, 5 Декабря
Коронавирус. Заражено: 263 862 263 человека. В России: 9 703 107. В Татарстане: 38 524. В Челнах: 5 230
Новости
Подробно


«Теоретически пищевая промышленность может обогнать в производстве «КАМАЗ», но я бы этого не хотел»

27.04.2015, 18:00

В исполкоме Набережных Челнов сегодня огласили показатели экономического состояния города по итогам первого квартала 2015 года, и, мягко говоря, ситуация выглядит весьма нерадужно. Так, с января по март в автограде индекс промышленного производства составил 86,9%, оборот розничной торговли показал минус в 6,3% (93,7% к уровню I квартала 2014 года), почти на 10% снизились объемы строительно-монтажных работ. Рост показывает лишь пищевая перерабатывающая промышленность: за январь-март текущего года отгружено товаров на сумму 2,6 млрд рублей, что на 5,9% выше аналогичного периода прошлого года. Эксперты отмечают, что основная причина, определяющая относительное благополучие отрасли, в повышении цен на продукты питания.

Об итогах социально-экономического развития Набережных Челнов по итогам первого квартала 2015 года сегодня на «деловом понедельнике» доложила заместитель руководителя исполкома Наталия Кропотова. Вначале своего выступления чиновница отметила, что негативные тенденции в экономике продолжают сохраняться. Так, объем отгруженной продукции в январе-марте 2015 года (по оперативным данным) составил 35,6 млрд рублей, в то время как, к примеру, по итогам 2014 года эта цифра превышала 38 млрд рублей. Индекс промышленного производства составил 86,9%, апо республике показатели почти достигают 100%. Итоги экономической ситуации в городе в первую очередь определяются показателями «КАМАЗа» - ведущего предприятия машиностроительного комплекса республики. На долю компании в промышленности города приходится 36,9%. По итогам работы трех месяцев 2015 года автогигант выпустил 5833 грузовика, что на 2026 единиц меньше аналогичного периода 2014-го. Несмотря на это, чтобы оставаться конкурентоспособным, градообразующее предприятие не экономит на инвестициях в новое производство. В этом году «КАМАЗ» запускает серийное производство двух новых моделей грузовиков, созданных в сотрудничестве с немецкой компанией Daimler – седельного тягача (КАМАЗ-65206) и бортового магистрального автомобиля (КАМАЗ-65207).

- Это антикризисное предложение «КАМАЗа» российским грузоперевозчикам. Новые модели по своим характеристикам близки к зарубежным аналогам, однако цена на них существенно ниже, - отметила Кропотова.

На днях, напомним, предприятие запустило линию по выпуску грузовиков на сжатом природном газе мощностью до 8 тысяч единиц техники в год. Объем инвестиций достиг порядка 500 млн рублей.

Снижения фиксируются и по ряду других отраслей. Так, к примеру, индекс промышленного производства в обрабатывающем секторе составил 86,7%, в электроэнергетике – 92,1%. С начала года наблюдается снижение в производстве транспортных средств и оборудования (ИПП - 82,6%), а также готовых металлических изделий и металлургии (ИПП- 99,5%). На фоне экономической нестабильности до 93,7% снизился оборот розничной торговли и составил 34,3 млрд рублей. Причины спада, как пояснила сегодня Кропотова, обусловлены общим снижением продаж на внутреннем и внешнем рынках. Впрочем, есть и положительная динамика: стабильно растет целлюлозно-бумажное производство (ИПП - 103,7%), стройиндустрия (ИПП - 101,1%), а также производство пищевых продуктов (ИПП - 105,7%). К слову, за первый квартал в Челнах отгружено товаров пищевой промышленности на сумму 2,6 млрд рублей с ростом на 5,9%. Пищевая отрасль могла бы побороться за лидерство в автограде, отмечают ее представители, но эксперты не согласны.

