Новости
Подробно


«Государство пока не смогло найти эффективных способов решения проблем моногородов»

22.10.2018, 18:21

Счетная палата России, возглавляемая Алексеем Кудриным, разнесла в пух и прах результаты работы Фонда развития моногородов и комплексную программу поддержки 319 проблемных муниципалитетов, в том числе Набережных Челнов. В отчете ведомства черным по белому написано, что программа была неэффективной. Потраченные средства не дали тех результатов, на которые рассчитывали (да и сами показатели были выбраны непоказательные). В итоге в большинстве городов роста нет, продолжается отток населения. А в Челнах, как выяснилось, экономика давно «высоко диверсифицирована», но автоград предпочитает жить со статусом проблемного и черпать деньги из бюджета. Какие нарушения Счетная палата нашла в Челнах, в КИП «Мастер», в других городах Татарстана и соседних регионах, и почему на это закрывали глаза – разбирался Chelny-biz.ru.

«В МОНОГОРОДАХ НАБЛЮДАЕТСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ УХУДШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ПОЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА»

Сегодня Счетная палата РФ опубликовала отчет о проверке эффективности реализации в 2016-2017 годах приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов». Проверялось также использование «Фондом развития моногородов» предоставленных из федерального бюджета субсидий.

Аудиторы Алексея Кудрина констатировали, что государство пока не смогло найти эффективных способов решения проблем моногородов: отток трудоспособного населения по-прежнему продолжается, а утвержденный в 2014 году перечень монопрофильных муниципалитетов не актуален. А между тем на реализацию программы в 2017-2020 годах предусмотрено 25,3 млрд рублей, и 39% (4,4 млрд) уже потрачены в прошлом году.

Аудиторы заключили, что установленные паспортом показатели Приоритетной программы вообще не соответствуют ее цели, носят формальный, неинформативный статистический характер и не отражают, как на самом деле решаются проблемы безработицы и диверсификации экономики в моногородах.

Так, согласно отчету, в 2017 году в моногородах создано 253,4 тысячи рабочих мест, привлечено порядка 1,5 трлн рублей инвестиций в основной капитал. Однако эти данные не отражают реальную картину в экономике. В моногородах наблюдается значительное ухудшение демографической ситуации и положения на рынке труда. За последние два года трудоспособное население моногородов сократилось на 365,6 тыс. человек.

«Государство пока не смогло найти эффективных способов решения проблем моногородов»

Программа ставила цель снять зависимость моногородов от градообразующих предприятий, создав к концу 2018 года 230 тыс. новых рабочих мест, не связанных с основными производствами. До конца этого года 18 городов должны были избавиться от приставки «моно». До 2025 года планируется создать в 100 моногородах ТОСЭР, в 150 реализовать инвестпроекты, в 15 построить и реконструировать инфраструктурные объекты, а также обучить команды управленцев, реализовать программу повышения качества среды «Пять шагов благоустройства» (Челны тоже участвуют).

Между тем, Счетная палата отмечает, что сама программа не отвечала целям Долгосрочной государственной экономической политики: не ориентирована на повышение производительности труда, на поддержку инвестиций в малом бизнесе.

Аудиторы указали, что по данной программе возможна поддержка всех 319 моногородов, в том числе экономически стабильных, что «размывает» бюджетные ресурсы и снимает социальную напряженность в наиболее «кризисных» населенных пунктах.

Счетная палата заметила, что в 2017 году фактические результаты значительно превысили плановые, а значит встает вопрос: нужно ли продолжать тратить деньги? Так, к 1 января 2018 года создано 253,4 тыс. рабочих мест при плановом значении всего 85 тыс. Но беда в том, что в эти отчеты включались и временные рабочие места, которые тут же ликвидировались.

Общий объем привлеченных инвестиций в основной капитал, в том числе внебюджетных, к началу 2018 года составил порядка 1539,3 млрд рублей, что более чем в 30 раз превышает установленное планом значение на 2017 год (50 млрд). Объяснение, правда, нашлось банальное: при подсчете включали инвестиции прошлых периодов так называемым нарастающим итогом.

В итоге Счетная палата предписала Минэкономразвития РФ подумать: актуальна ли вообще сама Приоритетная программа, и нужно ли ее тянуть до 2025 года.

