимая фигура – «Король», слышали? – заметил мэр, пообщавшись с мальчиком. – Будем гордиться через несколько лет, что за руку держались с чемпионом!

Градоначальнику показали находки поискового отряда, экспонаты музея боевой славы, пчелу под микроскопом, проекты городских объектов от детской школы искусств «Да-Да».

– Это все реальные проекты, которые можно воплотить, найти инвесторов, – отметила директор Елена Гасперт.  

– Мы реконструируем парк на ГЭСе, «Гренаду». Вот подключиться бы туда, – сразу отреагировал мэр.

«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»

– Не вопрос! Вот прогулочный мост через Мелекеску, который вполне можно реализовать. Проект сделан для жителей города. Это вариант замены существующего Колокольного моста.

– Может быть, мы вас привлечем к проекту «Наш двор», – предложил Магдеев. – Президент республики вчера объявил, в ближайшие три года будет реализована программа приведения всех дворов в городах в нормативное состояние. Может, нам в рамках того бюджета, который дадут, попытаться внести свои свежие идеи. Договорились?

– Нужен мозговой штурм, надо создать творческую группу. У нас уже очень много готовых объектов! – ответил директор.

Внимание мэра привлекла занимательная брошюра «50 малоизвестных фактов из истории Челнов».

– Оказывается, мамонты ходили здесь до строительства «КАМАЗа». «В годы строительства завода начальники стройуправлений негласно соревновались, чей кабинет украсит наиболее впечатляющая кость доисторического животного», – зачитал Наиль Магдеев и взял брошюру с собой. – Почитаем, потом вернем. Мы же должны знать 50 малоизвестных фактов из истории нашего края!

«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»

Мэру показали кукольный спектакль, пригласили в эфир радио Detstvo.FM. Маленький официант, победитель в номинации «Ресторанный сервис» конкурса Baby Skills, представил сервировку стола ко дню рождения, фитнес-инструктор провел с мэром гимнастику для рук и пальцев, инженер-строитель за 20 минут придумал, собрал и запрограммировал слона из кубиков Lego. После осмотра выставки и участия во всех интеративах гости проследовали в зал.

«НАБЛЮДАЕТСЯ КАТАСТРОФИЧЕСКАЯ НЕХВАТКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ. ОЧЕНЬ МНОГО ФОРМАЛИЗМА»

На августовской конференции в этом году не стали выставлять стенды с подробными рейтингами школ и детсадов города. Вместо этого наградили лучших в своих категориях. Среди гимназий это 57-я, ее директор Елена Федоренко получила сертификат в 1 млн рублей из рук мэра города. Среди общеобразовательных школ пальма первенства у 56-й под руководством Рамзии Зайнуллиной, ей Наиль Магдеев вручил аналогичный сертификат. По полмиллиона получили лучший садик и учреждение допобразования. За сертификатами на сцену поднялись заведующая детским садом №1 «Шатлык» Илюса Гамманова и директор Центра детского технического творчества № 5 Мунира Хазиева.

– Мы договаривались, что эти деньги 100% пойдут только на материальное поощрение трудового коллектива, который таких результатов достиг, – заметил Магдеев. – Есть возможность на муниципальном уровне получить хорошее материальное поощрение для того, чтобы ваши коллективы почувствовали, что они лучшие. Мы считаем, это очень важно. Такая практика уже несколько лет существует на муниципальном уровне, и мы будем ее продолжать. Коллеги, стремитесь быть лучшими!

«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»

В целом конференция была посвящена не столько успехам и провалам школ в образовании, сколько воспитательным моментам. Доклад начальника управления образования по делам молодежи Рустема Хузина был об этом. Так, он призвал директоров усилить профилактическую работу.

– Наблюдается катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми. Очень много формализма, что приводит к негативным проявлениям. Важно выстроить индивидуальную адресную работу, обратить внимание на категории семей и детей, которые требуют повышенного внимания со стороны педагогов, но выпадают из поля зрения, – призывал он коллег.

Согласно статистике, в преступлениях были замечены учащиеся 18-ти учреждений Челнов: СОШ №№20, 24, 32, 40, 43, 65, 17, 22, 49, 34, 37, 46, 19, КамТЭК, ТК имени Поташова, ТТК, НПК, и КГАМТ. Зафиксирован рост преступности на 11% среди студентов, получающих среднее профессиональное образование. С диагнозом «острое алкогольное отравление» «засветились» учащиеся 13 учреждений.

Воспитывать детей необходимо на уроках, занятиях в группах, лекциях, отметил Рустем Хузин и перечислил представленные на выставке организации, которые нацелены на эту работу.

– Помимо содержательной составляющей воспитывает стиль взаимоотношений и общения учителя и ученика, психологический микроклимат, внешний вид педагога, уют и порядок в учебном классе, группе, аудитории. На любом уровне образования должна ставиться задача – воспитать человека, для которого существуют такие понятия как справедливость, доброта, любовь, уважение к старшим. Основная проблема сегодня – кризис института семьи. Родитель тратит на общение с ребенком 15 минут в день, – привел он данные исследования.