- Речи о росте производства продуктов питания здесь не идет. Растут цены на продукты: на молоко, на мясо. Объем в деньгах увеличился, а считается, что это увеличение производства пищевых продуктов в целом, - считает профессор Набережночелнинского филиала КФУ Борис Кузнецов. - Производство пищевой продукции не может обогнать в производстве, допустим, «КАМАЗ». Это нереально. У нас есть неплохие предприятия пищевой промышленности, но это не самые значимые направления промышленного производства в нашем городе.

По данным Наталии Кропотовой, заместителя руководителя исполкома, предприятия отрасли в текущем году намерены увеличить показатели по производству продукции. Так, в 2015 году в компании «Челны- Хлеб» намечена дальнейшая реконструкция линий по производству хлеба, филиал ООО УК «Просто Молоко» планирует начать выпуск новой группы кисломолочной продукции и выход на новый уровень – заключение долгосрочных контрактов с федеральными торговыми сетями. ООО «Челны-Бройлер» ведет подготовительные работы по строительству предприятия по переработке мяса птицы (с производительностью 144 тн/сутки). До 2020 года планируется построить предприятие по убою птицы, два птицеводческих комплекса, инкубатор. Это даст увеличение производства мяса птицы в два раза. «Камский Бекон» в мае откроет первую очередь предприятия по глубокой переработке мяса и производству колбасных изделий ООО «Камская Нива», мощностью 15 тонн в смену, ввод второй очереди планируется в конце года (объем производства вырастет до 150 тонн). В перспективе - строительство селекционно-генетического центра, что позволит снизить зависимость от поставщиков импортного материала. Над увеличением объема производства также работают «Челны Холод» и «Булгарпиво».

- Дело в том, что есть одна очень интересная тенденция: доля пищевой продукции в семейных бюджетах увеличивается. Тут не только рост цен, тут еще и снижение реальных доходов населения. Это общий кризис. В этом есть определенная взаимосвязь. Пока мы не наладим всю экономику, вытаскивать отдельно пищевую промышленность смысла не будет. Эти диспропорции будут наблюдаться всегда. Я не вижу никаких проблем для того, чтобы развивать и непищевые отрасли в нашем городе, - прокомментировал сегодня Порталу Предпринимателей экс-бухгалтер ОАО «КАМАЗ» Евгений Гольдфайн. - Тогда доходы населения увеличатся и в пищевую промышленность могут пойти гораздо больше средств в уже высший ценовой сегмент, а не только на уровне необходимого выживания. Какие бы кризисы ни были, пищевая промышленность чуть надежнее в бытовых широких сегментах, чем какие-нибудь ориентации на рисковые конкурентные рынки. Ориентация и увеличение в нашем регионе доли пищевой промышленности – это нормально.

К слову, в Набережных Челнах уже шла речь о создании пищевого кластера. Как сообщала ранее пресс-служба мэрии, реализовать его намерены на базе КОП «КАМА-Общепит». Впрочем, как идет процесс и в каком направлении, пока не известно.

- Теоретически пищевая промышленность может обогнать в производстве «КАМАЗ», но я бы этого не хотел. У «КАМАЗа» очень хорошие перспективы, в том числе в связи с санкциями. Начинают задумываться о транспортной безопасности страны, что на грузовых иномарках экономику не построишь. Любая санкция и возникнет транспортный коллапс, - отметил Кузнецов.

Стоит отметить, что Набережным Челнам на днях удалось перейти из третей категории моногородов в первую - так называемую «красную зону». В мае планируется очередное заседание рабочей группы по модернизации моногородов, где будут рассмотрены шесть проектов города стоимостью 28,9 млрд. Их реализация позволит создать более 8 тыс. рабочих мест. Вклад в диверсификацию города в этом случае составит 21,1 %. К слову, среди проектов, есть и из пищевой промышленности – компании «Челны-бройлер».

Лилия Хамитова 

Фото: nabchelny.ru business-gazeta.ru