«Государство пока не смогло найти эффективных способов решения проблем моногородов»

«БОЛЬШИНСТВО ИЗ НХ ПОТЕРЯЛИ ПРИЗНАКИ МОНОПРОФИЛЬНОСТИ»

Кое-что аудиторы нашли и в Набережных Челнах. ФРМ заключил 29 соглашений о софинансировании расходов на строительство (реконструкцию) инфраструктуры, которая нужна для реализации новых инвестпроектов. Набережные Челны активно этой возможностью пользуются: с начала старта и до 2020 года ФРМ обязался выделить городу 790 млн рублей и 729 млн из них уже выделены к 1 июня 2018 года. Напомним, автоград за этот счет обновлял дороги в промзоне, строил сети для промпарка «Развитие» и новые очереди КИП «Мастер».   

Но, как установила Палата, в 13 моногородах, в том числе в Челнах эти объекты не оказывают значительного влияния на динамику развития. Численность населения сократилась в семи городах, численность трудоспособного – в девяти, а в восьми наблюдается сокращение численности занятых. Ситуация по городам, к сожалению, не конкретизируются. Перечислены также Белебей, Кумертау, Каспийск, Надвоицы, Камешково, Череповец, Анжеро-Судженск и др.

Кроме того, строительство инфраструктуры не сихронизировано с запуском инвестпроектов. Так, из 30 введенных объектов 16 по различным причинам не используются. Счетная палата видит эту проблему в Челнах и еще девяти городах, не называя сами объекты. Речь может идти о том же КИП «Мастер», промпарке «Развитие» или обновленном в этом году Хлебном проезде. Напомним, он лоббировался для реализации проектов заводов «Булгарпиво», «Челны Холод» и «Челны-хлеб».

Директор «Развития» Константин Пучкин сегодня в беседе с Chelny-biz.ru заявил, что в промпарке нет простоя. Один завод уже заработал, четыре на подходе.

«Государство пока не смогло найти эффективных способов решения проблем моногородов»

Счетная палата выявила нарушение в Набережных Челнах при предоставлении займов юрлицам. Компании «Кама-Трейд Татарстан» Андрея Бредихина одобрено 228 млн рублей, из них 216 млн уже перечислено на создание сервисного металлообрабатывающего центра по EPS очистке металла. ООО недавно получило статус резидента ТОСЭР. Как показала проверка, за счет суммы полученных процентов от предоставления займов ФРМ направил 47 млн на новый заем ООО «Кама-Трейд Татарстан», чем нарушил правила распоряжения процентами.

Кроме того, выяснилось, что в ряде регионов Фонд воспользовался пробелами в правилах и профинансировал объекты, которые являлись частью инвестпроектов юрлиц. Так, в Белебее ФРМ выделил 239 млн на строительство очистных сооружений и умудрился таким образом на 95% профинансировать проектов местного молочного комбината. Интересно, что сооружения скоро передадут в муниципальную собственность, и местный бюджет будет содержать инфраструктуру молокозавода. В Томской области по схожей схеме строили инфраструктуру для ООО «Деревенское молочко – Сырный двор», но после проверки Кудрина правительство срочно расторгло соглашение с ФРМ.

Аудиторы нашли также факты, когда города искусственно расширяли свои границы, включая соседние деревни и поселки, чтобы выучить федеральные субсидии. Кроме того, в регионах ухитрялись на средства ФРМ финансировать непрофильные работу. Так, в Зеленодольске в одноименном промпарке Фонд готовится оплатить мероприятия по вертикальной планировке земельных участков резидентов. Объем насыпи участков – 846 тыс. куб. м, объем выемки – 1 млн кубов.

ФРМ израсходовал 1,4 млрд рублей на обучение чиновников из моногородов в «Сколково» (1546 человек). Из них лишь 1392 в итоге получили дипломы. 19 человек даже не начинали учиться, 24 слушателя недослушали программу. В итоге 16 млн из бюджета пропали зря.

Еще один показательный пример неэффективности самой программы – создание ТОСЭР в соседних городах. Тут служба Кудрина не стала клеймить Татарстан, зато указала, что ТОР в Вятских Полянах Кировской области – всего в 160 км от Челнов и «Алабуги» – заранее обрекает эту территорию на неуспех.

«Государство пока не смогло найти эффективных способов решения проблем моногородов»

«Создание ТОСЭР Вятские Поляны в непосредственной близости от республики Татарстан, входящей в тройку лидеров национального рейтинга состояния инвестиционного климата в России увеличивает риск отсутствия новых резидентов на территории моногорода», - пишет Счетная палата. Как итог в вятской ТОСЭР пока всего три резидента.