«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»

 «42% ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫБРАЛИ ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ БЕЗ АНАЛИЗА ВСЕХ НЕОБХОДИМЫХ ФАКТОРОВ»

Тем не менее, начальник управления образования не обошел стороной тему итоговой аттестации. По ОГЭ в Челнах увеличилось число учащихся, набравших максимальное количество первичных баллов по трем и более предметам. Это девять человек из гимназий и школ 26, 57, 34, 78, 29. Среди 20 школ РТ, выпускники которых достигли лучших результатов по русскому языку и математике, – четыре из Челнов: 26, 78, 76 и 57. Среди 10-ти гимназий Татарстана лучшие результаты у пяти челнинских. Среди 10-ти лицеев республики лучший – наш 78-й. Среди кадетских школ три челнинских – «Калкан», школа им. Никиты Кайманова и 49-я.  

– Хочу обратить внимание руководителей учреждений среднего профессионального образования. В этом году средний проходной балл для поступления на бюджетные места составляет от 4 до 4,7. То есть довольно-таки высокие баллы. Таким образом, в учреждения СПО принимают, в основном, выпускников, не нацеленных на получение рабочих специальностей, – заметил коллегам Хузин. – 40% выпускников, подавших заявления в СПО, вынуждены поступать в платные группы. Среди них много юношей и девушек, которые не смогут оплатить полный курс обучения.

По ЕГЭ среди 20 учреждений республики, выпускники которых достигли лучших результатов по русскому языку, шесть челнинских, по математике –  три: гимназии 26, 57 и лицей 78. 

«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»

– Всем руководителям учреждений важно анализировать, куда дальше идут учиться их выпускники, – настоятельно посоветовал Рустем Хузин. – Анализ профильного обучения показал, что наиболее часто открываемыми остаются социально-экономический, социально-гуманитарный, физико-математический и химико-биологический профили. Предварительные данные по поступаемости выпускников 11-х классов выявил, какой процент выпускников выбрал будущую специальность по профилю. 80% и более – в шести школах, 60–79% – в 13-ти, 50–59% – в 15-ти и менее 40% выбрали будущую специальность по профилю в 20-ти школах. Таким образом, 42% образовательных учреждений выбрали профиль обучения без анализа всех необходимых факторов. Если говорить о поступлении в вуз по профилю, наиболее востребованными оказались химико-биологический и социально-экономический. А наименее востребованными – социально-гуманитарный, филологический и информационно-технологический. При комплектовании профильных классов на следующий учебный год руководителям необходимо серьезно проанализировать эту информацию и открыть 10-е классы не только с учетом соответствия материально-технической базы и кадров, но и запросов учащихся и их родителей.  

 «ШЕСТИДНЕВНЫЙ ПЛАН ЗА ПЯТЬ ДНЕЙ – ЭТОГО ДОПУСКАТЬ НЕЛЬЗЯ! КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕМ!»

Хвалил Набережные Челны первый заместитель министра образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин. Он назвал местную систему  образования локомотивом для республики – мол, «есть чем гордиться». Так, по ЕГЭ по всем показателям Челны – пример: на три балла выше, чем средний показатель по русскому языку по республике, по математике – на 3,8 балла, по предметам по выбору – почти на 4 балла, а доля высокобалльников в целом почти на 8% выше, чем в регионе.

«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»

– Челнинцы всегда подавали хороший пример для всей республики. В том числе по организации мероприятий по работе с одаренными детьми и результативности. В этом году динамика немного упала, но мы надеемся на новый учебный год, – акцентировал внимание на олимпиадниках Хадиуллин.

Спикер отметил, что Челны пример и по профориентационной работе. Профилизация образования в автограде на высоком уровне.

– В докладе прозвучало, что лишь 40% выбирают вузы по своему профилю. Это проблема в целом по республике. И мы должны ее решить. Если мы открываем профильные классы, то мы должны обеспечить дальнейшее развитие, чтобы эти дети поступали в вузы по своему профилю. А не просто для профанации открывать их.

В перечне проблем по итогам минувшего года, над которыми необходимо работать в предстоящем, замминистра озвучил прием в первые и десятые классы, обучение на родном языке и вообще сохранение родного языка и литературы.