Отдельная тема для критики от Кудрина и его команды – сам список из 319 моногородов. 100 из них относятся к категории наиболее сложных (к красной группе). Несмотря на все меры поддержки, в них по-прежнему наблюдается ухудшение как демографической ситуации, так и ситуации на рынке труда. Счетная палата настаивает на пересмотре параметров моногорода, считая нынешний список неактуальным. «Большинство из них потеряли признаки монопрофильности в связи с уменьшением численности работающих на градообразующих предприятиях, оттоком населения и сжатием населенного пункта», – указывает СП.

«ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АО «КИП «МАСТЕР» ПОЗВОЛЯЛО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ»

Примечательно, что Счетная палата не в первый раз находит нарушения в ФРМ и в том числе в Набережных Челнах. В 2017 году был опубликован сводный отчет о проверке эффективности использования средств федерального бюджета, направленных в «Фонд развития моногородов» в 2014-2016 годах.

Счетная палата отметила, в 2015 году по просьбе руководства республики правительство РФ отнесло Челны к категории моногородов с особо сложной экономической ситуацией (к первой из трех) в связи с имеющимися рисками снижения активности градообразующего предприятия ПАО «КАМАЗ». А Минэкономразвития тогда заключило, что Челны не соответствуют этой категории из-за экономического положения, но город все равно включили в нее. Каким образом это произошло, Счетная палата не раскрывает.

«Фондом на поддержку города Набережные Челны планируется направить 2,8 млрд рублей. При этом социально-экономическое положение данного города, по сравнению с другими монопрофильными муниципальными образованиями не является «кризисным», – возражала Счетная палата в 2017 году. Она сделала вывод о том, что у города и так «высокая диверсифицированность экономики и низкий уровень безработицы…».

«Государство пока не смогло найти эффективных способов решения проблем моногородов»

Впрочем, это не помешало команде Магдеева в октябре 2017-го защитить очередной инвестиционный проект на 130 млн – реконструкцию Хлебного и Тридцатого проезда. Напомним, их торжественно открыли 12 октября с участием чиновника из ФРМ и президента Минниханова.

Кроме того, аудиторы в прошлом году указывали, что КИП «Мастер» необоснованно получал поддержку. Например, в 2016 году заем на 810 млн рублей под 5% годовых до 2024 года. Он предоставлялся при условии, что «КАМАЗ» заключит с Фондом договор залога акций АО «КИП «Мастер» в количестве 2,4 млн штук. При этом парк является «дочкой» градообразующего предприятия и его развитие связано с тем, что «ПАО «КАМАЗ» рассматривает площади КИП «Мастер» как максимально удобное место для развития собственных поставщиков». А по Правилам Фонда субсидии должны предоставляться на создание рабочих мест, не связанных с градообразующими предприятиями.

Более того, парк в 2013 году получил прямую государственную помощь в 200 млн рублей на поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе из федерального бюджета 120 млн, а в 2014-м по решению единственного акционера («КАМАЗа») выплатил ему дивиденды по акциям в сумме 110 млн. «Таким образом, финансовое положение АО «КИП «Мастер» позволяло осуществлять деятельность без государственной поддержки, – сделали выводу аудиторы. – В 2016 году по линии Минпромторга России запланирована субсидия бюджету Республики Татарстан на возмещение затрат на создание инфраструктуры КИП «Мастер» в размере 58,94 млн. рублей. Таким образом, кроме Фонда государственная поддержка в виде субсидий из федерального бюджета АО «КИП «Мастер» оказана еще Минэкономразвития России и Минпромторгом России, которые отчитываются по показателям о его успешной работе».

«Государство пока не смогло найти эффективных способов решения проблем моногородов»

Кроме того, Счетная палата обратила внимание на строительство дорог общего пользования в промзоне Челнов (они преподносились как необходимые для инвестпроекта КИП «Мастер»). «На территории, примыкающей к дорожной инфраструктуре промзоны ведут деятельность около 50 предприятий, среди них крупные промышленные предприятия ООО «Кнорр - Бремзе КАМА», ЗАО «Камминз - КАМА», ООО «Форд Соллерс Холдинг» и др. Таким образом, КИП «Мастер» и десятки других предприятий уже были расположены вблизи дорожной инфраструктуры до того, как заключено соглашение между фондом и республикой Татарстан. В связи с этим нельзя рассматривать объем привлеченных инвестиций и созданные рабочие места как показатели эффективности вложенных Фондом средств», – отмечают проверяющие.

Эти выводы Счетная палата делала еще в прошлом году, однако, как видим, они нисколько не отразились на отношении ФРМ к Челнам, и город сохранил финансовые потоки. На этот раз критики в адрес автограда было гораздо меньше. Интересно будет наблюдать за реакцией на свежий доклад службы Кудрина.

Руководители экономического блока исполкома Набережных Челнов сегодня были недоступны для комментариев.

Лилия Павлова

Фото: РБК, gavrilov-yam.zdrav76.ru, republic.ru, korib.ru, komanda-k.ru

Комментарии
22.10.2018, 18:35

Им нечего сказать!
22.10.2018, 18:41

Кудрин довёл страну до ручки и сам же теперь недоволен. И так ему не эдак и эдак не так! Не развиваются - плохо. Развиваются тоже плохо...
22.10.2018, 21:14

Снимаю шляпу перед лоббистскими способностями руководства города. Несмотря ни на что вытаскивают деньги в город из федеральных источников
22.10.2018, 21:16

С точки зрения экономического статиста и аналитика все правильно он говорит, но я как патриот города конечно же не согласен)
22.10.2018, 21:17

Вообще Кудрин не дурак, а отличии от многих остальных
23.10.2018, 15:14

То есть то, что он сделал со страной в свою бытность министром Вас устраивает?
22.10.2018, 22:55

Екатерина

Предприятия работают!!!Дороги в промзоне построены, про которые забыли, они были просто убиты, а сейчас??? Молодцы экономисты, некогда им комментарии раздавать. Дела делают. А аналитики свои дела делают, работа у них такая. Каждый занимается своим делом)))
23.10.2018, 12:45

Екатерине

А вы статью то читали? Там же четко написано: "Программа ставила цель СНЯТЬ ЗАВИСМОСТЬ моногородов от градообразующих предприятий, создав к концу 2018 года 230 тыс. новых рабочих мест, не связанных с основными производствам"!!!!!. И что?!! Сняли зависимость?!! Если сами работаете на промпредприятии, остальные толпами рыщут где найти место. Вынуждены в других городах искать. В центр занятости практически никто не идет. Сказки хватит рассказывать!
23.10.2018, 14:32

Екатерина

А что у нас работы в городе нет??? Вы вообще принимайте о чём вы пишите??? Снять зависимость моногорода от КАМАЗа да создать новые рабочие места, новые предприятия, чтоб в кризис, когда КАМАЗ И зависящие от него предприятия были в простое, чтоб людям была работа, чтоб были предприятия, которые работали в кризис КАМАЗа, а чтоб приходили инвесторы необходимо хорошие дороги, благоустрить город, вот для этого комплексная программа, пять шагов благоустройства. Предприятия открываются, к примеру ЗАРЯД, есть новые рабочие места, но никто не хочет работать на заводах, на предприятиях рабочими!!! Всем надо сидеть ничего не делать и получать зп. Вот такие и ноют, что нет работы, диванные эксперты))) И снимают зависимость годами!!! А не за 5 лет, эксперт блин, надо сначала вложить не мало сил и денег, чтоб был результат, рентабельность сразу не получишь)) Сейчас грядет другая проблема, новые рабочие места, новые предприятия,а работать может быть не кому. Вот это будет проблема. А не то что сейчас пишут, пфф, Кудрину тоже надо работу показывать))
23.10.2018, 15:46

+ 100500
23.10.2018, 21:10

так он об этом и пишет- несмотря на все принятые меры, рождаемость падает и количество работоспособных соответственно тоже. я только не пойму- если у вас цель поднять эти две цели, то на кой вы деньги на дороги выделяете? ежу понятно, что перед тем как рожать меньше всего нужна дорога в промзоне, тогда совсем другое надо финансировать- детские сады там, школы, пособие дополнительное платить и тд а то построили дорогу в промзоне и удивляются - че то люди не рожают
23.10.2018, 22:36

Екатерина

А при чём тут рождаемость вообще??? Занавес!!! Во-первых, задачи данной программы не повысить рождаемость, а прекратить отток населения, но в первую очередь, пригласить инвесторов, создать рабочие места. Рождаемость повышать это задача республики)) Во вторых, вы статистику видели? Где она падает, она растёт, что по городу, что по республике. Поэтому республика не считает нужным мотивировать население на рождаемость, это вам про пособие ответ. А поддерживают рост рождаемости, детские сады строят, на следующий год 3 штуки, школы строят на следующий год 1 штука)) А уж проводить прямую параллель дороги и рождаемость - это вообще тундра)))))))
23.10.2018, 11:09