– Первые и десятые классы – это полномочия школы. Вы должны соблюдать все требования и правила игры, работать на основании закона, – заметил он директорам. – Если мы открываем профильные классы, открывайте и универсальные, чтобы дети, которые хотят попасть в 10-й класс, смогли учиться. Это наши дети! Еще один момент – перевод на пятидневку. Каждая школа сама принимает решение. Руководитель со своим коллективом должны хорошенько подумать. Наши гости – министерство образования Башкирии – постепенно переходят сейчас. Но необходимо работать с учетом специфики, с учетом реальных условий. Были моменты, были нарушения в республике, когда некоторые школы принимают решение, берут шестидневный учебный план, учебную нагрузку, но занимаются как-то в течение пяти дней. Этого допускать нельзя! Абсолютно, категорически мы запрещаем! С учетом нагрузки вы принимаете решение, – обратился замминистра к залу. – Никаких претензий, жалоб быть не должно! А чтобы их не было, руководитель школы со своим коллективом должен заниматься, уважаемые коллеги, с родителями, объясняя им, какие риски могут быть, в каком направлении в этом учебном году идет работа. Потому что сразу менять сложившуюся систему, структуру учебного плана, традиции школы невозможно.  

«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»

Ильсур Хадиуллин вставил пару слов и по поводу родных языков – горячей теме прошлогодней августовской конференции, после которой критика посыпалась на министра образования Рафиса Бурганова.   

– Челны с 90-х годов показывали пример по развитию и сохранению национальных школ и классов. Учебные планы, которые были утверждены в том учебном году, целесообразно сохранить, потому что пока ФГОС обсуждается, новые стандарты не приняты. Они будут приняты в декабре, как нам обещают, и внедряться они будут с 1 сентября 2020 года. Поэтому нет необходимости менять что-то в учебных планах, – сказал Хадиуллин. – Это рекомендация, но право ваше. У нас родной язык – и русский, и татарский, и другие – ученик с родителями имеет право выбирать любой. Никто никому не имеет права диктовать и отказывать! Мы должны создавать условия.

«МЫ НАДЕЕМСЯ НА ПОНИМАНИЕ И ПОДДЕРЖКУ В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ  БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА В ТАТАРСТАНЕ»

Поделился опытом по созданию условий для изучения родных языков и.о. министра образования Башкирии Айбулат Хажин, почетный гость конференции. В республике изучаются 14 родных языков, обучение ведется на шести языках народов Башкортостана. В этом году на развитие родных языков в Башкирии было выделено почти 24 млн рублей. До 2024 года будет выделено в общей сложности более 137 млн. Сейчас министерство разрабатывает новую концепцию развития национального образования.

«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»

В целом из 476 тыс. школьников 130 тыс. детей татарской национальности выбрали изучение татарского языка в том или ином формате. В 638 школах республики идет обучение на татарском языке, в 41 общеобразовательной инновационной организации. Кроме того, язык изучается в трех национальных воскресных школах Уфы и в 103 садиках. До 2024 года будет построено 14 полилингвальных школ. Одна из таких гимназий с обучением на татарском языке будет открыта в 2021 году в Нефтекамске. Разрабатываются и издаются учебные пособия, работают почти 600 учителей татарского языка.

Татарстану в ответ похвастаться особо нечем, здесь обучение башкирскому ведется на уровне воскресных школ, однако ситуация вскоре должна измениться. Башкирский язык сейчас изучается во всех регионах, где компактно проживает народ. В Казани и Челнах есть воскресные школы.

–  Мы надеемся на понимание и поддержку со стороны министерства образования республики в сохранении и развитии  башкирского языка в Татарстане. По переписи 2010 года здесь проживает более 13 тыс. башкир. В плане мероприятий по реализации соглашения между нашими правительствами запланировано открытие классов с изучением родного башкирского языка в общеобразовательных классах в Набережных Челнах и Казани, – сообщил Айбулат Хажин. – Мы сегодня встречаемся с родительской общественностью в Челнах, обсудим вопросы изучения родного башкирского языка, надеемся на вашу поддержку.

«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»

Министр оценил высокие показатели республики.

– У вас замечательные результаты! Я прямо радовался, когда видел данные по прохождению государственной итоговой аттестации, по ЕГЭ, ОГЭ, российской олимпиаде школьников. Это достойные результаты, которые вы заслужили своим трудом!

Хажин также вручил подарки мэру, начальнику управления образования.

– Тут только книги! – заметил он, передавая бумажные пакеты чиновникам Челнов. Но и это было не все. – Грантовая деятельность в республике очень серьезно реализуется, поэтому от нашего Всемирного курултая башкир мы передаем (вы сами определитесь, наверное, все-таки, Рустем Ниязович, со школой) сертификат на оформление кабинета башкирского языка в общеобразовательной школе Набережных Челнов.

Айбулат Хажин поздравил челнинских учителей с наступающим праздником и пожелал достойной зарплаты. Наиль Магдеев, в свою очередь, пожелал хорошей зарплаты и учителям Башкирии.  

– Хочу всем сказать спасибо, – подытожил конференцию Магдеев. – Надеемся, что наступающий учебный год будет для нас особенным. Это год 50-летия со дня строительства «КАМАЗа». Следующий – год 100-летия со дня основания нашей родной ТАССР. Я думаю, этот год будет успешным.

Анна Перебаскина

«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


«Очень много формализма. Катастрофическая нехватка индивидуальной работы с детьми»


Фото: Chelny-biz.ru, nabchelny.ru, пресс-служба А.Когогиной