Всё правильно. Нужно укреплять работающие предприятия, помогая им создавать задел на будущее. Работают стабильно, продукция востребована и конкурентоспособна. А камазовским поставщикам на КИП-Мастере нужно поставить задачу за определённый период (3-5 лет) обеспечить выпуск продукции хотя бы 50/50 (половина - для КАМАЗа, половина - на рынок ( не колхозный)).
23.10.2018, 11:34

Да нам не холодно не жарко, кто то руки хорошо погреб, а кто то к именно своим предприятиям дороги за счёт бюджета сделал, что здесь молодцовооо то
23.10.2018, 14:35

Екатерина

Конечно, вам не холодно, не жарко, вы то на диване лежите, зачем вам дороги)) Свои предприятия, как вы говорите, это крупные предприятия города, которые платят налоги в город)
23.10.2018, 15:38

Екатерина, на диване никто не лежит. Каждый выживает как может. Хотелось бы жить в своем городе, а не мотаться по странам, городам и весям. Откуда вам знать как живёт остальная часть города? Впрочем это не жалоба -рыба ищет где глубже, а человек где лучше. На главный вопрос поднятый в статье вы так и не ответили. Да и была ли попытка с вашей стороны вникнуть в суть? То что предприятия работают люди и без вас знают.
23.10.2018, 17:47

Екатерина

Человек всю жизнь ищет там, где лучше. Вы написали про дороги, я вам ответила. Про какую суть вы толкуйте?)) И про какую часть города вы говорите? У нас люди частями живут? Не нагнетайте, люди во все времена и во всех городах ездят вахтовым методом или на заработки в другие города, называйте как хотите.
24.10.2018, 00:08

Екатерина, вы снова не ответили на вопрос почему поднятая проблема (далее пишу слова из статьи) "Приоритетной программы вообще не соответствуют ее цели, носят формальный, неинформативный статистический характер и не отражают, как на самом деле решаются проблемы безработицы и диверсификации экономики в моногородах. Это написано черным по белому. Упорно не хотите понять суть или просто притворяетесь. Об этом уже в курсе на самом верху власти а вы на месте делаете вид: все хорошо прекрасная маркиза!
24.10.2018, 11:05

Екатерина

Проблемы есть, но они совсем не те, что вы пишите мне цитаты из статьи. Наверху, как вы выразились, всем всё яснее, уж лучше чем нам с вами))) Вы написали про "свои" дороги изначально, я вам ответила. Про суть проблем и не проблем рассуждать можно вечно. Развиваться и улучшаться всегда есть куда. Много ли вы городов полумиллионников видели, где финансирование идёт с федерального бюджета? Это на мой взгляд один из показателей данной программы, что они помогают и финансируют такие "проблемные" города вообще. И конечно же спасибо городу, что вообще участвуют в таких программах и выбивают деньги с бюджета)))) дальше спорить не вижу смысла, удачи, успехов!
24.10.2018, 04:07

Поездки в другие места для работы - на временные работы - раньше назывались "отходным промыслом", "отходом" и происходили оттого, что промышленность не могла предложить рабочие места для отходников в их постоянных местах проживания. И этот отход носил в основном сезонный характер (но для каждого вида деятельности этот сезон был разным). ФРМ был создан, чтобы эти отходы уменьшить или вообще ликвидировать, но не получилось...
24.10.2018, 00:05

Где у нас низкая безработица? Вы предите в ЦТ и Занятости и увидите эти прекрасные, неудачливые, зажравшие лица роботников. Конечно туда никто не придет искать работу, если они всем советуют работать посудомойкой или уборщицой за 4-5 тысяч.
24.10.2018, 12:37

Ирина

В статье пишется про отток населения -в городе должно быть интересно, городские мероприятия , театры , спорт , учебные заведения , в этом году многие выпускники уехали на учебу в Казань , Москву ,Питер ... думаю , не вернуться в Челны , учебных заведений качественных в городе мало, ребятам не интересно оставаться в городе, вот и ищут развитие "на стороне"! А статьи про город ? Почитаешь новости -одни наказания , кого , где ,за что поймали, посадили , все воруют , земельные войны ,не город, а постоянная разборка ...Может это и нужно вытаскивать наружу , но хорошие , позитивные новости должны быть тоже!
26.10.2018, 12:26

+100500
30.10.2018, 16:06

+100500